СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов. Цели краеведческого образования в школе позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего края и района.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 1 класс»

Пояснительная записка.


Рабочая программа к курсу «Мой край родной» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Актуальность курса:

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Цель кружка «Мой край родной» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи кружка:

- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;

- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;

- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;

- развивать творческие способности учащихся;

- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;

- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;

- воспитание любви к родному краю, патриотизма;


Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- экскурсии,

- проекты,

- выставки,

- круглые столы,


Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.




Планируемые результаты.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

  • натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.

  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


Содержание изучаемого курса «Родной край»

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с малой родиной. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.







Календарно-тематическое планирование (33 часа)

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Форма занятия



Дата



Информационное приложение

Примечание


Я и моя семья

10





Мой родной край.

1


1.09

Презентация


Будем знакомы!

2

игра

8.09

Презентация


Любимые занятия.

2


15.09

22.09


Заготовить рисунки заранее

Моя семья.

2

практикум

29.09

6.10

Презентация

Составлен. рассказа

Семейные традиции.

3


13.10

20.10

27.10

Презентация



Наша гимназия

7





6.

Наша гимназия.

1

экскурсия

10.11



7.

Правила поведения в гимназии.

1


17.11



8.

Знакомство с гимназией.

2

экскурсия

24.11

1.12



9-10.

Школьная дружба.

2


8.12

15.12




Родная станица

8





11.

Родная станица.

1

лекция

22.12

Презентация


12.

Улица, на которой я живу.

1


12.01



13.

Правила безопасного поведения на улице.

1

практикум

19.01

Презентация


14.

Виды транспорта.

1


26.01

Презентация


15.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

игра

2.02



16.

Достопримечательности нашего края.

2

Экскурсия в краеведческий музей


9.02

2.03

Презентация, видеоролик


17.

Труд людей моей местности.

1


9.03




Будем жить в ладу с природой

8





18.

Будем жить в ладу с природой.

1


16.03

Рисунки, фото


19.

Красота природы родного края.

2


6.04

13.04

Фотогалерея


20.

Животные и растения вокруг нас.

2


20.04

27.04

Фото, презентация


21.

Забота о братьях наших меньших.

1


4.05



22.

Красная книга Ростовской области.

1


11.05

Презентация


23

Обобщение.

1

Экскурсия в краеведческий музей


18.05

25.05





5