СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа пр развитию нарушенной слуховой функции ( 10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  пр развитию нарушенной слуховой функции ( 10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Программа пр развитию нарушенной слуховой функции ( 10 класс)»


















Программа по предмету «Развитие нарушенной слуховой

функции и формирование произносительной

стороны устной речи» для 10 класса





















10 КЛАСС


1четверть

Воспринимать слухо-зрительно тексты объемом до 100 слов, опознавать на слух речевой материал , уметь вести диалог по поводу воспринятого текста.

1. Тема« СМИ- Средства массовой информации»

Словарь: газета, журнал, названия газет и журналов, телевидение, телепередача, пресса, экземпляры, статья, заметка, рассказ, программа, читать, покупать, получать, выписывать, читать-прочитывать, перечитывать, современное общество, экономические проблемы, районные (местные) газеты, областная пресса, федеральная государственная) пресса...


Фразы:

1. Какие газеты (журналы) вы получаете?

2. Ты читал газету…?

3. Ты читал сегодняшнюю(вчерашнюю) газету?

4. Ты получил(читал)первый номер журнала «В едином строю»?

5. В сегодняшней газете... есть интересная статья о ... .

6.Возьми (дай, принеси, передай, купи, возьми в библиотеке, у товарища номер журнала...,

7. У тебя есть статья...(журнал, газета)?

8. У вас есть газета...(журнал...)?

9. Сколько стоит журнал «...»?

10.Журнал... стоит ...(рублей, копеек)

Текст

Средства массовой информации играют важную роль в нашей каждодневной жизни. Они являются важной частью современного общества. Пресса, радио, телевидение и интернет знакомят общество с последними (сенсационными ) событиями.

Каждый день в нашей стране печатаются миллионы экземпляров газет и журналов. Обычно публикуются в газетах и обсуждаются в по телевидению вопросы социальной, экономической, научной и культурной жизни, моральные и экономические проблемы.

Газеты, журналы и телепрограммы для молодежи отражают надежды и желания молодых людей, их досуг и образование, их позиции и мнения в области музыки, кино, моды.

Телепрограммы, журналы , газеты предлагают молодежи советы по выбору института или места работы. Они помогают молодым принять правильное решение. Средства массовой информации издаются на районном (городском) или местном уровне, на областном, на государственном или федеральном.

Задание к тексту:

1.Что такое СМИ? Как ты понимаешь?

2.Найди в словаре Ожегова определение слов: средства, массовый, информация.

3. Подумай, сравни, твое определение и определение по словарю.

4. Какие ты знаешь СМИ?

5. Какие ты знаешь газеты? Назови.

6. Какие ты знаешь журналы?

7. Какие ты смотришь телепередачи?

8. Какие газеты и журналы вы выписываете?

9.Найди в газете»...» статью (рассказ, прогноз погоды, заметку, программу передач для телевидения).

10.Какие темы тебя больше интересуют в прессе?

11.Какие газеты, журналы помогли тебе в решении проблем?

12.Составь сложное предложение о СМИ, используя слова из словаря.


Словарь:

В прессе меня больше всего кулинарии, молодежи, политики

интересует(ют) тема(ы) (Кого? Чего?) экономики, спорта, кройки и

шитья, знакомства, полезных



13. Назови районные( городские, местные) СМИ.

14.Назови федеральные СМИ.

15.К какому уровню относятся средства массовой информации?


Газеты: Журналы: Телепередачи:

Вечерний Екатеринбург Лиза Время

Уральский рабочий В едином строю Вести

Областная газета Все звёзды Вести-Урал

Известия Новости-41

Орджоникидзевский район

советов



Иностранные Зарубежные (газеты, журналы мировые (Интернет)

телевидение)

местные(районныегородские) СМИ (газеты, телевидение)


Государственные

Федеральные (газеты, журналы телевидение областные (газеты, журналы, телевидение, электронные


Диалог

- Добрый день,...!

- Здравствуй,... .

- Ты читал (а) статью «...» в журнале «.,.»?

- В каком номере?

- В ...номере. Очень интересная. Мне понравилась.

- О чем эта статья?

- Эта статья о ... .

- Вы выписываете этот журнал или ты купил(а)?

- Я взяла этот номер в библиотеке. Я часто беру там журналы.

- В какой библиотеке школьной или районной?

- В районной библиотеке имени С.М.Кирова.

- А где находятся эта библиотека?

- На площади УЭТМ (на улице Старых большевиков д. 8). Там много интересной литературы, а в читальном зале новинки газет и журналов. Всегда можно найти интересное по разным темам.

- Дай мне прочитать эту статью, когда прочитаешь журнал.

- Хорошо. А потом мы вместе пойдем сдавать его в библиотеку.

- Спасибо. Я с удовольствием познакомлюсь с этой библиотекой.


Задание к диалогу

1. О чем дналог(беседа, разговор)?

2. О чем разговаривают девочки (мальчики, ребята, дети, молодые люди)?

3. Ты ходишь (записан) в школьную библиотеку?

4. В какую библиотеку ты еще записался?

5. Какие книги (журналы, газеты) в библиотеке ты берешь(читаешь)?

6. Где, на каком этаже, находится школьная библиотека?

|7. Как зовут библиотекаря?

8. Какая периодическая литература тебя интересует больше всего?


II четверть

2. Тема «Спорт и здоровье»


диалог №1

- Добрый день, ! Как ты себя чувствуешь?

- Не очень хорошо.

- На что ты жалуешься?

- У меня болит голова.

- Я считаю, тебе нужно пойти домой и вызвать врача на дом, если будет очень плохо, то необходимо вызвать « Скорую помощь».

- Завтра я пойду в поликлинику и возьму талон на прием к терапевту.

- Выздоравливай.

Задание к диалогу № 1

1. О чем диалог?

2. Как ты себя чувствуешь сегодня?

3. Ты давно был у врача?(давно. вчера, сегодня, месяц назад)

4. Что у тебя болело?(сердце, горло, уши, глаза, живот, нога, рука)

5. К какому специалисту (врачу) ты ходил (обращался) ? (кардиологу, ЛОР-врачу, окулисту, хирургу, невропатологу, гастроэнтерологу)

6. Ты часто болеешь?

7. Ты следишь за своим здоровьем?(да, нет, слежу, стараюсь следить)

8. Как ты считаешь, что помогает человеку быть здоровым?

9. Я думаю (полагаю, считаю) быть здоровым помогает физкультура и спорт (витамины, здоровое питание, здоровый образ жизни).


Словарь.: плохо, хорошо, не совсем здоров, неважно, я недомогаю, отвратительно, что у тебя болит, головная боль, тошнота, рвота, нога, живот.

простуда, высокая температура, хирургу, невропатологу, отоларингологу,стоматологу.


Диалог II «В регистратуре»

- Доброе утро!

- Дайте мне, пожалуйста, талон к терапевту.

- Назовите свой домашний адрес, дайте паспорт и полис. Скажите, где вы учитесь или работаете?

- Мой адрес: улица... дом..., квартира... Возьмите полис и паспорт. Я учусь ...

- Ваш терапевт принимает с 11 до 15 часов. Ваше время -12 часов.

- Мне еще нужен талон к невропатологу.

- Талонов к неврапотологу на сегодня нет, приходите завтра утром.

- Где будет моя медицинская карта?

- Ваша карта будет у врача в кабинете.

- Скажите, пожалуйста, на каком этаже 20 кабинет.

- На втором.

- Спасибо До свидании.


Словарь: халат, регистратура, регистратор, пациент, паспорт, полис, талон, расписание приема специалистов, номер участка, медицинская карта.

Текст

Люди во всем мире любят спорт. Спорт улучшает здоровье, поддерживает человека в хорошей форме. Это отличное времяпрепровождение (занятие, отдых).

Международные соревнования объединяют нации, играют важную роль в установлении дружеских отношений между странами

В России спорту всегда уделялось большое внимание. В каждом городе есть стадионы, плавательные бассейны.

Российскими спортсменами установлено большое количество мировых рекордов.. Наши спортсмены участвуют в Олимпийских играх и всегда завоевывают золотые, серебряные, бронзовые медали. В городе Екатеринбурге проживает олимпийский чемпион по биатлону Сергей Чепиков.

В нашей школе ребята тоже любят спорт и участвуют в районных, городских, областных соревнованиях. Они занимают призовые места в соревнованиях по ориентированию, легкой атлетике, лыжам, являются чемпионами на международных соревнованиях.

Словарь: времяпрепровождение, нация, установление дружеских отношений, уделялось внимание, установлены мировые рекорды, Олимпийские игры, спортсмены, гимнасты, тяжелоатлеты, пловцы, фигуристы, бегуны, прыгуны


Задание по теме:

Составь диалог по теме «Спорт и здоровье» (работа с деформированным

диалогом).

  1. Ты любишь занятия спортом?

  2. Какой вид спорта тебе нравится больше всего?

  3. Спорт мне всегда нравился

  4. Я люблю...

  5. Я часто смотрю спортивные передачи по телевизору.

  6. За какую спортивную команду ты болеешь?

  7. Кто из спортсменов тебе нравится больше?

  8. Я очень люблю соревнования по фигурному катанию(футбольные матчи, лыжные гонки, встречи по теннису)

  9. В какой спортивной секции ты занимаешься?

10. Ты делаешь по утрам зарядку?

11. Часто выезжаешь с друзьями за город ?

12. Я занимаюсь в секции спортивного ориентирования (легкой атлетики;...)

13. Мы часто ездим на соревнования.

14. Чтобы быть в хорошей форме, я занимаюсь гимнастикой каждое утро.

15. Почти каждую неделю я езжу за город с друзьями, где совершаю

интересные прогулки по лесу (вокруг озера, вдоль реки).Возвращаемся

усталые, но довольные.


Примерный проверочный материал за I полугодие

Что такое СМИ? Какие ты знаешь СМИ? Назови, какие ты знаешь газеты (журналы). Какие газеты и журналы вы читаете дома? Какие телепередачи ты смотришь ? Как ты себя чувствуешь? Что у тебя болит7 На каком этаже находится библиотека в нашей школе? Назови ваш домашний адрес. Ты давно был у врача? Как ты считаешь, что помогает человеку быть здоровым7 Скажи, где ты учишься? К какому врачу ты ходил? Каким видом спорта занимается...? Ты любишь занятия спортом? Ты делаешь по утрам зарядку? В какой секции ты занимаешься? Кто из спортсменов тебе нравится? Ты ходишь в школьную библиотеку? Какие темы тебя интересуют больше? Что тебя интересует при чтении газет, журналов, книг? Ты следишь за своим здоровьем? .Какую книгу ты читаешь сейчас? Как зовут школьного библиотекаря? Ты вызывал(а) «Скорую помощь»? Ты часто выезжаешь с друзьями за город? Что улучшает спорт? Какие вопросы публикуются в газетах и обсуждаются по телевидению? За какую спортивную команду ты болеешь? Когда были последние зимние Олимпийские игры? Каких олимпийских чемпионов ты знаешь(Свердловской области)?


III четверть


3. Тема: «Выбор профессии»

Словарь: взрослый, взрослая жизнь, профессии, профессиональное училище, самостоятельно, самостоятельный выбор, советы родителей, составная часть, потрясающий, потрясающая работа, удовлетворение, проблема, проблемы безработицы, парикмахер, учитель, токарь, плотник, бизнесмен, программист,... ,

Текст № 1

Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают взрослую самостоятельную жизнь .Они могут начать работать, заняться бизнесом, продолжить учебу дальше. Если вы хотите получить рабочую профессию, то можете поступить в профессиональное училище. В мире существует более 2000 профессий. Некоторые молодые люди сами выбирают себе профессию, а некоторые следуют советам родителей. Каковы главные причины выбора будущей профессии?

Во-первых, она должна быть интересна. Занятие, которое действительно вам нравится- это важная составная часть счастья в жизни. Необходимо учесть, что следует и зарабатывать на жизнь. Самая потрясающая работа не принесет вам удовлетворение, если вы голодаете. Кроме того, необходимо помнить, что существует проблема безработицы. Вам нужно выбрать такую профессию, чтобы вы потом могли найти работу.

Задание к тексту №1

1. О чем текст?

2. Чем ты будешь заниматься после окончания школы?

3. Ты задумывался о своей будущей профессии?

4. Какая профессия тебе интересна (нравится)?

5. Чем привлекают тебя эти профессии?

6. Меня привлекает эта профессия...(заработком, не вредит здоровью, интересная, хочу попробовать, работают родители, друзья, знакомые, родственники)

7. Кем работают твои родители? Кем работали твои бабушки и дедушки? Сравни каким профессиям отдавали предпочтения родители, бабушки и дедушки и профессии, которые нравятся тебе.

8. Им нравится эта работа?

9. Каковы главные причины выбора будущей профессии? Выбери из текста.

10. Слушай предложения из текста ... и записывай.

11. Что такое профессия? Можно ли заниматься трудовой деятельностью не имея профессии?

12. Что важно для тебя при выборе профессии?


Творческая работа «Мое будущее образование»

1. Какие образовательные учреждения ты знаешь? Перечисли.

Среднее образование Средне-специальное образование Высшее

школа колледж университет

гимназия техникум академия

лицей училище (СПТУ) институт

школа рабочей молодёжи


2. Составь рассказ о своем обучении Используй слова: сначала, потом, затем; сложные предложения ( Когда я окончу школу, то получу среднее образование)

3. Какие профессии ты знаешь? Перечисли (8-10 профессий)

4.Какие современные профессии ты знаешь?

5. Найди объяснение слов « менеджер по закупкам», « продавец -• консультант», «логист», стилист, « дизайнер по ландшафтам» в словаре.

6. Кто из знакомых, друзей имеет такую профессию? Что они рассказывают о ней?

7. Спроси, о какой из этих профессий ты хотел бы подробнее узнать?





Творческая работа «Востребованность на рынке труда»

  1. Где можно получить профессию, которая тебе нравится?

  2. Можно ли получить образование по выбранной профессии в городе Екатеринбурге после окончания 10 или 12 класса?

  3. Какие профессии востребованы на рынке труда в городе Екатеринбурге?

  4. Как твоя профессиональная деятельность может повлиять на будущее города Екатеринбурга?

  5. Что нужно сделать, чтобы люди выбирали те профессии, которые нужны обществу?

Словарь: токарь, учитель, слесарь, экономист, агроном, бухгалтер, директор, парикмахер, программист, менеджер по продажам, хозяйка офиса, логист, стилист, дизайнер.

Текст II

Юность - лучшее время в жизни. Быть молодым означает романтику, любовь, новые открытия и т. д. Но это и есть самое трудное , потому что необходимо принять некоторые очень важные решения, которые могут оказать влияние на дальнейшую жизнь.

Наше время не самое легкое даже для взрослых, а для подростков, которые должны найти свое место в обществе, оно особенно трудно. Юноши и девушки должны не только приспособиться , но и быть уверены в своем положении через 5,10 или 20 лет.

Для будущего необходимо иметь хорошую работу. Чтобы ее получить -нужно иметь образование . Каждый юноша или девушка после школы должны решить - будут они учиться дальше или не будут устраиваться на работу. I


Словарь: открытия, романтика, оказать влияние, дальнейшая жизнь, место в обществе, приспособиться, юноша, девушка, подросток, образование, важное решение.


Задание к тексту:

1. Найди в словаре Ожегова слова ... .

2. Как ты понимаешь выражение « дальнейшая жизнь».

3. Скажи по-другому первое предложение,... .

4. Какие планы на будущее ты строишь?

5. Какие проблемы есть у молодежи?

У молодежи есть проблемы(а) безработицы( вредных привычек: наркомании, алкоголизма, табакокурения, TV зависимости;получения бесплатного высшего образования, низкой заработной платы).

6. Подумай, кто может помочь решить эти проблемы?

Эти проблемы могут помочь решить родители( сам. школа, молодежные объединения, молодежные союзы, друзья, учителя,...)




Творческое задание « Я и мое будущее»


1 Расскажи, что ты сейчас делаешь для своего будущего?

2. Как ты думаешь, что тебе поможет в дальнейшем, а что будет мешать?] Почему?

3. Спроси своего друга (подругу) о I


Словарь к творческому заданию: хорошо учусь, хожу на курсы, имею друзей, фантазирую, ищу спонсоров, поставленная цель, образование, хорошая учеба, моя усидчивость, здоровье, желание, добиться успехоз, характер,] настрой на.., трудолюбие, плохая учеба, не желание учиться, лень, непослушание, отсутствие цели, вредные привычки. I


Диалог по теме.

- Привет!

- Привет,..!

- Рад (а) тебя видеть! Как у тебя дела?

- Спасибо, Хорошо. А как ты живешь?

- Нормально. В этом году заканчиваю школу. Думаю, что делать дальше.

- Ты хочешь учиться (продолжить учебу) или пойти работать?

- Я бы хотел.., но до конца не решил( окончательно не знаю).

- Да, ты должен сделать важный выбор(ответственный шаг) Я тебя понимаю

- Сейчас моя основная задача(цель) хорошо закончить школу и сдать экзамены.

- Желаю тебе успешно сдать экзамены и сделать правильный выбор.

- Спасибо. До свидания.


Работа с деловыми бумагами.

1. Заявление о поступлении в вуз ( о приеме на работу)

2. Доверенность на получение денег(на право вождения автомобиля)

3. Автобиография

4. Справочные издания


IV четверть


4. Тема: «Изучение литературы»


Словарь: выдающееся произведение литературы, раскрыть мысль, критиковать, критика, самокритика, идеал, автор, слова из произведения, камнерез, сказ, неисчислимые богатства.

Фразы, связанные с изучением литературы :

1 Прочитай текст о...

2. О чём текст?

3. Что ты узнал(а) о ..., прочитав рассказ (главу, отрывок)?

4. Назови главных действующих лиц в ... .

5. Какие черты характера присущи ....

6. Какая главная черта характера в ... .

7. Посмотри в словаре значение слов: узор, резьба, мастер,…

8. Какие прилагательные использует Бажов о каменной траве?

9. О каких профессиях сказы Бажова?

10. Какие достопримечательности носят имя Бажова?


Экскурсия в музей имени Бажова, музей камнерезного искусства.


Творческая работа «Бажов и современность»

Текст

Павел Петрович Бажов (1879-1950 гг) известный русский писатель, который открыл уральский край миру. Могуч и прекрасен горный Урал, хранящий в своих недрах неисчислимые богатства,- и редкостные металлы, и мрамор, и малахит, и драгоценные камни, золото и серебро. Прозрачны уральские озёра, стремительны реки. Леса богаты ягодой птицей; водятся тут лоси, дикий козёл, медведи.

Два столетия назад в этом горном крае положено начало развитию русской металлургии.

«О природных кладовых» Урала писали и до П.П. Бажова, а он акцентировал внимание на результатах нелёгкого труда рудознатцев, гранильщиков, ювелиров, которые обнаруживают скрытную природную красоту. Их изделия- гордость отечественной культуры.

П.П. Бажов писал сказы: «Малахитовая шкатулка», «Хрупкая веточка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Огневушка- поскакушка», «Горный мастер». Сказы учат радости творческого труда, а смелой мысли, воспитывающей уважение к рабочему человеку, к стремлению исследовать и раскрывать тайны природы.

Примерный проверочный материал за полугодие

Чем ты будешь заниматься после школы? Кем работают твои родители? Выбери из текста главные причины выбора будущей профессии? Какие профессии ты знаешь? В каком классе ты учишься? Какие современные профессии ты знаешь? Какие образовательные учреждения ты знаешь? Какие проблемы есть у молодежи? Как ты думаешь, что тебе поможет в дальнейшем, что будет мешать? Почему7 Произведения каких писателей вы изучали в этом году? Кто автор сказа? Какие виды литературного творчества ты знаешь? Кто главный герой произведения «Малахитовая шкатулка»? Какое чувство вызвало у тебя произведение? Ты хочешь учиться дальше или пойдешь работать? Какое время в жизни самое лучшее? Что необходимо иметь для будущего? Какая профессия тебе интересна? Сколько существует в мире профессий?













Пояснительная записка.


Полноценное владение глухим ребенком устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво понятно для окружающих . Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающиеся с опорой на развивающиеся слуховое восприятии неслышащих школьников в ходе всего учебно-воспитательного процесса с использованием разных типов электро-аккустической аппаратуры.

Развивающиеся в условиях социально организованного обучения слуховое восприятие речи создает у неслышащих принципиально новую полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи.

Одним из условий обучений устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании усиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня развития словесной речи.

Основой формирования устной речи является создание единой системы слухо-зрительно-кинестетических связей, предусматривающих активное поведение детей в условиях слухо-речевой среды. Активное речевое поведение проявляется в желании и умении неслашащего школьника вступить в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. При этом уровень слухо-зрительного восприятие речи должен быть достаточно сформирован, чтобы обеспечить обоюдный контакт. Интенсивное развитие у неслышащих учащихся навыков слухо-зрительного восприятии речи, речевого общения как одно из средств ориентации в окружающем мире. Способствует решению важных задач повышения уровня образования и трудовой подготовки неслышащих школьников, что позволяет лучше готовить их на современном этапе развития общества.

Развитее нарушенной слуховой функции осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Специальными организованными формами являются индивидуальные занятия по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны устной речи.

Программа состоит из следующих разделов: развития нарушенной слуховой функции и формирования произносительной стороны устной речи.


Развитие нарушенной слуховой функции.


Задачу работы по развитию нарушенной слуховой функции неслышащих школьников составляет развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухозрительной основы для восприятии устной речи в её коммуникативной функции.

Основным содержанием работы по развитию нарушенной слуховой функции является обучение учащихся воспринимать устную речь слухо-зрительно и на слух при использовании стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов.Основу формирования нарушенной слуховой функции составляет умение неслышащего школьника воспринимать речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

Развитие нарушенной слуховой функции осуществлятся в процессе специально организованного обучения и начиная с 6 класса предусматривается тренировка учащихсч в слухо- зрительном восприятия устной речи с последующем опознанием речевого восприятии на слух.

На индивидуальных занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, ответы на задания к текстам и диалогам, работа с рассыпным текстом, слуховые диктанты, творческие работы, работа со словарем и т.д.), способствующие уточнения понимания речевого материала, предъявляемого на слух и слухозрительно и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Каждое занятие должно быть построено так, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия речи на слух и слухо- зрительно. С 6 по 12 класс на индивидуальных занятиях учащиеся работают только с индивидуальными слуховыми аппаратами. На этом этапе придается большое значение обучению учащихся воспринимать слухо- зрительно и на слух довольно большие по объему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха . Учащиеся весь речевой материал воспринимают слухо- зрительно с последующим его опознанием только на слух. Большое внимание уделяется умение вести диалог на любую тему, обозначенную в программе или по поводу воспринятого текста.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся правильно выполняют предложенные слухо- зрительно и на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания

Формирование произносительной стороны устной речи.


Формирование произносительных навыков у неслышащих детей осуществляется в условиях широкого применения звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей использования остаточного слуха на всех уроках.

В программе определено содержание специальной работы по обучению произношению, осуществляемую на индивидуальных занятиях

Задачи обучения неслышащих школьников произносительной стороны устной речи включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие внятной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Чтобы устная речь выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка. Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся. Содержание работы по формированию произносительной стороны устной речи на всех этапах обучения составляет подражание речи учителя на основе слухового и слухо- зрительного её восприятия.

В процессе обучения произносительной стороны устной речи реализуется аналитико- синтетический концентрический полисенсорный метод.

Содержание специального обучения формирование стороны устной речи включает 5 разделов работы.

Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно, на одном выдохе, слова и коротки фразы, умение членить фразу на синтагмы.

Работа над голосом предполагает формирование и развитие навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитий модуляции голоса по сил и высоте.

Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.

Работа над словом направлена на формирование и развития навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударения и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

Работа над фразой имеет цель по формированию и развитию у учащихся навыков произнесения фразы в нормальном темпе, слитно, соблюдая ритмико- мелодическую структуру и с правильным логическим ударением.

В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самоконтроля.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки.

При подборе речевого материала учитывают его необходимость в общении. В процессе обучения используются тексты, диалоги.

Диалоги должны представлять собой небольшие целостные тексты, учитывая необходимость повторяемости, трансформации, комбинирования, перефразирования. Выбор коммуникативных ситуаций для диалогов педагог осуществляет с учетом необходимости для межличностного общения детей, соответствия жизненному опыту, содействия личностному развитии расширению и обогащению их познавательных интересов. При составлении диалогов учитывается и фонетический принцип.

Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состояние произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учётом индивидуальных особенностей психо- физического и слухо- речевого развития учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!