Пояснительная записка.
Волейбол - спортивная игра, отличающаяся динамической скоростно-силовой работой переменной мощности. Деятельность волейболиста характеризуется сменой игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что даёт возможность детям успешно обладать игровыми приёмами. Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии детей и способствует повышению их деятельной активности. Занятия волейболом вырабатывает такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер.
Общеразвивающая программа «Юниор» является модифицированной, за основу взято методическое пособие Портнова Ю.М. программа дисциплины «Теория и методика волейбола»
Программа развивает двигательную активность, быстроту, точность, выносливость, ловкость у учащихся, основывается на тех знаниях, которые учащиеся получают на школьных уроках физкультуры и направлена на общее развитие детей и формирование умения играть в волейбол на любительском уровне, что позволяет привлечь к занятиям широкий круг учащихся. Имеет свои цели и задачи.
Цели: привитие учащимся прочного интереса к волейболу, к систематическим занятиям спортом. Совершенствование техники и тактики в волейбол.
Задачи:
- изучить правила игры, приобрести навыки судейства соревнований;
- укрепить здоровье, повысить физическое развитие, работоспособность учащихся;
- совершенствовать технические приёмы;
- разучивать и совершенствовать индивидуальные тактические действия;
- разучивать групповые и командные действия.
- проводить соревнования между командами внутри групп, товарищеские встречи.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий, методов и приёмов обучения.
Активные:
развивающее обучение;
информационно- коммуникативные;
личностно-ориентированное;
игровые;
здоровьесберегающие.
технология дифференцированного обучения;
технология разноуровневого обучения
Пассивные:
• словесный метод: приемы - беседа, лекция, рассказ;
• консультация педагога.
Актуальность программы состоит в том, что особое внимание уделяется укреплению здоровья и закаливанию, всесторонней физической подготовке, развитию координации движении, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры в волейбол учащихся. Учащиеся учебной группы активно участвует в товарищеских и контрольных играх, турнирах, матчах, соревнованиях
Программа «Юниор» предполагает привлечение максимально возможного количества учащихся к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни, всестороннего развития физических способностей и овладение основами волейбола. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для учащихся 11-17 лет. Сроки реализации программы – 3 года, уровень освоения – базовый. Количество часов в год 144 ч. Форма обучения – очная. Форма проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное, соревновательное. Состав группы разновозрастной, постоянный. В группу зачисляются дети по принципу добровольности, желающие заниматься волейболом. Наполняемость одной группы: 15 учащихся. Группы комплектуются в начале учебного года.
Занятия проводятся с учащимися 2 раза в неделю по 2 часа 144часа в год в спортивном зале МБОУ «Школа № 9» общей площадью 220 кв.м.
Набор детей свободный по заявлению от родителей. Необходимым условием организации занятий с данной возрастной категорией детей, является их психологическая комфортность, обеспечивающая эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Таким образом, работа с младшими школьниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности); - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
В этом возрасте детский организм обладает способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов, усиленно развивается память, внимание, воля, быстрота мышления, запоминание сложных движений и улучшается их качество. В этот период у детей происходит становление центрального и периферического зрения, увеличение роста и силы мышц. Кисти рук приобретают необходимую для волейболиста прочность и упругость, улучшается координация и выполнение игровых приёмов. Поэтому в программе больше времени уделено на общую физическую и специальную техническую подготовку. Нагрузки на занятиях непродолжительные и чередуются с активным отдыхом. Применяются подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приёмы (или близкие к ним), учебные игры по упрощённым правилам, соревнования с выполнением отдельных игровых ситуаций.
Для повышения плотности занятий и эффективного освоения технических приёмов проводится индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, в тройках. Разучивание игрового приёма начинают с имитации, затем с целью закрепления техники многократно повторяется упражнение.
Ожидаемые результаты.
учащиеся 1- го года обучения должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях.
- правила игры в волейбол.
- терминологию избранной игры;
уметь:
- основу технических приёмов и тактических действий;
- играть в волейбол, применяя изученные приёмы;
-принимать участие в соревнованиях среди школьных команд;
учащиеся 2- го года обучения должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях.
- правила игры в волейбол и уметь применять их на практике.
уметь:
- уметь проводить соревнования;
- уметь подчинить свои интересы интересам команды;
- уметь оказать первую медицинскую помощь:
- владеть техническими приёмами и тактическими действиями в игровой обстановке;
учащиеся 3- го года обучения должны знать:
- контр - атакующие приемы в волейболе;
- этикет игры в волейбол.
уметь:
- уметь использовать психологическую и волевую подготовку;
- на хорошем уровне владеть техническими приёмами и тактическими действиями в игровой обстановке;
- уметь судить и проводить соревнования.
Контроль и подведение итогов реализации программы осуществляются посредствам промежуточной (декабрь) и итоговой (апрель-май) аттестации.
Формы проведения аттестации – тестирование, соревнования.
При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:
1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.
2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.
3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.
В объединении созданы благоприятные условия для качественного проведения занятий. Имеются: материально – технические условия спортивное снаряжение: волейбольная сетка, жгуты и экспандеры, секундомер, гимнастические скамейки, волейбольные и набивные мячи, а так же методическое обеспечение: демонстрационный дидактический материал, видео-пособия, интернет-источники.
Учебно-тематический план
1-й год обучения.
№№ п/п | Наименование раздела | - Количество часов
| Форма аттестации, контроля |
всего | теория | практика |
I. | Ведение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Правила дорожного движения | 8 | 4 | 4 | Игра, викторина, опрос |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 36 | 4 | 32 | Эстафета «Сильные и ловкие» |
4 | Основные правила игры в волейбол. | 12 | 6 | 6 | Игра, зачёт |
5. | Техническая подготовка | 38 | 4 | 34 | |
6. | Тактическая подготовка | 32 | 4 | 28 | Тестирование |
7. | Контрольные игры. | 14 | 2 | 12 | Соревнования |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 144 | 17 | 127 | |
Содержание программы 1-го года обучения.
Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Причины травматизма на дорогах и в транспорте.
Практика: Составление схемы движения к МОУ «Средняя школа №9».
Изучение дорожных знаков, которые регулируют движение пешехода на дороге.
Сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход.
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка.
Организация и проведение занятий, оборудование и инвентарь. Влияние физических упражнений на организм человека; Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм и оказание первой помощи. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
Практика: Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями
Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных на дальность); бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки; упражнения на координацию движений, упражнения на формирование осанки; лазание по канату, лестнице; прыжки через препятствия; упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке, коне); упражнения с предметами (палками, скакалками, гантелями).
Тема 4. Основы правил игры в гандбол.
Теория. Основные правила игры. Размеры площадки. Разметка площадки. Высота сетки. Состав команды. Жесты судей. Нарушения правил игры Ввод мяча в игру.
Практика. Двусторонняя игра по упрощенным правилам.
Тема 5. Техническая подготовка волейболистов.
Стойка и перемещения волейболиста, техника передачи, техника подачи, техника нападающего удара.
Практика: Стойка волейболиста, перемещения, шаги, скачок, бег, падения. Падение на бедро, падение с перекатом на груди, прыжки. Подачи: нижняя прямая подача, нижняя боковая подача, верхняя прямая подача, верхняя боковая подача, подачи с вращением мяча, подачи без вращения мяча. Передачи: верхняя передача, нижняя передача. Нападающие удары: прямой нападающий удар, боковой нападающий удар. Блокирование. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол), Две команды занимающихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на передачу, меняется зонами площадки, хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 4x4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.
Тема 6.Тактическая подготовка волейболистов.
Индивидуальные тактические действия, групповые тактические действия, командные тактические действия
Практика: Индивидуальные тактические действия: подача на «слабых», затруднение или срыв готовящейся противником комбинации, применение разнообразных подач. Групповые тактические действия: Тактика передач для нападающего удара или обмана, простые передачи, передачи со сменой мест, передачи с первой подачи, передачи в прыжке с отвлекающими действиями.
Командные тактические действия: выход (предположение) для выполнения нападающего удара, страховка игрока (свободная страховка постоянным игроком, страховка с сочетании с самостраховкой), выполняющего удар, или последовательные действия в том и другом плане. Блокирование: одиночное или групповое (двойное, тройное). Расположение игроков при двойном блоке: углом вперёд, углом назад.
Тема 7. Контрольные игры.
Правила игры. Жесты судей. Разбор проведённых игр.
Практика: Соревнования: официальные (календарные) соревнования и товарищеские встречи.
Тема 8. Итоговое занятие
Подведение итогов первого года обучения объединения. Тестирование.
Практика: Челночный бег, прыжки в высоту, длину, подтягивание, отжимание, тройной прыжок с места.
Учебно-тематический план
2-й год обучения.
№ п/п | Наименование раздела | - Количество часов
| - Форма аттестации, контроля
|
всего | теория | практика |
1. | Ведение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2. | Правила дорожного движения | 8 | 4 | 4 | Конкурс «Азбука дороги», тестирование |
3 | Правила игры в волейбол | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
4 | Общая и специальная физическая подготовка | 46 | 4 | 42 | Мини-турнир |
5. | Техническая подготовка | 38 | 4 | 34 | Зачёты. |
6. | Тактическая подготовка | 32 | 4 | 28 | Соревнования |
7. | Контрольные игры и соревнования | 14 | 2 | 12 | Турниры |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 144 | 17 | 127 | |
Содержание программы 2-го года обучения.
Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цель и задачи 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Причины травматизма на дорогах и в транспорте.
Практика: Составление схемы движения к МБОУ «Школа №9».
Изучение дорожных знаков, которые регулируют движение пешехода на дороге. Сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход.
Тема 3: Правила игры в волейбол.
Теория: Знание правил игры.
Практика: Двусторонняя игра по правилам.
Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Техника безопасности при занятиях в секции волейбола, предупреждение травматизма.
Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и сопротивлением партнёра.
Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных на дальность); бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки, упражнения на координацию движений, упражнения на формирование осанки, лазание по канату, лестнице, прыжки через препятствия, упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке, коне); упражнения с предметами (палками, скакалками, гантелями).
Тема 5. Техническая подготовка волейболистов.
Действия с мячом и без мяча. Техника передач и подач. Техника нападающего удара.
Практика: Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Падение при приёме мяча снизу и сверху. Одинарный, двойной, тройной блоки.Действия с мячом. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах №6, 1, 5 и первая передача в зонах № 3,2. Блокирование (1,2,3 блоки)
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Имитация нападения со второй линии, взлёты, прострелы с зон (1-6). Действия с мячом. Специальные упражнения при передаче мяча сверху, снизу в движении и на месте. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от неё. Подача мяча: верхняя прямая подача с места и в прыжке (на точность и на силу). Нападающий удар со второй линии, короткий , взлёт, прострел, метр, обычный.
Тема 6. Тактическая подготовка волейболистов.
Индивидуальные, групповые и командные действия.
Практика: Тактика защиты. Система игры, комбинации. Индивидуальные, групповые и командные действия. Игра в обороне, на подстраховке, в атаке и на блоке. Тактика нападения. Нападающий удар из всех зон. Зонная оборона. Силовая подача с прыжка сверху. Индивидуальные, групповые и командные действия. Система игры.
Тема 7.Соревнования.
Правила соревнований, их организация и проведение.Судейство соревнований.
Практика: Участие в товарищеских играх. Зональные, кубковые соревнования. Контрольные игры. Посещение игр высшей лиги России.
Тема 8. Итоговое занятие
Подведение итогов второго года обучения объединения. Тестирование.
Практика: Подтягивание, отжимание, тройной прыжок с места, метание набивного мяча, технические приёмы.
Учебно-тематический план
3-й год обучения.
№ п/п | Наименование раздела | - Количество часов
| - Форма аттестации,
Контроля. |
всего | теория | практика |
1. | Ведение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2. | Правила дорожного движения | 8 | 4 | 4 | Викторина «Зеленый, желтый, красный» |
3 | Судейство в игре по упрощенным правилам. | 20 | 4 | 16 | Конкурс «Юный судья» |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 28 | 4 | 24 | Тесты. |
4. | Техническая подготовка | 38 | 4 | 34 | Конкурс «Самый техничный» |
5. | Тактическая подготовка | 32 | 4 | 28 | Соревнования |
6. | Соревнования | 14 | 2 | 12 | Мини-чемпионат. |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 144 | 17 | 127 | |
Содержание программы 3-го года обучения.
Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цель и задачи 3-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Дорожные знаки: дорога, транспорт, пешеход. «Путь твоей безопасности». «Осторожно пешеход». «Твоя дорога в школу». К чему приводит катание на сцепном устройстве.
Практика: Игра « Перекресток».
Тема 3: Судейство в игре по упрощенным правилам.
Теория: Организация и проведение судейства по упрощенным правилам.
Практика: Судейство двусторонней игры по упрощенным правилам.
Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Техника безопасности при занятиях в секции волейбола, предупреждение травматизма.
Практика: Общеразвивающие упражнения. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера. Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голеностопные суставы. Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (футбольного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони. Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-за головы, снизу - сбоку, за голову. Броски набивного мяча в зонах 6 - 3 - 4 (2) с последующей сменой мест против часовой стрелки. По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах. Подготовительные упражнения.
Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом.
Толчок выполняется последовательным разгибанием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивидуально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера - 2 м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашается в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого взаимодействия кистей рук. То же, но с изменением расстояния, траектории и направления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом. То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону - толчок влево, правая рука в сторону - толчок вправо; рука вверх - толчок по высокой траектории; отсутствие сигнала - толчок над собой и так далее. В тройках. Средний выполняет толчок за голову. Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке. Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см. Упражнение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем достаточного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук. Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстояние 1 м.
Тема 5. Техническая подготовка.
Упражнения по технической подготовке.
Практика:
-Упражнения по технике в парах. Передачи между партнерами на расстоянии 3 м по средней траектории. Передачи над собой - передачи партнеру. Высота передач над собой 1-1,5 м. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2-3 м. -Передачи с изменениями расстояния, траектории и направления. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2- 3 м. После передачи занимающийся становится в конец своей колонны. То же, но после передачи занимающийся переходит во встречную колонну. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.
-Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера: на присед - передача над собой, на движение правой руки в сторону - передача вправо, поднимание руки вверх - передача по высокой траектории и так далее. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средние меняются.
-Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1-1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выполняет передачу, стоя спиной к партнеру. «Мяч в воздухе». Занимающиеся в двух колоннах по 4-5 человек (команда) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м, Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. После передачи игрок становится в конец своей колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. Передачи с использованием переносных колец, которые крепятся на верхнем краю сетки; есть те, которые подвешиваются на специальном держателе. Передачи в прыжке. Расстояние между обучающимися 3 м. То же, но через сетку. Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направлению передач в игре: 6-3 - 4 (2) - зоны. То же, но в колоннах по 3-4 человека. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но занимающиеся зоны 3 располагаются боком к игроку зоны 6. Передача в колоннах через сетку. Направляющие колонн стоят на трехметровых линиях; после передачи учащиеся становятся в конец своей колонны. По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).
Тема 6.Тактическая подготовка волейболистов.
Индивидуальные, групповые и командные действия.
Практика: Тактика защиты. Система игры, комбинации. Индивидуальные, групповые и командные действия. Игра в обороне, на подстраховке, в атаке и на блоке. Тактика нападения. Нападающий удар из всех зон. Зонная оборона. Силовая подача с прыжка сверху. Индивидуальные, групповые и командные действия. Система игры.
Тема 7. Соревнования.
Правила соревнований, их организация и проведение. Судейство соревнований.
Практика: Участие в товарищеских играх. Зональные, кубковые соревнования. Контрольные игры. Посещение игр высшей лиги России.
Тема 8. Итоговое занятие.
Подведение итогов третьего года обучения объединения. Тестирование.
Практика: Праздник «Выпускной в объединении».
Используемая литература.
Всероссийская федерация волейбола. Официальные правила волейбола. 2011г.
Гиселевич В.А. Медицинский справочник тренера. 2008 г.
Голомазов В.А.,Ковалёв В.Д., Мельников А.Г. «Волейбол в школе».
Железняк Ю. «120 уроков по волейболу». 2009 г.
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. М. «Просвещение», 2011 г.
Костикова Л.В. Волейбол Азбука спорта. М.: ФиС, 2011 г.
Костикова Л.В., Подвижные игры, издательст во АСТ,2012г.,130с.
Марков К.К. Руководство тренер-педагог и психолог. Иркутск, 2009г.
Николич А., Паропаич В., Отбор в волейболе, издательство «Физкультура и спорт», 1994г., 150с.
Портнов Ю.М. Программа дисциплины «Теория и методика волейбола» для вузов физической культуры. М., 2011г.
Суслов В.Л., Сыч Б.Н. Современная система спортивной подготовки. М.,1995г.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., 2007г.
Список литературы для учащихся и родителей:
Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник: М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 368
Виера Б.Л., Фергюсон Б.Д. Волейбол - шаги к успеху. Практическое руководство для начинающих. 2009.
3. Козырева. Л.В. Азбука спорта. «Физкультура и спорт» 2013г.
4. Пузырь Ю.П., Тяпин А.Н., Щербаков В.П. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Центр школьная книга М., 2013г.
5. Сортэл Н.Н, Волейбол: 100 упражнений и советов для юных игроков, изд-во АСТ, 2012г., 230с.
14