СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению 3 кл "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС НОО);
  • Положением о рабочих программах по  учебному предмету, курсу  МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115;
  • учебным планом МБОУ «2-Пристанская ООШ»», на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе авторской программы: «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2011г.

            Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования учащихся, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге, воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

             Задачи:

  • Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста, воспитать интерес к чтению и книге.
  • Воспитать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе.
  • Формировать нравственное сознание и эстетический вкус учащегося, понимать духовную сущность произведений.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению 3 кл "Школа России"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО приказом МБОУ

учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»

протокол №1 от 29.08.2014 02.09.2014 №125

.



Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

для 3 класса









Составитель

Фролова Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов















д. 2-Пристань, 2014



Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.

Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования учащихся, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге, воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • Способствовать освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитывать интерес к чтению и книге.

  • Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • Формировать нравственное сознание и эстетический вкус учащегося, понимать духовную сущность произведений.

Общая характеристика предмета.

Рабочая программа «Литературное чтение» имеет несколько разделов: раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).

Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт, формируя у учащихся читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.

Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в рабочей программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают дальнейшие представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Учащиеся учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет учащимся почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Учащиеся осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт учащихся и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Учащиеся пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

            На уроках «Литературного чтения» обязательным компонентом является внеклассное чтение, где учащиеся самостоятельно выбирают и читают детские книги без наблюдения учителя – вне класса, на уроке учатся анализировать прочитанные книги.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2014-2015 учебный год. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю). Из них 1 час в неделю - внеклассное чтение.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни

через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия учащихся играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты.

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Воспитание художественно - эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • Принятие и освоение социальной роли учащихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать/уметь:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному , в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение.) Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Самое великое чудо на свете

 Рукописные книги древней Руси.
 Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,«Сивка-Бурка».

Внеклассное чтение.

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья», А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков «Детство», «Зима». Внеклассное чтение.

Великие русские писатели

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Солтане...», И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Внеклассное чтение.

Поэтическая тетрадь

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;  К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Внеклассное чтение.

Литературные сказки

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Внеклассное чтение.

Были и небылицы

М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон». Внеклассное чтение.

Поэтическая тетрадь

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха». Внеклассное чтение.

Люби живое

М. М. Пришвин «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев «Капалуха»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Внеклассное чтение.

Поэтическая тетрадь

С. Я. Маршак. «Гроза днем»,«В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто.«Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Внеклассное чтение.

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Внеклассное чтение.

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;  Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи». Внеклассное чтение.

Зарубежная литература

 «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Внеклассное чтение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Знакомство с учебником (1ч)



1

Знакомство с учебником по литературному чте­нию.

1

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.


Самое великое чудо на свете(4 ч)



2

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси.

1


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим ка­талогом.
Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники ин­формации.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

4



В/н Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг.

1




5

Урок путешествия в прошлое.

1




Устное народное творчество(14ч)



6

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

7

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особен­ности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев.
Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно­го искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

8

В/ч. Устное народное творчество.

1

9

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

10

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

11

Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк».

1

12

В/ч Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров.

1

13


Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк».

1

14

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1

15


Характеристика героев сказки «Сивка-Бурка».

1

16


В/ч Русские народные сказки .

1

17


Подготовка к пересказу сказки «Сивка-Бурка».


1

18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1

19

Знакомство с названием раздела.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


Поэтическая тетрадь(11ч)



20

В/ч Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных сказок.

1

Прогнозировать содержание раздела.

21

«Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.

1

Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (рит­мом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре.

Самостоятельно оценивать свои достижения.

22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».

1

24

В/ч Стихи поэтов - классиков 19- начала 20 века для детей

1

25

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...».

1

26

И. С. Никитин «Полно, степь моя...»

1

27

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

28

В/ч Стихи поэтов-классиков для детей.

1

29

И. 3. Суриков «Детство», «Зима».

1

30

Путешествие в литературную страну.

1


Великие русские писатели (24ч)



31

Знакомство с названием раздела.

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что инте­ресного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.

Использовать средства художественной выразитель-ности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.
Давать характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.

Отличать прозаический текст от поэтического.

Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения.

32

В/ч «Что говорят стихи?»

1

33

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

1

34

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

36

В/ч Сказки А.С. Пушкина. Викторина «В гостях у сказки».

1

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

38

Работа по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

1

39

Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки».

1

40

В/ч Басни И.А. Крылова.

1

41

Басня И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

1

42

Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица».

1

43

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

44

В/ч О Братьях наших меньших.

1

45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

46

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

47

Детство Л. Н. Толстого. Из вос­поминаний писателя.

1

48

В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства (музыка, живопись, архитектура).

1

49

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

1

50

Толстой Л.Н. «Прыжок».

1

51

Толстой Л.Н. «Лев и собачка».

1

52

В\ч Литературные сказки А. Н. Толстого.

1

53

Толстой Л.Н. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

1

54

Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

1


Поэтическая тетрадь -2 (6 ч)



55

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение
Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотво­рении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать стихи выразительно.

Оценивать свои достижения.

56

В/ч Стихи и рассказы о животных.

1

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

59

И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

60

В/ч Читаю стихотворение и слышу сказку.

1


Литературные сказки (8 ч)



61

Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

62

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литератур­ных сказках.
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

63

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…».

1

64

В/ч Читаю стихотворение. Литературные сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка.


1

65

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

66

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

67

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

68

В/ч Литературные сказки. Нравственные уроки произведений.

1


Были-небылицы (10 ч)



69

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

70

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст Рассказывать о прочитанных книгах.
Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

71

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Творческий пересказ: сочинение про­должения сказки.

1

72

В/ч «Что за прелесть эти сказки!».

1

73

К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

1

74

К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Герои произ­ведения.

1

75

А. И. Куприн «Слон». Основные события произ­ведения.

1

76

В/ч Произведения А.И. Куприна.

1

77

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов пла­на. Пересказ.

1

78

Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы».

1


Поэтическая тетрадь- 1(6 ч)



79

Знакомство с названием раздела.

1

Читать стихотворение отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

80


В/ч Знай и люби родную природу!

1

81

Саша Чёрный. Стихи о животных.

1

82

А. А. Блок. Картины зимних забав.

1

83




С. А. Есенин «Черёмуха»

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1».

1



84

В/ч Литературные стихи-сказки.

1


Люби живое (16 ч)



85

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произве­дением на уроке, используя условные обозначения.
Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом.

Самостоятельно оценивать свои достижения.

86




М. Пришвин «Моя родина». Со­чинение на основе художественного текста.

1

87

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

88

В/ч В. Бианки. Жанровое своеобразие произведений

1

89

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

90

В. И. Бе­лов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».

1

91

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

92

В/ч Рассказы М. Пришвина.

Моделирование обложки произведения.

1

93

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

94

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

95

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

96

В/ч Рассказы Б. Житкова. Обучение составлению формуляра книги.

1

97

В. П. Астафьев «Капалуха».

1

98

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

99

Урок-конференция «Земля- наш дом родной».

1

100

В/ч С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями».

1


Поэтическая тетрадь- 2(8 ч)



101

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

102

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над роси­стой поляной...».

1

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание.
Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.
Участвовать в творческих проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре.

Самостоятельно оценивать свои достижения.

103

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

1

104

В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства.

1

105

С. В. Михалков «Если», «Рисунок».

1

106

А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

107

Проект: «Праздник поэзии».

1

108

В/ч «Где? Что? Как и почему?».

1


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)



109

Знакомство с названием раздела.

1

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с использованием ус­ловных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять глав­ную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпи­зоды, которые вызывают смех;
Определять отношение автора к собы­тиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей.

110

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

1

111

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

112


В/ч Образ матери в литературных произведениях.

1

113


А. П. Платонов «Ещё мама».

1

114

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

115

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

116

В/ч Книги о космонавтах и космонавтике.

1

117

Н. Н. Носов «Федина задача».

1

118

Н. Н. Носов «Телефон», «Друг детства».

1

119

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1

Проверять себя и

самостоятельно оценивать

свои достижения.

120

В/ч Рассказы Н. Носова. Юмор в произведениях для детей.

1


По страницам детских

журналов (8ч)



121

Знакомство с названием раздела.

« Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые ста­рые детские журналы.

1

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содер­жанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе раз­говорной речи».
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения
(советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

123

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».

1

124

В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы.

1

125

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются ле­генды».

1

126

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

127

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

128

В/ч Сказки Ш. Перро.

1


Зарубежная литература (8 ч)



129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о пред­ставлениях древних людей о мире.
Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному вы­бору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных ле­том.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Формирование мотивов достижения и социального признания.

130

Мифы Древней Греции.

1

131


Храбрый Персей.


1

132

В/ч Мифы, легенды, предания.

1

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

135

Повторение пройденного. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг».

1

136

В/ч Сказки Г.Х. Андерсена.

1





Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  • Бойкина М.В., Виноградова Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.

  • Литературное чтение. 3 класс. [Текст] Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.

  • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.


Дополнительная литература.


  • Андреев. О.А. Учитесь быстро читать.

  • Горбачевский Б. Первопечатник Иван Федоров.

  • Голубь В.Т. Текстовые тренажеры. 3 кл.

  • Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения. 2-4 кл.

  • Крылов И.А. Басни.

  • Полная хрестоматия в 2-х томах.

  • Соколов-Микитов И.С. Русский лес.

  • Узорова О.В. Самостоятельные и контрольные работы по литературному чтению.

  • Узорова О.В. Дидактические карточки-задания по литературному чтению.

  • Хрестоматия по литературе для 1-4 кл.


Электронные ресурсы.

  • Русские сказки.

  • Литературное чтение 3 кл. (Раб. программа и тех. карты).


Словари

  • Словари: толковый, фразеологизмов, морфемный.



Комплект портретов детских писателей.



























Приложение № 1 Календарно тематическое планирование по литературному чтению


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


Знакомство с учебником (1ч)



1

Знакомство с учебником по литературному чте­нию.

1


Самое великое чудо на свете(4 ч)


2

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси.

1

3

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

4

В/н Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг.

1

5

Урок путешествия в прошлое.

1


Устное народное творчество(14ч)


6

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.

1

7

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

8

В/ч. Устное народное творчество.

1

9

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

10

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

11

Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк».

1

12

В/ч Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров.

1

13

Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк».

1

14

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1

15

Характеристика героев сказки «Сивка-Бурка».

1

16

В/ч Русские народные сказки .

1

17

Подготовка к пересказу сказки «Сивка-Бурка».

1

18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1

19

Знакомство с названием раздела.

1



Поэтическая тетрадь(11ч)


20

В/ч Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных сказок.

1

21

«Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.

1

22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».

1

24

В/ч Стихи поэтов - классиков 19- начала 20 века для детей

1

25

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...».

1

26

И. С. Никитин «Полно, степь моя...»

1

27

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

28

В/ч Стихи поэтов-классиков для детей.

1

29

И. 3. Суриков «Детство», «Зима».

1

30

Путешествие в литературную страну.

1


Великие русские писатели (24ч)



31

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что инте­ресного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1


32

В/ч «Что говорят стихи?»

1

33

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

1

34

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

36

В/ч Сказки А.С. Пушкина. Викторина «В гостях у сказки».

1

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

38

Работа по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

1

39

Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки».

1

40

В/ч Басни И.А. Крылова.

1

41

Басня И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

1

42

Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица».

1

43

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

44

В/ч О Братьях наших меньших.

1

45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

46

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

47

Детство Л. Н. Толстого. Из вос­поминаний писателя.

1

48

В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства (музыка, живопись, архитектура).

1

49

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

1

50

Толстой Л.Н. «Прыжок».

1

51

Толстой Л.Н. «Лев и собачка».

1

52

В\ч Литературные сказки А. Н. Толстого.

1

53

Толстой Л.Н. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

1

54

Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

1


Поэтическая тетрадь -2 (6 ч)



55

Знакомство с названием раздела.

1


56

В/ч Стихи и рассказы о животных.

1

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

59

И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

60

В/ч Читаю стихотворение и слышу сказку.

1


Литературные сказки (8 ч)



61

Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».Знакомство с названием раздела.

1


62

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1

63

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…».

1

64

В/ч Читаю стихотворение. Литературные сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка.

1

65

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1


66

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

67

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

68

В/ч Литературные сказки. Нравственные уроки произведений.

1


Были-небылицы (10 ч)



69

Знакомство с названием раздела.

1


70

М. Горький «Случай с Евсейкой.

1


71

М. Горький «Случай с Евсейкой. Творческий пересказ: сочинение про­должения сказки.

1

72

В/ч «Что за прелесть эти сказки!».

1

73

К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

1

74

К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Герои произ­ведения.

1

75

А. И. Куприн «Слон». Основные события произ­ведения.

1

76

В/ч Произведения А.И. Куприна.

1

77

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов пла­на. Пересказ.

1

78

Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы».

1


Поэтическая тетрадь- 1(6 ч)



79

Знакомство с названием раздела.

1


80

В/ч Знай и люби родную природу!

1

81

Саша Чёрный. Стихи о животных.

1

82

А. А. Блок. Картины зимних забав.

1

83

С. А. Есенин «Черёмуха» Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь - 1».

1

84

В/ч Литературные стихи-сказки.

1


Люби живое (16 ч)



85

Знакомство с названием раздела.

1


86

М. Пришвин «Моя родина». Со­чинение на основе художественного текста.

1

87

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

88

В/ч В. Бианки. Жанровое своеобразие произведений

1

89

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

90

В. И. Бе­лов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».

1

91

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

92

В/ч Рассказы М. Пришвина. Моделирование обложки произведения.

1

93

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

94

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

95

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

96

В/ч Рассказы Б. Житкова. Обучение составлению формуляра книги.

1

97

В. П. Астафьев «Капалуха».

1

98

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

99

Урок-конференция «Земля- наш дом родной».

1

100

В/ч С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями».

1


Поэтическая тетрадь- 2(8 ч)



101

Знакомство с названием раздела.

1


102

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над роси­стой поляной...».

1


103

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

1

104

В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства.

1

105

С. В. Михалков «Если», «Рисунок».

1

106

А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

107

Проект: «Праздник поэзии».

1

108

В/ч «Где? Что? Как и почему?».

1


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)



109

Знакомство с названием раздела.

1


110

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

1

111

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

112

В/ч Образ матери в литературных произведениях.

1

113

А. П. Платонов «Ещё мама».

1

114

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

115

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

116

В/ч Книги о космонавтах и космонавтике.

1

117

Н. Н. Носов «Федина задача».

1

118

Н. Н. Носов «Телефон», «Друг детства».

1

119

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1


120

В/ч Рассказы Н. Носова. Юмор в произведениях для детей.

1


По страницам детских журналов (8ч)



121

Знакомство с названием раздела.

« Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые ста­рые детские журналы.

1


122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

123

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».

1

124

В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы.

1

125

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются ле­генды».

1

126

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

127

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

128

В/ч Сказки Ш.Перро.

1


Зарубежная литература (8 ч)



129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1


130

Мифы Древней Греции.

1

131

Храбрый Персей.

1

132

В/ч Мифы, легенды, предания.

1

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

135

Повторение пройденного. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг».

1

136

В/ч Сказки Г.Х. Андерсена.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!