Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Мой край родной» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Цель кружка «Мой край родной» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи кружка:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
- развивать творческие способности учащихся;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии,
- проекты,
- выставки,
- круглые столы,
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Содержание изучаемого курса «Родной край»
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с малой родиной. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Календарно-тематическое планирование (33 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Информационное приложение | Примечание |
| Я и моя семья | 10 | | | | |
-
| Мой родной край. | 1 | | 1.09 | Презентация | |
-
| Будем знакомы! | 2 | игра | 8.09 | Презентация | |
-
| Любимые занятия. | 2 | | 15.09 22.09 | | Заготовить рисунки заранее |
-
| Моя семья. | 2 | практикум | 29.09 6.10 | Презентация | Составлен. рассказа |
-
| Семейные традиции. | 3 | | 13.10 20.10 27.10 | Презентация | |
| Наша гимназия | 7 | | | | |
6. | Наша гимназия. | 1 | экскурсия | 10.11 | | |
7. | Правила поведения в гимназии. | 1 | | 17.11 | | |
8. | Знакомство с гимназией. | 2 | экскурсия | 24.11 1.12 | | |
9-10. | Школьная дружба. | 2 | | 8.12 15.12 | | |
| Родная станица | 8 | | | | |
11. | Родная станица. | 1 | лекция | 22.12 | Презентация | |
12. | Улица, на которой я живу. | 1 | | 12.01 | | |
13. | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | практикум | 19.01 | Презентация | |
14. | Виды транспорта. | 1 | | 26.01 | Презентация | |
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | игра | 2.02 | | |
16. | Достопримечательности нашего края. | 2 | Экскурсия в краеведческий музей | 9.02 2.03 | Презентация, видеоролик | |
17. | Труд людей моей местности. | 1 | | 9.03 | | |
| Будем жить в ладу с природой | 8 | | | | |
18. | Будем жить в ладу с природой. | 1 | | 16.03 | Рисунки, фото | |
19. | Красота природы родного края. | 2 | | 6.04 13.04 | Фотогалерея | |
20. | Животные и растения вокруг нас. | 2 | | 20.04 27.04 | Фото, презентация | |
21. | Забота о братьях наших меньших. | 1 | | 4.05 | | |
22. | Красная книга Ростовской области. | 1 | | 11.05 | Презентация | |
23 | Обобщение. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | 18.05 25.05 | | |
5