СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 5 класс по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа составлена на основе программы Кабалевского Д.Б.

Просмотр содержимого документа
«программа 5 класс по музыке»















СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка 4


2.Планируемые результаты изучения предмета, курса 6


3. Содержание учебного предмета 10


4. Календарно-тематическое планирование 12
































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа основного общего образования по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Рабочая программа по музыке для суворовцев 5 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897)

2.Основной образовательной программы основного общего образования ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».

3. Положения о рабочей программе Северо-Кавказского суворовского военного училища.

4. Учебного плана СКСВУ на 2016-2017 учебный год.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5 класс. – Москва: Просвещение, 2006 год 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для препоодавателя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:


1. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для препоодавателя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

2. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.



Отличительные особенности программы:


• во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

• в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

• в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

• в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.


Рабочая программа имеет целью:


• формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

• духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.


Рабочая программа способствует решению следующих задач:


• научить суворовцев

воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

• содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

• воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

• развивать интеллектуальный потенциал;

• способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подбор поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

• способствовать формированию слушательской культуры суворовцев на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

• научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

• сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

• воспитывать культуру мышления и речи.


Ценностные ориентиры содержания курса заключаются в:


• формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

• формировании основ художественного мышления;

• ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.


2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В области личностных результатов:

• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

• совершенствование художественного вкуса;

• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

• формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

• сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.


В области метапредметных результатов:

• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

• наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

• общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.



В области предметных результатов:

• умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

• умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

• знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

• метод междисциплинарных взаимодействий;

• метод проблемного обучения;

• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

• метод эмоциональной драматургии;

• метод интонационно-стилевого постижения музыки;

• метод художественного контекста;

• метод создания «композиций»;

• стилевой подход;

• системный подход.


Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

• литературой;

• изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

• историей;

• мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

• русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

• природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).


Планируемые результаты освоения суворовцами программы по музыке для 5 класса


Суворовцы научатся:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.



Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.


                                 Критерии оценки

 

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки суворовца и его активности в занятиях.

 

 

       Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся.

 

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения суворовцами программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для преподавателя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение суворовцами различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, коллективное музицирование.

 

Слушание музыки.

 

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

 


Учитывается:

 -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

 

                                             Нормы оценок.

 Оценка «пять»:

 дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

 Оценка «четыре»:

 ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами преподавателя.

 Оценка «три»:

 ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов преподавателя.

 Оценка «два»:

 ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

 

Хоровое пение.

 

Для оценивания качества выполнения суворовцами певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения суворовцем

певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая суворовцу исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить суворовцу исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                                     

Нормы оценок.

 «пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

 

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

 «три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

 «два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

 Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен суворовцами и соответствующим образом оценен преподавателем.

 1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору суворовца.

4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам преподавателя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей суворовца в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

                         

 Требования к ведению тетради для обучающихся 5

классов.

 

В тетрадь записываются:

 1.Темы уроков.

2.Имена  композиторов, музыкантов, даты их жизни.

3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4.Названия и авторы разучиваемых песен.

5.Сложно запоминающиеся тексты песен.

6.Музыкальные впечатления.

7.Сообщения,выполняемые суворовцами по желанию(по темам отдельных уроков.)

8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

 

 Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов(в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда суворовец записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

 Тетрадь проверяется преподавателем один раз в четверть.

 Оценка выставляется за:

 1.Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем,

аккуратность.

2.Ведение словаря

3.Выполненное домашнее задание.

4.Самостоятельную письменную работу. 




3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема года «Музыка и другие виды искусства».

Тема 1 полугодия «Музыка и литература».


1 четверть

1.Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре (1ч.)

2.Вокальная музыка с инструментальным сопровождением (1ч.)

3. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно» (1 ч.)

4-5. Опера - самый значительный жанр вокальной музыки ( 2 ч.)

6-7. Балет. Единство музыки и танца (2 ч.)

8. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (1 ч.)

9. Заключительный урок-концерт (1 ч.)


2 четверть

10. Нужна ли музыка литературе. Музыка в сказке (1 ч).

11. Музыка в сказках разных народов мира (1 ч.)

12. Музыка в басне (1 ч.)

13. Музыка в рассказах (1 ч.)

14. Музыка в кинофильмах (1 ч.)

15. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (1ч.)

16. Музыка и литература. Обобщение (1 ч.)

Тема 2 полугодия «Музыка и изобразительное искусство».


3 четверть

17. Можем ли мы увидеть музыку? (1 ч.)

18. Богатырская тема в русском искусстве «Моя Земля, мое Отечество» (1 ч.)

19. Что может изобразить музыка (1 ч.)

20. Можем ли мы увидеть в музыке образы войны и победы (1 ч.)

21. Можем ли мы увидеть в музыке картины природы ( 1 ч.)

22. Образы живописи в музыке. Живописность искусства (1 ч.)

23. Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека (1 ч.)

24. Что роднит музыку с изобразительным искусством (1 ч.)

25. Музыка – сестра живописи (1 ч.)

26. Музыкальные «картинки» навеянные образами изобразительного искусства (1 ч.)


4 четверть

27.Могут ли звучать картины (1 ч.)

28. Волшебная палочка дирижера (1 ч.)

29-30. Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов (2 ч.)

31. Сказочные герои в музыке (1 ч.)

32. Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи (1 ч.)

33. «Хорошая живопись-это музыка, это мелодия» (2 ч.)

34. Заключительный урок по темам года. «Музыка и другие виды искусства». (1 ч.)


















































4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ урока

Разделы программы

Темы

Количество часов

Основные понятия

Характеристика основных видов деятельности суворовца (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы

Дата

1

2

3

4


5

6

1 полугодие. Музыка и литература

1

Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре.

1

Музыкальные жанры, жанры литературные, вокально-хоровая работа, исполнение известных песен.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Развивать умения «слышать другого».



3.09


2

Вокальная музыка с инструментальным сопровождением.

1

Вокальное пение, вокализ, аккомпанемент, а капелла.

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.


10.09




3

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно».

1

Мир образов, запечатленный в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание, пение).






Умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, а также музыкально-изобразительных жанров.

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.


17.09

4-5

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.

2

Опера — синтетический в вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники, артисты — создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного

либретто от литературного первоисточника.

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.



Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач .

Умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров —

песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров.




24.09

1.10

6-7

Балет. Единство музыки и танца.

2

Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета.


Развитие музыкально-эстетического

чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров балета, а также музыкально-изобразительных жанров.





8.10

15.10

8

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

1

Роль литературы в музыкальных жанрах, простых и сложных.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


22.10

9

Заключительный урок-концерт.

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,

передача музыкальных впечатлений обучающихся.



Совершенствование художественного вкуса; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.


29.10


10

Нужна ли музыка литературе. Музыка в сказке.

1

Выдающиеся представители и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).Сказки, в которых музыка-главное действующее лицо.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным преподавателем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать.


12.11

11

Музыка в сказках разных народов мира.

1

Грузинская народная сказка «Чонгурист». Народные инструменты.

Уметь находить различия и сходства между инструментами разных народов. Знать их названия.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.


19.11


12

Музыка в басне.

1

Басня Крылова «Квартет».

Состав исполнителей: соло, дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет.

Размышлять о музыкальном обогащении

литературы.

Распознавать музыку и музыкантов как

«действующих лиц» литературных произведений.

Воспринимать каждую встречу с музыкой в

литературном произведении как повод к

размышлению о жизни.

Анализировать музыкальность как меру

совершенства литературного текста.



26.11

13

Музыка в рассказах.

1

К.Паустовский «Старый повар»

Жанр литературы-рассказ.

Понимать «говорящую» тему как критерий выразительности музыки.

Воспринимать музыку

через литературу.

Различать простые и сложные жанры. Проявлять

личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную

отзывчивость.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Проявлять интерес к литературным произведениям, чтению.


3.12


14

Музыка в кинофильмах.


1

Понятие «кинематограф», история кинематографа, роль музыки в кинематографе.

Знать классику русского кинематографа и зарубежного.

Аргументировать собственную точку зрения, свои суждения по отношению к тому или иному виду творчества театра и кино.


10.12



15

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. Обобщение тем первого полугодия.

1

Вокализ, романс, опера, ария, увертюра, балет, состав исполнителей, литературные жанры (сказка, басня, рассказ, былина).

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных

произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.



17.12

2 полугодие. Музыка и изобразительное искусство



16

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Понятие живопись, М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть

их авторов.



14.01


17

Богатырская тема в русском искусстве «Моя Земля, мое Отечество».

1

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в

«Богатырской» симфонии

А.Бородина.


Представлять музыку

в зрительных ассоциациях.

Распознавать изображение в музыкальных ассоциациях.

Размышлять о музыке, литературе, живописи в контексте одного сюжета, где каждое искусство

воплощает его по-своему.

Узнавать «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

Различать простые и сложные жанры.

Проявлять

личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную

отзывчивость.



21.01


18

Что может изобразить музыка.

1

Средства музыкальной выразительности (темп, тембр, ритм, динамика, фразировка).

Понятие сюиты. Э.Григ «Пер Гюнт».

Понимать роль средств выразительности в литературной и музыкальной речи; различать интонационные особенности музыкального произведения.



28.01

19

Можем ли мы увидеть в музыке образы войны и победы.

1

Сергей Прокофьев опера «Война и мир», ария Кутузова, Вальс.

Уметь анализировать музыкальное произведение используя знания о средствах музыкальной выразительности.

Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства.



4.02

20

Можем ли мы увидеть в музыке картины природы.













1

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения

весенней радости в пьесе П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».


Анализировать связь музыки с изобразительным

искусством. Представлять музыку

в зрительных ассоциациях.

Распознавать изображение в музыкальных ассоциациях.

Размышлять о музыке, литературе, живописи в контексте одного сюжета, где каждое искусство

воплощает его по-своему.

Узнавать «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

Различать простые и сложные жанры. Проявлять

личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную

отзывчивость.


11.02

21

Образы живописи в музыке. Живописность искусства.








1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный.




Развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально -ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач .








18.02

22

Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

1

Передача характера человека в изображении и в музыке,

музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).

Понимать специфику музыкальных «красок», оттенков, нюансов. Уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально- изобразительных жанров;

знание имен композиторов.


25.02

23

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Интонация музыкальной речи, понятие пейзажа, портрета, натюрморта на примере « Песни о картинах» Ю. Гладкова.




Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


4.03


24

«Музыка – сестра живописи».



1

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки.

Знакомство с понятиями,

перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки.



Развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально -ценностном, заинтересован ном отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса;

овладение художественными

умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально - творческой деятельности.



11.03

25

Музыкальные «картинки» навеянные образами изобразительного искусства.

1

Понятие внутреннего зрения, внутреннего слуха.

К. Сен-Санс «Лебедь».

Уметь давать полный аргументированный ответ ( какими выразительными средствами композитор изображает красочные музыкальные картинки).

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


18.03

26

Могут ли звучать картины.

1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный.


Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

1.04


27

Волшебная палочка дирижера.

1

Состав симфонического оркестра, группы и инструменты оркестра, виды оркестров.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

8.04

28-29

Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов.

2

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности).


Совершенствование художественного вкуса; наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Знание художественных особенностей музыкального импрессионизма.



15.04

22.04


30

Сказочные герои в музыке.

1

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента

«Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» (И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в музыке.

Умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний; умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

29.04


31

Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи.

1

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент.



Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.


6.05

32-33

«Хорошая живопись-это музыка, это мелодия».

2

Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.


13.05

20.05

34

Заключительный урок по темам года. «Музыка и другие виды искусства».

1

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных обучающихся.




Умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Совершенствование художественного вкуса; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.


27.05






















































СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника училища

(по учебной работе)


подполковник И. Змайлов


«__»______________20__г.




1