Пояснительная записка.
Обеспечивая детям социально-комуникативное развитие, как одну из образовательных областей ФГОС, особое внимание необходимо уделить формированию моральных и нравственных ценностей.
Лучшим временем для решения этих важных задач является возраст, а лучшим средством – русские народные сказки.
Учитывая современные требования в системе образования и особенности развития детей с тяжелым нарушением интеллекта. Была разработана программа кружка «В мире сказки».
Цель программы:
- Формирование нравственных качеств у детей с тяжелым нарушением интеллекта посредствам знакомства с русской народной сказкой.
Задачи программы:
- Формировать представление о сказке, как о форме народного творчества;
- Формировать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам;
- Развивать у детей способность эмоционально воспринимать содержание сказки, расширять словарный запас, развивать мелкую моторику верхних конечностей путем сочетания занятий ИЗО, лепки, легоконструирования;
- Прививать любовь к художественному слову, уважение к книгам.
В основу программы включены русские народные сказки о животных, т.к. они более адаптированы для понимания ребенком с тяжелым нарушением интеллекта их содержание.
Сказки дети слушают с самого рождения. С помощью сказки мы формируем у детей нравственные качества: такие, как добро и зло, дружба, трудолюбие. Для развивающих занятий сказки подобраныс учетом доступности к восприятию, это сказки о животных, наделенных человеческими качествами.
На первом этапе знакомим детей с содержанием сказки, используя различные методы (чтение сказки, рассказывание, просмотр кино- и видеофильмов, иллюстраций).
Затем идет работа над сказкой: выделение героев сказки, игра в сказку с участием мягких игрушек и кукол, привлечение родителей к участию в игре.
Следующим этапом работы над сказкой является продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе знакомства с русской народной сказкой).
В работе также использовались методы и приемы:
- коллективный пересказ сказки;
- инсценировка;
- дидактическая игра;
- элементы продуктивной деятельности;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
- развитие способности слушать и понимать образный язык сказок;
- эмоциональная оценка поступков героев.
Работа над развитием:
- представления о русской народной сказки;
- эстетического вкуса;
- творческих способностей, потребности общения с искусством.
Работа над формированием:
- нравственных качеств;
- психических процессов.
Работа над развитием мелкой моторики верхних конечностей путем использования в работе над сказкой занятий по ИЗО, аппликации, работы с пластилином, природным материалом.
Календарно тематическое планирование на 2017-2018 учебный год для
2-х групп.
Числа. | Темы: | Часы. |
05.09/07.09 | Слушаем сказку: «Василий царевич и Елена Прекрасная» | 1 |
12.09/14.09 | Работа с иллюстрацией к сказке: «Василий царевич и Елена Прекрасная» | 1 |
19.09/21.09 | Просмотр мультфильма. | 1 |
26.09/28.09 | Знакомство с героями сказки «Василий царевич и Елена Прекрасная» | 1 |
03.10/05.10 | Игра в сказку (с участием мягких игрушек и кукол) | 1 |
10.10/12.10 | Рисуем сказку красками. | 1 |
17.10/19.10 | Рисование героев карандашом. | 1 |
24.10/26.10 | Работа в альбоме по раскрашиванию | 1 |
31.10/02.11 | Апликация «Собачка жучка» | 1 |
07.11/09.11 | Показываем сказку (зрителям) | 1 |
14.11/16.11 | Слушаем сказку о потерянном времени. | 1 |
21.11/23.11 | Знакомство с героями сказки о потерянном времени. | 1 |
28.11/30.11 | Играем в сказку о потерянном времени. | 1 |
05.12/07.12 | Рисуем героев сказки о потерянном времени. | 1 |
12.12/14.12 | Слушаем сказку «Старик и волк» | 1 |
19.12/21.12 | Знакомство с героями сказки «Старик и волк» | 1 |
26.12/28.12 | Играем в сказку «Старик и волк» с использованием мягких игрушек. | 1 |
09.09/11.01 | Рисуем сказку «Старик и волк». | 1 |
16.01/18.01 | Аппликация волка. | 1 |
23.01/25.01 | Работа в альбоме по рисованию. | 1 |
30.01/01.02 | Слушаем сказку «Каша из топора» | 1 |
06.02/08.02 | Знакомство с героями сказки «Каша из топора» | 1 |
13.02/15.02 | Рисование сказки «Каша из топора» | 1 |
20.02/22.02 | Аппликация «Топора» | 1 |
27.02/01.03 | Показываем сказку «Кашу из топора» | 1 |
06.03/- | Слушаем сказку «Солдат и черт» | 1 |
13.03/15.03 | Знакомство с героями сказки «Солдат и черт» | 1 |
20.03/22.03 | Рисуем сказку «Солдат и черт» | 1 |
27.03/29.03 | Играем в сказку «Солдат и черт» | 1 |
30.04/05.04 | Аппликация «Солдат и черт» | 1 |
10.04/12.04 | Слушаем сказку «Умный мужик» | 1 |
17.04/19.04 | Знакомство с героями сказки «Умный мужик» | 1 |
24.04/26.04 | Рисование сказки «Умный мужик» | 1 |
-/03.05 | Показываем сказку «Умный мужик» родителям. | 1 |
08.05/11.05 | Лепим из пластилина героев сказки «Умный мужик». | 1 |
15.05/17.05 | Слушаем сказку «Пастушья дудочка» | 1 |
22.05/24.05 | Знакомство с героями сказки «Пастушья дудочка» | 1 |
29.05/31.05 | Рисуем сказку «Пастушья дудочка» | 1 |