Рабочая программа курса по выбору
по английскому языку
11 класс
Савушкина С.П.
учитель английского языка
2016 – 2017 г.г.
ENGLISH FOR EVERY DAY
Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.
Элективный курс «Английский на каждый день» является коммуникативным курсом и может привлечь учащихся именно своей коммуникативной составляющей. Курс предоставляет возможность овладеть различными языковыми и речевыми средствами для успешного социального общения, а также способствует формированию культуры общения.
Предполагается, что освоение данного элективного курса, во-первых, поможет учащимся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения официального и неофициального характера с соблюдением этикетных норм межкультурного общения; во-вторых, придаст уверенности в поездке за границу; в-третьих, поможет в практической деятельности, расширив возможности трудоустройства; в-четвертых, даст возможность учащимся сделать осознанный выбор для продолжения профессионального образования.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ и является предметно-ориентированным курсом. Программа повышает мотивацию для дальнейшего изучения языка и ориентирует учащихся на гуманитарный профиль (профессии - филолог, лингвист, учитель английского языка).
Страноведческое содержание курса призвано углубить у учащихся представления о менталитете и культуре страны, язык которой они изучают. Коммуникативная направленность курса помогает учащимся повысить уровень владения разговорной лексикой английского языка.
Данный курс рассчитан на 17 часов
Цель курса
Развитие и совершенствование речевых и языковых умений учащихся, необходимых для успешного межкультурного общения и для решения коммуникативно-прагматических задач.
Задачи курса
Совершенствование предметных языковых и речевых умений и навыков (чтение, аудирование, монологическая и диалогическая речь).
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Знакомство с особенностями речевого этикета в Великобритании и требованиями к соблюдению норм поведения с учётом национальных особенностей.
Подготовка учащихся к использованию языка в практической деятельности с расширением возможностей трудоустройства после окончания школы и в качестве средства профессиональной компетенции.
Виды деятельности учащихся
1. Составление и презентация диалогов по заданной теме.
2. Инсценировка различных коммуникативно-прагматических ситуаций.
3. Чтение разнообразных публицистических и прагматических текстов (реклама, объявления, инструкции и т.д.) с использованием основных стратегий чтения.
4. Прослушивание текстов по страноведению и ситуативных диалогов с использованием основных стратегий аудирования.
Формы проведения занятий
Интерактивная работа в парах и группах.
Коммуникативные тренинги.
Интеллектуально-познавательные формы работы (викторины, инсценировки).
Сюжетные и ролевые игры
Содержание курса
Курс состоит из 3 тематических блоков, посвященных самым распространенным ситуациям общения, с которыми может столкнуться любой человек, приехавший в Великобританию в качестве туриста.
План работы над каждым занятием состоит из следующих видов деятельности:
Чтение или прослушивание текстов или ситуативных диалогов по теме тематического блока.
Введение и закрепление речевых образцов
Парная работа на отработку речевых клише
Ролевая игра с выстраиванием контекста
Интерактивная форма занятия на закрепление материала
Тема 1. Знакомство (уметь представиться и рассказать о себе, уметь расспросить собеседника о нем самом, иметь представление о том, что можно и нельзя спрашивать, умение вести разговор о погоде, просить о помощи, извиняться, благодарить за гостеприимство)
Тема 2. Транспорт (уметь сформулировать вопросы по поводу проезда по городу на разных видах транспорта, уметь расспросить о дороге и объяснить маршрут, заказать авиабилет и получить информацию о поезде)
Тема 3. В городе (уметь заказать еду в ресторане , снять номер в гостинице, договариваться о визите к врачу и посещение врача, обменивать валюту, делать покупки, )
Тема 4. Подведение итогов (рефлексия содержания курса)
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Умения | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
Знакомство |
1 | Знакомство | Вести диалог-обмен информацией этикетного характера | Составление диалогов, инсценировка ситуаций | | |
2 | Прощание | Вести диалог-расспрос; читать с целью понимания основного содержания сообщения | Чтение сообщений и инструкций, инсценировка ситуаций | | |
3 | Благодарность за гостеприимство | Вести диалог-расспрос; уметь излагать факты; слушать с целью понимания необходимой информации | Аудирование, составление и презентация диалогов, викторина | | |
4 | Выражение просьбы | Вести диалог-побуждение к действия; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Ролевая игра | | |
5 | Извинения | Вести диалог этикетного характера; вести диалог-обсуждение проблем; чтение с целью полного понимания публицистического теста | Чтение публицистического текста, составление диалогов | | |
6 | Делаем комплимент | Вести комбинированный диалог; высказывать и аргументировать свою точку зрения; читать с целью основного понимания текста | Монологическая речь, чтение прагматических текстов, инсценировка ситуаций | | |
7 | Говорим о погоде | Вести диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию; полно и точно понимать высказывания собеседника | Аудирование, составление диалогов | | |
Транспорт |
8 | Спросить дорогу | Вести диалог-обмен информацией с использованием эмоционального отношения к увиденному; поисковое чтение с целью извлечения необходимой информации | Монологическая речь, инсценировка ситуаций, чтение прагматических текстов, инсценировка ситуаций | | |
9 | В автобусе | Вести диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию | Аудирование, составление диалогов | | |
10 | Железнодорожный вокзал | Вести диалог-расспрос; делать выводы; извлекать запрашиваемую информацию | Аудирование, составление диалогов | | |
11 | Заказываем авиыбилеты | Вести диалог-обсуждение проблемы; излагать факты; понимать основное содержание текста научно-познавательного характера | Чтение текста познавательного характера, составление диалогов | | |
В городе |
12 | В гостинице | Вести диалог-обмен информацией с использованием эмоционально-оценочных суждений и средств; обобщать содержащуюся в тексте информацию и определять свое отношение к ней | Аудирование, чтение художественного текста, монологическая речь, инсценировка ситуаций | | |
13 | В ресторане | Вести диалог-обсуждение проблемы; определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и обобщать описываемые факты | Ролевая игра, аудирование, чтение художественного текста | | |
14 | В банке | Вести диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию; полно и точно понимать высказывания собеседника | Аудирование, составление диалогов | | |
15 | В магазине | Вести комбинированный диалог; высказывать и аргументировать свою точку зрения; читать с целью основного понимания текста | Ролевая игра | | |
16 | У врача | Вести диалог-обмен информацией с использованием эмоционально-оценочных суждений и средств; обобщать содержащуюся в тексте информацию и определять свое отношение к ней | Аудирование, чтение художественного текста, монологическая речь, инсценировка ситуаций | | |
17 | Подведение итогов | Рассказывать, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, приводя примеры, аргументы | Игра по станциям | | |
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны уметь решать следующие практические задачи:
1. Знать и понимать единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках изученных тем.
2. Знать и понимать лингвострановедческую информацию, связанную с тематикой и проблематикой речевого общения в рамках курса.
3. Уметь вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой и социокультурной сферах, используя аргументацию и эмоционально-оценочные средства.
4. Понимать на слух основное содержание аутентичных аудиотекстов и диалогов познавательного характера с извлечением необходимой информации, а также с полным пониманием высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
5. Читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.
Список литературы:
Michel Ockenden . Situational Dialogues ; Longman, 1986
Л.Н. Ханникова, Spoken English, Москва, «СОВАМИНКО», 1991
Голицынский Ю.Б. Великобритания-СПб.; КАРО, 2006
Кузьменкова Ю.Б. Азы вежливого общения. - Обнинск: Титул, 2001
В современном обществе потребность в изучении английского языка достаточно велика, так как это международный язык дипломатии, бизнеса, науки, технологий, техники, медицины, авиации, торговли, туризма и развлечений.
Расширение международных связей, вхождение России в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Практическое владение иностранным языком стало личностно – значимым. Школьники начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: лучшее трудоустройство, дальнейшая учеба, отдых.
Разговорный английский язык лежит в основе общения в обычных ситуациях. В современном обществе с открытыми границами разговорный английский необходим, чтобы работать, передвигаться по миру и просто чувствовать себя свободно в повседневном общении.
Цель курса: Совершенствование коммуникативных навыков и речевых умений в социально-культурной сфере общения.
Овладение формулами речевого этикета.
Задачи курса:
- расширение активного словарного запаса за счет освоения наиболее употребительных в речи слов в их наиболее часто реализуемых значениях;
-формирование умений понимания основного смысла и поиска необходимой информации в оригинальных текстах художественного и социально - культурного характера;
-развитие умений аудирования живой речи, аудиоматериалов и видеофильмов.
Занятия строятся на укреплении и совершенствовании коммуникативных навыков, знакомстве с базовыми грамматическими правилами, построении фраз. Особое внимание уделяется стратегиям, направленным на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении, расширению лексического запаса, улучшению техники речи, совершенствованию навыков восприятия речи на слух.
В ходе курса учащиеся должны:
при выполнении задания - диалог с целью обмена оценочной информацией показать следующие умения:
Уметь начать, поддержать и закончить беседу
предлагать варианты к обсуждению
выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу
соблюдать очередность при обмене репликами
выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета
принимать совместное решение
при выполнении задания - диалог с обменом информацией (ролевая игра) учащиеся показывают следующие умения:
объяснение ситуации;
запрашивание информации;
при выполнении задания - монологическое высказывание по теме проверяются следующие умения:
Уметь высказаться по теме в виде монолога,
Логично построить своё высказывание, используя средства логической связи
Соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи , как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства
Продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей
Уметь дать развёрнутые ответы на дополнительные вопросы собеседника
Конечный результат:
- лексический минимум (2000 единиц);
- грамматический минимум, содержащий явления морфологии и синтаксиса.
в области устной речи:
- выражать своё мнение в устной форме по пройденной тематике, используя активно-усвоенные грамматические правила;
- понимать на слух речь, содержащую лексико-грамматические структуры.
в области чтения:
- читать со словарём тексты общего характера;
- читать без словаря тексты с общим охватом содержания;
- работать с периодической печатью и в Интернете.
Формы проведения занятий:
аудиторные групповые или парные занятия под руководством преподавателя
индивидуальная самостоятельная работа и общение в Интернете
дополнительная работа по интересам учащихся
1)Индивидуальная работа может быть представлена следующими упражнениями:
Высказывание по ситуации с использованием речевых образцов.
Описательные упражнения (человека, места/ здания, предмета, события)
Упражнения на сходство и различие картин, предметов, ситуаций
Сделать анализ книг, комментарии к фильму, телепередаче.
Сочинить рассказ, закончить рассказ, составить рассказ с опорой на серию картин.
2)Парная работа может быть представлена:
в виде парной беседы / диалога
ролевой игры
интервью
3)Групповая работа может быть представлена:
обсуждение ситуаций рабочими группами (одна группа выступает ЗА, другая ПРОТИВ какой-то проблемы).
Дебаты, диспуты, пресс-конференции.
Программа элективного курса “Разговорный английский язык» ориентирована для учащихся 11-х классов средней школы, и рассчитана на 17 часов.