ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой при составлении программы послужили работы В.В.Дейниченко. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5 классов и рассчитана на 3 года. Целью становится формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом. Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:
Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
Осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства;
Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, кино, музыки, литературы);
Формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству;
Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету и на ТВ в определенном жанре);
Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений;
Пропаганда здорового образа жизни.
Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводиться теории журналистики.
Программа 1 – го года обучения включает в себя изучение информационных жанров.
Программа 2 – го года обучения расширяет познания юнкоров в этой области.
В программе 3 – го года обучения большое место отведено изучению аналитических и художественных жанров.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Цели и задачи подготовки юнкоров, структурные принципы и возрастные интересы составляют содержание программы. Широко представлены газетные и телевизионные жанры, их специфика, происхождение, структура. Значительное место в программе занимают разделы “ Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
Умение грамотно изложить информацию;
Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
Умение вести беседу;
Умение определять жанровую природу газетного и телевизионного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
На изучение всей программы отводится 210 часов. Занятия по данному курсу ведутся по 2 часа в неделю. 1–й год обучения 70 часов в год. 2-й год обучения 70 часов в год. 3-й год обучения 70 часов год.
Цели и задачи курса.
Сущность предлагаемой программы заключается в комплексном изучении основ журналистики, этики и эстетики. Дети постигают культуру человеческих отношений, быт, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей. На занятиях юнкоры расширяют свои познания о кино, театре, музыке, живописи, литературе. В отличие от предметных дисциплин программа не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле- , видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету, подготовка очерка, репортажа, зарисовки на ТВ. Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности, самореализация). Учащиеся, рассказывая в газете и на ТВ об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Программа не предполагает каких-либо зачетных или экзаменационных часов, но работают творческие лаборатории, по итогам которых работы юнкоров рекомендуются в газету и на ТВ. Организатором всей деятельности учащихся является педагог. Он следит за четким выполнением учениками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке выбранных тем, написании заметок, интервью.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: специфику и структуру информационных жанров, различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры, обзорно-аналитические и художественные жанры, основные сведения по этике, нормы поведения и культуры общения, правила личной гигиены, основные сведения по эстетике, категории, условность, художественный образ, специфику кино и театра, их сходство и различие.
уметь: грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью, вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными, оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики и эстетики, написать мини-рецензию на фильм или спектакль. Результат - публикация в газете, выпуск телерепортажей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
при общении с другими людьми, составлении текстов различных жанров и сложности, при подготовке к государственной итоговой аттестации
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: структуру газетных и телевизионных жанров разного плана, правила и нормы газетного языка, категории и понятия этики и эстетики в сфере кино, театра, музыки, живописи.
уметь: развивать тему в жанрах информационного плана, написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков, рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки. Результат: публикация в газете, выпуск телерепортажей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
при общении с другими людьми, составлении текстов различных жанров и сложности, при подготовке к государственной итоговой аттестации
К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать: специфику и структуру очерка, различать художественный очерк от документального (Анатолий Аграновский, Владимир Гиляровский), историю рождения кино, отличать виды кино и жанры, имидж и амплуа актеров мирового кино, основные сведения о творчестве великих режиссеров и актеров (оценивать их судьбы и роли по категориям этики и эстетики), основные направления в театре и отличия режиссуры Станиславского, Таирова и Мейерхольда
уметь: подготовить к публикации зарисовки с элементами очерка об актере, режиссере, поэте, художнике, певце, анализировать чувства, эмоции и переживания в заметке и рецензии на стихи, фильм и спектакль, самостоятельно работать над жанрами, освещать в газете культурные мероприятия районного и городского масштаба, писать путевые заметки, писать рассказы о животных, этюды о природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
при общении с другими людьми, составлении текстов различных жанров и сложности, при подготовке к государственной итоговой аттестации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 год обучения – 70 часов.
Введение (1 час).
Что такое журналистика? Корреспондент или репортер – сотрудник газеты или ТВ, сообщающий о событиях, происшествиях и фактах. Задача газеты и ТВ – информировать. Газетные жанры. Форма подачи материала, информации. Из чего состоит газета? (паспорт-название, полосы-страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки).
Информационные жанры (9 часов).
Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра. Оперативность, достоверность, факты.
« Жареные факты». «Утка». Подтасовка. Расшифровка фактов. Логика воссоздания событий. Отбор фактов из разных источников. Информация – краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет.
Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации. Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию. Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами. Интервью — беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью. Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоочерк, фотообвинение). Практические задания: Работа над информацией, заметкой, корреспонденцией из школьной жизни; работа над мини-интервью; поиск новостей и сбор фактов. Подпись к фото в газете (фотоинформация, фотоэтюд).
Газетный язык (10 часов).
Русский язык — на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык - способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом - личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка - движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке. Прямая речь - помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги - речевая характеристика героев. Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения. Практические задания: Подготовка заметок к публикации в редакции. Подготовка макета номера газеты. Сравнительный анализ рукописей и публикаций.
Понятие об этике (10 часов).
Этика - наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал. Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Личность. Способы ставить цель. Умение принять решение и оценивать свои поступки. Самовоспитание. Вежливость. Деликатность. Такт. Простота. Религиозная этика. Практические задания: Красота и привлекательность (дискуссия). Творческая лаборатория «Искусство вести беседу». Тренинг общения. Пресс - диспут. Пресс- опрос. Оцениваем поступки героев фильмов и спектаклей по категориям этики.
Понятие об эстетике (20 часов).
Эстетика — наука познавать красоту. Предмет изучения — искусство. Творчество по законам красоты. Отличие этики от других предметных наук (музыковедения, театроведения, киноведения). Изучение общих законов искусства как формы художественно-творческого освоения действительности. Гармония. Красота - понятие изменяющееся. Каноны красоты в разных эпохах. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Различие понятий красивое и прекрасное. Природа трагического и комического в искусстве. Сопереживание в искусстве (катарсис - очищение души через страдание и сострадание). Художественный образ в искусстве. Условность искусства. Правда и вымысел. Фантазия. Театр — искусство зрелищное. Театральные жанры: драма, мюзикл, трагедия, комедия (водевиль, фарс, комедия интриги). Сценическое пространство (коробка сцены, одежда сцены. Четвертая стена). Условность в театре (опера, балет, драма). Театральные профессии. Киноискусство. Специфика. Жанры. Виды. История: факты, даты, имена. Братья Люмьер. Волшебный фонарь. Рисованные фильмы. Немое кино. Условность в кино. Образность. Съемный процесс и его организация. Кинопрофессии (актер, режиссер, оператор, художник, композитор, каскадер). Практические задания: Читаем язык живописи по репродукциям и слайдам с картин великих художников на библейские темы; Заметки о выставке произведений местных художников, юных художников школы искусств; Мини-рецензии на просмотренные фильмы, спектакли по категориям эстетики. Учимся чувствовать и передавать свои чувства в жанрах газетных публикаций.
Аналитические и художественные жанры (20 часов).
Очерк. Портрет человека. Виды: портретный, судебный, тематический, проблемный, путевой. Сходство и различие с другими жанрами. Структура. Отличие очерка документального от художественного. Зарисовка - штрихи к портрету человека (заготовка к очерку). Статья. Фельетон. Обзор печати. Рецензия (Обзорное ознакомление). Поэзия и проза. Стихи и рассказы. Источник поэзии - внутренний мир человека. Тема. Сюжет. Рифма. Ритм. Ударение. Смысловая нагрузка. Глагол. Выбор слова. Настроение. Образ. Стихи в прозе и проза в стихах. Можно ли редактировать стихи? Плагиат. Практические задания. Творческая лаборатория: «Любовь в стихах и прозе», «Рассказ о близком человеке». Специализация по жанрам «Зарисовка», «Статья», «Рецензия».
2 год обучения (70часов)
Информационные жанры (10 часов).
Событие - основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе, разработка темы. Составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью, по справочникам, энциклопедиям, словарям. Развитие темы, новость - информация – заметка –корреспонденция. Повод-интервью. Трансформация заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью. Практические задания. Творческая лаборатория: «Юбилей школы. Развитие темы в разных жанрах информационного плана». Практика в газете.
Газетный язык (10 часов).
Работа над словом. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые глаголы. Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций. Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы. Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему.
Этика (10 часов).
Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм и их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель. Зависть. Скупость. Гордыня. Уныние. Смертный грех - понимание вины человека перед Богом. Искупление — молитва. Покаяние. Не сотвори себе кумира. Чти отца своего. Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Трудно ли жить по заповедям Христовым? Практические занятия: Посещение храмов Ставропольского края. Осмысление увиденного и услышанного. Изложение в заметках. Рецензия на просмотренный фильм: духовность героя. Этика отношения к природе.
Эстетика (10 часов).
Прекрасное и безобразное в живописи. Трагическое и комическое в театре и кино. Возвышенное и низменное в поэзии. Художественный образ. Условность. Правда и вымысел. Фантазия. Плагиат. Актеры и режиссеры мирового кино. Символы киноэпох - красивейшие женщины мира: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор. Театральные школы и направления: театр Станиславского, театр Таирова, театр Мейерхольда. Современный театр. Сходство и различие режиссуры в театре и кино. Актерское мастерство на подмостках и экране. Практические задания: Просмотр и письменный анализ в форме мини-рецензии известной сказки в театральном спектакле и в киноварианте. Условность в спектакле и в кинофильме (устная рецензия). Работа художника в спектакле и в фильме (устная и письменная рецензия).
Аналитические и художественные жанры (30 часов).
Очерк и зарисовка - рассказ о человеке. Сходство и различие. Документальная основа: точность, конкретность в названии местности, предприятия, имени и фамилии героя. Присутствие в очерке всех жанров - информации, заметки, интервью, репортажа. Предмет познания или исследования фактов, событий, явлений (заметка, корреспонденция, репортаж, статья, очерк, фельетон). Отраженная действительность в обзоре печати, отчете, интервью, рецензии, так как это суждения или образы, созданные другими людьми. Поэзия - шире живописи: живопись остановленное мгновенье жизни, поэзия - течение и смена самой жизни. Практические задания: Зарисовки о маме, бабушке, учителе, друге, ветеране войны и труда, спортсмене, участнике художественной самодеятельности, народном умельце. Творческая лаборатория «Анализ публикаций юнкоров в жанре зарисовка». Литературная гостиная.
3 год обучения (70 часов).
Информационные жанры (10 часов).
Развитие темы в разных жанрах. Основа — событие, новость. Информация - новость. Комментарии к новостям - заметка, корреспонденция. Разработка фактов для репортажа и интервью. Виды интервью: событийное (по поводу), тематическое, юбилейное, представление, блиц-интервью, пресс-опрос, дискуссионное. Сходство и различие. Структура и методика работы: ознакомление собеседника заранее с темой беседы и конкретными вопросами. Импровизация на тему. Репортаж и его структура. Масштабы события. Соединение в этом жанре информации, заметки, корреспонденция, интервью. Практические работы: Творческая лаборатория «По заданию газеты», встречи с интересными людьми. Практика в газете: экологические проблемы города и района.
Газетный язык (10 часов).
Различие газетного языка в информации, заметке, корреспонденции, интервью, зарисовке, очерке, статье, рецензии. Различие предмета познания в жанрах: исследование фактов, событий (заметка, корреспонденция, репортаж, статья, очерк, фельетон). Отраженная действительность - это суждения или образы, созданные другими людьми (обзор печати, отчет, интервью, рецензия). Работа над словом.
Практические задания: Подготовка к публикации зарисовки, корреспонденции, рецензии, интервью. Практика в газете: на тему экологии, здоровья, вредных привычек.
Этика (10 часов).
Добро и зло в судьбах и поступках людей. Стремление к идеалу, нравственному совершенству в жизни и в искусстве. Семья - ячейка общества: отношения в семье - модель отношений к жизни, к окружающим людям. Можно ли победить дурные примеры семьи? Комплекс неполноценности и его преодоление. Самоуважение. Воспитание личности. Цельность натуры. Что такое гармоничный человек? Практические задания: Подготовка публикаций на темы «Семья и я», «Выбор», «О сокровенности», «Остров надежды - школа». Практика в газете.
Эстетика (10 часов).
Актерское мастерство в создании кинообразов и театральных ролей. Сходство и различие. Дублеры. Каскадеры. Озвучивание. Амплуа и имидж. Работа над образами героев художника, гримера, костюмера, осветителя. Ален Делон, Жан-Клод Ван Дам, Чак Норрис, Стивен Сигал, Дастин Хофман.
Режиссер-генератор идей, архитектор фильма и спектакля. Марк Захаров (театр Ленком) - фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула Любви». Ленкомовские актеры - звезды кино: Олег Янковский, Инна Чурикова, Александр Абдулов, Николай Караченцев, Леонид Броневой.
Станислав Говорухин - фильмы «Вертикаль», «Место Встречи изменить нельзя», «Десять негритят».
Владимир Высоцкий - актер, поэт, бард. Мастерство перевоплощения в ролях классического плана и современного: Дон Гуан («Маленькие трагедии»), Глеб Жеглов «Место встречи изменить нельзя», радист Володя «Вертикаль».
Авторское «я» и актерское начало в песнях Высоцкого.
Владимир Меньшов и его фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли».
Молодое поколение: Олег Меньшиков и Сергей Бодров в фильме «Кавказский пленник», Владимир Машков в фильме «Вор», «Американская дочь» и его режиссерский дебют в кино - фильм «Сирота казанская».
Практические задания:
Подготовка публикаций. «Коллективная» рецензия для газеты. Подготовка рабочих вариантов (не для печати) заметок и рецензий о ролях и песнях Владимира Высоцкого.
Аналитические и художественные жанры (30 часов).
Очерк - полнокровный рассказ о человеке или событии. Присутствие всех жанров - элементы заметки, репортажа, интервью, статьи, корреспонденции. Значение размышлений актера и героя. Сравнительный анализ событий и явлений. Показ человеческих качеств героя, разных граней его характера. Судьба и характер. Обстоятельства и характер. Поступки и характер. Использование характерной речи героя. Авторское отношение к материалу.
Документальный очерк: точность, конкретность в названии местности, имени и фамилии героя. Взвешенность фактов. Безадресный (художественный) очерк: обобщенность. Соединение автором черт разных людей в характере одного человека. Художественное обобщение: выбор фактов, выражение собственных чувств и мыслей автора. Авторское «я» в репортаже, заметке, интервью, просто передатчик информации, связующее звено. В очерке - это личность самого автора. Не навязывать своего мнения читателю, а убеждать, воздействовать фактами. Конфликты и проблемы в очерке. Авторское доказательство проблемы. Авторская мысль в разработке темы. Бессмысленность заранее подготовленной схемы в сборе фактов и жизненного материала (правда всегда сильнее). Осмысление фактов. Умение советоваться с читателем. Отклики читателей на публикацию. В основе вымысла глубокое знание жизни. Поэзия - вдохновение и труд. Богатство и бедность внутреннего мира. Стремление поделиться впечатлениями. Умение выразить мысль поэтической строкой. Интерес к собственной личности. Практические задания: Теоретическая лаборатория «Проба пера» в жанре зарисовки очеркового плана. Разбор и анализ публикаций «юнкоров». Литературная гостиная (встреча с местными поэтами). Подготовка стихов «юнкоров» в «Литературную страницу» газеты. Творческая лаборатория «Зверье мое».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Слайды. Иллюстрации. Репродукции.
2. Видеофильмы.
3. Разработка методичек по жанрам.
4. Подбор публикаций по жанрам.
5. Кинотеатральные буклеты, подборки публикаций.
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ"
1. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1971.
2. Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. М., 1972.
3. Беневоленская Т. А. 0 языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.
4. Жанры советской газеты. - М., 1972.
5. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
6. Аграновский А. Призвание. - М., 1967.
7. Крутова О.Н. Человек и мораль. - М., 1970.
8. Словарь по этике. - М., 1989.
9. Дорохова А. Как себя вести. - М., 1966.
10. КамычекЯ. Вежливость на каждый день. - М., 1975.
11. Голыбина А.Г. Вкус и мода. - М., 1974.
12. Дмитриева Е.А. Краткая история искусств. - М., 1968.
13. Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика. - М., 1977.
14. Закон Божий. - М., 1990.
15. Энциклопедия кино. - М., 1986.
16. Пудовкин В. Эпоха кино. - М., 1984.
17. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1982.
18. Ахматова А. Тайны ремесла. - М., 1986.
19. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., МГУ, 2004.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Дейниченко В. В. Документальная основа очерков А. Аграновского. Дипломная работа. Казанский университет, 1975 г.
2. Дейниченко В. В. Театральный фестиваль "Навруз" в зеркале прессы. Союз-театр, очерки, интервью. Душанбе, 1991.
3. Дейниченко В. В. Владимир Высоцкий о времени и себе. Сборник очерков, статей, интервью. Союз-театр, Душанбе, 1990.
4. Гиляровский В. А. Москва газетная. - М., 1989.
5. Шукшин В. Слово о малой родине. - М., 1989.
2 год обучения (70часов)
Информационные жанры (10 часов).
Событие - основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе, разработка темы. Составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью, по справочникам, энциклопедиям, словарям. Развитие темы, новость - информация – заметка –корреспонденция. Повод-интервью. Трансформация заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью. Практические задания. Творческая лаборатория: «Юбилей школы. Развитие темы в разных жанрах информационного плана». Практика в газете.
Газетный язык (10 часов).
Работа над словом. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые глаголы. Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций. Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы. Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему.
Этика (10 часов).
Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм и их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель. Зависть. Скупость. Гордыня. Уныние. Смертный грех - понимание вины человека перед Богом. Искупление — молитва. Покаяние. Не сотвори себе кумира. Чти отца своего. Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Трудно ли жить по заповедям Христовым? Практические занятия: Посещение храмов Ставропольского края. Осмысление увиденного и услышанного. Изложение в заметках. Рецензия на просмотренный фильм: духовность героя. Этика отношения к природе.
Эстетика (10 часов).
Прекрасное и безобразное в живописи. Трагическое и комическое в театре и кино. Возвышенное и низменное в поэзии. Художественный образ. Условность. Правда и вымысел. Фантазия. Плагиат. Актеры и режиссеры мирового кино. Символы киноэпох - красивейшие женщины мира: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор. Театральные школы и направления: театр Станиславского, театр Таирова, театр Мейерхольда. Современный театр. Сходство и различие режиссуры в театре и кино. Актерское мастерство на подмостках и экране. Практические задания: Просмотр и письменный анализ в форме мини-рецензии известной сказки в театральном спектакле и в киноварианте. Условность в спектакле и в кинофильме (устная рецензия). Работа художника в спектакле и в фильме (устная и письменная рецензия).
Аналитические и художественные жанры (30 часов).
Очерк и зарисовка - рассказ о человеке. Сходство и различие. Документальная основа: точность, конкретность в названии местности, предприятия, имени и фамилии героя. Присутствие в очерке всех жанров - информации, заметки, интервью, репортажа. Предмет познания или исследования фактов, событий, явлений (заметка, корреспонденция, репортаж, статья, очерк, фельетон). Отраженная действительность в обзоре печати, отчете, интервью, рецензии, так как это суждения или образы, созданные другими людьми. Поэзия - шире живописи: живопись остановленное мгновенье жизни, поэзия - течение и смена самой жизни. Практические задания: Зарисовки о маме, бабушке, учителе, друге, ветеране войны и труда, спортсмене, участнике художественной самодеятельности, народном умельце. Творческая лаборатория «Анализ публикаций юнкоров в жанре зарисовка». Литературная гостиная.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс. (70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Дата проведения | Дата проведения по факту | Тема занятия | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности учащихся. | Коррекция часов по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Введение – 1 ч. Информационные жанры 9 ч. | |
1 | 1 | Сентябрь 1 неделя | | Введение в предмет | События, происшествия, факты Развитие темы в разных жанрах Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. | Написание заметки Работа с текстами. Написание интервью | |
2 | 1 | | | Событие - основа информационных жанров. | |
3 | 1 | Сент 2 нед | | Ответственность автора за информацию и факты. | |
4 | 1 | | | Развитие темы, новость - информация – заметка –корреспонденция. | . Подготовка к беседе, разработка темы.. Повод-интервью. Практические задания. Развитие темы в разных жанрах информационного плана». Практика в газете. | Составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. | |
5 | 1 | Сент 3 нед | | Трансформация заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью. | |
6 | 1 | | | Творческая лаборатория: « День рождения школы. | Проверка собранных фактов | |
7 | 1 | Сент 4 нед. | | Написание статьи об истории школы | Структура сочинения, подбор фактов, эмоциональная выразительность | Написание статьи | |
8 | 1 | | | Написание статьи об истории школы | |
9 | 2 | Октяб. 1 нед | | Обсуждение творческих работ | Анализ творческих работ | |
10 |
Газетный язык (10 часов). |
11 | 1 | Окт. 2неделя. | | Работа над словом. Авторский «почерк». | Любимая фраза, любимые глаголы. | Подбор фактов | |
12 | 1 | | | Словарный и лексический запас. | Словари, лексические понятия | Анализ текстов | |
13 | 1 | Окт 3 неделя | | Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций | Особенности прямой и косвенной речи, выразительность диалогов | Составление диалогов | |
14 | 1 | | | Краткость, простота языка | Анализ текста | |
15 | 1 | | | Заголовки. Рубрики. | Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему | Подбор заголовков | |
16 | 1 | | | Разбивка текста на абзацы | Микротема, микротекст | Практические задания: | |
17 | 1 | | | Творческая лаборатория «Работа над словом». | Редактирование текстов, подбор точных слов, средства речевой выразительности, индивидуальный авторский стиль | Написание творческой работы | |
18 | | | | Творческая лаборатория «Работа над словом». | |
19 | | | | Творческая лаборатория «Работа над словом». | |
20 | | | | Анализ творческих работ | Анализ текстов | |
Понятие об этике (10 часов). |
21 | 1 | | | Система норм нравственного поведения человека | Нормы и правила поведения | Учимся дискутировать | |
22 | 1 | | | Мораль. Категории этики | Понятие о морали. Этические категории | Пишем сочинение-рассуждение | |
| 1 | | | Твой внешний облик | Понятие о «правильном» внешнем виде, аккуратности | Рассуждаем о внешнем виде | |
25 | 1 | | | Личность. Способы ставить цель | Понятие о самооценке, умение ставить перед собой задачи | Тестирование. Целеполагание. | |
26 | 1 | | | Религиозная этика | Религия и нормы нравственности | Обсуждение спорных вопросов, беседа | |
27 | 1 | | | Красота и привлекательность (дискуссия) | Правила дискуссии. Что такое красота? | Дискуссия | |
28 | 1 | | | Творческая лаборатория «Искусство вести беседу». | Правила ведения диалога | Составляем диалог ( устный и письменный) | |
29 | 1 | | | Тренинг общения. Пресс - диспут | Правила общения. Как нужно строить общение | Диспут, заметка в газету | |
30 | 2 | | | Оцениваем поступки героев фильмов и спектаклей по категориям этики. | Категории этики и герои произведений | Беседа- диспут | |
31 | | | |
Понятие об эстетике (20 часов). |
32 | 1 | | | Эстетика — наука познавать красоту | Понятие об эстетических категориях | Беседа-диспут | |
33 | 1 | | | Гармония. Красота. Каноны красоты в разных эпохах | Понятие о гармонии, канонах красоты | Беседа, индивидуальные сообщения | |
34 | 2 | | | Категории эстетики | Эстетические категории | Беседа, индивидуальные сообщения | |
35 | | | |
36 | 1 | | | Сопереживание в искусстве | Понятие о сопереживании | Беседа | |
37 | 1 | | | Художественный образ в искусстве | Художественный образ. Способы создания | Обсуждение, написание мини-сочинений | |
38 | 1 | | | Условность искусства. Правда и вымысел. Фантазия | Отличие искусства от реальной жизни. | Беседа, анализ произведений | |
39 | 1 | | | Театр — искусство зрелищное Театральные жанры: драма | Театр, театральные жанры. особенности | Беседа, анализ пьес | |
40 | 1 | | | Театральные жанры трагедия и комедия | Понятие о трагедии и комедии | Пишем заметку о спектакле | |
41 | 1 | | | Киноискусство. Специфика. Жанры. Виды | Понятие о жанрах и видах искусства | Заметка о кинофильме | |
42 | 1 | | | История: факты, даты, имена | Исторические факты | Беседа | |
43 | 1 | | | Читаем язык живописи | Как «понять» картину | Беседа | |
44 | 2 | | | Заметки о выставке произведений местных художников | Как написать репортаж о выставке | Пишем заметку | |
45 | | | |
46 | 2 | | | Мини-рецензии на просмотренные фильмы, спектакли | Как написать рецензию. Основные правила | Пишем рецензию на фильм ли спектакль | |
47 | | | |
48 | 4 | | | Учимся чувствовать и передавать свои чувства в жанрах газетных публикаций. | Средства изобразительности. Индивидуальный стиль | Пишем статью в газету | |
49 | | | |
50 | | | |
51 | | | |
Аналитические и художественные жанры (20 часов). |
52 | 1 | | | Очерк. Понятие | Признаки очерка | План очерка | |
53 | 1 | | | Виды очерка. Сходство с другими жанрами. Отличия. | Признаки очерка | Пишем черновик очерка. | |
54 | 2 | | | Портретный очерк | Что такое портретный очерк | Сочинение «Это я» | |
55 | | | |
56 | 2 | | | Проблемный очерк | Как написать проблемный очерк | Пишем проблемный очерк | |
57 | | | |
58 | 2 | | | Статья. Фельетон. Рецензия. ( обзор) | Понятие о фельетоне и рецензии | Пишем фельетон | |
59 | | | |
60 | 1 | | | Поэзия и проза. Стихи и рассказы | Поэзия и проза. Основные различия | Анализ текста | |
61 | 2 | | | Тема. Сюжет. | Понятие о теме текста, сюжете, идее | Определяем темы и проблематику текстов | |
62 | | | |
63 | 1 | | | Рифма. Ритм. Ударение | Понятие о рифме, ритме, размере | Пишем «стихи» | |
64 | 1 | | | Стихи в прозе и проза в стихах. | |
65 | 2 | | | Творческая лаборатория: «Любовь в стихах и прозе | Изображение чувств в лирике | Анализ стихотворений | |
66 | | | |
67 | 2 | | | «Рассказ о близком человеке». | Эмоциональный рассказ о близком человеке | Пишем рассказ о близком человеке | |
68 | | | |
69 | 1 | | | Что такое зарисовка. (обзор) | Правила зарисовки | Пишем зарисовку | |
70 | 1 | | | Итоговое занятие | | | |
| | | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. (70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Дата проведения | Дата проведения по факту | Тема занятия | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности учащихся. | Коррекция часов по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Введение – 1 ч. Информационные жанры 9 ч. | |
1 | 1 | Сентябрь 1 неделя | | Введение в предмет | События, происшествия, факты Развитие темы в разных жанрах | Написание заметки Работа с текстами. Написание интервью | |
2 | 1 | | | Событие. Новость | |
3 | 1 | Сент 2 нед | | Событие. Новость. Информация | |
4 | 1 | | | Комментарии к новостям | Событийное, тематическое, юбилейное, представление, блиц-интервью, пресс-опрос, дискуссионное. Структура репортажа. Диалог. | Составление комментариев | |
5 | 1 | Сент 3 нед | | Разработка фактов для репортажа | Подбор фактов | |
6 | 1 | | | Виды интервью | Составление интервью | |
7 | 1 | Сент 4 нед. | | Импровизация на тему | Импровизированный диалог | |
8 | 1 | | | Репортаж и его структура | Написание репортажа | |
9 | 2 | Октяб. 1 нед | | Написание заметки на экологическую тему. Анализ творческих работ | Проблемы экологии. Публицистичность заметки. Черты публицистического стиля | Написание сочинения публицистического стиля. | |
10 |
Газетный язык (10 часов). |
11 | 1 | Окт. 2неделя. | | Специфика изложения фактов | Факты и последовательность их изложения | Подбор фактов | |
12 | 1 | | | Смысловая точность, острота языка | Языковые средства, остроумие | Анализ текстов | |
13 | 1 | Окт 3 неделя | | Основа языка - движение и его выражение глагол | Экспрессивные свойства глагола | Анализ языковых явлкений | |
14 | 1 | | | Эмоции, экспрессия в языке | Средства изобразительности | Анализ поэтического текста | |
15 | 1 | | | Прямая речь - помощь автору в обозначении характера героев | Функции прямой речи | Составление диалогов | |
16 | 1 | | | речевая характеристика героев | Речь героя и его характер | Составление характерных диалогов | |
17 | 1 | | | Заголовок, рубрика, разбивка на абзацы | Отражение в заголовке темы и идеи текста. Абзацное членение | Подбор заголовков, разбивка на абзацы | |
18 | 3 | | | Подготовка заметок к публикации в газете | Заметка, ее структура | Написание заметок | |
19 | | | |
20 | | | |
21 | 1 | | | Подготовка макета номера газеты | Композиция газеты | Составляем макет газеты | |
Понятие об этике (10 часов). |
22 | 1 | | | Система норм нравственного поведения человека | Нормы и правила поведения | Учимся дискутировать | |
23 | 1 | | | Мораль. Категории этики | Понятие о морали. Этические категории | Пишем сочинение-рассуждение | |
24 | 1 | | | Твой внешний облик | Понятие о «правильном» внешнем виде, аккуратности | Рассуждаем о внешнем виде | |
25 | 1 | | | Личность. Способы ставить цель | Понятие о самооценке, умение ставить перед собой задачи | Тестирование. Целеполагание. | |
26 | 1 | | | Религиозная этика | Религия и нормы нравственности | Обсуждение спорных вопросов, беседа | |
27 | 1 | | | Красота и привлекательность (дискуссия) | Правила дискуссии. Что такое красота? | Дискуссия | |
28 | 1 | | | Творческая лаборатория «Искусство вести беседу». | Правила ведения диалога | Составляем диалог ( устный и письменный) | |
29 | 1 | | | Тренинг общения. Пресс - диспут | Правила общения. Как нужно строить общение | Диспут, заметка в газету | |
30 | 2 | | | Оцениваем поступки героев фильмов и спектаклей по категориям этики. | Категории этики и герои произведений | Беседа- диспут | |
31 | | | |
Понятие об эстетике (20 часов). |
32 | 1 | | | Эстетика — наука познавать красоту | Понятие об эстетических категориях | Беседа-диспут | |
33 | 1 | | | Гармония. Красота. Каноны красоты в разных эпохах | Понятие о гармонии, канонах красоты | Беседа, индивидуальные сообщения | |
34 | 2 | | | Категории эстетики | Эстетические категории | Беседа, индивидуальные сообщения | |
35 | | | |
36 | 1 | | | Сопереживание в искусстве | Понятие о сопереживании | Беседа | |
37 | 1 | | | Художественный образ в искусстве | Художественный образ. Способы создания | Обсуждение, написание мини-сочинений | |
38 | 1 | | | Условность искусства. Правда и вымысел. Фантазия | Отличие искусства от реальной жизни. | Беседа, анализ произведений | |
39 | 1 | | | Театр — искусство зрелищное Театральные жанры: драма | Театр, театральные жанры. особенности | Беседа, анализ пьес | |
40 | 1 | | | Театральные жанры трагедия и комедия | Понятие о трагедии и комедии | Пишем заметку о спектакле | |
41 | 1 | | | Киноискусство. Специфика. Жанры. Виды | Понятие о жанрах и видах искусства | Заметка о кинофильме | |
42 | 1 | | | История: факты, даты, имена | Исторические факты | Беседа | |
43 | 1 | | | Читаем язык живописи | Как «понять» картину | Беседа | |
44 | 2 | | | Заметки о выставке произведений местных художников | Как написать репортаж о выставке | Пишем заметку | |
45 | | | |
46 | 2 | | | Мини-рецензии на просмотренные фильмы, спектакли | Как написать рецензию. Основные правила | Пишем рецензию на фильм ли спектакль | |
47 | | | |
48 | 4 | | | Учимся чувствовать и передавать свои чувства в жанрах газетных публикаций. | Средства изобразительности. Индивидуальный стиль | Пишем статью в газету | |
49 | | | |
50 | | | |
51 | | | |
Аналитические и художественные жанры (20 часов). |
52 | 1 | | | Очерк. Понятие | Признаки очерка | План очерка | |
53 | 1 | | | Виды очерка. Сходство с другими жанрами. Отличия. | Признаки очерка | Пишем черновик очерка. | |
54 | 2 | | | Портретный очерк | Что такое портретный очерк | Сочинение «Это я» | |
55 | | | |
56 | 2 | | | Проблемный очерк | Как написать проблемный очерк | Пишем проблемный очерк | |
57 | | | |
58 | 2 | | | Статья. Фельетон. Рецензия. ( обзор) | Понятие о фельетоне и рецензии | Пишем фельетон | |
59 | | | |
60 | 1 | | | Поэзия и проза. Стихи и рассказы | Поэзия и проза. Основные различия | Анализ текста | |
61 | 2 | | | Тема. Сюжет. | Понятие о теме текста, сюжете, идее | Определяем темы и проблематику текстов | |
62 | | | |
63 | 1 | | | Рифма. Ритм. Ударение | Понятие о рифме, ритме, размере | Пишем «стихи» | |
64 | 1 | | | Стихи в прозе и проза в стихах. | |
65 | 2 | | | Творческая лаборатория: «Любовь в стихах и прозе | Изображение чувств в лирике | Анализ стихотворений | |
66 | | | |
67 | 2 | | | «Рассказ о близком человеке». | Эмоциональный рассказ о близком человеке | Пишем рассказ о близком человеке | |
68 | | | |
69 | 1 | | | Что такое зарисовка. (обзор) | Правила зарисовки | Пишем зарисовку | |
70 | 1 | | | Итоговое занятие | | | |
| | | | | | | |