Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Аристотель.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы»
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Компетенции
Компетентность
Профессиональная компетентность педагога
Основные понятия:
- Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
- Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Структура ключевых компетенций в образовании
1 . Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
- Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
- Социально - личностные компетенции:
1 . Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
- Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
1 . Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
- Организаторская деятельность:
1 . Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
- Личностно-адаптивные компетенции .
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Профессионализм педагога
10
Педагог.
сотрудничество
9
Осознанная
индивидуальность
11
Профессионал
эксперт
8
Исследователь
5
Гуманист
7
Творец
новатор
6
Само
диагност
3
От эрудита до
мастера
1
стажер
2
Педагог по
призванию
4
Мастер- диагност
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности ?
1 этап
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
- диагностирования, тестирование - определение путей совершенствования профессиональной компетентности
2 этап
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования
- Создания творческих групп
- Повышение квалификации
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Анализ деятельности учителя
- Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
- Интерес и любовь к детям
- Увлеченность педагогической деятельностью
- Дисциплинированность
- Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
- Педагогический такт
- Педагогический оптимизм
- Педагогическое воображение
- Организаторские способности
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога