Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Непременными компонентами любой деятельности являются разнообразные навыки и умения. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах.. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п.
В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления , полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Актуальность исследования развития конструктивных навыков, определяется тем, что их развитие связано с познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития умений и навыков обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста. Таким образом изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации
1. Познакомить с различными видами аппликации.
2. Развивать конструктивные умения и навыки:
силуэтное, многослойное вырезание).
3) Владение техникой обрывания, плетения.
4) Владение техникой намазывания деталей клеем и приклеивания.
пополам, складывание углов к центру, складывание сторон к центральному сгибу, складывание складкой), умение скручивать, сминать, скатывать бумагу)
ткани, спичек, песка).
7)Умение создавать аппликацию в технике «коллаж», используя разные виды материалов и техник.
3. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и в своих возможностях.
4. Воспитывать желание получать результат своей работы.
Кружковая работа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Занятия проводятся подгруппой по 9-10 человек, один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность деятельности не более 25 – 30 минут с проведением физ.минуток и музыкальных пауз. Все работы обязательно демонстрируются родителям.
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить сформированность конструктивных навыков у детей.
Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учить взаимодействовать с друг другом: совместно ставить перед собой цель, добиваться её достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.
На занятиях возможно присутствие родителей. Ведь такие занятия призваны не только продемонстрировать умения детей, но и показать родителям, как можно организовать досуг ребёнка дома. Предполагаемые домашние задания не являются обязательными, а представляют собой вариант увлекательной совместной работы взрослых и детей в семье.
СЕНТЯБРЬ | № | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1 | Аппликация из геометрических фигур | Закрепить приёмы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник), упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур | Шаблоны геометрические фигур разной формы и размера, клей, ножницы, простой карандаш, альбомный лист |
2 | Аппликация из семян «Корзина с цветами» | Познакомить с новым видом аппликации, упражнять детей в составлении композиции, развивать конструктивные навыки, аккуратность | Картон, цветная бумага, ножницы, клей, арбузные семечки, горох |
3 | Аппликация из салфеток «Гроздья рябины» | Познакомить со способом скручивания шариков и жгутиков из цветных салфеток | Картон, красные и коричневые салфетки, зелёная цветная бумага, клей, клеевая кисточка и ножницы |
4 | Обрывная аппликация «Роняет лес осенний свой убор» | Познакомить детей с обрывной аппликацией, учить детей создавать красивый образ осеннего дерева, развивать творческое воображение, чувство цвета, конструктивные навыки, умение координировать движения глаз и рук. | Альбомный лист, цветная бумага жёлтого, красного и оранжевого цвета, клей, клеевая кисточка, |
ОКТЯБРЬ | 1 | Аппликация из осенних листьев «Жар-птица» | Познакомить с техникой выполнения работы из осенних листьев, учить создавать сюжетные композиции из природного материала; развивать чувство цвета и композиции, вызвать желание сохранить её красоту в своих работах. | Картон, осенние листья, клей, ножницы |
2 | Аппликация из крашеного песка «Солнышко» | Познакомить с новым видом аппликации; учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета | Песок жёлтого цвета, картон, клей, цветные фломастеры |
3 | Аппликация из ткани «Утёнок» | Учить создавать яркие образы из материала на своё усмотрение, учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме, развивать творческое воображение и конструктивные навыки при работе с ножницами и клеем | Картон, кусочки ткани жёлтого, синего, зелёного и коричневого цвета, ножницы, клей |
4 | Аппликация айрис-фолдинг «Яблоко» | Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза. | Альбомный лист, осенние листья, ножницы, клей, шаблон айрис-фолдинг. |
НОЯБРЬ | 1 | Аппликация из ладошек «Сова» | Учить создавать образ совы, закрепить умения обводить ладошку и вырезать её по контуру. | Белая, коричневая и жёлтая цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей |
2 | Аппликация из скрученных жгутиков «Весёлый паучок» | Продолжить работу в технике торцевания, учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации, развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры. | Картон, цветные салфетки, клей |
3 | Силуэтная аппликация «Любимая игрушка» | Познакомить детей с силуэтной аппликацией и понятием «имитации витражей», закреплять умение применять алгоритм силуэтного изображения образов в процессе симметричного вырезания на глаз; рисовать и вырезать изображение из бумаги; учить подбирать цветовую гамму, соблюдая гармонию цвета; развивать эстетическое восприятие, чувство радости и удовлетворения от создания своей картины. | Чёрный цветной картон и белая бумага, ножницы, клей |
4 | Аппликация из макарон «Фоторамка» | Познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий; расширить знания об использовании и художественной обработке современных материалов . | Цветной картон, разные виды макарон, клей |
ДЕКАБРЬ | 1 | Аппликация из поделок в технике оригами «Снегири на ветке» | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как на правой, так и на левой руке. | Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая красная), ножницы, клей. |
2 | Аппликация из ватных дисков «Весёлый снеговик» | Учить выполнять аппликацию из ватных дисков, украшать свою работу бисером и палетками | Картон, ватные диски, клей, ножницы, бисер, палетки |
3 | Мозаичная аппликация из пластилина «Дед Мороз» | Познакомить детей с техникой обратной аппликации, учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывая мелкие кусочки пластилина, катать из них между пальцами маленькие шарики и наклеивать их на форму приготовленную педагогом, контролируя совпадение цветов рисунка и пластилина | Прозрачная пластмассовая крышка, пластилин |
4 | Аппликация из «Символ года» | Познакомить с новым видом аппликации, учить мелко нарезать шерстяные нитки нужного цвета, равномерно намазывать клеем небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующие участку изображения цветом | Шерстяные нитки разного цвета, ножницы, клей, картон |
ЯНВАРЬ | 1 | Аппликация из крупы риса «Иней на деревьях» | Продолжить работу в технике наклеивания крупы, развивать творческое воображение, композиционные и конструктивные навыки, аккуратность. | Рисовая крупа, цветной картон, клей |
2 | Аппликация айрис-фолдинг | Совершенствовать умение работать в технике «радужное складывание», продолжать учить работать по схеме; развивать координацию глаза и руки, работу обеих рук; воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер. | Картон, полоски цветной бумаги, клей, шаблон айрис-фолдинг |
3, 4 | Аппликация из поделок в технике оригами«На лесной поляне» | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу | Квадраты разного размера и цвета, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Аппликация из поделок в технике оригами «Пингвины на льдине» | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как на правой, так и на левой руке. | Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая белая), бумажная обрезь, ножницы, клей. |
2 | Аппликация из салфеток «Валентинка» | Закрепить скручивание шариков из цветных салфеток, скатывая их круговыми движениями в шарики; закреплять у детей навыки прикладывания снежков-комочков к силуэту нарисованного контура, не выходя за него; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность и самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности | Картон в форме сердечка, салфетки красного цвета, клей |
3 | Аппликация из шпагата «Подставка для кружки» | Научить создавать поделки из шпагата, выполнять работу в соответствии с намеченным планом, пользоваться ножницами и клеем. | Картон круглой формы, шпагат, клей |
4 | Аппликация из «Заснеженный дом» | Учить детей применять разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная) . Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности; развивать чувство формы и композиции, воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность. | Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликационной композиции графическими средствами. |
МАРТ | 1 | Аппликация из салфеток «Гиацинт в горшочке» | Учить создавать из бумаги объёмные цветы; развивать эстетические чувства, эмоции; желание делать приятное своим близким; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким | Разноцветная крепированная бумага, цветные салфетки, пластиковые бутылочки для изготовления горшочков, клей, зелёная двухсторонняя бумага для листьев, белая бумага для изготовления стебля. |
2 | Аппликация из пуговиц «Золотая рыбка» | Научить применять различные пуговицы в отделке изделия и аппликации; познакомить детей с историей и техническими сведениями о пуговицах, с технологией приклеивания пуговиц; развивать мелкую моторику; творческое мышление. | Пуговицы разного размера и цвета, картон в форме рыбы, клей |
3 | Аппликация из карандашной стружки «Ёжик» | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники аппликации, учить создавать композицию по собственному замыслу; совершенствовать навыки работы с клеем, осторожного обращения с ножницами. | Шаблоны изображения ёжика, клей, точилки, карандаши, ножницы |
4 | Аппликация из салфеток «Дерево желаний» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами аппликации и конструирования; учить создавать цветочное деревце из подручного материала ;развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер | Кашпо, ЦПС (цементно-песочная смесь), одна толстая веточки ивы длиной 30см и две тонкие длиной 35 см, газеты, нитки, салфетки, степлер, ножницы, клей (лучше подойдет клей-карандаш) |
АПРЕЛЬ | 1 | Аппликация из крупы «Жираф» | Закреплять умение детей выполнять работу с использованием природного материала, дополнять сюжет по своему усмотрению. | Пшено и арбузные семечки, салфетки жёлтого и зелёного цвета, гофрированная бумага зелёного цвета |
2 | Аппликация из бросового материала «Паровозик» | Познакомить с новым видом аппликации, учить аккуратно разрезать остатки самоклеящейся плёнки на одинаковые квадратики размером 1*1 см и наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненой педагогом, быть внимательным и аккуратным. | Шаблон паровозика, остатки самоклеящейся плёнки |
3 | Аппликация из ваты «Разноцветное настроение» | Формировать умение создавать композицию из ваты на бархатной бумаге, развивать конструктивные навыки, творческое воображение, эстетическое восприятие | Бархатная бумага, вата |
4 | Аппликация 3D «Городская улица» | Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза | Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, толстый двухсторонний скотч |
МАЙ | 1 | Аппликация из яичной скорлупы «Весёлые черепашки» | Познакомить с нетрадиционной техникой аппликации, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу, по заданному сюжету | Картон, яичная скорлупа, гуашь, клей, цветная бумага, ножницы |
2 | Аппликация из гофрированной бумаги «Сирень» | Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией, научить изготавливать цветы из гофрированной бумаги, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности | Белая бумажная тарелка, зеленая гофрированная бумага 9квадраты 5х5 см, полоски 5х10 см), сиреневая и белая гофрированная бумага (квадратики 2х2 см), простой карандаш, трафарет половинки листа сирени, ножницы, клей |
3 | Аппликация из цветного песка «Гусеница» | Научить изготавливать аппликацию из цветного песка на картоне; развивать творческие и конструктивные навыки, внимание, память, мелкую моторику рук. | Картон, цветной песок, клей |
4 | Итоговое занятие «Иллюстрация к сказке «Колобок» | Закрепить умение использовать разные виды аппликации и конструктивные навыки при пользовании ножницами и клеем; развивать мелкую моторику, творческое мышление; воспитывать аккуратность и интерес к русским народным сказкам. | Шаблоны колобка; клеенки, ножницы, клейстер, кисточки; различные виды круп, цветная бумага, салфетки разных цветов. |