Профессиональная компетентность учителя биологии в условиях
реализации ФГОС ООО
«Непросто достигать вершин успеха,
И стать великим сможет только тот,
Кто день и ночь шел через все помехи,
Пока другие спали без забот».
Генри Лонгфелло
Профессиональный стандарт педагога в условиях
реализации ФГОС ООО
«Непросто достигать вершин успеха,
И стать великим сможет только тот,
Кто день и ночь шел через все помехи,
Пока другие спали без забот».
Генри Лонгфелло
Задача: Изучив профессиональный стандарт педагога, раскрыть содержание компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности.
В структуре профессиональной компетенции учителя выделено девять компетенций: методическая, организационная, социальная, коммуникативная, информационная, рефлексивно-аналитическая, правовая, результативность, профессиональные знания.
В условиях перехода школой ФГООС ООО повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность - характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. В период реализации федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя. Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, способы мышления, понимание ответственности за свои действия.
1.Профессиональные знания - это совокупность теоретических научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере
деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижен
ия результатов в профессиональной деятельности.
Компетентность не сводится к образованности человека; компетентность представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; основой суждения о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности.
Одной из составляющих профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.
В результате самопознания складывается представление о себе (субъективный образ своего «Я») под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с социальными нормами поведения, принятыми в обществе, т.е. представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Таким образом, функция самопроектирования позволяет личности на уровне должного спланировать образ своего «Я», отличающегося от существующего в реальности, определить план действий по его достижению и наметить траекторию дальнейшего собственного развития.
Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности. Самореализация – это проявление собственной индивидуальности, самостоятельность и самоутверждение в различных сферах жизнедеятельности личности.
Анализ собственной деятельности с этих позиций позволяет педагогу выяснить для себя, в чем он силен и в чем слаб, что «западает» в его деятельности, чего еще не хватает, чтобы выполнять работу более эффективно. Противоречие между нормативным образцом и оценкой собственной деятельности служит мотивационной основой самообразования, задает цели и направление саморазвития и самосовершенствования.
Профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования необходимо рассматривать с позиций системно-деятельностного подхода, поскольку это системная, целенаправленная деятельность, направленная на реализацию задач ФГОС общего образования, обеспечивающих конечный результат – развитие личности на основе универсальных учебных действий, формирующихся через комплекс личных, метапредметных и предметных результатов.
2.Правовая компетентность - качество действий педагога обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.
Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта можно определить содержание правовой (социально-правовой) компетентности, которая заключается в:
знании основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;
выполнении правил и норм охраны труда, техники безопасности;
умении защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;
умении обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
умении вести школьную и классную документацию.
3.Информационная компетенция
Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.
В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», в «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знании педагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебном процессе, современных методов обучения.
Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).
Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность. Информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.»
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:
• уровень потребителя информации;
• уровень пользователя компьютером;
• уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
• уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.
Основными педагогическими условиями, влияющими на формирование ИК педагога являются:
а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;
б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;
в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.
Основными элементами процесса формирования ИК являются:
- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
- умение создавать презентации;
- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
- умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
- умение использовать компьютерное тестирование;
- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
4.Результативность деятельности педагога
Результат (resultatus - отраженный): итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., «Советская энциклопедия», 1969). Результативность - это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
Решение проблемы определения результата в дополнительном образовании детей надо искать, как минимум, в двух плоскостях:
а) в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения учащихся;
б) в области учебных и личностных результатов детей.
Результаты педагогической деятельности различаются по следующим основаниям:
- по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): «целесообразные» и «нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Параметрами анализа результативности педагогической деятельности, которые удовлетворяют, являются:
· Качество организации образовательного процесса.
· Эффективность педагогической деятельности.
· Профессиональные проявления и достижения.
Так же такие критерии результативности:
· стабильность количественного и качественного состава учащихся;
· уровень освоения учащимися образовательной программы;
· результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях. выставках) разного уровня
· качество программно-методического обеспечения
· результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т. д. Разного уровня;
· включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета)
5.Методические умения – это способность выполнять деятельность, связанную с методикой проектирования, организации и контроля учебного процесса.
Первая группа методических умений связана с общими основами профессиональной деятельности педагога:
- Умение проводить анализ учебно-программной документации по подготовке обучающихся;
- Умение подбирать учебную литературу;
- Умение проводить методический анализ учебных занятий;
- Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала;
- Умение проектировать уроки теоретического и практического обучения;
- Умение разрабатывать различные формы организации учебной деятельности и т.п.
6. Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Коммуникативная компетенция включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, умение и навыки использования средств языка в устной речи, практическое овладение диалогической и монологической речью, овладение культурой устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, владение навыками работы в группе и коллективе, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др. Следует отметить, что в процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо организовывать обучение таким образом, чтобы оно было максимально приближено к процессу общения. Для этого необходимы специальные упражнения, ситуации на уроках, разнообразные методы и приемы работы, что может способствовать организации эффективного учебного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Коммуникативная компетентность педагога представляет собой способность осуществлять общение с обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией с целью обеспечения освоения обучающимися соответствующей образовательной программы в соответствии с ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Мотивационно-целевой компонент коммуникативной компетентности педагога составляет готовность к осуществлению общения и управления посредством общения процессом освоения обучающимися образовательной программы, а также ориентацию на совершенствование своих коммуникативных навыков на базе освоения новых знаний из педагогики и психологии и собственной практики общения. Информационно-алгоритмический компонент включает в себя знания из области педагогики и психологии, знание русского литературного языка, языка научного общения, хотя бы одного иностранного языка на уровне, позволяющим обеспечивать коммуникацию с использованием соответствующих языковых средств. Операционно-деятельностный компонент заключается в способности осуществлять общение в процессе профессиональной деятельности, воспринимать и анализировать уровень эффективности достижения целей обучения посредством использования средств коммуникации, на основе результатов анализа собственной коммуникативной деятельности осуществлять совершенствование всех компонентов коммуникативной компетентности. Целевые установки на развитие коммуникативной компетентности у будущих педагогов отражены в обоих действующих ФГОС для направлений подготовки Компетенции, присутствующие во ФГОС, полностью покрывают описанное выше понятие коммуникативной компетентности. Перечень компетенций, направленных на формирование коммуникативной компетентности, представлены так. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь. Владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников. Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Способность к работе в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, владение основами профессиональной этики и речевой культуры. Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами.
7. Социальная компетенция педагога - способность действовать в социуме с учётом позиции других людей. Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. Это правосознание, умение ставить цели и жизненные планы. Осознанное, уважительное отношение к другому человеку, освоение и соблюдение социальных норм и правил поведения.
8.Рефлексивно-аналитическая компетенция.
Рефлексивная компетентность – это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.
Рефлексия является важнейшей характеристикой теоретического мышления, формируемого у школьников. Но для того чтобы рефлексивные способности были сформированы у детей, сам учитель должен обладать хотя бы основами рефлексивного анализа.
Под рефлексивно-аналитической компетенцией мы понимаем умение педагога осуществлять аналитическое (логически обоснованное) осмысление своей педагогической деятельности и принимать решения по ее оптимизации.
Для формирования нового педагогического профессионализма учителя должны быть заданы развернутые требования к его профессиональной деятельности, в частности к рефлексивно-аналитическим умениям. На основании анализа нормативных документов было определено следующее содержание этой компетенции учителя.
Умеет оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
Умеет ставить цели на успехи в предметной сфере учащихся.
Умеет ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
Умеет адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
Умеет правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
Умеет оценивать сформированность у учащихся учебных действий (общеучебных умений).
Умеет анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).
Умеет выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.
Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие. Каждый педагог должен практиковать внутри субъектную форму рефлексии, которая способствует личностному изменению как в плане морального и духовного развития, так и в плане профессионального самосовершенствования, анализа своей педагогической деятельности, сравнения поставленных целей, процесса и результатов работы педагога с обучающимися. Актуализация рефлексивности педагога ведет к тому, что педагог выходит из поглощения самой профессией, имеет возможность посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней. Среди технологий, способствующих осуществление рефлексии профессиональной деятельности, существуют различные виды рефлексивного письма, выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность, «графические организаторы» и «сравнительные таблицы».
9. Организационные умения:
Обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля. Умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач; деятельная ориентация на достижение поставленных целей; способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями; своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств; обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства; поддержание порядка в необходимой документации.
6