СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогамма по биологии для 9 класса, расчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа по Биологии для 9 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии,  утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы и программы Биология 5—11 классы, под редакцией: Д. И. Трайтака, Н.Д. Андреевой, М.,«Мнемозина»,2008г., с использованием учебника для учащихся: Биология. Основы общей биологии. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова; под ред. Н.Д. Андреевой, Д.И. Трайтак- 5-е изд. перераб. – М.: Мнемозина, 2014г.

На изучение биологии в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 час в неделю

Планируемые результаты освоения биологии в 9 классе

Учащиеся должны знать:

- признаки биологических объектов: особенности строен и функций клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий, структуры и свойств популяций, экосистемы, биосферы; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круг ворот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, сохранения здоровья.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современно естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человек и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; значение биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родства человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы. Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать: на таблицах — основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах—органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных данного региона, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; -выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы; -определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация); -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: умение находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и источниках — значения биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план по биологии 9 класс

Раздел

Темы

Количество часов


Введение

1

ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

26ч


Химический состав живого


Строение и функции клетки - элементарной живой системы


12ч


Организм - целостная система

2

НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

12ч


Основные закономерности наследственности и изменчивости


Генетика и практическая деятельность человека


3

НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ

14ч


Популяции


Биологические сообщества



Экосистемы


4

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

14ч


Эволюционное учение


Возникновение и развитие жизни на Земле


Происхождение и эволюция человека


ИТОГО


68ч



Содержание учебного материала.

Введение (2 ч)

Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.

Раздел I ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)

Химический состав живого (6ч)

Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.

Строение и функции клетки - элементарной живой системы (12ч)

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотроф и гетеротрофов, деление клетки - основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.

Организм - целостная система (9 ч)

Вирусы - неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого. Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Лабораторная работа №1 «Сравнение строения растительной и животной клетки».

Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (12 ч)

Основные закономерности наследственности и изменчивости (8 ч)

Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.

Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.

Лабораторная работа №2 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».


Генетика и практическая деятельность человека (4 ч)

Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение. Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов, достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.

Раздел III НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)


Популяции (4 ч)

Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение

численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.

Биологические сообщества (4 ч)

Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Тип взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Экосистемы (6 ч)

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Лабораторная работа №3 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».

Раздел V ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч)

Эволюционное учение (7 ч)

Додарвиновская научная картина мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида, доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).

Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие палеонтологии как науке о древней жизни. Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира. Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.

Происхождение и эволюция человека (3ч)

Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.

Лабораторная работа №4 « Изучение внутривидовой борьбы за существование».




























Календарно – тематическое планирование учебного материала

на 2017\2018 учебный год

Количество контрольных работ, зачетов, представленных в таблице согласно учебным четвертям, исходя из требований УМК, авторской программы:

Форма контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа





Тестирование




1

Практическая работа





Лабораторная работа

2

1

2

1

Зачет

1



1

Контрольно-обобщающий урок



1


Итого

3

1

3

3


п/п

Тема

Кол-во часов на изучение

Дата

По плану

По факту

Введение



1

Основные закономерности возникновения, раз­вития и поддержания жизни на Земле.

1


2

Живые системы – объект изучения биологии.

1


ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

Тема I. Химический состав живого

26ч



3

Химические элементы, составляющие живые системы.

1


4

Неорганические вещества – компоненты живого.

1


5

Органические вещества. Углеводы.

1


6

Белки

1


7

Нуклеиновые кислоты

1


8

Липиды. АТФ

1


Строение и функции клетки – элементарной живой системы

10ч



9

Возникновение представлений о клетке.

Клеточная теория.

1


10

Структура клетки Л.р. №1. «Сравнение строения растительной и животной клеток»

Л.р.№2 «Изучение тканей растений и животных»

1


11

Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты.

1


12

Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем.

1


13

Фотосинтез.

1


14

Обеспечение клетки энергией.

1


15

Синтез рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белка.

1


16

Клеточный цикл

1


17

Мейоз

1


18

Зачет по теме «Строение и функций клетки»

1


Организм - целостная система



19

Вирусы – неклеточные формы жизни.

1


20

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1


21

Размножение организмов. Бесполое размножение.

1


22

Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных.

1


23

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

1


24

Индивидуальное развитие организмов.

1


25

Организм и среда его обитания. Л. р. №3 «Влияние длины светового дня на развитие растений».

1


НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ -­ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ

СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ

12ч



Тема IV. Основные закономерности наследственности и изменчивости



26

Основные понятия генетики.

1


27

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.

1


28

Решение задач.

1


29

Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

1


30

Решение задач

1


31

Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола организма.

1


32

Формы изменчивости организмов

1


Тема V. Генетика и практическая деятельность человека (5 ч)



33

Основные формы изменчивости организмов.№4 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнат­ных растений».

1


34

Генетика и медицина.

1


35

Генетика и селекция.

1


36

Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.

1


37

Многообразие методов селекции.

1


НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ:

ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ

14ч



Тема VI. Популяции



38

Основные свойства популяций.

1


39

Возрастная и половая структура популяции.

1


40

Изменения численности популяций.

1


41

Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.


1


Тема VII. Биологические сообщества



42

Биоценоз, его структура и устойчивость.

1


43

Разнообразие биотических связей в сообществе.

1


44

Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

1


45

Роль конкуренции в сообществе.

1


Тема VIII. Экосистемы



46

Организация экосистем.

1


47

Развитие экосистем.

1


48

Биосфера - глобальная экосистема

1


49

Круговороты веществ в биосфере.

1


50

Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

1


51

Обобщающий урок на тему: «Экосистемы».

1


Эволюция органического мира

Эволюционное учение

14ч



52

Додарвиновская научная картина мира. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

1


53

Борьба за существование. Л.р. №5 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».

1


54

Естественный и искусственный отбор.

1


55

Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность - результат эволюции.

1


56

Вид и его критерии.

1


57

Видообразование.

1


58

Доказательства эволюции.

1


Возникновение и развитие жизни на Земле



59

Возникновение жизни на Земле.

1


60

Эволюция растений.

1


61

Эволюция животных.

1


62

Охрана растительного и животного мира

1


63

Зачет по теме: »Развитие жизни на Земле»

1



Происхождение и эволюция человека



64

Сходство человека и животных.

1


65

Основные этапы эволюции человека.

1


66

Роль деятельности человека в биосфере.

1


67

Итоговое тестирование по курсу биология 9 класс

1


68

Резервный урок

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!