Просмотр содержимого документа
«Профильное обучение»
« Профильное обучение: успехи и проблемы ». Из опыта работы учителя И.М.Голодюк
Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн
.
Актуальность
В концепции модернизации российского образования определены задачи профильного обучения. Наряду с традиционными задачами индивидуализации и дифференциации обучения профильное обучение направлено на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Профильный уровень ориентирован на подготовку к последующему профессиональному образованию исходя из возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей.
Цель профильного обучения: повышение качества образовательной системы, решение одной из жизненно важных проблем-обоснованного выбора будущего профессионального образования, самореализация выпускника в его профессиональной деятельности.. Задачи профильного обучения: 1.Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов. 2.Создать условия для обоснованного выбора старшеклассниками профиля. 3.Помочь в построении индивидуальных образовательных программ, тем самым способствовать качественной подготовке к поступлению в вузы. 4.Ввести систему психолого-педагогического мониторинга, ориентированного на систематическую диагностику и оценку конечных результатов учащихся в процессе образовательной деятельности как условие управления качеством. Инновационные задачи профильного обучения: 1.Учет реальных потребностей рынка труда; 2.Кооперация старшей ступени с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования; 3.Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов.
- Между образовательными потребностями
- Между содержанием образования
учащихся и спектром
учебных предметов и уровнем
овладения ими в школе
и потребностями принципиального
изменения качества трудовых ресурсов
в условиях экономической конкуренции
Противоречия системы общего среднего образования
- Между многообразием склонностей
и способностей учащихся и единообразием требований проектов
образовательного стандарта
- Между требованиями системы высшего
образования и итоговой подготовкой
выпускников учреждений общего среднего
образования
9
- Профильное обучение - особый способ организации обучения в системе общего образования
- В России профильное обучение начинается на завершающей стадии основного общего образования - предпрофильная подготовка - и осуществляется на старшей ступени общего образования.
Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней:
Общеобразовательный уровень
Профильный уровень
- обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин
- обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования,
предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся
13
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования,
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
18
расширение возможностей выбора обучающимися образовательных траекторий и маршрутов
индивидуализация обучения
развитие
мотивации учения
Профильное обучение — пример комплексного и достаточно радикального образовательного новшеств
Модель профильного обучения:
- Базовые образовательные предметы –60-74%
- Профильные – 24 - 38%
- Элективные курсы – 2%
Элективные курсы
Развитие содержания одного из базисных предметов
Удовлетворение познавательных интересов школьников
Дополнение содержания профильного курса
Принципы профильного обучения
- Индивидуализация обучения - предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся .
Принципы профильного обучения
- Вариативность - выбор свободно изучаемых дисциплин, смена видов деятельности, использование интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активное включение творческого начала в учебный процесс
ИКТ
Выход на профессию
врач
лаборант
инженер
фармацевт
технолог
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
агроном
криминалист
учитель
Результаты поступления
Учебный год
Количество учащихся
2017 - 2018
Поступление в ВУЗ и ССУЗ
49 человек
2018 - 2019
Поступление по профилю
42 человека
42 человека
2019 - 2020
19 человек
40 человек
45 человек
18 человек
40 человек
21 человек
«Скажи мне , и я забуду,
покажи мне , и я запомню,
вовлеки меня , и я научусь».
Конфуций