СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

 Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Рассмотрено:

Руководитель ШМО

/Яруллина Л.Ш/ Согласовано:

Протокол № 1 от Зам.директора по уч. работе: Утверждено:

« 1 » сентября 2014 г. /Нигматуллина Э.Э../ Директор школы:

« 1 » сентября 2014 г. /Сайфуллина Т.М./

Приказ № 45/14 от

« 1 » сентября 2014 г.



Рабочая программа

кружка «Комплексная работа с текстом»



МБОУ “Малосуньская СОШ”

Яруллина Л.Ш. учитель русского языка и литературы I квал. категории

по русскому языку , 11 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 29 » августа 2014 г.











2014 – 2015 учебный год



Учебно – тематическое планирование

кружка «Комплексная работа с текстом»

по русскому языку

Класс 11

Учитель Яруллина Лайсира Шайкарамовна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

1.Учебник Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2004

2.Учебное пособие Русский язык. Авторы: Н.А.Андрамонова, Н.Н Фаттахова, Казань, Магариф, 2007

Дополнительная литература: 1. ФИПИ, Русский язык, 2015, ЕГЭ, Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, АСТ. Астрель, Москва.

2. ФИПИ, Русский язык, 2015, ЕГЭ, Самые новые реальные задания ЕГЭ, АСТ. Астрель, Москва, 2014

3. ФИПИ. Русский язык. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь. «Экзамен», Москва, 2014.



Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по русскому языку составлена на основании следующих документов:

1.Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.№1089)

2.Учебного плана МБОУ «Малосуньская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ на 2014 -2015 уч.год

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету, подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, развитие творческих способностей личности;

Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ЕГЭ по русскому языку;

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

 Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

            Предлагаемая программа  кружка по русскому языку   «Комплексная работа с текстом»  будет полезна любому выпускнику школы.

Программа рассчитана на 68 часов. Программа кружка предназначена для учащихся одиннадцатого класса

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов. Форма занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.

      К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные функции языка.

  • Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

  • Основные нормы русского литературного языка.

 К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. Текущий (выполнение заданий на каждом занятии);

  2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ);   

  3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме тестирования в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате  изучения курса  максимальное количество баллов  за итоговый  контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 56).  

Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).




Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся Автор: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Издательство: Интеллект-Центр Год: 2014.

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2004

  3. Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская. Русский язык. Все для ЕГЭ. Книга I и II. М, «Народное образование», 2013.

  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Подготовка к выполнению задания части 3 (С). -  М.: «Экзамен», 2013.

  5. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2013.

  7. Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2014

Литература для учителя

1. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет.

2. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

4. ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова –М.: Эксмо, 2013.

5. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2014.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2014. Русский язык. ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Календарно – тематическое планирование


Темы уроков

Тип

Характеристика деят-сти уч-ся или виды уч.деят-сти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения
план/факт

Дом. задание

1

Введение. Знакомство с планом. Инструктаж по технике безопасности

Урок изучения нового

Слово учителя, беседа о необходимости кружка, инструктаж

Беседа, слово руководителя

Познакомить с планом кружка, инструктаж об охране труда

 

Повторить фонетику

2

Правила для участника ЕГЭ, психологические советы родителям и участникам ЕГЭ

Урок изучения нового

Знакомство с правилами для участника ЕГЭ

Беседа, слово руководителя, выполнение заданий

Познакомить с правилами для участника ЕГЭ

 

Повторить лексику

3

Правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов. Заполнение бланка регистрации

Урок изучения нового

Слово учителя, беседа

Беседа, слово руководителя

Умение заполнять бланки

 

Повторить грамматическую основу предложения

4

Спецификация, кодификатор и демонстрационная
версия экзаменационной работы.

Урок изучения нового

Заполнение бланков

Беседа, слово руководителя

Умение заполнять бланки

 

Повторить деепричастие

5

Заполнение бланка ответов №1 и №2

Урок обобщения и систематизации знаний

Заполнение бланков

Беседа, слово руководителя

Умение заполнять бланки

 

Повторить причастие

6-7.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Урок комплексного применения знаний

Слово учителя, беседа

Беседа, слово руководителя

Умение заполнять бланки

 

1

8

Средства связи предложений в тексте

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение заданий

Беседа

Умение найти средства связи предложений в тексте

 

2

9

Лексическое значение слова

Урок комплексного применения знаний

Работа со словарями

беседа

Умение определять лексическое значение слова

 

3

10

Повторение орфоэпических норм

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

Беседа, слово руководителя

Повторить орфоэпические нормы

 

4

11

Повторение орфоэпических норм

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения

Беседа, выполнение заданий

Повторить орфоэпические нормы

 

4

12

Лексические нормы. Повторение паронимов

Урок обобщения и систематизации знаний

Тренировочные упражнения

Беседа, выполнение заданий

Повторить паронимы

 

5

13

Повторение паронимов

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

Беседа, слово руководителя

Повторить паронимы

 

5

14-15

Морфологические нормы. Образование форм слова

Урок комплексного применения знаний

Уч-ся выполняют тестовые задания

Беседа, выполнение заданий

Повторить лексические нормы

 

6

16-17

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

объяснения учителя

Умение найти средства связи предложений в тексте

 

7

18

Правописание корней

Урок комплексного применения знаний

Разбор предложений

Карточки

Умение найти грамматическую основу предложения

 

8

19

Тестирование

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

Тесты

Умение применять полученные знания

 

Выполнение заданий открытого банка

20

Правописание приставок

Урок изучения нового

Разбор предложений

самостоятельная работа

Повторить о сложном предложении

 

9

21

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн)

Урок закрепления знаний

Разбор предложений, составление схемы

Карточки

Умение найти сложные предложения

 

10

22

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Урок изучения нового

Повторение пройденного, выполнение упражнений

Карточки

Повторить о частях речи

 

11

23

Правописание НЕ и НИ

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения

Беседа, слово руководителя

Повторить о частях речи

 

12

24-25

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Урок изучения нового

Выполнение заданий

Беседа, слово руководителя

Умение определять лексическое значение слова

 

13

26-27

Правописание -Н- и _НН- в суффиксах разных частей речи

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

Карточки

Повторить правописание суффиксов

 

14

28-29

Пунктуация в простом осложненном предложении. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение заданий

Беседа, слово руководителя

Правописание корней с безударными гласными

 

15

30

Тестирование

Урок закрепления знаний

Выполнение заданий

Тесты

Умение применять полученные знания

 

Выполнение заданий открытого банка

31

Знаки предложения в предложениях с обособленными членами

Урок комплексного применения знаний

Тренировочные упражнения

Объяснения учителя

Повторить правописание приставок

 

16

32

Знаки предложения в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Урок контроля

Повторение пройденного, выполнение упражнений

самостоятельная работа

Решить тестовые задания по русскому языку

 

17

33-34

Пунктуация в сложноподчиненном предложении

Урок комплексного применения знаний

Выполнение заданий

Практическая работа

Повторить правописание личных окончаний глаголов

 

18

35

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения

Карточки

Повторить правописание суффиксов различных частей речи

 

19

36

Тестирование

Урок закрепления знаний

Выполнение заданий

Тесты

Умение применять полученные знания

 

Выполнение заданий открытого банка

37

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Урок комплексного применения знаний

Объяснения учителя, выполнение заданий

Практическая работа

Повторить правописание частиц НЕ и НИ

 

20

38

Функционально - смысловые типы речи

Урок закрепления знаний

Выполнение заданий

объяснения учителя

Повторить о знаках препинаниях

 

21

39

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснения учителя, выполнение заданий

Практическая работа

Повторить о знаках препинаниях

 

22

40

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Урок закрепления знаний

Выполнение заданий

объяснения учителя

Повторить о знаках препинаниях

 

22

41-42

Средства связи предложений в тексте

Урок контроля

Учащиеся выполняют тестовые задания

Тестирование

Решить тестовые задания по русскому языку

 

23

43

Речь. Языковые средства выразительности

Урок изучения нового

Выразительное чтение, анализ текста

самостоятельная работа

Умение выявить проблему

 

24

44

Виды вступления.

Урок комплексного применения знаний

Тренировочные упражнения

объяснения учителя

Умение написать вступление

 

Написать 1 вступление

45

Виды вступления.

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения

объяснения учителя

Умение написать вступление

 

Написать 1 вступление

46-47

Контрольный урок по написанию вступления

Урок комплексного применения знаний

Тренировочные упражнения

самостоятельная работа

Умение написать вступление

 

Написать несколько вступлений

48

Комментарий к проблеме

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснения учителя, выполнение заданий

Компьютерная технология

Умение написать комментарий

 

Написать комментарий

49

Комментарий к проблеме

Урок комплексного применения знаний

Уч-ся пишут комментарий

Практический метод

Умение написать комментарий

 

Написать комментарий

50

Авторская позиция в тексте

Урок комплексного применения знаний

Из текста находят авторскую позицию

Практический метод

Умение выявить авторскую позицию

 

Написать об авторской позиции

51

Авторская позиция в тексте

Урок закрепления знаний

Из текста находят авторскую позицию

Письменная работа

Умение выявить авторскую позицию

 

Написать об авторской позиции

52

Аргументы читательские

Урок комплексного применения знаний

Уч-ся приводят аргументы

Письменная работа

Повторить изученные по литературе произведения

 

Привести читательские аргументы

53

Аргументы жизненные

Урок закрепления знаний

Выполнение заданий

Беседа, объяснения учителя

Повторить изученные по литературе произведения

 

Привести жизненные аргументы

54

Абзацное членение текста. Точность и последовательность речи

Урок комплексного применения знаний

Работа над членением текста на абзацы

Практическая работа

Умение делить текст на абзацы

 

Анализ текста

55

Виды заключения

Урок изучения нового

Объяснения учителя, уч-ся пишут заключение

Письменная работа

Умение написать заключение

 

Написать заключение

56

Виды заключения

Урок комплексного применения знаний

Объяснения учителя, уч-ся пишут заключение

Письменная работа

Умение написать заключение

 

Написать заключение

57-58

Написание сочинения - рассуждения

Урок комплексного применения знаний

Объяснения учителя, уч-ся пишут заключение

Письменная работа

Умение написать заключение

 

Написать сочинение

59-61

Пробный экзамен

Урок контроля

Учащиеся сдают экзамен

самостоятельная работа

Проверить знания уч-ся

 

Сочинение - рассуждение

62

Анализ результатов
экзамена.

Урок контроля

Уч-ся анализируют тестовые задания

Письменная работа

Решить тестовые задания по русскому языку

 

Выполнение заданий открытого банка

63

Тесты на компьютере

Урок комплексного применения знаний

Уч-ся выполняют тестовые задания

Компьютерная технология

Решить тестовые задания по русскому языку

 

Онлайн-тестирование

64

Тесты на компьютере

Урок комплексного применения знаний

Уч-ся выполняют тестовые задания

Компьютерная технология

Решить тестовые задания по русскому языку

 

Онлайн-тестирование

65-67

Пробный экзамен

Урок контроля

Уч-ся выполняют тестовые задания

Тренировочные упражнения

Решить тестовые задания по русскому языку

 

Онлайн-тестирование

68

Подведение итогов

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение заданий

Беседа

Повторить и обобщить изученные темы

 

Онлайн-тестирование