СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Дружины юных пожарных

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлогаю разработку программы "Дружины юных пожарных". К сожалению не хватает материала и наработок по данному направлению. Хочется поделиться с учителями.   

Просмотр содержимого документа
«Программа Дружины юных пожарных»

Рассмотрена

Методическим

 объединение учителей

«_____»_____2016 г

Согласовано заместителем директора по УВР

«___»______ 2016г.


Утверждаю

Директор школы

 ______ Л.Н. Прогонюк

«___»__________2016г





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 города Сургута






ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Дружина юных пожарных»


Модифицированная по количеству часов.

Возраст участников -  5, 6 классы                       Составитель: Учитель ОБЖ

                                                                                    

Срок реализации программы 1 год                  Г.Г. Воронов










2016 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенные чрезвычайные ситуации ежегодно приводят к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – 
из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности, патриотизма и получение первоначальных знаний и умений военной подготовки.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 5 и 6 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.



ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- военизированная пожарная часть;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

3.Сведения о различных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

5. Виды травм, полученных при пожаре. Знаки пожарной безопасности.

6. Средства индивидуальной защиты.

7. Знаки различия и воинские звания.

8. Характеристики АК-74, разборку-сборку.

9. Основы строевой подготовки.

УМЕТЬ:

1.Пользоваться спичками.

2.Эвакуироваться из здания школы.

3.Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

5.Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

6. Выполнять команды по строевой подготовке.

7. Выполнять неполную разборку-сборку автомата.

8. Пользоваться СИЗ.


ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие детского технического творчества, 
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.


ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»

  1. Вводное занятие.
    Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.
    Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение 
    пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

  1. Причины пожаров в жилом доме.
    Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация 
    электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. 

  1. Спички - детям не игрушка.
    Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место 
    хранения спичек.

  1. Действия при возникновении пожара.
    Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из 
    помещения.

  1. Противопожарная безопасность в школе.
    Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных 
    мастерских, на детских праздниках и утренниках.

  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.
    План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути 
    эвакуации школьников при пожаре.

  1. Участие в конкурсе «Служба спасения 01».
    Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.
    Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды 
    и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
    Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
    Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

  1. Виды и назначение огнетушителей.
    Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. 
    Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей
    Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных 
    сооружениях, в парках культуры и отдыха.

  1. Травмы, полученные при пожарах.
    Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних 
    праздников.
    Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

16. Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. 

  1. Огневая подготовка. Устройство и характеристика АК-74. Неполная разборка-сборка.

  2. Знаки пожарной безопасности.
    Знаки для использования на путях эвакуации.

19. Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 
100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

20. Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение 
строевым шагом в составе отделения.

21. Противопожарная профилактика.
Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение 
бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

22. Соревновательная деятельность.
Участие в соревнованиях среди ДЮП.

23. Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 полугодие

Темы занятий

Количество часов

дата

1

Вводное занятие.



2

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

1


3

Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

1


4

Причины пожаров в жилом доме

1


5

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети.

1


6

Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

1


7

Спички - детям не игрушка.

1


8

Действия при возникновении пожара

1


9

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

1


10

Противопожарная безопасность в школе.

1


11

Эвакуация при пожаре из здания школы.

1


12

Участие в  конкурсе

«Служба спасения 01».

1


13

Первичные средства пожаротушения

1


14

Виды и назначение огнетушителей

1


15

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


1


16

Устройство и характеристики АК-74

1


17

Травмы, полученные при пожаре.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

1


итого


17



2 полугодие

Темы занятий

Количество часов


1

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

1


2

Первичные средства тушения пожаров.

1


3

Последовательность разборки-сборки АК-74

1


4

Средства индивидуальной защиты

1


5

Противопожарное оборудование и техника

1


6

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России

1


7

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1


8

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1


9

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

1


10

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.

1


11

Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.

1


12

Практическая работа: основы строевой подготовки

1


13

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1


14

Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний

1


15

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарной и физической подготовке.

1



16

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1



17

Подручные средства пожаротушения

1


18

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

1


итого


35















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы занятий

Количество часов

дата

Тип занятия

результат

5кл

6кл

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

1



инструктаж

Соблюдение ТБ

2

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями.

1



Экскурсия, беседа

Комфорт в ДЮП

3

Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

1



лекция


4

Причины пожаров в жилом доме

1



лекция

Уметь предупреждать

5

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети.

1



лекция

Уметь предупреждать

6

Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

1



лекция

Уметь предупреждать

7

Спички - детям не игрушка.

1



лекция


8

Действия при возникновении пожара

1



комбинированный

Знать и уметь

9

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

1



комбинированный

Знать и уметь

10

Противопожарная безопасность в школе.

1



беседа

Знать и уметь

11

Эвакуация при пожаре из здания школы.

1



комбинированный

Знать и уметь

12

Участие в  конкурсе

«Служба спасения 01».

1



комбинированный

победа

13

Первичные средства пожаротушения

1



Лекция и демонстрация

знать

14

Виды и назначение огнетушителей

1



Лекция и демонстрация

знать

15

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


1



лекция

Знать и уметь

16

Устройство и характеристики АК-74

1



Лекция и демонстрация

знать

17

Травмы, полученные при пожаре.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

1



комбинированный

Знать и уметь

18

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

1



Лекция и демонстрация

знать

19

Использование средств тушения пожаров.

1



комбинированный

Знать и уметь

20

Последовательность разборки-сборки АК-74

1



комбинированный

Знать и уметь

21

Средства индивидуальной защиты

1



Лекция и демонстрация

Знать и уметь

22

Противопожарное оборудование и техника

1



Лекция и демонстрация

знать

23

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России

1



комбинированный

Заинтересовать

24

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1



комбинированный

Знать и уметь

25

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1



комбинированный

Знать и уметь

26

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

1



комбинированный

Приобрести навыки

27

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.

1



Лекция и демонстрация

знать

28

Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.

1



комбинированный

знать

29

Практическая работа: основы строевой подготовки

1



комбинированный

Знать и уметь

30

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1



беседа

знать

31

Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний

1



комбинированный

Знать и уметь

32

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарной и физической подготовке.

1



комбинированный

Знать и уметь

33

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1



комбинированный

Знать и уметь

34

Подручные средства пожаротушения

1



лекция

знать

35

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

1



беседа

Оценка полученных знаний и умений

итого


35







ЛИТЕРАТУРА:

1. Авторская программа «Дружина юных пожарных» Н. Н. Байкова.

2. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.

3. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

4. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.

5. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.

6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и 
информационный журнал, № 2, 2007 г.

7. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г

8. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.

9. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской

Федерации».

10. Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Научно-методическая деятельность ИРО ХМАО.

11. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.