Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2017 г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В.С.Солоницына
«___»_____________2017г
Приказ №_________
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
индивидуального обучения на дому
(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)
на 2017-2018 учебный год
3 класс
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово, 20176 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;
5. Авторская программа И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006;
6. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2017- 2018 учебный год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Место в учебном плане
Программа «Изобразительное искусство» в 3 классе рассчитана на 9 часов: 1 час в месяц.
Ведущие приемы и методы обучения изобразительному искусству: практическая работа, наблюдение, беседа, иллюстрация, демонстрация.
Использование натуральных объектов природ, образцов декоративно-прикладного искусства, наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к изобразительному искусству.
Программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Ценностные ориентиры содержания курса
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке. искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки
Учащиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Учебно-тематический план
№ раздела |
Раздел | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Практические работы | экскурсии | контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Беседы об изобразительном искусстве. | | | | |
2 | Декоративное рисование. | 2 | | | |
3 | Рисование с натуры. | 5 | | | |
4 | Рисование на темы. | 3 | | | |
| ИТОГО: | 9 | | | |
Примечание: Беседы об изобразительном искусстве по картинам известных художников проводятся не отдельными уроками, а в рамках других тем разделов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Раздел, тема урока | Кол-во час. |
Тип урока |
Минимальный объём знаний |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | Беседа по картинам Левитана и Поленова «Золотая осень». Рисование на тему «Парк осенью». | 1 | Комбинированный урок | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях известные деревья. Уметь сравнивать иллюстрации разных художников. Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. |
2 | | Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 | Комбинированный урок | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях известные цветы и плоды. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. |
3 | | Рисование флага Кировской области. | 1 | Изучение нового материала | Знать символическое значение цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги. |
4 | | Беседа. Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма) | 1 | Изучение нового материала | Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне). |
5 | | Беседа по картинам на тему: «Зима пришла». Рисование на тему «Нарядная елка». | 1 | Изучение нового материала | Знать признаки зимы. Уметь сравнивать иллюстрации разных художников. Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) |
6 | | Рисование с натуры молотка и детской лопатки. | 1 | Комбинированный урок | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка, лопатки). Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. |
7 | | Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. | 1 | Изучение нового материала | Знать правила построения узора на листе бумаги. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. |
8 | | Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» Рисование с натуры цветов. | 1 | Изучение нового материала | Знать о работе художника, её особенностях. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. |
9 | | Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют) | 1 | Изучение нового материала | Знать значение праздника. Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. |
Учебно-методической литература
Учебная программа | Учебное пособие, учебники | Методическая литература |
Сборник под редакцией В.В.Воронковой. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.,П.:1999. Авторская программа И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006; | | Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. |