
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметьработать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональнуюоценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать ипонимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Тематика занятий: Теория (2 часа ). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Основные виды деятельности: Понимать значение физической культуры и спорта в России, ценность физической культуры.
Техническая подготовка (42 часа).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока
(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Основные виды деятельности: Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Основные виды деятельности: Развивать физические качества, совершенствовать навыки естественных видов движения, подготавливаться к сдаче нормативных требований по видам подготовки и их выполнению.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Основные виды деятельности: Выполнять передачу мяча сверху двумя руками, отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, разные виды подач и нападающие удары.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Основные виды деятельности: Выполнять передачу мяча сверху двумя руками, отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, разные виды подач и нападающие удары.
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Основные виды деятельности: Выполнять передачу мяча сверху двумя руками, отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, разные виды подач и нападающие удары.
Тактическая подготовка (20 часов)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Основные виды деятельности: Осуществлять индивидуальные, групповые и командные действия при игре в волейбол.
Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (4 часа)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Основные виды деятельности: Применять полученные знания на занятиях волейболом, анализировать разбор проведенных игр, понимать тактический план игры.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях. Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Правила поведения. ТБ на занятиях по волейболу. | 1 | 1.09 | |
2 | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 1 | 6.09 | |
3 | Стойка игрока. Перемещение в сойке | 1 | 8.09 | |
4 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 13.09 | |
5 | Приём мяча двумя руками снизу | 1 | 15.09 | |
6 | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 20.09 | |
7 | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 22.09 | |
8 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 27.09 | |
9 | Позиционное нападение. Учебная игра | 1 | 29.09 | |
10 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 4.10 | |
11 | Учебная игра. Развитие координационных способностей | 1 | 6.10 | |
12 | Учебная игра. Развитие координационных способностей | 1 | 11.10 | |
13 | Учебная игра. Развитие координационных способностей | 1 | 13.10 | |
14 | Учебная игра. Развитие координационных способностей | 1 | 18.10 | |
15 | Учебная игра. Развитие координационных способностей | 1 | 20.10 | |
16 | . Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 25.10 | |
17 | . Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 27.10 | |
18 | . Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 1.11 | |
19 | . Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 10.11 | |
20 | . Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 15.11 | |
21 | Игра «Мяч через сетку» по основным правилам | 1 | 17.11 | |
22 | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству | 1 | 22.11 | |
23 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Двусторонняя игра | 1 | 24.11 | |
24 | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 1 | 29.11 | |
25 | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 1 | 1.12 | |
26 | Стойка игрока. Перемещение в сойке | 1 | 6.12 | |
27 | Стойка игрока. Перемещение в сойке | 1 | 8.12 | |
28 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 13.12 | |
29 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 15.12 | |
30 | Приём мяча двумя руками снизу | 1 | 20.12 | |
31 | Приём мяча двумя руками снизу | 1 | 22.12 | |
32 | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 27.12 | |
33 | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 12.01 | |
34 | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 17.01 | |
35 | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 19.01 | |
36 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 24.01 | |
37 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 26.01 | |
38 | Позиционное нападение. Учебная игра | 1 | 31.01 | |
39 | Позиционное нападение. Учебная игра | 1 | 2.02 | |
40 | Позиционное нападение. Учебная игра | 1 | 7.02 | |
41 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 9.02 | |
42 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 14.02 | |
43 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 16.02 | |
44 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 21.02 | |
45 | Верхняя подача мяча | 1 | 28.02 | |
46 | Верхняя подача мяча | 1 | |
47 | Верхняя подача мяча | 1 | 2.03 | |
48 | Нижняя подача мяча | 1 | 7.03 | |
49 | Нижняя подача мяча | 1 | 9.03 | |
50 | Нижняя подача мяча | 1 | 14.03 | |
51 | Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 1 | 16.03 | |
52 | Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 1 | 21.03 | |
53 | Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 1 | 4.04 | |
54 | Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 1 | 6.04 | |
55 | Верхняя подача, нижний прием | 1 | 11.04 | |
56 | Верхняя подача, нижний прием | 1 | 13.04 | |
57 | Верхняя подача, нижний прием | 1 | 18.04 | |
58 | Нападающий удар, нижний прием | 1 | 20.04 | |
59 | Нападающий удар, нижний прием | 1 | 25.04 | |
60 | Нападающий удар, нижний прием | 1 | 27.04 | |
61 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 2.05 | |
62 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 4.05 | |
63 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 11.05 | |
64 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | |
65 | Соревнование в группах | 1 | 16.05 | |
66 | Соревнование в группах | 1 | 18.05 | |
67 | Соревнование в группах | 1 | 23.05 | |
68 | Соревнование. Итоговое занятие | 1 | 25.05 | |