СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Театр"»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2012 – 2015 г.г. с изменениями и дополнениями.


  1. Пояснительная записка


Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.


Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.


  1. Общая характеристика курса



Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.


  1. Описание места курса в учебном плане


Согласно учебному плану на курс внеурочной деятельности «Театр» во 2 классе отводится 1 учебный час в неделю. 35 часов в год.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса


Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно - эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно - прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса



Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.


Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)



  1. Содержание курса внеурочной деятельности



«Создание спектакля» (5 часов)

«Мастерская художника. Театральные профессии» (4 часа)

«Как самому сделать макет декорации» (2 часа)

«Пластилиновый мир» (2 часа)

«Истории про театр» (7 часов)

«Музыкальный театр» (3 часа)

«Цирк - зрелищный вид искусства» (2 часа)

«Театральное мастерство. Этюд». (3 часа)

«Музыкальное сопровождение» (2 часа)

«Зритель в театре» (1 час)





  1. Календарно – тематическое планирование

    1. Тема

    1. Кол-во часов

    1. Характеристика деятельности учащихся

    1. Дата

    1. план

    1. факт

    1. 1

    1. Чтение сказки А.Толстого «Приключения Буратино» по ролям.

    1. 1

    1. Игровой тренинг.

    2. Работа с текстом в рабочем пособии, выявление новой информации по теме, определение авторского текста и текста действующих лиц.

    1. 2

    1. Драматург в театре. Пьеса «Приключение Буратино».

    1. 1

    1. Пластическая импровизация «Зернышко». Работа в группах, чтение по ролям. Распределение обязанностей для постановки драматического или кукольного спектакля.

    1. 3

    1. Работа театральных мастерских по подготовке спектакля.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Холод», «Жара». Работа по пособию. Подготовка кукольного или драматического спектакля. Распределение по театральным труппам. Работа по театральным мастерским.

    1. 4

    1. Репетиция спектакля «Приключения Буратино»

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Ассоциации». Репетиция отрывков.

    1. 5

    1. Афиша к спектаклю. Показ спектакля.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Цвета эмоций». Изготовление афиш. Репетиция отрывков, показ и обсуждение.

    1. 6

    1. Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Мешочек». Работа с текстом рабочей программы, ответы на вопросы, работа с театральным словариком. Активно слушание. Изготовление бутафорских предметов.

    1. 7

    1. Реквизит – реквизитор.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Пантомима» в парах. Устный рассказ о бутафории,

    2. работа с рабочей тетрадью, театральным словарем. Активное слушание.

    1. 8

    1. Художник-декоратор.

    1. 1

    1. Игровой тренинг в тройках «Повтори позу». Формулирование темы урока, беседа до чтения текста, самостоятельная работа с театральным словариком, творческая работа по созданию эскиза декорации.

    1. 9

    1. Я – художник.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Солнечный зайчик». Работа по рабочей тетради. Самостоятельная работа по созданию эскизов декорации.

    1. 10

    1. Изготовление макета декорации.

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа по пособию. Самостоятельное изготовление макета декорации.

    1. 11

    1. Эскиз декорации к сказке Дж.Р.Р. Толкина «Туда и обратно».

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа по пособию.

    2. Активное слушание. Обсуждение прочитанного. Работа над эскизом декорации.

    1. 12

    1. Скульптор. Изготовление пластилиновых кукол.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Пластилиновые упражнения». Работа по пособию, работа по образцу, самостоятельная работа по созданию пластилинового героя для игры. Обсуждение работ.

    1. 13

    1. Разыгрывание историй с пластилиновыми куклами.

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Самостоятельное

    2. формулирование темы урока. Разыгрывание историй с использованием изготовленных пластилиновых кукол в имеющихся макетах декораций в малых группах.

    1. 14

    1. Происхождение театра.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Японский сад». Работа по пособию. Самостоятельное чтение, работа с театральным словариком. Словарь «Юного зрителя». Обсуждение.

    1. 15

    1. История про театр «Глобус».

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа с текстом в пособии. Работа с театральным словариком.

    1. 16

    1. История про театр под крышей.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Колода карт». Работа по пособию. Чтение текста. Обсуждение.

    1. 17

    1. История про современный театр.

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа по пособию. Чтение текстов. Обсуждение. Работа с театральным словариком. Работа «Театр моей мечты».

    1. 18

    1. История про устройство зрительного зала

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Музыкальная шкатулка». Работа по пособию. Театральный словарик. Работа в парах. Построение зрительного зала в группах.

    1. 19

    1. История про театральный билет.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Хор». Работа по пособию. Изготовление театрального билета.

    1. 20

    1. История про кукольный театр.

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа по пособию. Составление театральной истории в группах. Обсуждение.

    1. 21

    1. Опера.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Ритмы».

    2. Формулирование темы и цели урока, коллективное выполнение упражнений, самостоятельная работа с театральным словариком. Активное слушание отрывков из опер. Обсуждение.

    1. 22

    1. Балет.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Японская машинка». Работа по пособию. Просмотр видеоматериала. Обсуждение. Работа с театральным словариком.

    1. 23

    1. Оперетта и мюзикл.

    1. 1

    1. Тренинг «Музыка в красках». Прослушивание музыкальных отрывков. Работа по пособию. Самостоятельное чтение. Обсуждение прочитанного.

    1. 24

    1. Истории про цирк. Музыка в цирке.

    1. 1

    1. Тренинг «Цирковая разминка», «Йог». Работа по пособию. Работа с театральным словариком. Составление театральной истории в группах. Обсуждение.

    1. 25

    1. Разыгрывание стихотворения Д.Хармса «Цирк Принтипрам»

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Игра в команде «Что? Где? Когда?». Разыгрывание истории в малых группах. Показ. Обсуждение.

    1. 26

    1. Этюд. Одушевление неодушевленных предметов.

    1. 1

    1. Этюд «Я - воздушный шарик». Работа по пособию. Этюд «одушевление неодушевленных предметов» в парах. Показ. Обсуждение.

    1. 27

    1. Этюд «Знакомство» и «Ссора».

    1. 1

    1. Игровой тренинг. Работа в тройках. Показ. Обсуждение.

    1. 28

    1. Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Механизм или звуковая машинка». Разыгрывание этюдов: «Покупка театрального билета в группах», «В театре». Показ. Обсуждение.

    1. 29

    1. Роль музыки в театре.

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Чей голос», «Хлопки», «Кто скорее». Работа по пособию. Разыгрывание стихотворения в группах с музыкальным сопровождением. Показ. Обсуждение. Работа с театральным словариком.

    1. 30

    1. «Звук и шумы» Создание атмосферы места действия.

    1. 1

    1. Тренинг «Найди меня», «Где вы были?». Работа по пособию. Прослушивание звуков и шумов. Создание атмосферы леса с помощью звуков и шумов. Распределение ролей. Репетиция. Показ. Обсуждение.

    1. 31

    1. Этика поведения в театре. Этюд «В театре».

    1. 1

    1. Игровой тренинг «Дополни». Работа по пособию. Активное слушание. Обсуждение. Распределение ролей и разыгрывание этюда «В театре». Показ. Обсуждение.

    1. 32-33

    1. Репетиция урока-концерта.

    1. 2

    1. Прослушивание

    2. и подбор

    3. музыки, звуков и шумов к уроку-концерту.

    1. 34-35

    1. Открытый урок-концерт.

    1. 2

    1. Выступление на уроке-концерте.

  2. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

  3. 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

  4. искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

  5. 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

  6. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

  7. 3.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

  8. Список рекомендованной литературы:

  9. 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

  10. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

  11. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

  12. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

  13. 4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

  14. 5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

  15. 6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/