Краснодарский край Выселковский район станица Крупская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Крупской муниципального образования Выселковский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2018 года протокол № 1
Председатель _____ Минченко И.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Основы православной культуры»
Направление: духовно-нравственное
Уровень образования (класс): среднее общее образование10-11 классы
Количество часов: 68
Учитель: Щеголева Юлия Александровна
Программа разработана на основе авторской программы «Основы православной культуры». Автор А.В.Бородина. М.: МОФ «ОПК», 2015.
1. Результаты освоения курса
По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2. Содержание курса
10 класс
Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» — 1 ч. Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.
Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» — 3 ч. Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» — 2 ч. Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.
Тема 4. «МИФОЛОГИЯ» — 3 ч. Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.
Тема 5. «АНИМИЗМ» — 4 ч. Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.
Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» — 3 ч. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.
Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» — 5 ч. Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.
Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» — 5 ч. Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея — демон-покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.
Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» — 3 ч. Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.
Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» — 5 ч. Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования.Проявления язычества в современной жизни.
11 класс
Тема 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» — 2 ч.Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения Церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения Церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России.Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.
Тема 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 1 ч.Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.
Тема 3. «ХРИСТИАНСТВО» — 10 ч.История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры.Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в XX веке.Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации. Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.
Тема 4. «БУДДИЗМ» — 4 ч.Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансари- ческом бытии. Культовая система буддизма.История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.
Тема 5. «ИСЛАМ» — 4 ч.Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племён.Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.Первый крупный раскол в исламе, выделение трёх основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).
Тема 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 10 ч.Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII—XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия. Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки.Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.
Тема 7. «СЕКТАНТСТВО» — 3 ч.История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.
3. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Что такое религия ? | 1 |
| Тема 2. Возникновение религии | 3 |
2. | Историческое и общественное необходимость существования религии | 1 |
3. | Научные трактовки генезиса религиозных верований | 1 |
4. | Формы и элементы первобытных верований | 1 |
| Тема 3. Классификация религии | 2 |
5. | Многообразие принципов классификации религии | 1 |
6. | Важные схемы классификации религии | 1 |
| Тема 4. Мифология | 3 |
7. | Мифология как проявление человеческой мысли | 1 |
8. | Природные мифы, их происхождение и толкование | 1 |
9. | Философские, геологические и фантастические мифы | 1 |
| Тема 5. Анимизм | 4 |
10. | Анимизм как учение о духовных существах | 1 |
11. | Фетишизм | 1 |
12. | Высшие божества политеизма | 1 |
13. | Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма | 1 |
| Тема 6. Обряды и церемонии | 3 |
14. | Религиозные обряды их практическое и символическое значение | 1 |
15. | Очищение в первобытном обществе людей | 1 |
16. | Религиозные очищение на высших ступенях культуры | 1 |
| Тема 7. Ведийская и брахманская религия | 5 |
17. | Время существование ведийской культуры | 1 |
18. | Ведийские божества | 1 |
19. | Культовые ведийские жертвоприношение | 1 |
20. | Философские сочинения Веды | 1 |
21. | Браманические философские школы, секты | 1 |
| Тема 8. Религия древней Греции | 5 |
22. | Древнейшие культы и божества | 1 |
23. | Почитание священных растений и деревьев | 1 |
24. | Культ животных | 1 |
25. | Греческая теогония и мифология | 1 |
26. | Культовые обряды, архитектура, искуство | 1 |
| Тема 9. Религия древнего Рима | 3 |
27. | Божества древних римлян | 1 |
28. | Государственная религия и чуждые культы в древнем Риме | 1 |
29. | Искусство древнего Рима, нравы и обычаи | 1 |
| Тема 10. Религии древних славян | 5 |
30. | Славянское язычество | 1 |
31. | Культ природы и культ предков | 1 |
32. | Находки археологов | 1 |
33. | Славянские празднования | 1 |
34. | Проявление язычества в современном жизни | 1 |
| Итого | 34 |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Тема 1. Государство и религия. | 2 |
1. | Государственные, официальные привилегированные религии в разных странах. | 1 |
2. | Проблема культов личностей. | 1 |
| Тема 2. Мировые и национальные религии. | 1 |
3. | «Мировые национальные религии». | 1 |
| Тема 3. Христианство. | 10 |
4. | История возникновения и распространения христианства. | 1 |
5. | Вселенские сборы. | 1 |
6. | Монашество и его разновидности. | 1 |
7. | Православие. | 1 |
8. | Становление русской Церкви как Автокефальной. | 1 |
9. | Церковные реформы Петра 1. | 1 |
10. | Судьба единой святой Соборной и Апостольской Церкви в XX веке. | 1 |
11. | Причины отделения Римской церкви. | 1 |
12. | Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом. | 1 |
13. | Протестантизм. | 1 |
| Тема 4. Буддизм. | 4 |
14. | Происхождение названия. | 1 |
15. | Буддийская космогония и космология. | 1 |
16. | Культовая система буддизма. | 1 |
17. | История распространения буддизма. | 1 |
| Тема 5. Ислам. | 4 |
18. | Культурно-исторические условия возникновения ислама. | 1 |
19. | Написание священной книги мусульман-Корана. | 1 |
20. | Первый крупный раскол в исламе. | 1 |
21. | Ислам в современном мире. | 1 |
| Тема 6. Некоторые национальные религии. | 10 |
22. | Основные этапы формирования индуизма. | 1 |
23. | Брахманизм, учения о кастах. | 1 |
24. | Святилища и храмы индусов. | 1 |
25. | Китайские религии. | 1 |
26. | Возникновение конфуцианства. | 1 |
27. | Иудаизм. | 1 |
28. | Ветхий завет и история народа. Иегова. | 1 |
29. | Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. | 1 |
30. | Последующие пророки. | 1 |
31. | Отношение к учению Христа. Современный иудаизм. | 1 |
| Тема 7. Сектантство. | 3 |
32. | История возникновения слова «секта». | 1 |
33. | Современные секты. | 1 |
34. | Тоталитарные секты, их особенности. | 1 |
| Итого | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 9 станицы Крупской от 31.08.2018 года № 1 __________Кирьянова Н.Ю. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Бурлакина Ю.В. 31.08.2018 года |