
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Клинова Е.И., учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 11 классе
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013-14 учебного года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
.
Основное содержание программы
Общество
Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.
Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.
Познание
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.
Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Экономическая сфера жизни общества
Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.
Социальные отношения
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.
Политика и право
Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 213.
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2013.
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2012.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2011. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2012.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс – 35 ч.
№ урока | Содержание (тема урока) | Примечание |
Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 2 ч. |
1 | ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. | Лекция. |
2 | Особенности ЕГЭ по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию. | Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании) |
3 | Правила заполнения бланков ЕГЭ. | Урок-практикум. |
4 | Информационные ресурсы ЕГЭ. | http://www.fipi.ru гиперссылки.www.еgе.edu.ru и др. |
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 12 ч. |
5 | Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; | Решение заданий с выбором ответа (часть А) |
6 | Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; | Решение заданий с выбором ответа (часть А) |
7 | Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) |
8 | Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) |
9 | Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; | Решение заданий с кратким ответом (часть В) |
10 | Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; | Решение заданий с кратким ответом (часть В) |
11 | Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
12 | Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
13 | Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
14 | Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
15 | Задание-задача, требующее анализа представленной информации, | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
16 | Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
17 | Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
Практикум
№ урока | Содержание (тема урока) | Примечание |
|
18 | Решение тематических тестов по темам: - Человек и общество | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А) Решение заданий с кратким ответом (часть В) Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
19-20 | - Экономика | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А) Решение заданий с кратким ответом (часть В) Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
20-21 | - Социальные отношения | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А) Решение заданий с кратким ответом (часть В) Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
21-22 | - Политика | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А) Решение заданий с кратким ответом (часть В) Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
22-23 | - Право | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А) Решение заданий с кратким ответом (часть В) Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
23 | Решение вариантов ЕГЭ. Тест № 1. | |
24 | Тест № 2. | |
25 | Тест № 3. | |
26 | Тест № 4. | |
27 | Тест № 5. | |
28 | Тест № 6. | |
29 | Тест № 7. | |
30 | Тест № 8. | |
31 | Тест № 9. | |
32-35 | Практическая работа- написание эссе | |