СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка". Начальная школа XXI века. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования  УМК «Начальная школа XXI века». 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Планирование»

Календарно-тематическое планирование

курса «музыка»

п/п

дата

тема урока

тип урока

основное содержание

обучения

(виды деятельности учащихся)

планируемые результаты

виды

контроля

материалы

к уроку

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. «Всеобщее в жизни и в музыке» (8ч)

1



«Три кита» – песня, танец, марш.

Урок вхождения в тему

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель.

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества.

Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций.

Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.

Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт.

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.


Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека.

Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Выражать собственные мысли, настроения и чувства в движении

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности

Расширять музыкальный кругозор

Текущий контроль

«Ночь», «Золотые рыбки»,

«Царь Горох» из б. «Конёк-Горбунок»   Р.Щедрина


2



Наш гость - марш.

Комбинированный урок.

Накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса

Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы и анализе условий учебной задачи

Текущий контроль

«Мы – мальчики»

«Царь Горох» Р. Щедрин

«Пятая симфония» Бетховен (мелодия из 3-й части)

3



Виды марша.


Урок изучения нового материала.

Умение определять – к какой сфере музыки относится тот или иной музыкальный фрагмент.

Участвовать  в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы

Текущий контроль

«Марш Тореадора» Ж. Бизе

«Прелюдия №7»

«Прелюдия №20» Шопен

4



Наш гость - танец.

Комбинированный урок.

Умение определять – к какой сфере музыки относится тот или иной музыкальный фрагмент.

Самостоятельно выполнять упражнения

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы

Текущий контроль

«Мы – девочки»

«Золотые рыбки» Щедрин

«Вальс цветов» Чайковский

5



Разновидности танцев.

Урок изучения нового материала.

Уметь передавать качества музыки в собственном исполнении.

Моделировать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Текущий контроль

«Песня Сольвейг» Григ

«Арагонская хота» Глинка

6



Наш гость - песня.

Комбинированный урок.

Умение определять – к какой сфере музыки относится тот или иной музыкальный фрагмент.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

Расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни социума

Текущий контроль

«Ночь» Р. Щедрин

«Утро» Э. Григ

стихи о природе, пейзажи

7



Народная и композиторская песня.

Урок исследование

Умение проанализировать средства выразительности  музыки.

Знать и определять три качества в музыке.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

Расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни социума

Текущий контроль

«Ария Ивана Сусанина» Глинка

«Утро» Григ

8



Встреча музыкальных жанров.


Урок закрепления и обобщения изученного

Умение размышлять о музыке, охарактеризовать особенности песенной , танцевальной, маршевой музыки.

Выражать собственные мысли, настроения и чувства в движении, пении

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Текущий контроль

«Романс» Свиридов

«Марш Тореадора»Ж.Бизе

«Увертюра» оп «Кармен» Бизе

Тема 2. «Музыка – искусство интонируемого смысла» (10ч)

9



Музыка и настроение.

Урок изучения новых знаний.

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.

Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.

Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

Осознание значимости интонационных нюансов в разговорной  и музыкальной  речи

Узнавать изученные музыкальные произведения.


Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты

Текущий контроль

«Болтунья» С. Прокофьев

«Барабан» Д. Кабалевский

10




Человеческая речь.

Комбинированный урок.

Текущий контроль

11



Музыкальная речь.

Комбинированный урок.

Текущий контроль

12



Зерно интонации.

Комбинированный урок.

Определение главных интонаций в знакомых сочинениях.

Сочинение зерна интонации в определённом характере.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)


Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

Текущий контроль

«Перепёлочка» бел. Нар. песня

«Три подружки» Кабалевский

«Пятая симфония» Бетховен

13



Исполнительская интонация.

Комбинированный урок.

Осознание роли интонационной выразительности в создании музыкального образа.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

Расширять музыкальный кругозор. Участвовать в коллективном пении, наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

Текущий контроль

«Пятая симфония» Бетховен

«Болезнь куклы» Чайковский

«Новая кукла» Чайковский

14



Что выражает музыка.

Комбинированный урок.

Текущий контроль

15



Как музыка передаёт характер человека.

Комбинированный урок.

Текущий контроль

16






Что изображает музыка.


Комбинированный урок.

Осознание того, что выразительность и изобразительность существуют слитно, в неразрывном единстве.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

Расширять музыкальный кругозор. Участвовать в коллективном пении, наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

Текущий контроль

Опера «Сказка о царе Салтане»

Римский - Корсаков

«Полёт шмеля»

17



Музыка и движение.


Комбинированный урок.

Умение охарактеризовать различные интонации и передать их в своём исполнении.

Участвовать  в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

Текущий контроль

Опера «Сказка о царе Салтане»

Римский – Корсаков

Три чуда



18






Музыка и природа.

Комбинированный урок.

Осознание роли интонационной выразительности в создании музыкального образа.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты

Текущий контроль

«Три подружки» Кабалевский

«Новая кукла» Чайковский»

«Баба-Яга» Чайковский

Тема 3. «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа» (10ч)

19



Содержание музыки.

Урок изучения нового материала.

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.



«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, понимать дирижерские жесты

Владеть  певческим голосом как инструментом духовного самовыражения

Исполнять,  инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)


Текущий контроль

«Утро» Григ

«Почему медведь зимой спит» Книппер

20



«Тема» - содержание и воплощение.


Комбинированный урок

Осознание зависимости  выразительных    средств исполнения от содержания музыки.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Расширять музыкальный кругозор.

Текущий контроль

«Песня Сольвейг» Григ

«Почему медведь зимой спит» Книппер

21



Сюжетное развитие.

Комбинированный урок

Представление о сходстве и различии интонаций в процессе развития музыки.

Выражать собственные мысли, настроения и чувства в движении, пении

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Текущий контроль

«Разные ребята»

«Танец Анитры» Григ

22



Исполнительское развитие музыки.

Комбинированный урок

Осознание значимости лада в создании музыкального образа.

Выражать собственные мысли, настроения и чувства в движении, пении

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Текущий контроль

«Весна и Осень»  Свиридов


23



Динамическое развитие музыки.

Комбинированный урок.

Представление о том, что развитие  музыки   это  её изменение, а  средствами развития музыки являются темп, динамика, тембр.

Самостоятельно выполнять упражнения, участвовать в коллективной творческой деятельности

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности

Текущий контроль

«Романс»

Свиридов

24



Контраст в музыке.


Урок-путешествие

Знание средств развития  музыки и осознание их роли в создании образа.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства

Текущий контроль

«Утро» Григ

«В пещере горного короля» Э.Григ

25



Кульминация.


Урок-исследование

Накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса. Ценить отечественные народные музыкальные традиции

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

Расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни социума

Текущий контроль

«Петя и волк»   (развитие тем)


26



Мажор и минор.


Комбинированный урок.

Умение  ориентироваться в содержательно-выразительных особенностях музыки.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание

Расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни социума

Текущий контроль

«Прелюдия №7»

«Прелюдия №20» Шопен

27



Ладогармоническое развитие.


Урок закрепления изученного материала.

Творческий подход к исполнению музыки.

Продолжительность восприятия. Умение проследить за развитием музыки.

Реализовывать творческий потенциал , осуществляя собственные музыкально – исполнительские замыслы в различных видах деятельности

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты

Текущий контроль

«Романс» Свиридов

«Шествие гномов» Григ

«Петя и волк»

С. Прокофьев

симфоническая сказка

28



Темповое развитие.


Урок закрепления и систематизации знаний.

Текущий контроль

Тема 4. «Развитие как становление художественной формы» (6ч)

29



Связь элементов музыкальной выразительности и содержания.


Урок вхождения в тему.

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.


Узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, понимать дирижерские жесты

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Текущий контроль


30




Единство содержания и формы.

Комбинированный урок.

Иметь представление о выразительном значении различных форм музыки.

Размышлять о музыкальных образах Отечества.


Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.


Текущий контроль


31



Простая музыкальная форма.

Комбинированный урок.

Знать отличительные особенности различных форм музыки.

Получение  эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Текущий контроль

«Песня Сольвейг» Григ

(гл. тема)

«Пастушья песня» фр.н.п.

32



Простая 3-х частная форма.

Комбинированный урок.

Уметь охарактеризовать различные части  произведения.

Самостоятельно выполнять упражнения; участвовать в коллективной творческой деятельности

Учиться

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- умение выражать свои мысли.

Текущий контроль

«Песня Сольвейг» Э.Григ

«Океан – море  синее»

Н. Римский - Корсаков

33



Форма рондо.


Контрольный урок.

Уметь охарактеризовать различные части  произведения.

Умение определить форму музыкального произведения.

Моделирование  опыта музыкально-творческой деятельности

Расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни социума

Текущий контроль

«Классное рондо»

«Рондо в турецком стиле» Моцарт    «Зачем нам выстроили дом»  Кабалевс

34



Вариации.

Комбинированный урок.

Умение выявлять сходные или контрастные интонации.

Получение  эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

Реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности;


Текущий контроль

«Вариации на тему фр. песни» Моцарт

«Со вьюном я хожу» рнп

«Зачем нам выстр. дом»



Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века».

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи курса:

1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса-основы приобщения к искусству.

5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальном творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы «Музыка» во 2 классе рассчитана на проведение 1 ч в неделю при 34 учебных неделях, 34 часа в год.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Музыка в жизни человека.

Всеобщее в жизни и в музыке


8

2

Основные закономерности музыкального искусства.

Музыка – искусство интонируемого смысла. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа. Развитие как становление художественной формы.



26


ИТОГО

34






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Музыка в жизни человека. (8 часов)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человечес­кого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнх сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечествен­ных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. (26 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Вы­разительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как о способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.


Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской иден­тичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адап­тации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмо­циональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям дру­жбы народов.

Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их спе­цифики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросо­циума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных твор­ческих замыслов через понимание целей, выбор способов ре­шения проблем поискового характера;

• применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования



п/п


Раздел курса

Основное содержание обучения


Характеристика деятельности обучающихся

1.

Музыка в жизни человека.

Всеобщее в жизни и музыке

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель.

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.

Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт.

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека.


Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.; и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.; и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, страны); о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Различать характерные признаки основных жанров музыки, на слух малые и развитые музыкальные формы, в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей


2.

Основные закономерности музыкального искусства.

Музыка – искусство интонируемого смысла. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа. Развитие как становление художественной формы.

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.

Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.

Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.


Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись;

на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров, на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия; интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов); интонационно-мелодические особенности духовной музыки.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи; о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется»;

над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении; о роли музыки в церкви.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию; истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли. Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.













Для реализации программного содержания

используются:


учебные пособия:



1.Музыка. Учебник. 2 класс./В.О.Усачева, Л.В.Школяр- М.: Баласс, 2012.


учебно-методическая литература:


1. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /Л.В.Золина/ М.:Планета, 2010.


мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

(по возможности)


Электронно-программное обеспечение


- мультимедийные презентации к урокам;

- интерактивные плакаты;


Технические средства обучения



- мультимедийная установка;

- компьютер.







11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!