ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
ПИСЬМО
(31 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от __________________ 2011 г.
Цели курса:
Развитие движений кисти и пальцев рук.
Задачи курса:
-уточнение и развитие зрительного восприятия;
-развитие речевого слуха;
-воспитание интереса к родному языку;
-обеспечение условий для практического общения.
Базовые ценности:
Семья будет реализовываться через темы: «Штриховка кругов».
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Закраска контурного рисунка».
Природа будет реализовываться через темы: «Игры на развитие тактильного восприятия».
Обоснование программы:
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками чтения, развитие речи.
Простейшие объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Формы и методы, работы:
по способам подачи речевого материала:
-репродуктивный (выполнение системы упражнений);
по источнику знаний:
-практические (упражнения тренировочные, коррекционные);
-игры дидактические;
-наглядные (иллюстративные, натуральные);
-словесные (слово, рассказ учителя);
Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации умственно отсталых детей:
-рецептивного (понимание);
-организующего (выявление связей и отношений между предметами и словами).
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе речевых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение узнавать окружающие предметы,
-умение слушать не большую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-умение стараться произносить совместно с учителем звуки.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по письму.
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Развитие тактильного восприятия. Усвоение рукописного начертания букв: а,о,у,м,с,х. | Развитие мелкой моторики. Написание букв с помощью учителя. | Развитие зрительного восприятия. Развитие внимания. | Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем. Уметь удерживать кусок мела в руке. |
Письмо (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Рисование прямых линий. | Совместная деятельность: рисование мелом прямых линий. |
2.Штриховка кругов. | Работа мелом: заштрихуем круги: «Клубочки для мамы». Называние цвета мелков. |
3.Развитие движений кисти и пальцев рук. | Совместная деятельность: рисование кругом, прямых и волнистых линий. |
4.Штриховка с использованием трафарета. | Посмотри, какие белые картинки, давай их закрасим. Работа с трафаретами. |
5.Закраска контурного рисунка. | Рассматривание контурных рисунков. Раскрасим картинки цветными мелками. Потрудимся. Какие красивые картинки получаются! |
6.Письмо по обводке. | Сегодня будем обводить картинки. Совместная деятельность: обводка мелом картинок. |
7.Развитие зрительного восприятия. | Работа с контурными рисунками. Соотнесение с реальными: мяч, кубик. |
8.Развитие пространственной ориентировки. | Определим начало, конец, верх, низ листа. Работа с разрезной картинкой из двух частей: посмотри, как я сложу. |
Письмо (7 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Развитие мелкой моторики. | Упражнения для развития мелкой моторики. Работа с сухими бассейнами. |
2.Письмо по трафарету: буква А. | Раскрасим буквы мелом. Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным. |
3.Складывание буквы А из палочек. | Упражнение «Геометрические фигуры». Работа с палочками. |
4. Развитие тактильного восприятия. | Игры на распознавание мягкого-твердого, теплого-холодного. |
5. Письмо по трафарету: буква У. | Раскрасим буквы мелом. Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным. |
6. Игра «Шершавые буквы». | Использование букв, вырезанных из наждачной бумаги: обведем пальчиком. |
7. Складывание буквы У из палочек. | Упражнение «Геометрические фигуры». Работа с палочками. |
Письмо (9 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1. Игры на развитие тактильного восприятия. | Распознавание большого - маленького, гладкого - шершавого: листья, шишки, камешки. Называние предметов и их свойств учителем. |
2.Формирование умения удерживать мелок. | Рисование мелками разного цвета на листе бумаги с помощью учителя (рука в руке). Называние цвета, линии – прямая, волнистая, точки. |
3.Письмо по трафарету буквы О. | Показ и называние буквы «О». Письмо по трафарету с использованием мела, пальчиковых красок. |
4.Игра «Шершавые буквы». | Показ и называние знакомых букв. Обводка букв, вырезанных из бархатной бумаги. Написание букв мелом. |
5.Усвоение рукописного написания буквы О. | Написание буквы «О» крупно мелом (прием рука в руке). Называние буквы. «Послушай, кукла назовет, теперь медвежонок скажет». |
6.Развитие зрительного восприятия. | Напишем букву «О» вместе мелом. Посмотри, как получилось. Напишем большую букву. Теперь, маленькую. Найди глазами, где большая буква, где маленькая. |
7.Урок-игра «Окошечко». | Выложим из карандашей окошечко. Окошечко, буква «О», другое окошечко сделаем из мелков. Буква «О». Где буква «О»? Напишем букву на бумаге мелом. |
8.Складывание буквы М из палочек. | Эта буква «М»- мама, мамина буква. Где у нас мама, посмотри на фотографию: мама, буква «М», напишем вместе букву мелом на бумаге. |
9.Письмо по трафарету буквы М. | Посмотри, какую букву я вырезала из картона, Буква «М». Обведем по трафарету вместе, получится еще одна буква «М» и еще раз. Много букв получилось. Эта «М» и эта «М». |
Письмо (7 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1. Игры на развитие зрительного восприятия. | Из бумаги вырезается буква «С». Привлекается внимание ребенка к букве, медленно перемещается буква в сторону, затем держится неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на букве. |
2.Письмо по обводке буквы С. | Показ и называние буквы «С». Письмо по обводке с использованием пальчиковых красок. |
3.Написание буквы С мелом. | Где Сашина буква? Напишем букву «С» мелом. |
4.Игра «Колючие буквы». | Написание буквы «С» мелом, пальчиковыми красками. Обводка букву из наждачной бумаги. |
5.Формирование умения удерживать карандаш. | Для работы берется не обычный школьный карандаш, а толстый, для изобразительной деятельности, карандаш. «Держи карандаш, будем писать букву «С». |
6.Письмо буквы Х по трафарету | Показ и называние буквы «Х». Письмо по трафарету с использованием пальчиковых красок и мела. |
7.Складывание буквы «Х» из палочек. | Где буква «Х»? Будем складывать такую же из палочек. Теперь напишем букву мелом. Вспомним буквы: «С» и «Х». Обведем буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Напишем буквы мелом. |