СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика неуспешности в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет - памятка

Просмотр содержимого документа
«Профилактика неуспешности в школе»

Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе


Отрицательный ответ — 0 баллов Нейтральный ответ — 1 балл Положительный ответ — 3 балла

Вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень? 2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

  2. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?

  3. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

  4. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только интересные предметы?

  5. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  6. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  7. У тебя в классе много друзей? 10.Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок:

25 — 30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и адаптации.

20 — 24 балла – средний уровень школьной мотивации и адаптации.

15 — 19 баллов – уровень внешней мотивации. 10 — 14 баллов – уровень низкой школьной мотивации.

Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, уровень школьной дезадаптации.

Десять правил работы со

«слабоуспевающими» учениками

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

  2. Не торопите ученика! Помните, что для

«слабоуспевающего» необходим период

«вживания» в материал. Научитесь ждать!

  1. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со

«слабоуспевающим» учеником.

  1. Предлагайте ученикам однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

  2. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

  3. Не гонитесь за обилием новой информации! Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

  4. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

  5. Научитесь управлять классом! Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

  6. Начав целенаправленно работать со

«слабоуспевающими» учениками, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

  1. Научитесь привлекать к обучению

«слабоуспевающих» более сильных ребят.



Работа с неуспевающим учеником



Памятка для педагога










Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этап урока:

Контроль подготовленности учащихся Виды помощи:

    1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

    2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

    3. Предложение учащимся примерного плана ответа.

    4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 5.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой .

Профилактика:
  1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

  2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявлять типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении.

  3. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.

  4. По окончанию изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

Этап урока: Изложение нового материала

Виды помощи:

  1. Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

  2. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

  3. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Профилактика:
  1. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

  2. Стимулировать постановку вопросов к учителю со стороны учащихся при затруднениях в усвоении


Этап урока:

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Виды помощи:

1.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в




учебного материала.

  1. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

  2. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

Этап урока: Организация самостоятельной работы

Виды помощи:

  1. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  2. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  3. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Профилактика:

1.Подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но данных в определенной системе, достичь большего эффекта. 2.Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

3.Инструктировать о порядке выполнения работы. 4.Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

  1. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

  2. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.


При организации самостоятельной работы вне класса 1.Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно затруднения.

  1. Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками.

  2. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.

  3. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.





Алгоритм работы с неуспевающими учениками


Классный руководитель:

1.Определяет причину неуспеваемости учащегося через:

  • анкетирование;

  • беседу с психологом;

  • беседу с социальным педагогом для выяснения социальных условий;

  • беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет

«неудовлетворительную» оценку. 2.Ведёт контроль за:

  • посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

  • успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику. 3.Уведомляет еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося. 4.Разрабатывает вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводит итоги по окончанию четверти.

Учитель-предметник:

1. Выстраивает систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей. 2.Планирует и осуществляет на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.