Пояснительная записка
Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность, формируются творческие способности.
Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией.
В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу.
В начале изучения каждого раздела рекомендуется повторить с учащимися основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу следует использовать вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.
Цель изучения прикладного курса: развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать имеющиеся знания при решении физических задач.
Основные задачи курса:
углубление знаний по физике;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
развитие логического мышления учащихся;
развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 часа /1 час в неделю
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (2 ч).
Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач. Примеры задач всех видов.
2. Механика. Кинематика (4ч).
Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей.
Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.
3. Динамика (4 ч).
Координатный метод решения задач по динамике.
Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.
4. Статика (2ч).
Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.
5. Законы сохранения (4ч).
Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.
Решение задач на определение работы и мощности
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.
Решение комбинированных задач
6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7ч).
Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния.
Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Решение качественных экспериментальных задач.
7. Основы термодинамики (2 ч).
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
8. Электродинамика. Электрическое поле (3 ч).
Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Решение экспериментальных задач.
9. Законы постоянного тока (6 ч).
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей.
Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников.
Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач.
Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.
Решение экспериментальных задач.
Календарно - тематическое планирование
Методы решения физических задач (10 класс)
(34 ч/ 1 раз в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (2 ч). |
1 | Различные приемы и способы решения физических задач: | 1 | |
2 | Составление физических задач | 1 | |
2. Механика. Кинематика (4 ч). |
3 | Координатный метод решения задач по кинематике | 1 | |
4 | Равномерное и равноускоренное движение. | 1 | |
5 | Сложение перемещений и скоростей | 1 | |
6 | Криволинейное движение. | 1 | |
3. Динамика (4 ч). |
7 | Координатный метод решения задач по динамике. | 1 | |
8 | Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона | 1 | |
9 | Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил. | 1 | |
10 | Подбор, составление и решение занимательных задач. | 1 | |
4. Статика (2ч). |
11 | Момент силы. Центр тяжести. | 1 | |
12 | Общие условия равновесия твердого тела. | 1 | |
5. Законы сохранения (4ч). |
13 | Решение задач на определение работы и мощности | 1 | |
14 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение | 1 | |
15 | Решение задач на сохранение и превращение механической энергии | 1 | |
16 | Решение комбинированных задач | 1 | |
6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7ч). |
17 | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ | 1 | |
18 | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | 1 | |
19 | Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |
20 | Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клапейрона, | 1 | |
21 | Решение задач на описание явлений поверхностного слоя | 1 | |
22 | Решение задач на определение характеристик твердого тела | 1 | |
23 | Решение качественных экспериментальных задач | 1 | |
7. Основы термодинамики (2 ч). |
24 | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики | 1 | |
25 | Решение задач на тепловые двигатели. | 1 | |
8. Электродинамика. Электрическое поле (3 ч). |
26 | Задачи разных типов на описание электрического поля | 1 | |
27 | Решение задач на описание систем конденсаторов | 1 | |
28 | Решение экспериментальных задач. | 1 | |
9. Законы постоянного тока (6 ч). | |
29 | Решение задач на расчет сопротивления сложных цепей. | 1 | |
30 | Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока | 1 | |
31 | Решение задач на закон Ома | 1 | |
32 | Решение задач на Закон Джоуля Ленца | 1 | |
33 | Ознакомление с правилом Кирхгофа | 1 | |
34 | Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС. | 1 | |
после изучения данного прикладного курса учащиеся
Должны знать:
смысл физических величин;
смысл физических законов;
методы и приемы решения физических задач.
Должны уметь:
самостоятельно выбрать метод решения задачи;
уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
составлять план решения задач;
проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Литература:
Физика. Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. Б.Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев. А: «Мектеп», 2014 год.
Сборник качественных задач по физике. А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич.-М.: Просвещение, 2000 г.
Решение сложных и нестандартных задач по физике. Красин М.С. Эвристические приемы поиска решений.-М.: ИЛЕКСА,2012
Физика: учебник – тест для подготовки к ЕНТ. А. Тусюбжанов, А. Джанузакова, Е. Акимжанов. Алматы: Шың-кітап,2015 г.
Сборник задач по физике. Г.Н. Степанова.-М.: Просвещение, 2002 г.