СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОБЖ 1 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по "ОБЖ" для детей с ОВЗ 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОБЖ 1 класс»






Адаптированная рабочая программа учебного курса

«ОБЖ» для детей с ОВЗ (смешанными специфическими расстройствами психологического развития)

1 класс











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным компонентом школьного педагогического процесса является обеспечение и сохранение жизни и здоровья обучающихся.

Нас постоянно окружают экстремальные условия жизни, различные рискованные зоны, что диктует наипервейшую потребность в получении унифицированных знаний, устойчивых умелых действий и навыков обучающимися, развития их мыслительной деятельности, познавательного процесса, осознания необходимости личной безопасности.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель данного курса –

формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Цель достигается посредством реализации задач:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;

  • выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

  • определить способы защиты от них;

  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала. Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Освоение курса «ОБЖ» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Изучение курса «ОБЖ» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

6) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

При изучении курса «ОБЖ» достигаются следующие предметные результаты:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;  

5) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 

6) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 ч)

Что такое безопасность?

Город, где мы живём.

Что такое чрезвычайная ситуация?

Улица полна неожиданностей (13ч)

Безопасность на улице.

Как правильно переходить дорогу.

Сигналы регулирования дорожного движения.

Виды перекрёстков.

Знакомство с дорожными знаками.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?

Будь внимательным и осторожным. Движение группами.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Где можно и где нельзя играть.

Практическое занятие «Улицы города».

Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте.

Встреча с работником ГИБДД.

Обобщение по разделу «Улица полна неожиданностей»

Безопасность на воде (4 ч)

Правила безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды.

Правила безопасного поведения на водоёмах в весенний период.

Правила безопасного поведения на водоёмах в летний период.

Основные спасательные средства.

Обобщение по разделу «Безопасность на воде».

Безопасность в помещении (5 ч)

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

Основные правила пожарной безопасности.

Детские шалости с огнём.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

Обобщение по разделу «Безопасность в помещении».

Правильное питание (7 ч)

Если хочешь быть здоров.

Самые полезные продукты.

Как правильно есть.

Удивительные превращения пирожка.

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной.

Плох обед, если хлеба нет.

Обобщение по разделу «Правильное питание».

Тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Дата проведения

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3ч)

1.

Что такое безопасность?


2.

Город, где мы живём.


3.

Что такое чрезвычайная ситуация?


Улица полна неожиданностей (13ч)

4.

Безопасность на улице.


5.

Как правильно переходить дорогу.


6.

Сигналы регулирования дорожного движения.


7.

Виды перекрёстков.


8.

Знакомство с дорожными знаками.


9.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?


10.

Будь внимательным и осторожным. Движение группами.


11.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.


12.

Где можно и где нельзя играть.


13.

Практическое занятие «Улицы города».


14.

Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте.


15.

Встреча с работником ГИБДД.


16.

Обобщение по разделу «Улица полна неожиданностей»


Безопасность на воде (4ч)

17.

Правила безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды.


18.

Правила безопасного поведения на водоёмах в весенний период.


19.

Правила безопасного поведения на водоёмах в летний период.


20.

Основные спасательные средства.


21.

Обобщение по разделу «Безопасность на воде».


Безопасность в помещении (5ч)

22.

Какие опасности нас подстерегают в помещении.


23.

Основные правила пожарной безопасности.


24.

Детские шалости с огнём.


25.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.


26.

Обобщение по разделу «Безопасность в помещении».


Правильное питание(7ч)

27.

Если хочешь быть здоров.


28.

Самые полезные продукты.


29.

Как правильно есть.


30.

Удивительные превращения пирожка.


31.

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной.


32.

Плох обед, если хлеба нет.


33.

Обобщение по разделу «Правильное питание».




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование


Примечание

Библиотечный фонд

УМК (программы, учебники, рабочие тетради и др.)



Научно-популярные, художественные книги для чтения

+


Детская справочная литература об окружающем мире

+


Методические пособия для учителя

+


Печатные пособия

Плакаты по основным темам ОБЖ

+


Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие прграммы по предмету

+


Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

+


Экспозиционный экран

+

Размер не менее 150х150

Телевизор

+

С диагональю не менее 72 см

Видеоплеер

+


Аудиопроигрыватель

+


Персональный компьютер

+


Диапроектор (эпидиаскоп)



Мультимедийный проектор

+


Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету

+


Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

+


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модель «Торс человека с внутренними органами»

-


Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

+


Муляжи овощей, фруктов, грибов

+


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета ОБЖ (лото, игры-путешествия и др.)

+


Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: транспорт, магазин и др.)

+


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

+


Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

+

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой

+


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

+


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

+


Подставка для книг, держатели для карт и т.п.

+


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 1–4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Попова Г.П. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 1 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс – М.: ВАКО, 2008.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. // Вестник образования. – 2010. - №2 – с. 45-73

  5. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1/[М.А. Бантова и др.]/ 4-е изд.– М.: Просвещение, 2009.

  6. http://www.prav-pit.ru/about/training_kits/9_11_years/default.aspx



1