Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка"
для 6 класса.
Пояснительная записка
Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения, опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Обучение по данной программе решает следующие задачи:
- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
- формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;
- повышение общего уровня развития учащихся;
- помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;
-всестороннее формирование личности школьника;
-становление и развитие процесса самопознания;
- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;
-формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.
Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, которые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание нового курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я — общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.
В условиях специальной школы-интерната первые представления об окружающем мире дети получают в подготовительном, I—II классах на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Эти представления уточняются и закрепляются как в естественных, так и в специально созданных условиях.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачами школы и направлен на решение следующих задач:
воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
творческого отношения к домашнему труду;
накопление и развитие представлений об окружающем мире - обществе;
коррекция произношения и РСВ.
Контроль учебно-познавательных достижений обучающихся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: контрольные опросы, самостоятельные работы, тесты.
Тематические планы данной программы носят примерный характер, предлагают вариативность в зависимости от уровня подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 6 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Цель – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:
формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;
коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.
Обоснование места учебного предмета в учебном плане.
Основной задачей обучения детей с нарушением слуха, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети с нарушением слуха. При обучении задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социально и бытовых навыков, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Обучение учащихся с нарушением слуха носит практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения и применения элементарных правил. Обучающиеся с нарушением слуха имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных детей. Содержание обучения для детей с нарушением слуха базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Реализуется обучение в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания в специальной (коррекционной) школе, даже минимальный объем знаний, соответствующие дидактическому принципу научности. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию необходимо предлагаемый учебный материал сделать понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Личностные и предметные результаты освоения конкретного предмета. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Обучение по СБО невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. В результате освоения предметного содержания курса СБО у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса СБО выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по СБО, который доступен большинству школьников.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Содержание программы по СБО 6 класс
( 1 час в неделю. Всего 34 часа).
Глава 1. Личная гигиена (6 часов) .
.Закаливание организма. Правила закаливания организма. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Гигиена письма, чтения, просмотра телевизора. Осанка при хотьбе, в положении сидя и стоя. Уход за кожей рук и ногтями.
Глава 2. Одежда (3 часа).
Значение опрятного вида человека. Поддерживание одежды в порядке. Правила и приемы ручной стирки.
Практические работы.
Чистка и сушка повседневной одежды.
Глава 3. Жилище (7 часов).
Основные правила организации рабочего места школьника. Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная ,недельная, сезонная).Требования к организации спального места. Виды половых покрытий: деревянные, паркет, ламинат, линолеум. Инвентарь, приспособления и средства по уходу за ними (пылесос). Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос). Обобщение пройденной темы.
Практические работы.
Сухая и влажная уборка сухих помещений.
Глава 4. Питание (10 часов).
Мебель и оборудование для кухни. Правила пользования и техника безопасности при работе с плитой. Посуда, прибор, приспособления. Мытьё и чистка посуды. Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток). Сервировка стола к ужину. Приготовление блюд из круп - каши на воде и на молоке. Приготовление запеканки из творога. Приготовление отварных макарон.
Практические работы.
-экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов;
-приготовление каш (молочных), простейших блюд с минимумом тепловой обработки;
-строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи;
-мыть посуду с применением моющих средств.
Глава 5. Медицинская помощь (5 часов) .
Медицинские учреждения. Функции основных врачей–специалистов. Виды медицинской помощи.
Практическая работа.
Экскурсия в поликлинику
Глава 6.Учреждения и организации (3 часа). Виды детских учреждений и их назначение.
Практические работы.
. -экскурсия детского творчества для ознакомления с видами кружков;
-выбор кружка с учётом своих интересов.
Требования к результатам обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Результаты обучения |
обучающиеся должны знать | обучающиеся должны уметь |
1 | Личная гигиена. | 9 | -правила закаливания организма; -приёмы обтирания и мытьё ног; -правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; | -закаливать свой организм; -соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; |
2 | Одежда | 3 | -Способы обновления одежды с помощью мелких деталей, - правила пользования моющими средствами | - подбирать одежду, - сушить мокрую одежду; - чистить верхнее и лёгкое платье; - подготавливать их к хранению; |
3 | Жилище | 7 | -соблюдать порядок на рабочем столе; -убирать жилые помещения; -использовать соответствующий инвентарь, в зависимости от полового покрытия; -чистить пылесосом ковры, книжные полки, батареи; -соблюдать правила | -организация рабочего места школьника; -уборка жилых помещений; -уход за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; -пользование пылесосом и уход за ним. |
4 | Питание | 10 | -способы выбора доброкачественных продуктов; -приготовление каши, заваривание чая; -способы хранения продуктов и готовой пищи; -правила составления рецепта блюда. | -пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; -приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; -составить рецепт блюда; -вымыть, вычистить посуду. |
5 | Медицинская помощь | 5 | -способы вызова врача на дом; -функции основных врачей - специалистов; | -записаться на приём к врачу; -вызвать врача на дом; -в экстренных случаях врачей «скорой помощи»; |
6 | Учреждения и организации | 3 | -виды детских учреждений и назначение; -адрес дома детского творчества; -какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети. | -обращаться к работникам ДДТ; -правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном Зале; -соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах. |
9 | - основные виды транспорта; - наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; - количество времени, затрачиваемого на поездку, пересадки, пешеходный маршрут; - правила передвижения на велосипеде; - правила поведения в транспорте. |
9 | - основные виды магазинов, их назначение; - виды отделов в продовольственных и промтоварных магазинах; - права покупателя. |
Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов рабочей программы |
1 2 3 4 5 6 | Глава 1. Личная гигиена Глава 2.Одежда Глава 3. Жилище Глава 4.Питание Глава 5.Медицинская помощь Глава 6.Учреждения и организации | 6 3 7 10 5 3 |
| Всего | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 6 –го класса.
Учащиеся должны знать:
-правила закаливания организма;
-приёмы обтирания и мытьё ног;
-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;
-способы обновления одежды с помощью мелких деталей, - правила пользования моющими средствами;
-соблюдать порядок на рабочем столе;
-убирать жилые помещения;
-использовать соответствующий инвентарь, в зависимости от полового покрытия;
-чистить пылесосом ковры, книжные полки, батареи;
-соблюдать правила
-способы выбора доброкачественных продуктов;
-приготовление каши, заваривание чая;
-способы хранения продуктов и готовой пищи;
-правила составления рецепта блюда.
-способы вызова врача на дом;
-функции основных врачей - специалистов; виды детских учреждений и назначение;
-адрес дома детского творчества;
-какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети
Учащиеся должны уметь:
-закаливать свой организм;
-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий;
- подбирать одежду,
- сушить мокрую одежду;
- чистить верхнее и лёгкое платье;
- подготавливать их к хранению
-организация рабочего места школьника;
-уборка жилых помещений;
-уход за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
-пользование пылесосом и уход за ним.
-пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
-приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
-составить рецепт блюда;
-вымыть, вычистить посуду;
-записаться на приём к врачу;
-вызвать врача на дом;
-в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;
-обращаться к работникам ДДТ;
-правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном Зале.
Литература.
1.Программы (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В,В, Воронковой 5-9 классы, Москва,"ВЛАДОС".,2010 год.
2.Социально-бытовая ориентировка.5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания / авт.-сост. С.П. Дерябина. -Волгоград: Учитель, 2003.-98с.
3.Одежда для работы и отдыха М. «Ромэн» 1994.
4.Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5-9 классы .-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-55С.
5.Юдин А.М. «Химия в нашем доме». М. «Химия»1990.
6.В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка для учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., В, Владос,2011г.
7.Плакаты.
8.Средства ИКТ.
9. Слуховые аппараты.