СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК-10 кл. А.В. Бородина

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит рабочую программу по ОПК для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК-10 кл. А.В. Бородина»

Краснодарский край Выселковский район станица Крупская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Крупской муниципального образования Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2018 года протокол № 1

Председатель _____ Минченко И.А.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса «Основы православной культуры»


Направление: духовно-нравственное


Уровень образования (класс): среднее общее образование10-11 классы


Количество часов: 68


Учитель: Щеголева Юлия Александровна











Программа разработана на основе авторской программы «Основы православной культуры». Автор А.В.Бородина. М.: МОФ «ОПК», 2015.










1. Результаты освоения курса

По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

2. Содержание курса

10 класс

Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» — 1 ч. Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» — 3 ч. Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» — 2 ч. Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.

Тема 4. «МИФОЛОГИЯ» — 3 ч. Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.

Тема 5. «АНИМИЗМ» — 4 ч. Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» — 3 ч. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» — 5 ч. Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.

Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» — 5 ч. Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея — демон-покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.

Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» — 3 ч. Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» — 5 ч. Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования.Проявления язычества в современной жизни.

11 класс

Тема 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» — 2 ч.Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения Церкви от государства. Многообразие форм вероис­поведания в США в XVIII веке и принцип отделения Церкви от государст­ва в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприя­тия в советской России.Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобри­тании, СССР, Франции и др. стран.

Тема 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 1 ч.Современная конфессиональная картина мира. Мировые и нацио­нальные религии, их особенности.

Тема 3. «ХРИСТИАНСТВО» — 10 ч.История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослу­жение. Символ веры.Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреж­дение патриаршества в 1589 году.Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообряд­чества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриар­шества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патри­аршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в XX веке.Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации. Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.

Тема 4. «БУДДИЗМ» — 4 ч.Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансари- ческом бытии. Культовая система буддизма.История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.

Тема 5. «ИСЛАМ» — 4 ч.Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важ­нейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племён.Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.Первый крупный раскол в исламе, выделение трёх основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.Ислам в современном мире. Два современных направления ислам­ской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организа­ция исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).

Тема 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 10 ч.Основные этапы формирования индуизма. Представление об арий­ском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII—XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия. Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки.Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.

Тема 7. «СЕКТАНТСТВО» — 3 ч.История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.

3. Тематическое планирование

10 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Тема 1. Что такое религия ?

1


Тема 2. Возникновение религии

3

2.

Историческое и общественное необходимость существования

религии

1

3.

Научные трактовки генезиса религиозных верований

1

4.

Формы и элементы первобытных верований

1


Тема 3. Классификация религии

2

5.

Многообразие принципов классификации религии

1

6.

Важные схемы классификации религии

1


Тема 4. Мифология

3

7.

Мифология как проявление человеческой мысли

1

8.

Природные мифы, их происхождение и толкование

1

9.

Философские, геологические и фантастические мифы

1


Тема 5. Анимизм

4

10.

Анимизм как учение о духовных существах

1

11.

Фетишизм

1

12.

Высшие божества политеизма

1

13.

Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма

1


Тема 6. Обряды и церемонии

3

14.

Религиозные обряды их практическое и символическое значение

1

15.

Очищение в первобытном обществе людей

1

16.

Религиозные очищение на высших ступенях культуры

1


Тема 7. Ведийская и брахманская религия

5

17.

Время существование ведийской культуры

1

18.

Ведийские божества

1

19.

Культовые ведийские жертвоприношение

1

20.

Философские сочинения Веды

1

21.

Браманические философские школы, секты

1


Тема 8. Религия древней Греции

5

22.

Древнейшие культы и божества

1

23.

Почитание священных растений и деревьев

1

24.

Культ животных

1

25.

Греческая теогония и мифология

1

26.

Культовые обряды, архитектура, искуство

1


Тема 9. Религия древнего Рима

3

27.

Божества древних римлян

1

28.

Государственная религия и чуждые культы в древнем Риме

1

29.

Искусство древнего Рима, нравы и обычаи

1


Тема 10. Религии древних славян

5

30.

Славянское язычество

1

31.

Культ природы и культ предков

1

32.

Находки археологов

1

33.

Славянские празднования

1

34.

Проявление язычества в современном жизни

1


Итого

34

11 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. Государство и религия.

2

1.

Государственные, официальные привилегированные религии в разных странах.

1

2.

Проблема культов личностей.

1


Тема 2. Мировые и национальные религии.

1

3.

«Мировые национальные религии».

1


Тема 3. Христианство.

10

4.

История возникновения и распространения христианства.

1

5.

Вселенские сборы.

1

6.

Монашество и его разновидности.

1

7.

Православие.

1

8.

Становление русской Церкви как Автокефальной.

1

9.

Церковные реформы Петра 1.

1

10.

Судьба единой святой Соборной и Апостольской Церкви в XX веке.

1

11.

Причины отделения Римской церкви.

1

12.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

1

13.

Протестантизм.

1


Тема 4. Буддизм.

4

14.

Происхождение названия.

1

15.

Буддийская космогония и космология.

1

16.

Культовая система буддизма.

1

17.

История распространения буддизма.

1


Тема 5. Ислам.

4

18.

Культурно-исторические условия возникновения ислама.

1

19.

Написание священной книги мусульман-Корана.

1

20.

Первый крупный раскол в исламе.

1

21.

Ислам в современном мире.

1


Тема 6. Некоторые национальные религии.

10

22.

Основные этапы формирования индуизма.

1

23.

Брахманизм, учения о кастах.

1

24.

Святилища и храмы индусов.

1

25.

Китайские религии.

1

26.

Возникновение конфуцианства.

1

27.

Иудаизм.

1

28.

Ветхий завет и история народа. Иегова.

1

29.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.

1

30.

Последующие пророки.

1

31.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.

1


Тема 7. Сектантство.

3

32.

История возникновения слова «секта».

1

33.

Современные секты.

1

34.

Тоталитарные секты, их особенности.

1


Итого

34















СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ СОШ № 9

станицы Крупской

от 31.08.2018 года № 1

__________Кирьянова Н.Ю.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________Бурлакина Ю.В.

31.08.2018 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!