СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОПК А. В. Бородиной

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ   для 5—9-х классов 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОПК А. В. Бородиной»



ФГОС

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ






ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

А. В. Бородина

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
основная школа

(5—9 КЛАССЫ)

Издание 3-е, переработанное

Допущено к публикации Издательским Советом
Русской Православной Церкви ИС 13-301-0081

Допущено Отделом религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви 12-029-022

МОСКВА
2015










УДК 373.016:271.2(072)

ББК 74.268.637.2 Б83

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ. протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества*;

Н. Д. НИКАНДРОВ.президент РАО, д. пед. н., академик РАО;

С. К. КОМКОВ президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;

М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н.. проф. РАПС при Президенте России;

И. В. МЕТЛИК, д, пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;

И. Г. МИНЕРАЛОВА. д. филол. н., проф., зам. декана филологического ф-та МПГУ;

С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ. д. ист. н., проф., сопредседатель Правления Союза писателей России;

Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н„ проф., зав. каф.художественного образования АПКиПРО РФ;

  1. И. ШАМШУРИН, д. соц. н„ проф., зав. каф.политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ло­

моносова;

И. В. БУГАЕВА к. филол. н.. декан филол. ф-та ПСТГУ;

  1. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования, проректор МИОО Департамента

образования г. Москвы;

Бородина, А. В.

Б83 Основы православной культуры и история христианства : прог­рамма культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А. В. Бородина. — Изд. 3-е, перераб,— М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. (Серия «История ре­лигиозной культуры»).

Данная программа полностью соответствует Федеральному государствен­ному стандарту (второго поколения) для 5—9-х классов и является частью Программы историко-культурологического курса «История религиозной куль­туры» для 1—11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Программа успешно апробирована в школах различного типа с 1996 года. Курс используется как средство историко-культурологического образования, повышения качества базового образования и региональных краеведческих курсов, систематического духовно-нравственного воспитания в светских и конфессионально ориентированных школах, в семейном образовании.

УДК 373.016:271.2(072) ББК 74.268.637.2

Подписано в печать 4.10.2014. Формат 60x90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.

Уел.печ. л. 1,5. Тираж 100 экз.

© Бородина А. В., 2010, 2012 © Бородина А. В.. 2015, с изменениями ©Издательство |ЭКЗАМЕН», макет и оформление, 2011 ©МОФ«ОПК», 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России, а также разработка Стандарта православ­ного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено, согласно последнему из названных документов, «особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основ­ной доминантой которых является сфера образования как важнейшее про­странство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего раз­вития и духовного оздоровления».

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы со­временного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные обра­зовательные программы общего образования должны обеспечивать духов­но-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуаль­ная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Наиболее подходящим для светского образования средством достиже­ния глубокой осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной. Это подтверди­ла в очередной раз успешная апробация Программы в школах различного типа г. Москвы, Калужского, Псковского, Нижегородского, Тверского, Брян­ского, Владивостокского, Саратовского, Волгоградского и многих других регионов России и Зарубежья, начиная с 1996 г.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформа­ми в области образования.

К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к нацио­нальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России. В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педа­гогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою националь­ную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях

глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распростране­ния информации, оказывающей негативное воздействие на психику и про­воцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессио­нальные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, художественно-образного язы­ка всё более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиоз­но-философской, культурологической лексики. Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным основам и исто­рии русского (государственного) языка.

Неотделима от выше названных ещё одна причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содер­жания образования, в том числе путём включения и систематизации приме­нения знаний о религиозных и духовно-эстетических традициях отечествен­ной и мировой культуры.

Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и рас­ширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как важнейшем историческом явлении и миро­воззренческой основы культуры, литературы, искусства. Религиозная куль­тура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современ­ного народа, религия являлась и является важным (в истории - опреде­ляющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демо­кратической стране. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекуль­турного и коммуникативного характера, обусловленных расширением свя­зей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использо­вания Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершен­ствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.

Задачи курса:

  1. организация систематического изучения основ православной культуры;

  2. организация систематического изучения истории христианства;

  3. духовно-нравственное развитие школьников;

  4. ознакомление с особенностями церковного искусства;



  1. приобщение школьников к духовным основам и истории русского (госу­дарственного) языка;

  2. обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;

  3. ознакомление с особенностями церковного искусства;

  4. приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

  5. ознакомление с православными святынями мира;формирование пред­ставлений о единстве православной культуры народов мира;

  6. создание условий для реализации прав школьников на убеждения;

  7. формирование целостного восприятия мира;

  8. воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  9. формирование культуры общения;

  10. предупреждение возможных тупиков личностного развития;

  11. воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  12. выработка этических принципов, определяющих качество межличност­ных отношений на основе традиций культуры Отечества;

  13. предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на националь­ной и религиозной почве;

  14. воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохране­ния культурно-национального единства;

  15. формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, осно­ванному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных тради­ций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;

  16. обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;

  17. оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечествен­ной культуре;

  18. укрепление православных основ семьи;

  19. формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отече­ственной культуры и истории;

  20. воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;

  21. творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  22. формирование потребности школьника в творческом участии в жизни Рос­сии, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

Место Программы

учебного курса в системе общего образования,

в учебном плане

Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой обра­зовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников. Оптимальная форма использования программы - обязательный предмет вучебном плане для всего класса. Такая форма создаёт наилучшие условия для наиболее эффективного применения полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок во всём педагогическом процессе, начиная с базовых дисциплин и кончая внеклассной работой и работой с родителями, то есть этом в случае курс максимально способствует повышению качества базового обра­зования всего класса и формированию культурно-педагогической среды.

Однако возможности в каждом регионе, в каждой школе и в каждом клас­се различные, и в педагогической практике используются разные формы применения Программы: предмет по выбору, факультативные занятия и даже формы работы в системе дополнительного образования.

Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю.

Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государствен­ных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повы­шенного уровня образования.

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания,
основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обуслов­лено особенностями данного курса как курса светского, историко-культуро- логического, но религиозного содержания. Такие особенности определяет­ся Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспита­ние детей в соответствии со своими убеждениями.

Поэтому изучение религии в государственном и муниципальном образо­вании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозно­го содержания.

Современная педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства именно историко-культурологического подхода в решении данной проблемы, то есть изучения основ религии через культуру, историю формирования отечественной культуры и историю христианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных убежде­ний и вместе с тем позволяет использовать весь воспитывающий потенциал христианской культуры, отечественной и всемирной истории. Любовь к ближнему, к Отечеству, забота и жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям своего и дру­гих народов становятся доступными главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения.

Программа курса «Основы православной культуры» позволяет при­общать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России:

• Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, граж­данское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода,

  • Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целе­устремлённость и настойчивость;

  • Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • Традиционные российские религии - представление о вере, духовно­сти, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нрав­ственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие,

  • Природа 1 родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

  • Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Результаты освоения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стан­дартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы пра­вославной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

  • осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

  • сознающий свою национальную принадлежность;

  • патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;

  • обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священно­го дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

  • обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

  • обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

  • имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.

  • понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека:

  • умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

  • доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

  • умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

  • владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;

  • отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, това­рищах, чужих людях;

  • имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • имеющий представления о традиционных нравственных установках;

  • имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, про­являющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;

  • уважительно относящийся к святыням;

  • владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

  • способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • способный к творческому труду;

  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты. Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

  • владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

  • освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

  • умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

  • умеющий использовать знаково-символические средства информации;

  • активно использующийречевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познаватель­ных задач;

  • использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебно­го предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и гра­фическим сопровождением);

  • овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через береж­ное отношение к слову;

  • овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, об­общения, выводов, установления причинно-следственных связей, постро­ения рассуждения;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умеющийизлагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

  • умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

Iимеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию:

  • владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • знающий историю формирования отечественной культуры;

  • имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литератур­ных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-куль­турные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;

  • овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перево­да и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лекси­ческими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исто­рических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;

  • овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;

  • владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

  • овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

  • имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской госу­дарственности, формировании отечественной культуры, объединении мно­гочисленных народов России;

  • имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование запад­ной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, миро­воззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;

  • имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;

  • имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

  • знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Пра­вославной Церкви в контексте отечественной истории;

  • знающим основные православные праздники, их происхождение и особен­ности празднования

  • имеющий представления о таинствах Церкви;

  • понимающий религиозно-философские основания православной культуры;

  • знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в лите­ратуре, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-приклад­ном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимно- графия, золотое шитье и др.);

  • овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католи­цизме, протестантизме);

  • имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

  • осознающий ценность человеческой жизни;

  • нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповеда­ния, на отечественных духовных традициях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материаль­но-технического и информационного обеспечения образовательного процес­са. Никаких особых условий для преподавания курса не требуются: стандарт­ной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстра­ционных материалов.

Разделы данной программы в основном обеспечены учебно-методиче­скими пособиями в привычных и удобных жанрах:

учебные пособия для учащихся;

рабочие тетради для учащихся;

хрестоматии для тех разделов, где требуются дополнительные тексты и фрагменты Священного Писания;

пособия для учителей;

словарь-справочник;

демонстрационные материалы (комплекты плакатов - 12 листов);

тесты к демонстрационным материалам (плакатам) для учащихся. Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий;

серию передач по теме «Основы православной культуры», которые вос­требованы как в педагогической среде, так и используются в работе с роди­телями (мультимедиацикл доступен на сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru (сайт А. В. Бородиной) и распространяется бесплатно);

уроки и фрагменты уроков в начальной школе разных учителей из раз­ных школ и регионов (мультимедиацикл доступен на этом же сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru(сайт А. В. Бородиной) бесплатно);

демонстрационные материалы в электронном виде.

Разработка курса продолжается. Информация о новых материалах по данной программе регулярно размещается на сайте http://www.opk.ortho-

doxy.ru, а также сообщается на авторских курсах и семинарах, которые периодически организуются для учителей в разных регионах страны.

Условия реализации программы
и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

  • учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать ис­торический и духовный опыт русского и других народов России;

  • педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать воз­растные особенности воспитанников, основные закономерности интеллек­туального и психологического развития школьников;

  • педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на ус­тоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические фак­ты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, науч­ные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

  • необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

  • необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

  • учитель организует уроки по традиционным моделям при соответ­ствии типа урока его целям и задачам;

  • используются разнообразные методы и приёмы обучения, традицион­но применяемые в школьном образовании;

  • основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

  • теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обяза­тельно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

| приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

  • единства образовательного и воспитательного процессов;

  • рефлексивного обучения;

  • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех ус­воения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учите­лем, или предложенных учениками; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала работой в тетрадях, в творческих работах; 4) сок­ратический урок; 5) анализ художественных произведений с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 6) организация проектной дея­тельности; 7) исследовательская работа, написание небольших рефератов; 8) создание презентаций, 9) работа с текстами, картами, составление кроссвордов идр.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть II (основная школа)

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА»

  1. класс

РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часов Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.

Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч.

Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчер­паемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе рус­ского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль.

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской пись­менности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учи­телей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России.Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —18 ч.

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковносла­вянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского - русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

Буквы иже и и. Буквы он и омега.

Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита.

Буквы уки ижица. Буквы кси, пси, от.

Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.

Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок.

Знаки препинания.

Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церков­нославянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.

Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять запове­дей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.

Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч.

Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославян­ском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр. Богородицы. Благовещение Пр. Богоро­дицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преобра­жение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне - празд­ников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня.

  1. класс

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа

Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.

О чём рассказывают основы православной культуры.

Для чего нужно изучать основы православной культуры.

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурооб­разующей религии. Государство и Церковь.

Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения; суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой рав­ноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.

Библия: история создания, состав Священного Писания.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхоза­ветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, раз­витие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся хра­мов в России. Особенности строительства храмов; используемые материа­лы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на ико­ностасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предме­ты и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы.

Новый Иерусалим.

История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских хра­мах). Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искус­ства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами визан­тийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.

Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и велико­мученика Геор-гия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

  1. класс

РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа

Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.

Роль человека в истории. Россия в мировой истории.



Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духов­но-нравственного начала в человеческом обществе.

Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч.

Политическое устроение Римской империи во 11-1. Вв. до Р. X.

Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

Культура и религиозные верования в Римской империи переломного вре­мени. Кризис верований. Обожествление императора.

Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты. Кумранская община.

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.

Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.

Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший доку­мент I - начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».

Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.

Рождение Христа и первые христиане.

Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым челове­ком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеле­ния больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.

Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.

Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.

Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.

Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.

Жизнь первых христиан. Иаков Праведный - первый епископ Иеруса­лимский. Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11ч.

Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Му­ченическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.

Деяния святого Апостола Петра.

Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.

Труды Апостолов от 70-ти.

Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвя-той Богородицы.

Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.

Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский.

Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.

Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Учёные, противники христианства. Апологетические труды Тер-туллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласи­тельное училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген. Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равно-апостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иеруса­лиме. Константинополь - первая христианская столица.

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч. Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культу­ре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов.

Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникнове­ние христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.

ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1ч.

  1. класс

«РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV-XIвв.» — 34 часа

Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.

Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о хри­стианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе. Причины гонений на христиан.

Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 28 ч.

От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государст­ва.Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.

Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная цари­ца Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле.

Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.

Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях.

Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.

Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан-стводинамистическое и модалистическое.

Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости».

Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор.

Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия.

Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору.

Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государст­венная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор.

Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина.

Задачи Шестого Вселенского Собора.

Пято-Шестой Трулльский Собор. «Кормчая книга».

Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.

Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия.

Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов.

Писатели и отцы Церкви. IV век - золотой век святоотеческой письменно­сти. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.

Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий I основатель отшельничества. Родоначальник общежи­тельных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник.

Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества - восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.

Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне. Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций.

Значение эпохи Вселенских Соборов.

Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.

Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» - появление термина в III—IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почёт­ное и юридическое первенство среди всех христианских епископов.

Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения.

Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

  1. класс

РАЗДЕЛ 9 «ХРИСТИАНСТВО В XI-XXвв.» — 34 часа Тема 1. «ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» —13 ч.

Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Крещение Руси. Москва - Третий Рим.

Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митропо­лита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси.

Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.

Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 - сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духо­венством. Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отече­ственной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. Укоренённость православия в культурной жизни России.

Тема 2. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVIвв.» — 2 ч.

Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.

Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИ­ЦИИ» — 9 ч.

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика прода­жи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и перевод­ческая деятельность М. Лютера.

Официальнаяпротестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консер­вативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационаписты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня - по всему миру. Термины «проте­стант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям.

Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях нацио­нальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестант­ской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку. Новые американские Церкви, секты, объединения.

Формирование протестантских Церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) дости­жение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств; Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обря­дов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необ­ходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание еди­ной иерархической структуры Церкви и верховной власти Римского папы.

Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной

жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализ­ма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обря­да. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослу­жения. Кладбища. Искусство протестантского Запада.

Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —5 ч. Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XXвв. — широкое географическое распространение Римско- католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вест­фальский мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия».

Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Ан­тиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизиро­вание деятельности Римско-католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский со­бор 1869-1870 гг Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение само­стоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание госу­дарства Ватикан.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период каче­ственных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение ново­го курса Римско-католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиоз­но-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образо­вание, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армян­ского, маронитского, сирийского, коптского.






Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 5 ч.

Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение антипапы Климента IIIвоссоединения Церквей в 1091 г.

Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их кре­щением в Православной Церкви. Латинские Церкви ХИ-ХШ вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.

Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоева­ние Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Переговоры с Римским папой во время монголо-татарского ига. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь гре­ческого (восточного) обряда на территории современной России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. - Изд. 5-е. - М., 2012.

  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Учебное пособие для 5 класса. - М., 2014.

  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М., 2014.

  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для 7 класса. - Изд. 2-е. - М., 2014.

  5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Христианство: IV-XIвв. Учебное пособие для 8 класса. - М., 2014.

  6. Бородина А. В. Русско-церковнославянский словарь кучеб, пособию «Основы православной культуры: Основы духовности языкаля: 5 кл.». - М., 2014.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познава­тельного образования. - М., 2009.

  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. - Изд. 3-е. - М., 2012. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и

справочная литература

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - Изд. 3-е. - М., 2012.

  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрацион­ным материалам. (5-9 классы). - М., 2014.

  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - Изд. 3-е. - М., 2014.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
в помощь ученику и учителю

  1. Бородина АВ.1025-летие Крещения Руси. Православие в России//Кораблик. - №4(38), 2013.

  2. Бородина А. В.Вход Господень в Иерусалим //Кораблик. - № 2(36), 2013.

  3. Бородина А В.Икона и картина //Искусство. - № 5 (413), 2009.

  4. Бородина А В.Иконостас //Искусство. - № 5 (389), 2008.

  5. Бородина А В.Исаакиевский собор //Искусство. - № 5 (389), 2008.

  6. Бородина А В.История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического образова­ния. - Иод 2-е, перераб. - М., 2009.

  7. Бородина А В.История религиозной культуры: Концепция учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий //Сто друзей (приложение к «Учи­тельской газете»). - № 48,2002.

  8. Бородина А В.История религиозной культуры: Методология курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 51,2002.

  9. Бородина А В.История религиозной культуры: Назначение, особенности и зада­чи курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 47,2002.

  10. Бородина А В.История религиозной культуры: Нормативно-правовое обосно­вание курса //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 49,2002.

  11. Бородина А В.История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - № 50,2002.

  12. Бородина А В.История религиозной культуры: Причины введения религиове­дения в содержание образования //Сто друзей (приложение к «Учительской газе­те»).-№52, 2002.

  13. Бородина А В.Киево-Печерская Лавра //Кораблик. - № 4(43), 2014

  14. Бородина А В.Княжеская архитектура //Искусство. — № 6 (342), 2006.

  15. Бородина А В.Когда не видно было неба //Кораблик. - № 6(40), 2013

  16. Бородина А В.Когда не видно было неба //Большая книга лауреатов литера­турных конкурсов МГО Союза писателей России 2013. - М .2014

  1. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М Достоевского. //Образование. - 2005. - № 1.

  2. Бородина А. В.Основы православной культуры: Организация курса Лекции по курсам: ОПК, ИРК. - Иод. 2-е, испр. - М., 2007.

  3. Бородина А. В.Пасха Господня //Кораблик. - № 3(37), 2013.

  4. Бородина А В.Раскол в сознании. //Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - 2002. - № 48,49,50,51.

  5. Бородина А В.Саввино-Сторожевский монастырь. //Искусство - 2009 № 17

(425).

  1. Бородина А. В.Свято-Троицкая Сергиева Лавра. //Искусство. 2009. - № 17 (425).

  2. Бородина А. В.Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. //Искусство. - 2009 №17(425).

  3. Бородина А. В.Собор Василия Блаженного //Искусство. № 5 (389), 2008.

  4. Бородина А В.Славянско-языческие традиции и эстетика православия в рус­ской культуре. //Искусство. - 2006. - № 5 (341).

  5. Бородина А. В.Сретение Господне //Кораблик. - № 1(35), 2013.

Бородина А. В.Уроки религии - норма светского государства //Человек и закон.




  1. -№2,2009.

  2. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. До­стоевского. - М., 2014.

  3. Бородина А. В.Храм Василия Блаженного //Кораблик. - № 3(37), 2013. - С. 18-19; №4(38), 2013.

  4. Бородина АВ.Храмы Московского Кремля //Искусство. - № 5 (389), 2008.

  5. Бородина А. В.Церковь Покрова на Нерли //Искусство. - № 5 (389), 2008.

  6. Бородина АВ.Шатровый храм. Лекции. - М., 2005,2006.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 12

  1. класс РАЗДЕЛ 5.

- ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА* 12

  1. класс РАЗДЕЛ 6.

• ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 13

  1. класс РАЗДЕЛ 7.

"РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО* 14

  1. класс

РАЗДЕЛ 8. ^ХРИСТИАНСТВО В IV-XIвв.» 16

  1. класс

РАЗДЕЛ 9. -ХРИСТИАНСТВО В Х1-ХХВВ.» 18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 21

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ в помощь ученику и учителю 22



Учебно-методическое издание

Бородина Алла Валентиновна

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ
ХРИСТИАНСТВА

ПРОГРАММА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

основная школа
(5—9 КЛАССЫ)

Пособие для учителей

В авторской редакции А. В. Бородиной
Корректор А. в. Афанасьева
Дизайн обложки: И.Р. Захаркина

Издательство «ЭКЗАМЕН»:

Гигиенический сертификат
№ 77.99.60.953.Д.000454.01.09 от 27.01.2009
г.

Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и
культуры «Основы православной культуры»
www.opk.orthodoxy.ru

E-mail: bor-opk@bk.ru

Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры,
литература учебная

Отпечатано в ООО «Принт-Формула»

Заказ № 167138





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя