СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная направленность в преподавании математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по изучению повышения путей мотивации через профессиональную направленность

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная направленность в преподавании математики»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»















ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ

ППКРС 35.01.13 «ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»











Зайцева Алла Валерьевна

преподаватель математики

ГБПОУ «Сахалинский техникум

механизации сельского хозяйства»























Южно- Сахалинск,

2018


Изучение математики без должной

связи с жизнью, без наглядности

мешает развитию логического

мышления, снижает уровень

математической подготовки

учащейся молодежи.

.И. Маркушевич



Общеизвестно, что успеваемость студентов зависит не только от способностей, но и от интереса к выбранной профессии. На основании этого можно сказать, что профессиональная мотивация непременно должна привести к успехам в обучении. Встает вопрос- как повысить мотивацию к обучению, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста? Ответ на этот вопрос надо искать в организации деятельности, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений.

Как и во всех учебных заведениях СПО в ГБПОУ «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства» проводится диагностика знаний первокурсников. Результаты диагностики уровня мотивации к изучению дисциплины «Математика» в группах 171-т, 172-т по ППКРС «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» показывают, что уровень мотивации обучающихся 1 курса – средний.


Результаты диагностики показывают, что в техникум приходят студенты имеющие слабую подготовку по дисциплине «Математика», обладающие большими пробелами в знаниях, нуждающиеся в развивающем обучении. Содержание профессионального обучения может быть включенным в структуру учебной деятельности обучающихся на уроках математики в форме заданий и задач профессиональной направленности. Логическое мышление, точность в вычислениях, пространственное воображение – это все, что дает математика. И без данных знаний и умений не возможно овладеть ППКРС «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» на должном уровне.

Цель исследования:

Рассмотреть пути повышения мотивации студентов через профессиональную направленность в преподавании математики.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть ППКРС по профессии 35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» на предмет межпредметных связей;

  • Выявить взаимосвязь математических знаний и умений с другими дисциплинами профессионального цикла;

  • Повысить мотивацию к процессу обучения через внедрение в учебный процесс профессиональную направленность в преподавании математики.

Математика важнейшая наука, которая применяется людьми везде. Порой люди не понимают, что пользовались знаниями по математике. Но если посмотреть вокруг, то мы увидим: рассчитываясь в магазине, мы пересчитываем сдачу, строя дом, мы подсчитываем площадь, едем в другой город – рассчитываем расстояние, затраты топлива и т.д.

Математика, как наука помогла ученым создать, то, без чего мы не обходимся сейчас: телевизор, компьютерные игры, микроволновая печь, вертолет.

Во всех школах всех стран мира детей учат математике, потому что математика самое главное знание – базовая наука, на которую опираются другие предметы. В техникумах, институтах и университетах изучение математики продолжается.

Работая на первом курсе, для поднятия интереса к дисциплине «Математика» я использую задачи из «жизненной» математики. (Приложение 1). Задачи «из жизни» легко и просто воспринимаются обучающимися, заинтересовывают их, а также дают понять студенту значимость математики.

Обучающиеся первого курса часто задают вопрос: Зачем нужна математика? Зачем нам проходить «Объемы фигур»? и т.д. И только используя задачи с жизненным уклоном, я смогла ответить им на такие вопросы.

При дальнейшем изучении математики, поменялись и вопросы. У меня стали спрашивать: - Зачем математика трактористам? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила учебный план по ППКРС35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» на предмет межпредметных связей, рабочие программы дисциплин общепрофессионального цикла («Основы технического черчения», «Техническая механика с основами технических измерений») и профессиональные модули (Пм 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» на предмет межпредметных связей (Приложение 2).

Уже зная какие математические знания нужны для успешного освоения этих дисциплин началась разработка и использование заданий и задач профессиональной направленности в обучении.

Благодаря профессиональной направленности в преподавании математики уже на втором курсе, обучающиеся умеют «видеть» математику, четко понимают где и как эти знания применяются, какая существует взаимосвязь, опираются на определенные математические закономерности (связь математики с отдельными разделами профессиональных модулей МДК 01.02 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»» и «МДК 01.01 Технология механизированных работ в сельском хозяйстве»), изучение деталей машин (соединения, детали вращательного движения, передачи) (Приложение 2, 3).

В настоящее время нет задач профессиональной направленности в учебниках по математике, приходится разрабатывать эти задания к урокам по различным специальностям. При составление заданий профессиональной направленности руководствуюсь целями практического курса:

  • научиться выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты;

  • научиться вычислять площади и объемы деталей, объемы земляных работ;

  • научиться применять математические методы для решения профессиональных задач.

При решении профессиональных задач часто требуются умения работать с пропорцией, процентами, степенями, выполнять вычисления простые и сложные, находить значения тригонометрической функции, вычислять расстояние, площади, объемы многогранников и тел вращения, вычислять площадь криволинейной фигуры, применять статистические методы и др.

Подводя итог работы над темой можно сказать, что профессиональная направленность преподавания математики играет большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей профессии. Студенты осознанно изучают теоретический материал, используют его на практике, в повседневной жизни.

Литература

  1. Афанасьева А.П. Практико-ориентированное образование как одно из необходимых условий для успешной адаптации школьников к жизни в обществе/[Электронный ресурс]//URL: afanaseva-an.narod.ru/info/opisanie.rtf(дата обращения 25.12.2017).

  2. Болотников В.И. ФГОС профессионального образования третьего поколения[Электронный ресурс]//Центр профессионального образования, ФИРО. URL: yspu.org/trn_level_edu/3/10/blinov.pp(дата обращения 2.12.2017).

  3. Галактионов В.Ю. Взаимодействие работодателей и учреждений профессионального образования [Электронный ресурс]//Министерство образования и науки РФ. URL:www.fsk-ees.ru/upload/docs/Guzhelya.ppt(дата обращения 27,05.2016).

  4. Султанова А.В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в ВУЗЕ [Электронный ресурс]// (дата обращения 08.10.2017).

  5. Иванова М.А. Формирование готовности к самостоятельной работе студентов колледжа заочной формы обучения в условиях информатизации образования :на примере "Инженерной графики" и специальных дисциплин.
    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat[Электронный ресурс]//http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-k-samostoyatelnoi-rabote-studentov-kolledzha-zaochnoi-formy-obucheni#ixzz3oPZwaoGX(дата обращения 10.05.2017).









































Приложение 1

  1. Семья решила сделать ремонт в своей квартире. Решив перекрасить потолок в одной из комнат, они обратились к ремонтной бригаде, для предоставления услуги. Сотрудники им выдали таблицу.

Цвет потолка

Цена в рублях за 1 кв. метр (в зависимости от площади помещения).

До 20 м2

От 21м2 до 40 м2

От 41 м2 до 60 м2

Свыше 60м2

Белый

120

105

90

75

Розовый

140

125

110

90


Пользуясь данными, представленными в таблице, помогите семье рассчитать, во сколько им обойдется стоимость работ, если площадь потолка - 55 м2, потолок розовый и действует сезонная скидка в 10%.

  1. Бизнесмену нужно приобрести 100 кубометров строительного бруса, для постройки большого дома. Он обошел 3 поставщиков. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?


Поставщик

Стоимость бруса (руб. за м3)

Стоимость доставки

«Брус +»

3200

10700

«Жизнь»

4500

9100

«Дом наш»

3600

9300


При изучении разделов по нахождению площадей и объемов фигур, для решения предлагаются следующие задачи:

  1. Какой высоты должен быть аквариум емкостью 180 л, если длина его равна 0,8 м, а ширина 50 см?

  2. Измерить и вычислить объем какого ни будь строения (на даче или во дворе дома).

  3. Найдите объем камеры сгорания двигателя автомобиля КАМАЗ, если диаметр поршня 120 мм, ход поршня 160 мм?

  4. На сколько увеличится объем камеры сгорания двигателя автомобиля ГАЗ -53, если диаметр поршня 10 см., ход поршня 9 см? 1

Приложение 2

Связь дисциплин профессионального цикла и математических знаний

Пм 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»,

МДК 01.02 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»

Необходимые математические знания

МДК 01.01 Технология механизированных работ в сельском хозяйстве

Необходимые математические знания

Основы работы ДВС

  • Формула С= 2ПR

  • Объем цилиндра

  • Объем шара

  • Площадь цилиндра

Машины для основной и предпосевной обработки почвы

  • Прямая

  • Параллельные прямые

  • Параллельные плоскости

  • Двугранный угол

  • Линейный угол

  • Плоскости в пространстве

Кривошипно-шатунный механизм

  • Деление окружности на части

  • Формулы тригонометрических функций

Машины для приготовления и внесения удобрений

  • Измерение площади,

  • Единицы измерения

  • Площади,

  • Приближенные числа,

  • Радиус

  • Площадь, квадрат, круг

Распределительный механизм

  • Углы

  • Градусное измерение углов

  • Длина окружности

  • Усеченный конус

Машины для возделывания кукурузы

  • Параллельные и пересекающиеся прямые

  • Прямоугольник

  • Площади фигур

  • Параллельные плоскости

Система питания двигателей

Поверхность вращения, многогранные призмы, длина дуги, конус, площади и объем шара

Машины для химической борьбы с вредителями

Круг, площадь круга, конус, параллелепипед, его объем, цилиндр, пирамида

Ходовая часть трактора

Трапеция и ее свойства, поверхность усеченного конуса



Редукторы

Тригонометрические функции, параллельность прямых



Пусковые устройства двигателей

Сфера, полусфера, объем цилиндра

























Приложение 3

Геометрия кривошипно-шатунного механизма. Запальная свеча в двигателях внутреннего сгорания, которая предназначена для воспламенения горючего в цилиндрах двигателя, состоит из цилиндрических, винтовых и конических поверхностей, а также из шестиугольной призмы. Клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из цилиндрических, конических и других поверхностей вращения. Всё это позволяет сделать вывод, что математика имеет широкие применения в сельском хозяйстве. Прочные знания по математике помогают успешно осваивать предметы профессионального цикла и увереннее чувствовать себя при выполнении практических заданий во время производственной практики. Математика даёт огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного её использования в сельском хозяйстве.

Нож большинства сенокосилок совершает возвратно - поступательное движение, которое передаёт ему от вращающегося вала о с помощью кривошипно-шатунного механизма. За один оборот вала каждая точка ножа дважды проходит путь от одного крайнего положения до другого. Расстояние между этими крайними положениями называется ходом ножа.

Различают два вида кривошипно-шатунных механизмов: смещённый, когда ось о кривошипного вала лежит выше линии движения ножа (прямая т), и нормальный, когда ось вала лежит на линии движения ножа. В сенокосилке применяется смещённый механизм, что выгодно влияет на многие эксплуатационные характеристики косилки.

Постараюсь доказать, что смещённый кривошипно-шатунный механизм даёт больший ход ножа, чем нормальный с тем же кривошипом и шатуном.

Решение: Пусть r – длина кривошипа, l – длина шатуна, h – расстояние от оси кривошипного вала до линии движения ножа. Крайние положения ножа (точка А и В на рисунке) определяются таким расположением шатуна и кривошипа, когда они вместо ломаной образуют прямолинейный отрезок.

Поэтому ход ножа S= АВ-ВС= АО2-ОС2 - ВО2- ОС2


Так как АО= l + r, ВО= l – r, ОС= h, то S= (l + r )2- h2 - (l - r )2- h2

Пологая, в полученном для S выражении h =0, получаю, что в случае нормального механизма (в этом легко убедиться и непосредственно, сделав соответствующий чертёж) ход ножа равен 2r.Следовательно, нужно доказать, что S2r (h =0).

С этой целью умножим и разделим выражение для S на сопряженное выражение

4* l * r 4* l * r

S= =2r,

(l + r )2- h2 + (l - r )2- h2 (l + r )2 + (l - r )2


Получили, что и требовалось установить.

Некоторые детали тракторов и автомобилей являются комбинациями из цилиндра, конуса и шара.

Поршень двигателя внутреннего сгорания состоит из цилиндрических, конической и шаровой поверхностей.








Запальная свеча в двигателях внутреннего сгорания, которая предназначена для воспламенения горючего в цилиндрах двигателя, состоит из цилиндрических, винтовых и конических поверхностей, а также из шестиугольной призмы.2








Клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из цилиндрических, конических и других поверхностей вращения. 3




Клапан





Также в данном разделе, можно не просто познакомить ребят с телами вращения, но и показать решение задач:

Конусность вала D = 40 мм, d = 34 мм, Н = 60 мм равна… 

       

 а) 10 мм;   б)1 мм;    в) 0,1мм;     г) 0,6 мм 






1 Исайчева Екатерина Владимировна -https://infourok.ru/user/isaycheva-ekaterina-vladimirovna

2 https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-matematike-na-temu-matematika-v-professii-traktoristmashinist-2251163.html

3 https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-matematike-na-temu-matematika-v-professii-traktoristmashinist-2251163.html