муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ
учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»
протокол №1 от 29.08.2014 02.09.2014 №125
.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
для 3 класса
Составитель
Фролова Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
д. 2-Пристань, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.
Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования учащихся, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге, воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
Способствовать освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитывать интерес к чтению и книге.
Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе.
Формировать нравственное сознание и эстетический вкус учащегося, понимать духовную сущность произведений.
Общая характеристика предмета.
Рабочая программа «Литературное чтение» имеет несколько разделов: раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт, формируя у учащихся читательскую самостоятельность.
Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.
Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в рабочей программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают дальнейшие представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Учащиеся учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет учащимся почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Учащиеся осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт учащихся и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Учащиеся пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
На уроках «Литературного чтения» обязательным компонентом является внеклассное чтение, где учащиеся самостоятельно выбирают и читают детские книги без наблюдения учителя – вне класса, на уроке учатся анализировать прочитанные книги.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2014-2015 учебный год. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю). Из них 1 час в неделю - внеклассное чтение.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни
через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия учащихся играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты.
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно - эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Принятие и освоение социальной роли учащихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать/уметь:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному , в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение.) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,«Сивка-Бурка».
Внеклассное чтение.
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья», А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков «Детство», «Зима». Внеклассное чтение.
Великие русские писатели
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Солтане...», И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Внеклассное чтение.
Поэтическая тетрадь
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Внеклассное чтение.
Литературные сказки
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Внеклассное чтение.
Были и небылицы
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон». Внеклассное чтение.
Поэтическая тетрадь
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха». Внеклассное чтение.
Люби живое
М. М. Пришвин «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев «Капалуха»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Внеклассное чтение.
Поэтическая тетрадь
С. Я. Маршак. «Гроза днем»,«В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто.«Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Внеклассное чтение.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Внеклассное чтение.
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи». Внеклассное чтение.
Зарубежная литература
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Внеклассное чтение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
| Знакомство с учебником (1ч) | | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. |
| Самое великое чудо на свете(4 ч) | | |
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
4 | В/н Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг. | 1 |
5 | Урок путешествия в прошлое. | 1 |
| Устное народное творчество(14ч) | | |
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. |
7 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. |
8 | В/ч. Устное народное творчество. | 1 |
9 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
11 | Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк». | 1 |
12 | В/ч Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров. | 1 |
13 | Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк». | 1 |
14 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 |
15 | Характеристика героев сказки «Сивка-Бурка». | 1 |
16 | В/ч Русские народные сказки . | 1 |
17 | Подготовка к пересказу сказки «Сивка-Бурка». | 1 |
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
19 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| Поэтическая тетрадь(11ч) | | |
20 | В/ч Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных сказок. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. |
21 | «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Самостоятельно оценивать свои достижения. |
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
24 | В/ч Стихи поэтов - классиков 19- начала 20 века для детей | 1 |
25 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1 |
26 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» | 1 |
27 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
28 | В/ч Стихи поэтов-классиков для детей. | 1 |
29 | И. 3. Суриков «Детство», «Зима». | 1 |
30 | Путешествие в литературную страну. | 1 |
| Великие русские писатели (24ч) | | |
31 | Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения) Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Использовать средства художественной выразитель-ности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака. Отличать прозаический текст от поэтического. Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. |
32 | В/ч «Что говорят стихи?» | 1 |
33 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | 1 |
34 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
36 | В/ч Сказки А.С. Пушкина. Викторина «В гостях у сказки». | 1 |
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
38 | Работа по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
39 | Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки». | 1 |
40 | В/ч Басни И.А. Крылова. | 1 |
41 | Басня И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | 1 |
42 | Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица». | 1 |
43 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
44 | В/ч О Братьях наших меньших. | 1 |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». | 1 |
47 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | 1 |
48 | В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства (музыка, живопись, архитектура). | 1 |
49 | Рассказ Л. Н. Толстого «Акула». | 1 |
50 | Толстой Л.Н. «Прыжок». | 1 |
51 | Толстой Л.Н. «Лев и собачка». | 1 |
52 | В\ч Литературные сказки А. Н. Толстого. | 1 |
53 | Толстой Л.Н. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 |
54 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | 1 |
| Поэтическая тетрадь -2 (6 ч) | | |
55 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно. Оценивать свои достижения. |
56 | В/ч Стихи и рассказы о животных. | 1 |
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 |
58 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
59 | И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | 1 |
60 | В/ч Читаю стихотворение и слышу сказку. | 1 |
| Литературные сказки (8 ч) | | |
61 | Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. |
62 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
63 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». | 1 |
64 | В/ч Читаю стихотворение. Литературные сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка. | 1 |
65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 |
66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
67 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
68 | В/ч Литературные сказки. Нравственные уроки произведений. | 1 |
| Были-небылицы (10 ч) | | |
69 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 |
72 | В/ч «Что за прелесть эти сказки!». | 1 |
73 | К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 |
74 | К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 |
75 | А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 |
76 | В/ч Произведения А.И. Куприна. | 1 |
77 | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 1 |
78 | Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы». | 1 |
| Поэтическая тетрадь- 1(6 ч) | | |
79 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Читать стихотворение отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
80 | В/ч Знай и люби родную природу! | 1 |
81 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | 1 |
82 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 1 |
83 | С. А. Есенин «Черёмуха» Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1». | 1 |
84 | В/ч Литературные стихи-сказки. | 1 |
| Люби живое (16 ч) | | |
85 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Самостоятельно оценивать свои достижения. |
86 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 |
87 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
88 | В/ч В. Бианки. Жанровое своеобразие произведений | 1 |
89 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | 1 |
91 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
92 | В/ч Рассказы М. Пришвина. Моделирование обложки произведения. | 1 |
93 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
94 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 1 |
95 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 1 |
96 | В/ч Рассказы Б. Житкова. Обучение составлению формуляра книги. | 1 |
97 | В. П. Астафьев «Капалуха». | 1 |
98 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 |
99 | Урок-конференция «Земля- наш дом родной». | 1 |
100 | В/ч С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | 1 |
| Поэтическая тетрадь- 2(8 ч) | | |
101 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. |
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...». | 1 | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре. Самостоятельно оценивать свои достижения. |
103 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | 1 |
104 | В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства. | 1 |
105 | С. В. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 |
106 | А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
107 | Проект: «Праздник поэзии». | 1 |
108 | В/ч «Где? Что? Как и почему?». | 1 |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | | |
109 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. |
110 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 |
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | 1 |
112 | В/ч Образ матери в литературных произведениях. | 1 |
113 | А. П. Платонов «Ещё мама». | 1 |
114 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | 1 |
115 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 |
116 | В/ч Книги о космонавтах и космонавтике. | 1 |
117 | Н. Н. Носов «Федина задача». | 1 |
118 | Н. Н. Носов «Телефон», «Друг детства». | 1 |
119 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
120 | В/ч Рассказы Н. Носова. Юмор в произведениях для детей. | 1 |
| По страницам детских журналов (8ч) | | |
121 | Знакомство с названием раздела. « Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | 1 |
124 | В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы. | 1 |
125 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | 1 |
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
127 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 1 |
128 | В/ч Сказки Ш. Перро. | 1 |
| Зарубежная литература (8 ч) | | |
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Формирование мотивов достижения и социального признания. |
130 | Мифы Древней Греции. | 1 |
131 | Храбрый Персей. | 1 |
132 | В/ч Мифы, легенды, предания. | 1 |
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
135 | Повторение пройденного. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». | 1 |
136 | В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Бойкина М.В., Виноградова Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Литературное чтение. 3 класс. [Текст] Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература.
Андреев. О.А. Учитесь быстро читать.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Федоров.
Голубь В.Т. Текстовые тренажеры. 3 кл.
Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения. 2-4 кл.
Крылов И.А. Басни.
Полная хрестоматия в 2-х томах.
Соколов-Микитов И.С. Русский лес.
Узорова О.В. Самостоятельные и контрольные работы по литературному чтению.
Узорова О.В. Дидактические карточки-задания по литературному чтению.
Хрестоматия по литературе для 1-4 кл.
Электронные ресурсы.
Словари
Комплект портретов детских писателей.
Приложение № 1 Календарно тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
| Знакомство с учебником (1ч) | | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
| Самое великое чудо на свете(4 ч) | |
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. | 1 |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
4 | В/н Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг. | 1 |
5 | Урок путешествия в прошлое. | 1 |
| Устное народное творчество(14ч) | |
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | 1 |
7 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
8 | В/ч. Устное народное творчество. | 1 |
9 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
11 | Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк». | 1 |
12 | В/ч Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров. | 1 |
13 | Русская народная сказка «Иван- Царевич и Серый Волк». | 1 |
14 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 |
15 | Характеристика героев сказки «Сивка-Бурка». | 1 |
16 | В/ч Русские народные сказки . | 1 |
17 | Подготовка к пересказу сказки «Сивка-Бурка». | 1 |
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
19 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
| Поэтическая тетрадь(11ч) | |
20 | В/ч Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных сказок. | 1 |
21 | «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 |
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
24 | В/ч Стихи поэтов - классиков 19- начала 20 века для детей | 1 |
25 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1 |
26 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» | 1 |
27 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
28 | В/ч Стихи поэтов-классиков для детей. | 1 |
29 | И. 3. Суриков «Детство», «Зима». | 1 |
30 | Путешествие в литературную страну. | 1 |
| Великие русские писатели (24ч) | | |
31 | Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 1 | |
32 | В/ч «Что говорят стихи?» | 1 |
33 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | 1 |
34 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
36 | В/ч Сказки А.С. Пушкина. Викторина «В гостях у сказки». | 1 |
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
38 | Работа по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». | 1 |
39 | Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки». | 1 |
40 | В/ч Басни И.А. Крылова. | 1 |
41 | Басня И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | 1 |
42 | Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица». | 1 |
43 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
44 | В/ч О Братьях наших меньших. | 1 |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». | 1 |
47 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | 1 |
48 | В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства (музыка, живопись, архитектура). | 1 |
49 | Рассказ Л. Н. Толстого «Акула». | 1 |
50 | Толстой Л.Н. «Прыжок». | 1 |
51 | Толстой Л.Н. «Лев и собачка». | 1 |
52 | В\ч Литературные сказки А. Н. Толстого. | 1 |
53 | Толстой Л.Н. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 |
54 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | 1 |
| Поэтическая тетрадь -2 (6 ч) | | |
55 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
56 | В/ч Стихи и рассказы о животных. | 1 |
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 |
58 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
59 | И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | 1 |
60 | В/ч Читаю стихотворение и слышу сказку. | 1 |
| Литературные сказки (8 ч) | | |
61 | Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».Знакомство с названием раздела. | 1 | |
62 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 |
63 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». | 1 |
64 | В/ч Читаю стихотворение. Литературные сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка. | 1 |
65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | |
66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
67 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
68 | В/ч Литературные сказки. Нравственные уроки произведений. | 1 |
| Были-небылицы (10 ч) | | |
69 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой. | 1 | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 |
72 | В/ч «Что за прелесть эти сказки!». | 1 |
73 | К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 |
74 | К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 |
75 | А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 |
76 | В/ч Произведения А.И. Куприна. | 1 |
77 | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 1 |
78 | Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы». | 1 |
| Поэтическая тетрадь- 1(6 ч) | | |
79 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
80 | В/ч Знай и люби родную природу! | 1 |
81 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | 1 |
82 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 1 |
83 | С. А. Есенин «Черёмуха» Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь - 1». | 1 |
84 | В/ч Литературные стихи-сказки. | 1 |
| Люби живое (16 ч) | | |
85 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
86 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 |
87 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
88 | В/ч В. Бианки. Жанровое своеобразие произведений | 1 |
89 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | 1 |
91 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
92 | В/ч Рассказы М. Пришвина. Моделирование обложки произведения. | 1 |
93 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
94 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 1 |
95 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 1 |
96 | В/ч Рассказы Б. Житкова. Обучение составлению формуляра книги. | 1 |
97 | В. П. Астафьев «Капалуха». | 1 |
98 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 |
99 | Урок-конференция «Земля- наш дом родной». | 1 |
100 | В/ч С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | 1 |
| Поэтическая тетрадь- 2(8 ч) | | |
101 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...». | 1 | |
103 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | 1 |
104 | В/ч Взаимосвязь поэзии и искусства. | 1 |
105 | С. В. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 |
106 | А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
107 | Проект: «Праздник поэзии». | 1 |
108 | В/ч «Где? Что? Как и почему?». | 1 |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | | |
109 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
110 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 |
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | 1 |
112 | В/ч Образ матери в литературных произведениях. | 1 |
113 | А. П. Платонов «Ещё мама». | 1 |
114 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | 1 |
115 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 |
116 | В/ч Книги о космонавтах и космонавтике. | 1 |
117 | Н. Н. Носов «Федина задача». | 1 |
118 | Н. Н. Носов «Телефон», «Друг детства». | 1 |
119 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 | |
120 | В/ч Рассказы Н. Носова. Юмор в произведениях для детей. | 1 |
| По страницам детских журналов (8ч) | | |
121 | Знакомство с названием раздела. « Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 | |
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | 1 |
124 | В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы. | 1 |
125 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | 1 |
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
127 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 1 |
128 | В/ч Сказки Ш.Перро. | 1 |
| Зарубежная литература (8 ч) | | |
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | |
130 | Мифы Древней Греции. | 1 |
131 | Храбрый Персей. | 1 |
132 | В/ч Мифы, легенды, предания. | 1 |
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
135 | Повторение пройденного. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». | 1 |
136 | В/ч Сказки Г.Х. Андерсена. | 1 |