Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Устава школы;
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -2020 учебный год, утверждённых приказом №03-02-288 от 30.08.2019г.;
- примерной программы по предмету «Музыка».
Главной целью предмета музыки в начальной школе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Главная задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
На уроках музыки при реализации компетентного, личностно-ориентированного и деятельного подхода, решаются еще ряд следующих задач:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по музыке для учащихся 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки в начальной школе являются:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; Формирование личностного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой; Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметными результатами изучения музыки в начальной школе являются:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства
контроль и оценка собственных учебных действий, понимания их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функция и ролей;
Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметными результатами изучения музыки в начальной школе являются:
развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; Общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видов музыкальной и учебно-творческой деятельности; Готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; Участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных
Требования к уровню подготовки учащихся:
научатся:
- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2—3 примера);
- мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от нее);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (хоровое пение, музыкальная драматизация).
Содержание курса
Многоцветие музыкальной картины мира (7ч.)
Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западно - европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч.)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10 ч.)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку (9 ч.)
Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов |
1 | Многоцветие музыкальной картины мира | 7 ч. |
2 | Музыка мира сквозь «призму» русской классики | 8 ч. |
3 | Музыкальное общение без границ | 10 ч |
4 | Искусство слышать музыку | 9 ч. |
| Итого | 34ч |
Календарно-тематическое планирование по музыке
№ | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт | |
Многоцветие музыкальной картины мира (7 часов) |
1 | Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии. Музыка Германии: И.-С.Бах фрагмент из Мессы h-moll; В.-А.Моцарт «Весенняя песня»; Ф. Шуберт Вальс h-moll, песня «В путь»; К.Вебер «Хор охотников». | | | |
2 | Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Испании, Италии, Норвегии, США. Музыка Польши: Ф.Шопен Мазурка B-dur, Полонез As-dur и песня «Желание». | | | |
3 | Специфика музыкального высказывания. Музыка Италии: песни «Ты мое солнце», «Санта Лючия», «Вернись в Соренто», «Тарантелла». Увертюра к оперы Дж.Россини «Сорока-воровка», «СтреттаМанрико» из оперы «Трубадур». | | | |
4 | Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Музыка Норвегии: Э.Григ «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта», песня «Заход солнца», фортепианная музыка. | | | |
5 | Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Венгерские мотивы в эпической Рапсодии №6 Ф.Листа и в «Венгерских танцах» И.Брамса. Музыка Испании: «Дуэт гитар, Малагуэнья» и «Испанские напевы» П. де Сарасате. | | | |
6 | Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. «Камаринская» и «Вариации на русскую тему» Л. Ванн Бетховена; «Пастушья песня» и «Вариации на тему французской песни» В.-А.Моцарта. | | | |
7 | Джаз и его всемирно- историческое значение для музыкальной культуры планеты. Музыка Америки: Дж.Гершвин Прелюдия es-moll, «Колыбельная Клары», «Голубая рапсодия»; Ф.Лоу «Моя прекрасная леди», Р.Роджерс к кинофильму «Звуки музыки». | | | |
Музыка мира сквозь призму русской классики (8 часов) |
8 | Истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Н.А.Римский-Корсаков. «Шехерезада», «Хор половецких девушек» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Песня индийского гостя» и др. М.А.Балакирев «Исламей» | | | |
9 | Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне», А.Г.Рубинштейн «Персидская песня». | | | |
10 | Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию. П.И.Чайковский. Четвертая симфония, «Итальянское каприччио», С.С.Прокофьев «Тарантелла» | | | |
11 | Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Испанию. «Арагонская хота» и романс «Я здесь, Инезилья» М.И.Глинки, романс «Ночной зефир» А.С.Даргомыжский. | | | |
12 | Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Японию. Д.Б.Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка». | | | |
13 | Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Украину. М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов», «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; «Веснянка»П.И.Чайковского. | | | . |
14 | «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур. А.Н.Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этюды cis-moll и dis-moll. | | | |
15 | «Русское» как характерное – через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. А.И.Хачатурян «Колыбельная», «Русская пляска» | | | |
Музыкальное общение без границ (10 часов) |
16 | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. «Веснянка», «Гопак» (Украина), «Перепелочка» и «Лявониха» (Беларусь), народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан). | | | |
17 | Общее и различное в интонационных сферах музыки стран ближнего зарубежья. «Вей, ветерок» (Латвия), «Молдавеняска» (Молдова), «Лезгинка» (Осетия). | | | |
18 | «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой. | | | |
19 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Иоганн Себастьян Бах. Концерт ре-минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll; «Ария графини» и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро». | | | |
20 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Вольфганг Амадей Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Вариации на тему французской песни» и др. | | | |
21 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Франц Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада» и др. | | | |
22 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть) | | | |
23 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Фредерик Шопен. Мазурки B-dur (№5) и a-moll (№47), песня «Желание», полонез As-dur и др. | | | |
24 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Ференц Лист. Ашиль Клод Дебюсси. К.Дебюсси «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Ф.Лист Рапсодии №2,6,12, «Тарантелла» | | | |
25 | «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства. Салон «Открытых дверей»: Г.Гусейнли «Цыплята», песни индийского, варяжского, веденецкого гостей из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова; Л. Ванн Бетховен Финал Девятой симфонии. | | | |
Искусство слышать музыку (9 ч.) |
26 | Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Симфонический оркестр и дирижёр. Третья симфония («Героическая») Л.ван Бетховена. | | | |
27 | Роль композитора, исполнителя, слушателя – как условие, способ существования, развития музыки и воздействия ее на духовную культуру общества. Фортепианный концерт Э.Грига | | | |
28 | Инструментальная музыка. Органная токката и оруга ре минор И.-С.Баха. | | | |
29 | Вокальная музыка. Повторение изученных песен. | | | |
30 | Симфония. Четвертая симфония П.И.Чайковского | | | |
31 | Концерт. И.-С.Бах Концерт ре-минор (1 часть) | | | |
32 | Опера. Балет. Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» | | | |
33 | Хоровые формы. От родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. | | | |
34 | П. А. Викторина «Праздник музыки» | | | |