Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Методическим советом школы Протокол № __ от «__»__2017г | Согласовано: Зам. директора по УВР _________/Чигакова С. Л./ «__» __2017 г | Утверждаю: Директор школы: _______/ Копылова Л. И./ Приказ № ___ от «__»__2017 г |
Рабочая программа
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Образовательная область:
«Безопасность жизнедеятельности»
Основное общее образование
6 класс
Срок реализации: 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Плотникова Татьяна Валентиновна
учитель ОБЖ
с. Лосиха 2017 г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009 год, в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы «Основы безопасности жизнедеятельности», под общей редакцией А.Т. Смирнова, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2014 год.
Данная программа учитывает особенности детей ОВЗ (ЗПР) и учитывает индивидуальный подход к обучению и оценке знаний данной категории обучающихся.
Обоснование выбора УМК:
Учебно-методический комплект вошел в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-20186 год.
Рабочая программа имеет цели:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса
Учебный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом свойх возможностей;
формирование у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Общая характеристика организации учебного процесса
Одной из главных технологий УМК является системно-деятельностный подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары, демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Режим занятий – 45 мин.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35учебных недель).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Будут сформированы: не менее 70%
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Получат возможность для формирования: не менее 77 %
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Будут сформированы: не менее 70%
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Получат возможность для формирования: не менее 77 %
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Будут сформированы: не менее 70%
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
Получат возможность для формирования: не менее 77 %
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
Планируемые результаты с (ОВЗ)
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Применять в повседневной жизни:
Доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
Перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций и во время ЧС;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
Обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
Безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
Оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Содержание курса учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность
Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Тема 3.Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных при¬ родных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. и его профилактика.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении; при укусах змей и насекомых.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровье человекаи факторы на него влияющие
Профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Виды учебной деятельности |
I | Безопасность человека в природных условиях | 25 | |
1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | 6 | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при следовании речным или морским транспортом. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 | Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы формирования навыков для безопасного существования в природной среде. Формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку людям, попавших в экстремальные условия в природной среде. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | Характеризуют основные погодные явления, случающиеся в вашем регионе, и их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные и насекомые представляют при встрече. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 | |
6 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают навыки оказания первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударов, при отморожении и ожогах. Сравнивают порядок оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 | Объясняют положения о том, что здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека. Характеризуют пагубное влияние употребления наркотиков на здоровье человека. Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
| Всего часов: | 35 | |
Тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Комментарии учителя |
|
| I. Безопасность человека в природных условиях | 25 | | |
| 1. Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | | |
1 | 1.1 Природа и человек. | 1 | Изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний. | |
2 | 1.2 Ориентирование на местности. | 1 | Комбинированный | |
3 | 1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | Комбинированный | |
4 | 1.4 Подготовка к выходу на природу. | 1 | Комбинированный | |
5 | 1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | Комбинированный | |
6 | 1.6 Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | Комбинированный | |
| 2. Активный отдых на природе и безопасность | 5 | | |
7 | 2.1 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. | 1 | Комбинированный | |
8 | 2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | Комбинированный | |
9 | 2.3 Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | Комбинированный | |
10 | 2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | Комбинированный | |
11 | 2.5 Велосипедные походы и безопасности туристов. | 1 | Комбинированный | |
| 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | 6 | | |
12 | 3.1 Факторы, влияющие на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
13 | 3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 1 | Комбинированный | |
14 | 3.3 Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | Комбинированный | |
15 | 3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | Комбинированный | |
16 | 3.5 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. | 1 | Комбинированный | |
17 | 3.6 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. | 1 | Комбинированный | |
| 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 | | |
18 | 4.1 Автономное пребывании человека в природной среде. | 1 | Комбинированный | |
19 | 4.2 Добровольное пребывание человека в природной среде. | 1 | Комбинированный | |
20 | 4.3 Вынужденное пребывание человека в природной среде. | 1 | Комбинированный | |
21 | 4.4 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| 5. Опасные ситуации в природных условиях | 4 | | |
22 | 5.1 Опасные погодные явления. | 1 | Комбинированный | |
23 | 5.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | Комбинированный | |
24 | 5.3 Укусы насекомых и защита от них. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
25 | 5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 | | |
| 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | | |
26 | 6.1 Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
27 | 6.2 Оказание первой медицинской помощи при травмах. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
28 | 6.3 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
29 | 6.4 Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 | | |
30 | 7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
31 | 7.2 Компьютер и его влияние на человека. | 1 | Комбинированный | |
32 | 7.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | Комбинированный | |
33 | 7.4 Влияние социальной среды на здоровье человека | 1 | Комбинированный | |
34 | 7.5 Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
35 | 7.6 Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | 1 | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| Всего часов: | 35 | | |
Учебно-методическая и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2014.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2014
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль. - М.: Просвещение, 2015.
Интернет-ресурсы:
http://varb.ru/uchebnaya-literatura-dlya-srednix-i-starshix-klassov/drugie-discipliny
http://www.uroki.net/docfizcult.htm
http://festival.1september.ru/articles/511352/