Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
г. Красный Сулин Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №6
Приказ от «_____»_________20 _ г. №_____
________________/Л.А. Положенцева_____/
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО______________________МУЗЫКЕ_________________________________
Уровень общего образования (класс)
__________начальное общее образование, 3 «А», «Б», «В» классы__________
Количество часов __33__
Учитель_______Токарева Ирина Юрьевна______________________________
Программа разработана на основе
_____ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утвержденного Приказом Минобразования 06.10.2009 №373______________________________________________________________
_____Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа /сост. Г.С. Савинов – 2-е изд. перераб. – М: Просвещение. 2010__________________________________________________
_____ Авторской программы для 1- 4 классов Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова)Вентана-Граф. 2013г.______________________________________
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Место учебного предмета «Музыка» в Учебном плане на уровне основного общего образования в рамках ФГОС
Согласно календарному учебному графику МБОУ СОШ №6 на 2017 – 2018 учебный год и Учебному плану Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета «Музыка» в 3 классе в объеме 1 час в неделю, предусмотренных обязательной частью Учебного плана, и составляет 34 часа за год.
Данная рабочая программа скорректирована по причине праздничных дней и предусматривает организацию процесса обучения в объеме 33 часов.
Программа ориентирована на УМК:
Музыка, Учебник для 3 класса. В.О.Усачева, Л.В. Школяр, М.: Вентана-Граф 2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Формирование основ национальных ценностей российского общества;
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении избегать конфликтов;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»;
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты
Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
Ученик получит возможность научиться:
выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
сравнивать народную и профессиональную музыку;
свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Содержание учебного предмета.
Характерные черты русской музыки
Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора.
Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности
Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества.
Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни
Истоки русского классического романса
Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.
Композиторская музыка для церкви
Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Проверочные работы |
«Характерные черты русской музыки». 8 часов |
1 | Путешествие на родину русского музыкального языка. | 1 | |
2 | Едем в фольклорную экспедицию. | 1 | |
3 | Как это бывает, когда песни не умирают. | 1 | |
4 | Едем на Север. Едем на Юг. | 1 | |
5 | Праздники в современной деревне. | 1 | |
6 | Древо русской музыки. | 1 | |
7 | Музыкальный портрет П.И. Чайковского. | 1 | |
8 | Музыкальный портрет М.П. Мусоргского. | 1 | 1 |
«Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности». 12 часов |
9 | Мелодизм, напевность народной песни. | 1 | |
10 | Жанры народной песни. | 1 | |
11 | Исторические песни и былинный эпос. | 1 | |
12 | Героико-патриотическая тематика. | 1 | |
13 | Лирические песни. | 1 | |
14 | Походные песни. | 1 | |
15 | Календарные песни. | 1 | |
16 | Обрядовые песни. | 1 | |
17 | Частушки и страдания. | 1 | |
18 | Плясовые наигрыши. | 1 | |
19 | Народная песня в царскихпалатах. | 1 | |
20 | Связь народной и композиторской музыки. | 1 | 1 |
«Истоки русского классического романса». 6 часов |
21 | Русский романс. | 1 | |
22 | Крестьянская песня. | 1 | |
23 | Городская лирика. | 1 | |
24 | Старинный романс. | 1 | |
25 | Городской салонный романс. | 1 | |
26 | Лирический романс. | 1 | |
«Композиторская музыка для церкви». 2 часа |
22 | «Развитие» как отражение проявлений человеческих чувств. | 1 | |
23 | «Развитие» как процесс взаимодействия музыкальных образов. | 1 | 1 |
«Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». 6 часов. |
29 | Она «вьется, как тропа в полях!» | 1 | |
30 | Сталь в его руках, золото в его сердце. На поле Куликовом. | 1 | |
31 | Музыкальные сказки «Садко». | 1 | |
32 | Сказка ложь, да в ней намек… | 1 | |
33 | Весна священная. | 1 | 1 |
| Итого: | 33 | 4 |
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Дата
3 «а» класс
Дата
3 «б» класс
Дата
3 «в» класс
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
План
Факт
План
Факт
План
Факт
Раздел «Характерные черты русской музыки».(8 часов)
1
04.09
04.09
05.09
Путешествие на родину русского музыкального языка.
1
Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.
Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
2
11.09
11.09
12.09
Едем в фольклорную экспедицию.
1
3
18.09
18.09
19.09
Как это бывает, когда песни не умирают.
1
4
25.09
25.09
26.09
Едем на Север. Едем на Юг.
1
5
02.10
02.10
03.10
Праздники в современной деревне.
1
6
09.10
09.10
10.10
Древо русской музыки.
1
7
16.10
16.10
17.10
Музыкальный портрет П.И. Чайковского.
1
8
23.10
23.10
24.10
Музыкальный портрет М.П. Мусоргского.«Викторина по разделу «Характерные черты русской музыки»
1
Раздел «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности». (12 часов)
9
13.11
13.11
07.11
Мелодизм, напевность народной песни.
1
Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
10
20.11
20.11
14.11
Жанры народной песни.
1
11
27.11
27.11
21.11
Исторические песни и былинный эпос.
1
12
04.12
04.12
28.11
Героико-патриотическая тематика.
1
13
11.12
11.12
05.12
Лирические песни.
1
14
18.12
18.12
12.12
Походные песни.
1
15
25.12
25.12
19.12
Календарные песни.
1
16
15.01
15.01
26.12
Обрядовые песни.
1
17
22.01
22.01
16.01
Частушки и страдания.
1
18
29.01
29.01
23.01
Плясовые наигрыши.
1
19
05.02
05.02
30.01
Народная песня в царских палатах.
1
20
12.02
12.02
06.02
Связь народной и композиторской музыки. Викторина по разделу «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности».
1
Раздел «Истоки русского классического романса». (6 часов)
21
19.02
19.02
13.02
Русский романс.
1
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
22
26.02
26.02
20.02
Крестьянская песня.
1
23
05.03
05.03
27.02
Городская лирика.
1
24
12.03
12.03
06.03
Старинный романс.
1
25
19.03
19.03
13.03
Городской салонный романс.
1
26
02.04
02.04
20.03
Лирический романс.
1
Раздел «Композиторская музыка для церкви». (2 часа)
27
09.04
09.04
03.04
Музыка для церкви как часть культуры России
1
Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
28
16.04
16.04
10.04
Композиторская музыка для церкви.
Викторина по разделам «Истоки русского классического романса» и «Композиторская музыка для церкви»
1
Раздел «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». (6 часов)
29
23.04
23.04
17.04
Она «вьется, как тропа в полях!»
1
Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.
Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов
30
28.04
28.04
24.04
Сталь в его руках, золото в его сердце
На поле Куликовом
1
31
07.05
07.05
08.04
Музыкальные сказки «Садко»
1
32
14.05
14.05
15.05
Сказка ложь, да в ней намек…
1
33
21.05
21.05
22.05
Весна священная. Викторина по разделу
«Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».
1
ИТОГО
33
33
33
33
Пр.р.- 4
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического совета ___________ / Л.Н. Летова___ /
МБОУ СОШ №6
от «__» _________ 20__ г. № «__» ________ 20 __г.
____________/ С.В.Соболева/
Подпись руководителя МС