ФГОС
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
А. В. Бородина
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
основная школа
(5—9 КЛАССЫ)
Издание 3-е, переработанное
Допущено к публикации Издательским Советом
Русской Православной Церкви ИС 13-301-0081
Допущено Отделом религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви 12-029-022
МОСКВА
2015
УДК 373.016:271.2(072)
ББК 74.268.637.2 Б83
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ. протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества*;
Н. Д. НИКАНДРОВ.президент РАО, д. пед. н., академик РАО;
С. К. КОМКОВ президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;
М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н.. проф. РАПС при Президенте России;
И. В. МЕТЛИК, д, пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;
И. Г. МИНЕРАЛОВА. д. филол. н., проф., зам. декана филологического ф-та МПГУ;
С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ. д. ист. н., проф., сопредседатель Правления Союза писателей России;
Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н„ проф., зав. каф.художественного образования АПКиПРО РФ;
И. ШАМШУРИН, д. соц. н„ проф., зав. каф.политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ло
моносова;
И. В. БУГАЕВА к. филол. н.. декан филол. ф-та ПСТГУ;
Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования, проректор МИОО Департамента
образования г. Москвы;
Бородина, А. В.
Б83 Основы православной культуры и история христианства : программа культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А. В. Бородина. — Изд. 3-е, перераб,— М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. (Серия «История религиозной культуры»).
Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго поколения) для 5—9-х классов и является частью Программы историко-культурологического курса «История религиозной культуры» для 1—11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
Программа успешно апробирована в школах различного типа с 1996 года. Курс используется как средство историко-культурологического образования, повышения качества базового образования и региональных краеведческих курсов, систематического духовно-нравственного воспитания в светских и конфессионально ориентированных школах, в семейном образовании.
УДК 373.016:271.2(072) ББК 74.268.637.2
Подписано в печать 4.10.2014. Формат 60x90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Уел.печ. л. 1,5. Тираж 100 экз.
© Бородина А. В., 2010, 2012 © Бородина А. В.. 2015, с изменениями ©Издательство |ЭКЗАМЕН», макет и оформление, 2011 ©МОФ«ОПК», 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также разработка Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено, согласно последнему из названных документов, «особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления».
Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.
Наиболее подходящим для светского образования средством достижения глубокой осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной. Это подтвердила в очередной раз успешная апробация Программы в школах различного типа г. Москвы, Калужского, Псковского, Нижегородского, Тверского, Брянского, Владивостокского, Саратовского, Волгоградского и многих других регионов России и Зарубежья, начиная с 1996 г.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России. В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педагогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях
глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, художественно-образного языка всё более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиозно-философской, культурологической лексики. Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным основам и истории русского (государственного) языка.
Неотделима от выше названных ещё одна причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации применения знаний о религиозных и духовно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как важнейшем историческом явлении и мировоззренческой основы культуры, литературы, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.
Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
организация систематического изучения основ православной культуры;
организация систематического изучения истории христианства;
духовно-нравственное развитие школьников;
ознакомление с особенностями церковного искусства;
приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка;
обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
ознакомление с особенностями церковного искусства;
приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
ознакомление с православными святынями мира;формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;
создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
формирование целостного восприятия мира;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;
предупреждение возможных тупиков личностного развития;
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;
обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
укрепление православных основ семьи;
формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.
Место Программы
учебного курса в системе общего образования,
в учебном плане
Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников. Оптимальная форма использования программы - обязательный предмет вучебном плане для всего класса. Такая форма создаёт наилучшие условия для наиболее эффективного применения полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок во всём педагогическом процессе, начиная с базовых дисциплин и кончая внеклассной работой и работой с родителями, то есть этом в случае курс максимально способствует повышению качества базового образования всего класса и формированию культурно-педагогической среды.
Однако возможности в каждом регионе, в каждой школе и в каждом классе различные, и в педагогической практике используются разные формы применения Программы: предмет по выбору, факультативные занятия и даже формы работы в системе дополнительного образования.
Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю.
Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания,
основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курса светского, историко-культуро- логического, но религиозного содержания. Такие особенности определяется Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Поэтому изучение религии в государственном и муниципальном образовании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозного содержания.
Современная педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства именно историко-культурологического подхода в решении данной проблемы, то есть изучения основ религии через культуру, историю формирования отечественной культуры и историю христианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных убеждений и вместе с тем позволяет использовать весь воспитывающий потенциал христианской культуры, отечественной и всемирной истории. Любовь к ближнему, к Отечеству, забота и жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям своего и других народов становятся доступными главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения.
Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
• Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода,
Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие,
Природа 1 родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
сознающий свою национальную принадлежность;
патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека:
умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
имеющий представления о традиционных нравственных установках;
имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
уважительно относящийся к святыням;
владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
способный к творческому труду;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
активно использующийречевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умеющийизлагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
Iимеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию:
владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
знающим основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования
имеющий представления о таинствах Церкви;
понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимно- графия, золотое шитье и др.);
овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);
имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
осознающий ценность человеческой жизни;
нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуются: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.
Разделы данной программы в основном обеспечены учебно-методическими пособиями в привычных и удобных жанрах:
учебные пособия для учащихся;
рабочие тетради для учащихся;
хрестоматии для тех разделов, где требуются дополнительные тексты и фрагменты Священного Писания;
пособия для учителей;
словарь-справочник;
демонстрационные материалы (комплекты плакатов - 12 листов);
тесты к демонстрационным материалам (плакатам) для учащихся. Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий;
серию передач по теме «Основы православной культуры», которые востребованы как в педагогической среде, так и используются в работе с родителями (мультимедиацикл доступен на сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru (сайт А. В. Бородиной) и распространяется бесплатно);
уроки и фрагменты уроков в начальной школе разных учителей из разных школ и регионов (мультимедиацикл доступен на этом же сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru(сайт А. В. Бородиной) бесплатно);
демонстрационные материалы в электронном виде.
Разработка курса продолжается. Информация о новых материалах по данной программе регулярно размещается на сайте http://www.opk.ortho-
doxy.ru, а также сообщается на авторских курсах и семинарах, которые периодически организуются для учителей в разных регионах страны.
Условия реализации программы
и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности интеллектуального и психологического развития школьников;
педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
| приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
Предпочтительные методы обучения: 1) иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем, или предложенных учениками; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала работой в тетрадях, в творческих работах; 4) сократический урок; 5) анализ художественных произведений с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 6) организация проектной деятельности; 7) исследовательская работа, написание небольших рефератов; 8) создание презентаций, 9) работа с текстами, картами, составление кроссвордов идр.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть II (основная школа)
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА»
класс
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часов Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.
Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч.
Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.
Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.
История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль.
Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России.Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.
Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —18 ч.
Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского - русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.
Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.
Буквы иже и и. Буквы он и омега.
Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита.
Буквы уки ижица. Буквы кси, пси, от.
Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.
Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок.
Знаки препинания.
Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковнославянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.
Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч.
Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр. Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне - праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня.
класс
РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чём рассказывают основы православной культуры.
Для чего нужно изучать основы православной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения; суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания, состав Священного Писания.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Геор-гия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
класс
РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа
Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.
Роль человека в истории. Россия в мировой истории.
Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.
Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.
Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч.
Политическое устроение Римской империи во 11-1. Вв. до Р. X.
Древняя Палестина накануне Рождества Христова.
Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора.
Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты. Кумранская община.
Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.
Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.
Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I - начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».
Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.
Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.
Рождение Христа и первые христиане.
Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.
Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.
Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.
Притча о блудном сыне.
Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.
Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.
Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.
Жизнь первых христиан. Иаков Праведный - первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.
Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11ч.
Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.
Деяния святого Апостола Петра.
Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.
Труды Апостолов от 70-ти.
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвя-той Богородицы.
Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.
Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский.
Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.
Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Учёные, противники христианства. Апологетические труды Тер-туллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген. Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.
Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равно-апостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь - первая христианская столица.
Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч. Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов.
Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.
ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1ч.
класс
«РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV-XIвв.» — 34 часа
Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.
Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе. Причины гонений на христиан.
Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 28 ч.
От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства.Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.
Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле.
Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.
Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях.
Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.
Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан-стводинамистическое и модалистическое.
Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости».
Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор.
Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия.
Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору.
Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор.
Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина.
Задачи Шестого Вселенского Собора.
Пято-Шестой Трулльский Собор. «Кормчая книга».
Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.
Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия.
Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов.
Писатели и отцы Церкви. IV век - золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.
Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий I основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник.
Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества - восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.
Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне. Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций.
Значение эпохи Вселенских Соборов.
Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.
Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» - появление термина в III—IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почётное и юридическое первенство среди всех христианских епископов.
Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения.
Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
класс
РАЗДЕЛ 9 «ХРИСТИАНСТВО В XI-XXвв.» — 34 часа Тема 1. «ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» —13 ч.
Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Крещение Руси. Москва - Третий Рим.
Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси.
Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.
Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 - сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).
Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. Укоренённость православия в культурной жизни России.
Тема 2. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVIвв.» — 2 ч.
Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.
Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ» — 9 ч.
Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.
«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.
Официальнаяпротестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.
Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.
Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.
«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационаписты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости.
Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня - по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям.
Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект.
Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку. Новые американские Церкви, секты, объединения.
Формирование протестантских Церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств; Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархической структуры Церкви и верховной власти Римского папы.
Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной
жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.
Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.
Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.
Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища. Искусство протестантского Запада.
Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —5 ч. Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XXвв. — широкое географическое распространение Римско- католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах.
Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации.
Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.
Возникновение ордена иезуитов.
Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.
Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия».
Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869-1870 гг Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.
Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.
Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев.
Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978).
Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.
Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиозно-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.
Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 5 ч.
Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение антипапы Климента IIIвоссоединения Церквей в 1091 г.
Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские Церкви ХИ-ХШ вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.
Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Переговоры с Римским папой во время монголо-татарского ига. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.
В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. - Изд. 5-е. - М., 2012.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Учебное пособие для 5 класса. - М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для 7 класса. - Изд. 2-е. - М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Христианство: IV-XIвв. Учебное пособие для 8 класса. - М., 2014.
Бородина А. В. Русско-церковнославянский словарь кучеб, пособию «Основы православной культуры: Основы духовности языкаля: 5 кл.». - М., 2014.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. - М., 2009.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. - Изд. 3-е. - М., 2012. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - Изд. 3-е. - М., 2012.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5-9 классы). - М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - Изд. 3-е. - М., 2014.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
в помощь ученику и учителю
Бородина АВ.1025-летие Крещения Руси. Православие в России//Кораблик. - №4(38), 2013.
Бородина А. В.Вход Господень в Иерусалим //Кораблик. - № 2(36), 2013.
Бородина А В.Икона и картина //Искусство. - № 5 (413), 2009.
Бородина А В.Иконостас //Искусство. - № 5 (389), 2008.
Бородина А В.Исаакиевский собор //Искусство. - № 5 (389), 2008.
Бородина А В.История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического образования. - Иод 2-е, перераб. - М., 2009.
Бородина А В.История религиозной культуры: Концепция учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 48,2002.
Бородина А В.История религиозной культуры: Методология курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 51,2002.
Бородина А В.История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 47,2002.
Бородина А В.История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 49,2002.
Бородина А В.История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 50,2002.
Бородина А В.История религиозной культуры: Причины введения религиоведения в содержание образования //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»).-№52, 2002.
Бородина А В.Киево-Печерская Лавра //Кораблик. - № 4(43), 2014
Бородина А В.Княжеская архитектура //Искусство. — № 6 (342), 2006.
Бородина А В.Когда не видно было неба //Кораблик. - № 6(40), 2013
Бородина А В.Когда не видно было неба //Большая книга лауреатов литературных конкурсов МГО Союза писателей России 2013. - М .2014
Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М Достоевского. //Образование. - 2005. - № 1.
Бородина А. В.Основы православной культуры: Организация курса Лекции по курсам: ОПК, ИРК. - Иод. 2-е, испр. - М., 2007.
Бородина А. В.Пасха Господня //Кораблик. - № 3(37), 2013.
Бородина А В.Раскол в сознании. //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - 2002. - № 48,49,50,51.
Бородина А В.Саввино-Сторожевский монастырь. //Искусство - 2009 № 17
(425).
Бородина А. В.Свято-Троицкая Сергиева Лавра. //Искусство. 2009. - № 17 (425).
Бородина А. В.Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. //Искусство. - 2009 №17(425).
Бородина А. В.Собор Василия Блаженного //Искусство. № 5 (389), 2008.
Бородина А В.Славянско-языческие традиции и эстетика православия в русской культуре. //Искусство. - 2006. - № 5 (341).
Бородина А. В.Сретение Господне //Кораблик. - № 1(35), 2013.
Бородина А. В.Уроки религии - норма светского государства //Человек и закон.
-№2,2009.
Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М., 2014.
Бородина А. В.Храм Василия Блаженного //Кораблик. - № 3(37), 2013. - С. 18-19; №4(38), 2013.
Бородина АВ.Храмы Московского Кремля //Искусство. - № 5 (389), 2008.
Бородина А. В.Церковь Покрова на Нерли //Искусство. - № 5 (389), 2008.
Бородина АВ.Шатровый храм. Лекции. - М., 2005,2006.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 12
класс РАЗДЕЛ 5.
- ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА* 12
класс РАЗДЕЛ 6.
• ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 13
класс РАЗДЕЛ 7.
"РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО* 14
класс
РАЗДЕЛ 8. ^ХРИСТИАНСТВО В IV-XIвв.» 16
класс
РАЗДЕЛ 9. -ХРИСТИАНСТВО В Х1-ХХВВ.» 18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 21
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ в помощь ученику и учителю 22
Учебно-методическое издание
Бородина Алла Валентиновна
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ
ХРИСТИАНСТВА
ПРОГРАММА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
основная школа
(5—9 КЛАССЫ)
Пособие для учителей
В авторской редакции А. В. Бородиной
Корректор А. в. Афанасьева
Дизайн обложки: И.Р. Захаркина
Издательство «ЭКЗАМЕН»:
Гигиенический сертификат
№ 77.99.60.953.Д.000454.01.09 от 27.01.2009 г.
Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и
культуры «Основы православной культуры»
www.opk.orthodoxy.ru
E-mail: bor-opk@bk.ru
Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры,
литература учебная
Отпечатано в ООО «Принт-Формула»
Заказ № 167138