ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века».
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи курса:
1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса-основы приобщения к искусству.
5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальном творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы «Музыка» во 2 классе рассчитана на проведение 1 ч в неделю при 34 учебных неделях, 34 часа в год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека. Всеобщее в жизни и в музыке | 8 |
2 | Основные закономерности музыкального искусства. Музыка – искусство интонируемого смысла. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа. Развитие как становление художественной формы. | 26 |
| ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Музыка в жизни человека. (8 часов)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнх сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. (26 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как о способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям дружбы народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
№п/п | Раздел курса | Основное содержание обучения | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Музыка в жизни человека. Всеобщее в жизни и музыке | Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель. Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки. Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт. Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека. | Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.; и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.; и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, страны); о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Различать характерные признаки основных жанров музыки, на слух малые и развитые музыкальные формы, в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека. Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах. Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве? Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент. Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей |
2. | Основные закономерности музыкального искусства. Музыка – искусство интонируемого смысла. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа. Развитие как становление художественной формы. | Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей. Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой. Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного. «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия. Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись; на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров, на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия; интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов); интонационно-мелодические особенности духовной музыки. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры) Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи; о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется»; над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении; о роли музыки в церкви. Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение. Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию; истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки. Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития. Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве. Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании. Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли. Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя. |
Для реализации программного содержания
используются:
учебные пособия:
1.Музыка. Учебник. 2 класс./В.О.Усачева, Л.В.Школяр- М.: Баласс, 2012.
учебно-методическая литература:
1. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /Л.В.Золина/ М.:Планета, 2010.
мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(по возможности)
Электронно-программное обеспечение
- мультимедийные презентации к урокам;
- интерактивные плакаты;
Технические средства обучения
- мультимедийная установка;
- компьютер.
11