Программа «Ступеньки к познанию»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую Человека организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Данная программа воспитательной работы «Ступеньки к познанию» в начальной школе поможет учителю организовать работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания .С поступлением в школу круг общения ребенка расширяется, повышаются требования к его поведению. Если между ребенком-дошкольником и окружающей его жизнью посредником почти всегда является взрослый, то школьнику часто приходится самостоятельно решать, как вести себя, как поступить в той или иной ситуации. Бесконфликтному вхождению ребенка в широкий круг общения помогут знания правил культурного поведения, правил этикета. Нужно объяснить ему, что такое общественные места и почему в них следует соблюдать определенные правила поведения. Люди отличаются друг от друга: старшие и младшие, мальчики и девочки, мужчины и женщины; у каждого свои взгляды, интересы, желания. Соблюдение правил поведения позволяет, не ущемляя интересов окружающих, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Работа по воспитанию культуры поведения проходит успешно, если в ней участвуют все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, ведущего работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения. Предъявление единых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения. “Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, – писал А. С. Макаренко. Программа по воспитательной работе в начальной школе представляет собой системную целенаправленную работу по воспитанию основных правил культурного поведения.
1. Цели и задачи:
Целью программы является:
Обеспечение целенаправленной, систематической работы по формированию культуры поведения учащихся.Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
организация здорового образа жизни;
формирование культуры поведения;
знакомство с культурой родного края.
формирование активной жизненной позиции;
формировать уважение к правам и интересам других людей.
формировать умение адаптироваться в условиях современного мира.
формирование культуры отношения к природе.
воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре
формировать человеческие устои, понимание добра и зла.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам..
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности:
интеллектуальная
эстетическая
физическая
спортивная
духовная
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
1.умение выслушивать его до конца;
2.не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
3.открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. Основные принципы организации воспитания
Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию подрастающего человека, тенденциям развития социокультурного пространства:
демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
духовность, проявляющаяся в формировании у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
воспитывающее обучение – использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития учащихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе
социальное закаливание – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Содержание программы.
1 класс « Я познаю мир»: на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Я учусь дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания- год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Содержание программы состоит из 5 основных направлений.
« Я и моё здоровье» (социализация)
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.
Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
«Мой мир знаний» (учебно- познавательное)
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
«Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
Цель и задачи: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье (« Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)
«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
Цели и задачи: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» ( патриотическое воспитание )
Цели и задачи: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщать детей к истокам народной культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми ,писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.
План реализации программы
Направления | 1 кл. «Я познаю мир» | 2 класс «Я учусь дружить» | 3 класс «Азбука коллективной жизни». | 4 класс «Вместе мы сила» |
«Я и моё здоровье» Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия; осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях; повышать сознательную активность и заботу учащихся о своём здоровье; способствовать усвоению и поиску знаний, их применению на практике. | Беседы: * «Правила поведения в школе» *«Поведение у рек и водоёмов в период осеннего ледостава» *«Поведение у рек и водоёмов в период весеннего половодья» *Действия по сигналу: «Внимание! Всем!» Беседы по ПДД «Улица полна неожиданностей». 1. Кто придумал колесо и дорогу. 2.Поведение пешеходов на дороге. Тротуар. 3. Поведение пешеходов на дороге. Дорога – не место для игр. 4. Где разрешается переходить дорогу? 5. Это надо знать : остановочный и тормозной путь транспортных средств. 6.Светофор и регулировщик. 7.Твой ежедневный путь в школу и обратно. 8.Дорожные знаки и дорожная разметка. 9.Транспортные средства : автобус, троллейбус, трамвай. * Незаменимые помощники. ( Расческа, носовой платок) Классные часы : *«Дружба начинается с улыбки». * «В гости к королеве Зубной щётке» . .*«Советы доктора Воды» *«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других. Конкурсы: *рисунки «Её величество Зубная щётка» *рисунки и поделки «Перекрёсток» * рисунки и поделки «Служба 01» Мероприятия: * День здоровья. ( спортивные состязания) * «Город Здоровейск» Род. собрание: * « Режим дня в жизни школьника». | Беседы: *« Повторяем правила поведения в школе» *«Если хочешь быть здоров- закаляйся. Обливание. Обтирание». * «Поведение у рек и водоёмов в период осеннего ледостава.» * «Глаза- главные помощники человека. Правила сохранения зрения». *«От чего зависит настроение» * О толерантности. *Действия по сигналу: «Внимание! Всем!» Беседы по ПДД: 1. Как устроена дорога? Элементы дороги. 2.Поведение пешеходов на дороге. Пешеходная дорожка 3.Дорога- не место для игр. 4.Как переходить дорогу? Регулируемые переходы. 5.Светофор и регулировщик. 6.Автобус, троллейбус, трамвай. 7.Дорожные знаки и их разметка. 8.Твой ежедневный путь в школу и обратно. 9.Правила поведения пешехода на тротуаре. Классные часы: *«Советы доктора Воды» *«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» *«В гости к королеве Зубной щётке». *«Рабочие инструменты человека. Уход за руками», *«Спешите делать добро» *«Азбука безопасного поведения на улице» *«Дружба начинается с улыбки». *«Что такое хорошо? Права и обязанности ребенка» Конкурсы: *рисунков «Я выбираю спорт» рисунки и поделки «Перекрёсток» * рисунки и поделки «Служба 01» Мероприятия: *День здоровья. ( спортивные состязания) *«Мама, папа, я- спортивная семья» Род. собрание: *«Здоровье ребёнка как основа эффективного обучения». | Беседы: *«Поведение на уроках и переменах» * «Поведение у рек и водоёмов в период осеннего ледостава.» * «Поведение у рек и водоёмов в период весеннего паводка» *«Опасные ситуации на дороге в зимний период». *«Если хочешь быть здоров, Виды травм и их предупреждения» *Действия по сигналу: «Внимание! Всем!» Классные часы: «Повторяем правила дорожного движения»: 1.Как устроена дорога? Дорога в городе. 2.Поведение пешеходов на дороге. Обочина. 3.Сигналы для регулирования дорожного движения. 4Как переходить дорогу с односторонним и двусторонним движением? 5.Тормозной путь транспортных средств. 6.Дорожные знаки и их группы. 7.Нерегулируемые переходы. 8.Твой ежедневный путь в школу и обратно. 9.Правила поведения в общественном транспорте. * «Наши помощники – органы чувств» с применением здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф. Базарного. * «Правила поведения в школе» *«Самооценка и взаимооценка Мероприятия: *День здоровья. *«Мама, папа, я- спортивная семья» Конкурсы: *рисунки и поделки «Перекрёсток» * рисунки и поделки «Служба 01» Род. собрание: «Компьютер в жизни вашего ребёнка» | Беседы: * «Поведение у рек и водоёмов в период осеннего ледостава.» * «Поведение у рек и водоёмов в период весеннего паводка» *«Опасные ситуации на дороге в зимний период» * «Надежная защита организма. Забота о коже». *Действия по сигналу: «Внимание! Всем!» Классные часы: «Повторяем правила дорожного движения» 1. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках Твой ежедневный путь в школу 2. Поведение пешеходов на дороге. 3. Движение по тротуару в группе. 4.Остановочный путь, его составляющие 5. Правила перехода перекрёстка 6. Мы- пассажиры. 7. Движение пешеходов в непогоду 8. Нерегулируемые переходы 9. Движение в жилых зонах и дворовых территориях. * «Мои сильные и слабые стороны» *«Мир моих увлечений» * «Встречают по одежке, провожают по уму» (история одежды мальчиков и девочек) *«Мое хочу и мое надо» *« Еще раз о закаливании» «Правила поведения на уроке и переменах в школе». Конкурсы: * рисунки и поделки «Перекрёсток» * рисунки и поделки «Служба 01» Мероприятия: *День здоровья. ( спортивные состязания) «Мама, папа, я- спортивная семья» Род. собрание: *«Мы за здоровый образ жизни» |
«Мой мир знаний» Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности; усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнедеятельность; развивать нравственные и эстетические качества учащихся; способствовать усвоению знаний, умений и навыков социального общения; формировать культуру поведения в школе, на улице, дома, в общественном транспорте, в общественном месте; формировать толерантное отношение друг к другу. | Беседы: *«Хорошие манеры. Речевой этикет» *«Как вести себя на перемене» * Содержи в порядке книжки и тетрадки. *«Как вести себя в гостях» (приход, знакомство, порядок в комнате) О толерантности. Классные часы: *В мире интересного. *«Как празднуют Новый год в мире» Мероприятия : *Линейка «Здравствуй, школа!» *День именинника. *Викторина по сказкам. *Викторина «Загадки королевы Осени» *Посвящение в гимназисты. *Прощание с Азбукой. *Новогодний утренник. Род.собрание: * «Как помочь ребёнку хорошо учиться» | Беседы: * «Хорошие манеры. Речевой этикет» *«Подарок другу» *« Встречают по одежке» * «Как избежать болезни» * «Почерк и характер» *« Кем я стану, когда вырасту…» * «Как вести себя в гостях» (приход, знакомство, порядок в комнате) Классные часы: *«Зачем мы ходим в школу?» *«Чтобы учеба не была в тягость» *«Как вести себя в наземном транспорте» *«Мир моих увлечений» Мероприятия: *Линейка «Здравствуй, школа!» *Викторина по сказкам. *«Путешествие в страну именин» Род.собрание: *«Компьютер в жизни ребёнка». | Беседы: *О дружбе и о толерантности. *«Я и мои таланты» * «Я чувствую себя счастливым, когда…» Классные часы: * «Считаете ли вы себя культурным человеком» * «Как я умею преодолевать трудности» * *«Огонь: друг или враг? * «Учим старинные хороводные игры и песни » *Игра «Умники и умницы» *Путешествие в страну неразгаданных тайн» *«Почему их так называют?» Мероприятия: *Линейка «Здравствуй, школа!» *Внеклассное мероприятие по русскому языку и окружающему миру. *«Считай, смекай, отгадывай» внеклассное мероприятие по математике *Праздник «Новогодний карнавал» * «Путешествие в страну именин» Походы: Посещение театра. Посещение планетария. Род.собрание. *«Детское воровство. Пути решения проблемы» | Беседы: *Повторяем правила пожарной безопасности *«Невидимые враги человека, которые мешают жить » Классный час: *«Мир моих увлечений. * «Я человек и гражданин» *«Как празднуют Новый год в странах мира» * «Это интересно» * «Домашнее задание и как мы его выполняем» Мероприятия, игры: * «Умники и умницы» *Путешествие в страну неразгаданных тайн» *Внеклассное мероприятие по русскому языку и окружающему миру * «Путешествие в страну именин Линейка «Здравствуй, школа!» Походы: Посещение театра. Посещение планетария. Род.собрание: *«Конфликты с подростками и пути их решения.» |
«Я и моя семья» Цель и задачи: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитател.воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье; –ознакомить с правилами совместн. деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими; воспитывать любовь и уважение к своим близким, к окружающим людям; формировать культуру поведения дома; формиров. толерантное отношение друг к другу. | Беседы: «Мои обязанности в семье» «Поговорим о вежливости» Классные часы: «День рождения» «Моя семья» «Школа – мой второй дом» «Семейные традиции и праздники» (проекты, рассказы и рисунки) Конкурсы: *Цветы для любимой мамы». *Елочная игрушка своими руками . * Праздничная открытка: «23 февраля- день защитников Отечества». Родительское собрание: «Непослушный ребенок» Походы: *Посещение театра. Посещение цирка. | Беседы: *«Мой внешний вид. Моя школьная форма». *Моя семья» Классные часы: *«Профессии наших родителей» * «Здравствуй, лето!» Конкурсы: * Праздничная открытка: «23 февраля- день защитников Отечества». *Цветы для любимой мамы». *Елочная игрушка своими руками * «Осенний натюрморт» Родительское собрание: *«.Роль родителей в развитии ребёнка» (Девять советов родителям.) Мероприятия: *Рыцарский турнир «А, ну-ка, мальчики!» *«При солнышке тепло, при матери - добро» Походы: *Посещение театра. Посещение цирка. | *Беседы: * «Моя семья» * «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» * «Как трудно быть мамой» Классные часы: * «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир» * «Мой внешний вид. Моя школьная форма». Родительское собрание: «Не хочу делать уроки» Конкурсы: «Осенний натюрморт» *Рыцарский турнир «А, ну-ка, мальчики!» Походы: *Посещение театра. Посещение цирка. | Беседы: * «Мой внешний вид. Моя школьная форма». *«Домашнее задание и его выполнение» Конкурсы: * «Осенний натюрморт *Рыцарский турнир «А, ну-ка, мальчики!» Родительское собрание: * «Семья и школа – партнёры в воспитании и образовании обучающихся» Мероприятия: *«Прощай начальная школа!» Походы: *Посещение театра. Посещение цирка. Посещение детской музыкальной школы. |
«Я и природа» Цели и задачи: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; воспитание умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. приучать учащихся к общественно- полезному труду; прививать уважительное отношение к труду других людей. | Беседы: *«Времена года» *Экология – это наука о том , как сберечь мой дом». *« Наши друзья животные» Классные часы: *Загадки о временах года. *Откуда на стол хлеб пришёл?» Конкурсы, викторины: *Поделки из природного материала. *Поделки из бумаги «Бумажная Вселенная» *Кормушка для птиц своими руками. *Рисунки «Времена года» *Игра «С какого дерева листок?» *Викторина: «В гости к королеве Осени» Походы, экскурсии: *Посещение выставки экзотических животных. *Посещение планетария: «Подводный мир» *Просмотр спектакля театра ростовых кукол «Служба 01» | Беседы: * «Растения в народном творчестве» * «Первый космонавт земли». *«Зажги звезду добра». Классные часы: * «Эти удивительные растения». *«Животный мир земного шара» Конкурсы: * «Осенний натюрморт» *Фотоконкурс: «Осень в родном крае». *Коллективные проекты: «Времена года» *Конкурс загадок «Природные явления» *Акция «Помоги птицам зимой» * Конкурсы рисунков: 1. «Золотая осень» 2. «Зимушка- зима» *Поделки из бумаги «Бумажная Вселенная» Мероприятия: *КВН «Зимушка –зима» *Игра «С какого дерева листок?» Походы, экскурсии: *Посещение выставки экзотических животных. *Посещение планетария: «Подводный мир» *Посещение краеведческого музея. *Просмотр спектакля «Спички- не игрушка!» | Беседы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» *День птиц. *Экология – это наука о том , как сберечь мой дом». Классные часы: * «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» *« Наши друзья животные» (рассказ о своём домашнем животном) *Заочное путешествие «Чем богат наш край?» *Устный журнал «Пословицы и поговорки о зиме и зимних явлениях природы» *«Пословицы и поговорки о весне и весенних явлениях природы» Конкурсы: * рисунки: 1. «Золотая осень» 2. «Зимушка- зима» *Поделки из природного материала. *Поделки из бумаги «Бумажная Вселенная» Мероприятия: *Познавательная игра – «Эти удивительные растения и животные» *Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»(экскурсия на станцию юннатов) | Беседы: *«Растения – синоптики» * «Почему важно не забыть о гигиене?» *«Экология – это наука о том, как сберечь дом» Классные часы: *« Наши друзья животные» (презентации) Устный журнал: * «Пословицы и поговорки о зиме и зимних явлениях природы» * «Пословицы и поговорки о весне и весенних явлениях природы» Конкурсы и викторины: рисунки: 1. «Люблю я пышное природы увяданье» 2. «Узоры на стекле» 3. «Первые цветы» *Поделки из бумаги «Бумажная Вселенная» *Конкурс знатоков природы. Экологический плакат * «Растительный и животный мир земного шара» Походы, экскурсии : *«Природные сообщества и их взаимосвязи»(поездка в Орловское полесье) *Посещение выставки экзотических животных. |
«Я и отечество» Цели и задачи: пробудить интерес к прошлому своего народа; познакомить с национальной культурой; приобщать детей к истокам народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа; восстанавливать утраченные связи современного человека с историей прошлого . | Беседы: *«Этих дней не смолкнет слава». *«Символы Российского государства» * «Моё хочу и моё надо…» Классные часы: *«Моя малая Родина» Конкурсы: *Изготовление праздничной открытки. *Подарок ветерану. *Исполнение военной песни. | Беседы: *« Руки, дарящие сердечное тепло».(День пожилого человека) *«Этих дней не смолкнет слава». «Дети- герои войны» *«Символы Российского государства» Классные часы: * «Мое и чужое в школьной жизни» * «Путешествие в страну справедливости» «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» Конкурсы: *Изготовление праздничной открытки. *Исполнение военной песни. Походы, экскурсии: *Посещение музея –диорамы. | Беседы: * «Этих дней не смолкнет слава». *Бессмертный полк. *«Знания нужны мне и моей стране» Классные часы: * «Орден в твоем доме. О чем рассказал орден» (Презентации) *«Символы Российского государства» *«Конституция России- основной закон страны.» * «Дети- герои Великой Отечественной войны». Конкурсы: *Изготовление праздничной открытки. *Участие в конкурсе военной песни. *Рыцарский турнир. Походы, экскурсии: *Посещение дома- музея Д. Русанова. *Обзорная автобусная экскурсия по городу Орлу. | Беседы: *День памяти и скорби по воинам землякам, погибшим в локальных воинах. *« Руки, дарящие сердечное тепло»(.День пожилого человека) Классные часы: *Моя малая Родина» *«Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» * «Путешествие в страну справедливости» «Не только права, но и обязанности». Конкурсы, викторины: * фотографий«Люблю тебя, моя Россия» * песни «То, что деды не допели, мы допоем» Заочное путешествие по достопримечательностям Орловской области. Презентации *«Этих дней не смолкнет слава». Походы, экскурсии: *Посещение дома- музея Грановского. Род.собрание: *«Проблемы воспитания правовой культуры у обучающихся на разных возрастных этапах» |
Анализ воспитательной работы.
Направления воспитательной работы | Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год |
«Я и моё здоровье» Цели и задачи: - защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; -воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; -просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия, -осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях. -формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования своего здоровья. -повышать сознательную активность и заботу учащихся о своём здоровье, -способствовать усвоению и поиску знаний, их применению на практике. | Классным руководителем ежедневно осуществлялся: *контроль за детским питанием, соблюдением гигиены перед употреблением пищи; *контроль посещения учащимися уроков физической культуры; *регулярно проводились беседы о правилах поведения около водоемов в период ледостава и таяния льда, в период летнего купания на воде; *регулярно проводились классные часы по изучению правил дорожного движения и правил пожарной безопасности («Огонь- мой друг и враг», «Час головоломок по ПДД и ОБЖ», «Коварная петарда», спектакль «Дорожная азбука» и др. ), В течение всего года дети посещали занятия внеурочной деятельностью («Мини-баскетбол», «Скалолазание» , «Игротека», «Ритмика и танец»). На классных часах много времени уделялось урокам здоровья, .где учились заботиться о своем здоровье, знакомясь с правильным питанием и полезной и приносящей вред пищей, с режимом дня и вредными привычками, о пользе прогулки на свежем воздухе и вреде долгого пребывания у компьютера , с обязательным соблюдением правил личной гигиены и правилами безопасного пользования лекарственными средствами и др. Провели открытое внеклассное мероприятие «Береги здоровье смолоду» Вместе с детьми и родителями классный руководитель подготовила и провела КВН « Мы и наше Здоровье», классные часы «Путешествие в страну Здоровья», «Азбука безопасного поведения на улице», «Дружба начинается с улыбки», «Что такое хорошо? Права и обязанности ребенка», «Советы доктора Воды» ,«Самооценка и взаимооценка» , как способ познать себя и других», «В гости к королеве Зубной щётке», «Спешите делать добро» ,«Рабочие инструменты человека.». Регулярно классный руководитель проводила беседы: «Правила поведения в школе», «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Поведение у рек и водоёмов в период осеннего ледостава», «Поведение у рек и водоёмов в период весеннего паводка», о действиях в условиях ЧС, «Глаза- главные помощники человека»,каждый месяц проводились беседы по ПДД, «От чего зависит настроение», беседы об опасности ядовитых растений и «Когда солнце враг?».Были проведены беседы о профилактике гриппа .Дети принимали активное участие в конкурсах рисунков по ПДД, по пожарной безопасности. С помощью родителей была выпущена газета по сохранности здоровья. |
«Мой мир знаний» Цель и задачи: - расширение кругозора: -создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; -развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; -повышение интеллектуальной комфортности, - усиление мотивации учебных целей; -формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность. -развивать нравственные и эстетические качества учащихся; -способствовать усвоению знаний, умений и навыков социального общения; -формировать культуру поведения в школе, на улице, дома, в общественном транспорте, в общественном месте, -.формировать толерантное отношение друг к другу. | В рамках реализации целей и задач этого направления со стороны классного руководителя регулярно осуществлялись: *контроль за успеваемостью учащихся, *помощь слабоуспевающим детям в виде индивидуальных занятий; Велась работа с одарёнными детьми с целью повышения их уровня знаний и повышение интереса к поиску знаний. *тесная связь с учителями –предметниками. Выявлялись возможности учащихся и определялась зона их ближайшего развития. Дети активно участвовали в интернет конкурсах, таких как «Русский медвежонок», «Вундеркинд», «Пятёрочка», «Муравей» , «Кенгурёнок», где показывали неплохие результаты. Учащиеся : Колобаев Иван , Муницына Анна, Новосельцева Полина, Сиротков Александр часто входили в тройку победителей конкурса в регионе. Проводились родительские собрания по теме «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка», «Роль родителей в развитии ребёнка» «Компьютер в жизни ребёнка» .Классный руководитель строго следила за успехами и неудачами в учёбе всего класса, во время привлекая родителей для устранения возникавших проблем и пробелов в знаниях . Проводились беседы с родителями слабоуспевающих учащихся. Для решения поставленных задач начали новый учебный год с кл.ч. «Толерантность в нашей жизни», «Хорошие манеры. Речевой этикет», «Чтобы учеба не была в тягость», «Мир моих увлечений» .Регулярно проводились беседы: «Подарок другу», « Встречают по одежке», «Почерк и характер»,« Кем я стану, когда вырасту…»,«Как вести себя в гостях» . Кл. рук. была проведена викторина по сказкам, викторина , посвящённая олимпийским играм в Сочи, где дети заняли 1 место. Классный руководитель в течение всего учебного года проводила беседы по правилам поведения в классе, в школьной столовой, во время посещения театра и прогулок на улице. Проводились беседы по соблюдению уважительного отношения друг к другу , Для решения проблемы атмосферы в классном коллективе привлекалась школьный психолог . Психологом проводились индивидуальные занятия с отдельными детьми и групповые. Все выводы психолог и классный руководитель анализировали вместе. Дети посетили театр и посмотрели спектакли «Давайте жить дружно»и «Дорогами добра», посетили музеи : краеведческий, им. Грановского, музей- диораму, совершили экскурсию по городу и посетили музей Русанова. Принимали активное участие в конкурсах рисунков на разные темы. |
3. «Я и моя семья» Цели и задачи: - психолого-педагогическое просвещение родителей; -развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; -повышение воспитательного воздействия семьи; -помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. -Ознакомить с правилами совместной деятельности, -учить согласовывать свои действия с окружающими. -Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. -воспитывать любовь и уважение к своим близким, к окружающим людям; -формировать культуру поведения дома; -формировать и воспитывать культуру в общении с лицами противоположного пола; формировать толерантное отношение друг к другу. | Работая в этом направлении мы продолжили составлять историю своей семьи, которую начали собирать ещё в 1кл. Дети с удовольствием рассказывали о своих близких, демонстрировали фотографии, делились забавными рассказами о своих домашних питомцах. При подготовке различных мероприятий, классных часов привлекались родители, что помогает сплочению и детского коллектива и отношений внутри отдельной семьи. Классным руководителем были проведены род. собрания: «Здоровье ребёнка- основа успешности в обучении»,Режим дня в жизни школьника, «.Роль родителей в развитии ребёнка» (Девять советов родителям.); кл часы: «Профессии наших родителей» «Мой внешний вид. Моя школьная форма», ( приняли активное участие в показе школьной формы) «При солнышке тепло, при матери - добро» При помощи родителей были приготовлены в «Мастерской Деда Мороза» ёлочные игрушка своими руками, помогали родители и в изготовлении поделок к конкурсу «Осенний натюрморт», костюмов к конкурсу: «А, ну-ка, мальчики!» и при изготовление праздничных открыток: а).23 февраля- день защитников Отечества. б).»Цветы для любимой мамы», незаменимыми помощниками являются родители и при посещении театров и музеев |
4. «Я и природа» Цели и задачи: -воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; -воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; -воспитание умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. -приучать учащихся к общественно- полезному труду; прививать уважительное отношение к труду других людей. | Дети, посещающие ГПД, в течение всего учебного года посещали занятия кружка «Юный орнитолог»,где с удовольствием знакомились с жизнью разных птиц,. Вместе с руководителем кружка и классным руководителем приняли участие в «Празднике птиц» , прошедшем на станции юннатов. Во второй половине дня. во время прогулок на свежем воздухе, дети часто подкармливали голубей остатками хлеба после обеда в столовой. Несколько человек приготовили и принесли в школу кормушки для птиц, которые развесили в школьном дворе, некоторые дети повесили их возле своего дома и фотографировали синичек, которые лакомились их угощениями. Потом эти дети с удовольствием рассказывали о своих наблюдениях одноклассникам, писали заметки в классный уголок. Для достижения поставленных целей были проведены беседы «Я и коллектив», «О лишних словах». Дети с удовольствием играли на уроке толерантности вместе со школьным психологом, вместе с классным руководителем играли в «Счастливый случай» и отмечали дни рождения, проводили часы отдыха и веселые состязания, конкурсы рисунков и рисовали стенгазеты, посещали театры и выставки экзотических животных, побывали на представлении цирка и посмотрели фильм в кинотеатре «Современник», весело зажигали на школьной дискотеке и на Новогоднем представлении в Драмтеатре; проводили «День Новогодних уроков» , готовили коллективные поделки для выставок, посещали станцию юннатов, проводили викторины и праздники для мальчиков и девочек, с удовольствием готовили к этим праздникам развлекательные конкурсы и принимали в них активное участие родители. Так с большой помощью родителей были проведены: .выставка поделок: «Осенний натюрморт»,фотоконкурс: «Осень в родном крае»,коллективные проекты: «Времена года», классный час «Эти удивительные растения, игра «С какого дерева листок», Экологическое мероприятие «Город Здоровейск», викторина по окружающему миру : «Мы и мир вокруг нас» |
5. «Я и отечество» Цели и задачи: -воспитывать у учащихся уважительное отношение , к своему Отечеству, к своим сверстникам, к старшим. --способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений между детьми, -развитию внимательного отношения друг к другу. -пробудить интерес к прошлому своего народа. -приобщать детей к истокам российской культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего. | Чтобы вырастить гражданина России, любящего свою Родину, надо начинать с воспитания любви и уважительного отношения к своему коллективу, своей школе, своему родному городу, ко взрослым и сверстникам. Для реализации этих задач с детьми много было проведено разных бесед, такие как «Мое и чужое в школьной жизни», « Руки, дарящие сердечное тепло», классных часов «Путешествие в страну справедливости», «Знания нужны мне и моей стране», «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь», «Этих дней не смолкнет слава». «Рыцарский турнир». Дети приняли активное участие в конкурсе военной песни, в акции «Георгиевская ленточка». С большим интересом принимали участие в Рождественских встречах в музее им. Грановского, с неподдельным интересом слушали рассказ экскурсовода в отделе «Природа Орловщины» в краеведческом музее. Не было предела любопытству и массе разнообразных вопросов в музее- диораме ,музее Русанова. |