Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Элементы тригонометрии» (32 часа).
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы.
В соответствии с изменением программы по математике в основной школе , тема «Тригонометрические выражения и их преобразования», перенесена в курс « Алгебра и начала анализа» 10 класса.
Цели курса:
Задачи курса:
расширить знания учащихся о тригонометрических функциях;
познакомить с основными тригонометрическими формулами;
приобщить учащихся к работе с учебником;
научить применять формулы при преобразовании тригонометрических выражений;
Основные умения.
Учащиеся после изучения курса должны приобрести конкретные умения:
в совершенстве владеть определениями;
устанавливать связь между градусной и радианной мерами;
применять формулы при решении примеров, доказательстве тождеств, преобразовании тригонометрических выражений;
определять знаки тригонометрических функций в зависимости от аргумента;
решать простейшие тригонометрические уравнения.
Содержание программы актуально с точки зрения задач предпрофильной подготовки как пропедевтика математического образования в профильной старшей школе.
Элективный курс имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, так как воспитывает внимательное отношение к изучаемым понятиям, формирует представление о связи между этими понятиями.Кроме того, он направлен на обучение учащихся грамотному использованию формул при преобразовании тригонометрических выражений.
Доминантной формой учения является практическая работа учащихся. Средствами для ее осуществления являются задания , которые предлагаются учителем и учебным пособием. Изучение курса предполагается построить в виде учебных лекций и диалогов, практических занятий на отработку формул, самостоятельного изучения отдельных тем.
Контроль за степенью усвоения тем осуществляется при проведении тестов, что позволяет установить степень достижения промежуточных результатов.
Продолжительность курса 32 часа.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы | Час. | Виды деятельности учащихся | Методы обучения и формы | Контроль |
1. | Введение | 1 | Конспектирование | Беседа | |
2. | Определение основных тригонометрических функций ( проверка владения базовыми знаниями) | 2 | Учебный диалог | Фронтальная работа | Тест на повторение понятий |
3. | Радианная мера угла | 2 | Конспектирование | Беседа | |
4. | Поворот точки вокруг начала координат | 2 | Конспектирование | Беседа | |
5. | Знаки тригонометрических функций | 2 | Учебная лекция | Индивидуальная работа | Тестираванные задания |
6. | Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента | 3 | Учебная лекция, вывод основного тригонометрического тождества, решение примеров | Работа в парах | Собеседование |
7. | Тригонометрические функции отрицательного аргумента | 2 | Работа с учебником, решение примеров | Поисковый | Проверка конспекта,тест |
8. | Формулы сложения. | 3 | Учебная лекция,решение примеров | Коллективная работа | Самостоятельное решение задач с самопроверкой |
9. | Формулы двойного угла | 3 | Работа с учебником | Поисковый | Проверка конспекта,тест |
10. | Формулы приведения | 3 | Учебная лекция,отработка правила | Групповая работа | Самоконтроль с использованием мультимедийной установки |
11. | Тригонометрические преобразования | 4 | Практическое решение примеров | Работа в парах | Сбеседование Тест |
12. | Простейшие тригонометрические уравнения на единичной окружности | 3 | Учебная лекция, решение простейших уравнений | Групповая работа | Тестированные задания |
13. | Обобщающее занятие | 2 | | | Презентация приготовленных рефератов, итоговое тестирование |
Содержание программы.
1. Введение (1 час).
Знакомство с целями и задачами курса. Введение понятия тригонометрии- как раздела математики, в котором изучаются тригонометрические функции, и исторического появления тригонометрии-как науки.
2.Определение основных тригонометрических функций (2 час).
Актуализация знаний из курса геометрии, введение определений тригонометрических функций произвольного угла.
3. Радианная мера угла (2 час).
Знакомство учащихся с числовой окружностью и радианной мерой угла, перевод радиан в градусы и наоборот.
4.Поворот точки вокруг начала координат (2 часа).
Введение понятия поворота точки вокруг начала координат, и установление соответствия между множеством действительных чисел и точками единичной окружности.
5. Знаки тригонометрических функций (2 часа).
Определение знаков значений тригонометрических функций при различных значениях аргумента.
6.Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
Тригонометрические тождества (3часа).
Знакомство с основным тригонометрическим тождеством, и его применением при вычислении значений тригонометрических функций и простейших преобразованиях тригонометрических выражений.
7.Тригонометрические функции отрицательного аргумента (2час).
Установления связей между одноименными функциями аргументов, имеющих противоположные знаки ( составление конспекта ).
8.Формулы сложения.Сумма и разность тригонометрических функций (3часа).
Знакомство с формулами сложения, суммой и разностью функций., а также с их применением в простейших случаях.
9.Формулы двойного угла (3часа).
Знакомство с формулами двойного угла, и с их применением.
10.Формулы приведения (3часа).
Формулы приведения и правила использования их при решении примеров.
11.Тригонометрические преобразования (4часа).
Практическое применение формул тригонометрии при преобразовании выражений.
12.Простейшие тригонометрические уравнения с помощью единичной окружности (3часа).
Решение простейших тригонометрических уравнение с помощью единичной окружности.
13.Обобщающий урок (2часа).
Защита рефератов .
Приложение.
Темы рефератов: 1.Тригонометрия и ее характер у древних греков.
2. Тригонометрия в Индии.
3.Тригонометрия в странах Арабского Халифата.
4. О тригонометрических функциях и о развитии тригонометрии.
5. Тень и рождение тангенса.
6. Леонард Эйлер и современный вид тригонометрии.
Литература.
1. Алгебра :учеб. для 9 класса общеобразовательных учреждений\ Ю.Н.Макарычев и др., под ред. С.А.Теляковского.-М., Просвещение, 2000г.
2. Глейзер Г.И., История математики в школе 7-8 классы, М., Просвещение, 2002 г.
3. Глейзер Г.И., История математики в школе 9-10 классы, М., Просвещение, 2002 г.
4. Ж.Математика, издательский дом Первое сентября, 1994г.-№4, №5, №15, №16, №18, №21.
5. Ж.Математика, издательский дом Первое сентября, 2000г.-№41, №42, №46.
6. Ж.Математика, издательский дом Первое сентября, 2001г.-№17, №18, №22.
7.Ж.Математика в школе, изд. «Школа-Пресс», 2000г.-№2.
8. Мордкович А.Г., Тригонометрия.Экспериментальный учебник, М., Просвещение, 1977г.
9. Муравин Г.К., Тараканова О.В. ,Элементы тригонометрии. М., Дрофа, 2002г.
10. Энциклопедический словарь юного математика. М., Педагогика, 1989г.
Для учителей: [4 ], [5], [6 ], [7 ], [ 8 ], [9 ].
Для учеников: [1], [2], [3], [10].
6