СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию поможет учащимся подготовиться к экзамену и овладеть навыками выполнения заданий в рамках ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Клинова Е.И., учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 11 классе

Программа элективного курса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013-14 учебного года по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

.

Основное содержание программы

Общество

Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2012.

  2. ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 213.

  3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2013.

  4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.

  5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2012.

  6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2011. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2012.

  7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  9. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс – 35 ч.



№ урока


Содержание (тема урока)


Примечание

Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 2 ч.

1

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.

Лекция.

2

Особенности ЕГЭ по обществознанию:

-кодификатор элементов содержания

- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.


Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)

3

Правила заполнения бланков ЕГЭ.


Урок-практикум.

4

Информационные ресурсы ЕГЭ.

http://www.fipi.ru

гиперссылки.wwwgе.edu.ru и др.


Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 12 ч.


5

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий;

Решение заданий с выбором ответа (часть А)


6

Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций;

Решение заданий с выбором ответа (часть А)


7

Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.


Решение заданий с кратким ответом (часть В)


8

Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)


9

Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц;

Решение заданий с кратким ответом (часть В)


10

Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;

Решение заданий с кратким ответом (часть В)


11

Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде;

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)


12

Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)


13

Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.


Решение заданий с развернутым ответом (часть С)


14

Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)


15

Задание-задача, требующее анализа представленной информации,

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)


16

Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.


Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

17

Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)



Практикум

№ урока


Содержание (тема урока)


Примечание


18

Решение тематических тестов по темам:

- Человек и общество

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

19-20

- Экономика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

20-21

- Социальные отношения

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

21-22

- Политика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

22-23

- Право

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

23

Решение вариантов ЕГЭ.

Тест № 1.



24

Тест № 2.



25

Тест № 3.



26

Тест № 4.



27

Тест № 5.



28

Тест № 6.



29

Тест № 7.


30

Тест № 8.


31

Тест № 9.


32-35

Практическая работа- написание эссе