Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 25 город-курорт Анапа
Программа
детского пришкольного оздоровительного лагеря
«Летняя сказка»
с дневным пребыванием детей
2017 г.
Паспорт программы
Основание для разработки программы | Закон РФ " Об Образовании"; Конвенция о правах ребёнка; Постановление правительства от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах»; Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»; Приказ Департамента общего образования «Об организации летнего отдыха, занятости детей и подростков в 2009 г»; Областная целевая программа «Организация летнего отдыха и оздоровления обучающихся» |
Заказчик программы | -Отдел образования г-к Анапа |
Разработчики программы | Администрация МБОУ ООШ № 25 |
Автор программы | Зам. директора по ВР Иванченко Е.В. |
Основные цели программы | - Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
Перечень основных мероприятий программы | 1.Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы; 2.Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря дневного пребывания при школе и оздоровлению учащихся; 3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе; 4.Создание материально- технических условий; 5.Научно- методическое обеспечение; 6. Оздоровление и профилактика заболеваний. |
Исполнители программы | - определяются в порядке, установленном приказом администрации МБОУ ООШ № 25 |
Ожидаемые результаты реализации программы | - укрепление здоровья детей; - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда; - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией МБОУ ООШ № 25 |
Адрес, телефон | 353416, Краснодарский край, г-к Анапа, х. Большой Разнокол, пер. Школьный,4 |
Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
Количество, возраст учащихся | 30 учащихся – 7 -17 лет |
Сроки проведения, количество смен | 1 смена – с 01.06. – 21.06.2017г. – 130 чел. (из них 26 чел. от 11 лет), 14дней, 2 смена – с 26.06 – 13.07.2016г. – 25чел. (из них 10 чел. от 11лет), 14 дней |
Пояснительная записка
Летом у детей много свободного времени. Это время благоприятно для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летом у детей есть хорошая возможность для восполнения израсходованных в течение учебного года сил, восстановления здоровья. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это ещё и возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети не думают об этом, мы же обязаны помочь осознать ребенку ценность здорового образа жизни.
Кроме того, лагерь способствует формированию у ребят коллективизма, коммуникативных навыков.
Эта программа предусматривает организацию летнего отдыха детей школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.
Модель организации лагеря
В основе программы лежит спорт, развитие интереса к занятиям спортом.
«Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего пришкольного лагеря спортивное направление. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры,
В лагере два отряда, названия и девизы дети придумывают сами в первый организационный день. Отряды, участвуя в мероприятиях, получают за участие и победу лучики солнца и прикрепляют их в свой дневник. В конце смены подсчитывается количество лучиков каждой команды. Таким образом выявляется победитель
Цели и задачи Программы.
Цели
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи
1. Создание системы оздоровления и отдыха детей в условиях временного коллектива.
2 Создание условий для физического и духовного развития детей посредством игры, развитие познавательной деятельности.
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
4. Духовно-нравственное развитие.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
6. Приобщение к различным видам деятельности, развитие творческого мышления.
Условия реализации программы
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия.
Направления и виды деятельности:
Физкультурно-оздоровительное направление.
Художественно-творческое направление.
Эколого-биологическое направление.
Физкультурно-оздоровительное направление
Задачи
— вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
— выработка и закрепление гигиенических навыков;
— расширение знаний о здоровом образе жизни.
Формы организации
— утренняя гимнастика;
— спортивные игры на стадионе, спортивной площадке;
— подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты;
— тематические дни.
Художественно-творческое направление
Задачи
Развитие фантазии, воображения, мышления, творческих способностей детей.
Формы организации
— рисунки на асфальте;
— конкурсные и игровые программы;
— творческие конкурсы и концерты;
— праздники; выставки, ярмарки.
Эколого-биологическое направление
Задачи
- проводить оценку состояния окружающей среды ближайшего природного окружения;
- защищать окружающую среду от загрязнения (соблюдать культуру личного поведения в природе, предотвращать негативные последствия в природном окружении в результате поступков других людей, выполнять посильные трудовые операции по ликвидации возникшего нежелательного явления);
- проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
Беседы, проведённые медицинским работником: «Чистые руки», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?», «Осторожно, клещи!»
Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора;
Профилактическая беседа о вреде наркотиков;
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный
Деятельностью этого этапа является:
— проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
— издание приказа по школе о проведении летней кампании;
— разработка программы деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей;
— подготовка методического материала для работников лагеря;
— составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Основной
— встреча детей, медицинский осмотр, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
— знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
— реализация основной идеи смены;
— вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
— работа творческих мастерских.
III этап. Аналитический
— подведение итогов смены;
— анализ деятельности лагеря на основе диагностики, коррекция программы.
Материально-технические условия предусматривают
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды.
Кадровое обеспечение
--- директор – Сердцева О.М.
--- заместитель директора по УВР – Иванченко Е.В.
— начальник лагеря – Богдан В.Г.
— воспитатели - Сидоренко И.В.
Грудзинская А.Е.
Прохорова Е.И.
Прохорова Д.В.
Казаков С.А.
Коровай Н.Н.
Михайловская Н.Ю.
Шилина И.А.
Уруджева У.Т.
— инструктор по физическому воспитанию – Малявский И.Р.
Методические условия предусматривают
— наличие необходимой документации, программы, плана;
— проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
— коллективные творческие дела;
— творческие мастерские;
— индивидуальная работа;
— тренинги;
— деловые и ролевые игры.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Формы работы
праздники, концерты
турниры настольному теннису, пионерболу, шашкам;
конкурсы стихов, песен и рисунков о войне;
викторина по правилам дорожного движения;
игры, конкурсы;
выезды на море;
Законы лагерной смены
Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребенок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон водоема (принимается без обсуждения). Водоем (река, озеро) может быть спокойным, но может быть и суровым. Нельзя появляться на водоеме без вожатого или воспитателя!
Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон мотора. Долой скуку!
Закон выносливости. Будь вынослив!
Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Режим дня
8.30. – 9.00. – встреча детей «Всем, всем доброе утро!»
9.00. – 9.15. – утренняя линейка, «Чтобы быть весь день в порядке, нужно делать нам зарядку!»
9.15. – 10.00. – завтрак «Каша, чай, кусочек сыра
Вкусно, сыто и красиво!»
10.00. – 12.00. – «Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!» (посещение кинотеатра, детской библиотеки, познавательные игры, праздники, беседы, экскурсии, спортивные соревнования)
12.00. – 13.00. – оздоровительные процедуры.
13.00. – 13.30. – свободное время.
13.30. - 14.30. - обед «Нас столовая зовёт
Суп отличный и компот!»
14.30. – уход домой «Всем, всем до свидания!»
План лагерной смены
Дата | Мероприятия | Ответственный |
01.06 | Приём детей в лагерь, знакомство с распорядком и режимом работы лагеря, с законами и правилами жизни в лагере. Оборудование игровых комнат. Поход в медпункт на взвешивание. Беседа «Будь осторожен на дороге». Игра «Кто хозяин на дороге». Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это маленькая жизнь» Анкетирование детей. | Нач. лагеря, воспитатели |
02.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Самоуправление. Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, речёвка, девиз, эмблема. Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства. Мероприятие с использованием ИКТ: «Рисовалка Paint» | Нач. лагеря, воспитатели |
05.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Выставка рисунков «Вот такой наш ОСТРОВОК!» Спортивный конкурс: «Весёлые старты с мячом и шарами» Беседа «Правила безопасности на стадионе» Игры по интересам. | Нач. лагеря, воспитатели |
06.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Конкурсно - игровая программа:«Лягушка – путешественница» Беседа «Правила поведения в библиотеке» Конкурс «Мульти-пульти» - чудесная страна». Просмотр мультфильмов. | Нач. лагеря, воспитатели |
07.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Спортивно – игровой праздник «Юный пожарный» Беседа «Правила поведения при пожаре» Просмотр видеоролика «Причины пожара». Мастерская «Переделкина» (изготовление игрушек из природного материала.) | Нач. лагеря, воспитатели |
08.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Беседа «Будь внимателен на реке» Экскурсия на каналы х. Б.Разнокол. Конкурс «Дорожный марафон». Конкурс рисунков «Страна СВЕТОФОРИЯ» Игры по интересам. | Нач. лагеря, воспитатели |
09.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Спортивный конкурс «Весёлые старты» Игра – лакомка «Сладкий королевский турнир» Конкурс рисунков «Цветик- семицветик» Беседа «Будь осторожен, избегай травм». «Медицинская помощь при ушибах» | Нач. лагеря, воспитатели |
12.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Конкурсно – игровая программа: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Выезд на море. Развлекательная программа: «О сказках в шутку и всерьёз» Беседа «Правила поведения в автобусе» Игра «Мы пассажиры» | Нач. лагеря, воспитатели |
13.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Знакомство с народными промыслами. Конкурс «Мистер и миссис лагеря» Беседа «Правила этикета» Игры по интересам на свежем воздухе. | Нач. лагеря, воспитатели |
14.06 | 1. Линейка готовности и физ. минутка. 2Минутка здоровья «Путешествие в страну здоровья». 3. Выход в бассейн 4. Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» Первенство лагеря по различным видам спорта. 5.Весёлые старты с мячом и шарами. 6. Подвижные игры на свежем воздухе. | Нач. лагеря, воспитатели |
15.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Праздник «Сказочные именины» Конкурсно - игровая программа «Зов джунглей» Беседа «Первая медицинская помощь при солнечном ударе» | Нач. лагеря, воспитатели |
16.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Конкурсно – игровая программа: «Спичечный турнир». Конкурс поделок из природного материала «Дары леса» Беседа «Осторожно, колющие предметы» Поход за лекарственными травами. | Нач. лагеря, воспитатели |
19.06 | Линейка готовности и физ. минутка. Литературная игра: «Приглашение в Сказкоград для девчонок и мальчишек». Развлекательная программа «День весёлых игр и конкурсов» Соревнование по знанию правил дорожного движения «Осторожно – ДОРОГА! Беседа «Мы пешеходы!» Анкетирование детей. | Нач. лагеря, воспитатели |
20.06 | 1.Линейка готовности и физ. минутка. 2.Игра – путешествие «Живая природа». 3.Конкурс рисунков «Моё любимое животное». 4.КВН « Всё обо всём». 5.Конкурс стихотворений о животных и птицах. 6. Спортивные игры. | Нач. лагеря, воспитатели |
21.06 | Линейка готовности и физ. минутка. День памяти и скорби Игра «Тропой спецназа» (по типу мини-зарницы). Игра «Найди свой сухпаек». Вожатые прячут сухой паек и составляют маршрут движения по станциям: «Спортивная», «Военная», «Природа», «Знайка», «Отгадайка». Праздник закрытия лагерной смены «До свидания, ОСТРОВОК!» | Нач. лагеря, воспитатели |
Диагностика и мониторинг деятельности пришкольного лагеря дневного пребывания детей.
Вводная диагностика — анкетирование по выявлению потребностей детей и их родителей, психологического климата в коллективе, беседы, планерные заседания администрации лагеря, старшего вожатого и воспитателей.
Пошаговая диагностика — цветопись по результатам проведения мероприятий и дел лагеря, беседы.
Итоговая диагностика — анкетирование, творческий отзыв (рисунок «Вместе мы»), беседы, цветопись.
Мониторинговые исследования
Совещание с педагогическим коллективом «Диагностика деятельности лагеря».
Анкетирование.
Рефлексия мероприятий.
Мониторинговое исследование «Выбор».
Мониторинговое исследование «Игра в слова».
Методика опросника.
Итоговое анкетирование.
Организация кружковой работы
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Материально – техническое обеспечение
Наименование | Применение | Материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Классные кабинеты (игровые) | Компьютеры Интерактивная доска Музыкальный центр магнитофон | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Спортивный инвентарь (мячи, обручи, кегли, скакалки и т.п.) | Физрук |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Скамейки | Воспитатели, начальник лагеря |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Кабинет приёма, прививочный кабинет | Медицинские работники (по соглашению) |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Телевизор, видеомагнитофон, журналы, книги, диски | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Посуда | Кладовщик |
Кабинет начальника лагеря | Творческая мастерская вожатых, воспитателей | Разработки мероприятий, методическая литература | Воспитатели |
Предполагаемые результаты
В процессе коллективного общения, проведённый совместных творческих дел, соревнуясь и играя, дети приобретут новые навыки коллективной деятельности, проявят внимание и интерес друг к другу, обретут новые формы взаимодействия, взаимовыручки, взаимоуважения, укрепят своё здоровье, закалятся, наберутся новых сил, знаний для начала очередного учебного года.
Литература
Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. — М.: Профиздат, 1985. — 160 с.
Баринева И.И. и др. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина; под ред. И.И Бариновой. – М.: Просвещение,1988.-157 с.
Бардин К.В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981. — 205 с.
Берман А.Е. Юный турист. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 159 с.
Бороздилов Н.М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970 142 с.
Вересов Н.Н Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание 1993.№7.с. 39-43
Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. для руководителя путешествия. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 160 с.
Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. – 234 с.
Вопросы охраны и использования природы в процессе изучения биологии в школе: Методические рекомендации для учителей биологии. — Новгород, 1989.- 83 с.
В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. — Мн.: Полымя, 1989. — 157 с.
А.В. Гагарин «Воспитание природой», М., 2000г.
Голованова Е.Н. «Формирование экологической культуры жителей города» «Народная школа»,2004, №5 — с.23-25
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
Жарков С.Н. Народные приметы и предсказания погоды. Учпедгиз,-1954. 86с.
Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986