СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Русский язык" для общеобразовательных учреждений 5-6 класс
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лабазинская СОШ»
РАССМОТРЕНО на ШМО гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»__________2017г. Руководитель: Сидельникова Ю.С.
| СОГЛАСОВАНО Завуч: Пахомова Н.Н. от «____»__________2017г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор : Сараев В.Ф. _________________ от «___»____________2017г.
|
Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык»
основного (общего) образования
5 - 6 классы (ФГОС)
Составила
учитель русского языка
Захарова Л.С.
с. Лабазы
2017г.
Пояснительная записка.
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 5- 6 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Закона 273 – ФЗ « Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ) Глава 2 , статья 12. Образовательные программы;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
- Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский); 2013г.
- Рабочей программы, ориентированной на учебник: Русский язык. 5 класс, Русский язык
6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). М.,Просвещение,2013г. - ООП ООО 15-20 г.г. МАОУ « Лабазинская СОШ»
Программа реализуется в течение 2017-18 учебного года.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 6 часов в неделю, всего 204 часа.
ЦЕЛЬ: освоение учащимися знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; грамотное правописание.
ЗАДАЧИ :
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений познавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Речь и речевое общение. Учащийся научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность . Аудирование. Учащийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение. Учащийся научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение. Учащийся научится:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо. Учащийся научится:
-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
- писать рецензии, рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст. Учащийся научится:-
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка. Учащийся научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
-различать и анализировать тексты разных жанров,
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке. Учащийся научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика. Учащийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование. Учащийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников.
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология. Учащийся научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология. Учащийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис. Учащийся научится:
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
-анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Учащийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура. Учащийся научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
- определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Планируемые результаты реализации программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 5 класс
Раздел .Тема. | Количество часов. | Диктант | Контрольная работа | Сочинение | Изложение | Работа над ошибками |
Введение | 2 | - | - | - | - | - |
Повторение | 19 | 1 | 1 | 2 | - | 1 |
Синтаксис | 25 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Фонетика | 13 | - | 1 | 1 | 1 | - |
Лексика | 8 | - | - | 1 | 1 | - |
Морфемика. Орфография. | 17 | - | 1 | 2 | 1 | 1 |
Морфология. |
|
|
|
|
|
|
Имя существительное | 18 | - | 1 | 1 | 2 | - |
Имя прилагательное | 7 | - | 1 | 1 | 2 | - |
Глагол | 22 | - | 1 | 1 | 1 | - |
Итоговые уроки | 3 | - | 1 | - | - | 1 |
Итого 170 часов | 134 | 2 | 8 | 11 | 10 | 5 |
Содержание.
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: отзыв; письмо; расписка, доверенность, заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата план | Дата факт |
| Введение |
|
|
|
1. | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 | 1.09 |
|
2. | Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 | 2.09 |
|
| Повторение. |
|
|
|
3. | Стили речи. | 1 | 5.09 |
|
4. | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | 6.09 |
|
5. | Орфограмма | 1 | 7.09 |
|
6-7. | Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки. | 2 | 8,9.09 |
|
8-9. | Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. | 2 | 12, 13.09 |
|
10. | Буквы И, У, А после шипящих | 1 | 14.09 |
|
11. | Разделительные Ъ и Ь | 1 | 15.09 |
|
12. | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | 16.09 |
|
13. | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 1 | 19.09 |
|
14. | Входная диагностика. Контрольная работа. | 1 | 20.09 |
|
15. | Части речи | 1 | 21.09 |
|
16. | Глагол. -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | 22.09 |
|
17. | Сочинение « Как я провёл летние каникулы» | 1 | 23.09 |
|
18. | Тема текста | 1 | 26.09 |
|
19. | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | 1 | 27.09 |
|
20. | Имя существительное | 1 | 28. 09 |
|
21. | Имя прилагательное | 1 | 29. 09 |
|
22. | Р/Р Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» | 1 | 30. 09 |
|
23. | Местоимение | 1 | 3. 10 |
|
24. | Основная мысль текста. | 1 | 4.10 |
|
25. | Контрольный диктант | 1 | 5.10 |
|
26. | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | 6.10 |
|
| Синтаксис. Пунктуация. |
|
|
|
27. | Синтаксис. | 1 | 7.10 |
|
28. | Пунктуация. | 1 | 10.10 |
|
29. | Словосочетание. Главное и зависимое слово. | 1 | 11.10 |
|
30. | Словосочетание. Разбор словосочетания. | 1 | 12.10 |
|
31. | Р/Р Сжатое изложение «Гордость-это хорошо или плохо?» | 1 | 13.10 |
|
32. | Предложение. | 1 | 14.10 |
|
33. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 17.10 |
|
34. | Восклицательные предложения. | 1 | 18.10 |
|
35. | Р/Р Сочинение « Интересная встреча» Упр.157 | 1 | 19.10 |
|
36. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 20.10 |
|
37. | Сказуемое. | 1 | 21.10 |
|
38. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 24.10 |
|
39. | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | 25.10 |
|
40-41. | Контрольная работа за 1 четверть. Работа над ошибками. | 2 | 26.10 27. 10 |
|
42. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | 28.10 |
|
43. | Определение. | 1 | 7.11 |
|
44. | Обстоятельство. | 1 | 8.11 |
|
45. | Предложения с однородными членами | 1 | 9.11 |
|
46. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 10.11 |
|
47. | Письмо | 1 | 11.11 |
|
48. | Предложения с обращениями | 1 | 14.11 |
|
49. | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 15.11 |
|
50. | Р\ р Основная мысль в сочинении по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | 1 | 16.11 |
|
51. | Простые и сложные предложения | 1 | 17.11 |
|
52-53. | Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения | 2 | 18.11 19.11 |
|
54. | Прямая речь | 1 | 21.11 |
|
55. | Диалог | 1 | 22.11 |
|
56. | Повторение | 1 | 23.11 |
|
57. | Р/р Сжатое изложение «Аркаша Пластов» | 1 | 24.11 |
|
58. | Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 25.11 |
|
59. | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | 28.11 |
|
| Фонетика. |
|
|
|
60. | Фонетика. Гласные звуки | 1 | 29.11 |
|
61. | Согласные звуки | 1 | 30.11 |
|
62. | Изменение звуков в потоке речи | 1 | 1.12 |
|
63. | Согласные твёрдые и мягкие | 1 | 2.12 |
|
64. | Согласные звонкие и глухие | 1 | 5.12 |
|
65. | Р/р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»). | 1 | 6.12 |
|
66. | Графика. Алфавит. | 1 | 7.12 |
|
67. | Описание предмета в научном и художественном стилях | 1 | 8.12 |
|
68. | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | 9.12 |
|
69. | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | 12.12 |
|
70. | Орфоэпия | 1 | 13.12 |
|
71. | Фонетический разбор слова | 1 | 14.12 |
|
72. | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | 15.12 |
|
73. | Повторение | 1 | 16.12 |
|
74. | Р/Р Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине «Цветы., фрукты, птица» | 1 | 19.12 |
|
75. | Тест по теме «Фонетика» за 1 четверть. | 1 | 20.12 |
|
| Лексика |
|
|
|
76. | Слово и его лексическое значение | 1 | 21.12 |
|
77. | Однозначные и многозначные слова | 1 | 22.12 |
|
78-79. | Прямое и переносное значение слов | 2 | 26.12 27.12 |
|
80-81. | Омонимы | 2 | 28.12 |
|
82. | Синонимы | 1 | 29.12 |
|
83. | Р\р Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») | 1 | 9.01 |
|
84. | Антонимы | 1 | 10.01 |
|
85. | Р/Р Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег») | 1 | 12.01 |
|
| Морфемика. Орфография. |
|
|
|
86. | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | 13.01 |
|
87. | Окончание. | 1 | 14.01 |
|
88. | Основа слова | 1 | 16.01 |
|
89. | Р/Р Сочинение по личным впечатлениям | 1 | 17.01 |
|
90. | Корень слова | 1 | 18.01 |
|
91. | Рассуждение. (Домашнее сочинение Упр. 402) | 1 | 19.01 |
|
92. | Суффикс | 1 | 20.01 |
|
93. | Приставка | 1 | 23.01 |
|
94. | Р/Р Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника» | 1 | 24.01 |
|
95. | Чередование звуков | 1 | 25.01 |
|
96. | Беглые гласные | 1 | 26.01 |
|
97. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | 27.01 |
|
98. | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 30.01 |
|
99. | Буквы З и С на конце приставок | 2 | 31.01 1.02 |
|
100. | Буквы О – А в корне ЛАГ- ЛОЖ | 1 | 2.02 |
|
101-102. | Буквы О – А в корне РАСТ – РОС | 1 | 3.02 |
|
103. | Буквы Ё – О после шипящих в корне | 1 | 6.02 |
|
104. | Буквы Ы – И после Ц | 1 | 7.02 |
|
105. | Повторение | 1 | 8.02 |
|
106. | Контрольная работа по теме «Морфология и орфография» | 1 | 9.02 |
|
107. | Работа над ошибками | 1 | 10.02 |
|
107. | Р/р Сочинение – описание изображённого на картине. (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | 1 | 13.02 |
|
| Морфология. |
|
|
|
| Существительное. |
|
|
|
108. | Имя существительное как часть речи | 1 | 13.02 |
|
109. | Доказательства в рассуждении. (Домашнее сочинение – рассуждение Упр.484) | 1 | 14.02 |
|
110. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | 15.02 |
|
111. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2 | 16.02 17.02 |
|
112. | Большая буква в именах собственных | 1 | 20.02 |
|
113. | Род имён существительных | 1 | 21.02 |
|
114 . | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | 22.02 |
|
115. | Р/р Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница) | 1 | 24.02 |
|
116. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | 27.02 |
|
117. | Три склонения имён существительных | 1 | 28.02 |
|
118. | Падеж имён существительных | 1 | 1.03 |
|
119. | Р/Р Изложение с изменением лица . Упр. 546 | 1 | 2.03 |
|
120. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | 3.03 |
|
121-122. | Множественное число имён существительных. | 2 | 7.03 9.03 |
|
123. | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | 10.03 |
|
124. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 13.03 |
|
125. | Р/Р Сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье») | 1 | 14.03 |
|
126. | Повторение. | 1 | 15.03 |
|
127. | Контрольная работа по теме «Имя существительное» за 3 четверть | 1 | 16.03 |
|
128. | Работа над ошибками | 1 | 17.03 |
|
129. | Повторение. | 1 | 20.03 |
|
| Имя прилагательное. |
|
|
|
130. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 21.03 |
|
131. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 22.03 |
|
132. | Р/Р Изложение А. И. Куприн «Ю-ю» | 1 | 23.03 |
|
133-134. | Прилагательные полные и краткие. (Домашнее сочинение «Моё любимое животное» | 2 | 3.04 4.04 |
|
135. | Р/Р Изложение А. И. Куприн «Ю-ю» | 1 | 5.04 |
|
136. | Р/р Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение» | 1 | 6.04 |
|
137. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 7.04 |
|
138-139. | Повторение. | 2 | 8.04 10.04 |
|
140. | Тест по теме « Имя прилагательное» | 1 | 11.04 |
|
| Глагол. |
|
|
|
141. | Глагол как часть речи | 1 | 12.04 |
|
142. | НЕ с глаголами | 1 |
|
|
143. | Р\Р Рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | 13.04 |
|
144. | Неопределённая форма глагола | 1 | 12.04 |
|
145. | Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 1 | 13.04 |
|
146-147. | Виды глагола. | 2 | 14.04 17.04 |
|
147-148 | Буквы Е – И в корнях с чередованием | 2 | 18.04 19.04 |
|
149. | Невыдуманный рассказ о себе | 1 | 20.04 |
|
150. | Время глагола | 1 | 21.04 |
|
151. | Прошедшее время | 1 | 24.04 |
|
152. | Настоящее время | 1 | 25.04 |
|
153. | Будущее время | 1 | 26.04 |
|
154. | Спряжение глаголов | 1 | 27.04 |
|
155-156. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 | 28.04 3.05 |
|
157. | Морфологический разбор глагола | 1 | 4.05 |
|
158- | Р/р Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт») | 1 | 5.05 |
|
159-160 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | 8.05 10.05 |
|
161. | Употребление времён | 1 | 11.05 |
|
162. | Повторение | 2 | 12.05 13 .05 |
|
163 | Тест по теме «Глагол» | 1 | 15.05 |
|
| Итоговые уроки. |
|
|
|
164- 165. | Разделы науки о языке | 2 | 16.05 19.05 |
|
166-167 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов | 2 | 22.05 23.05 |
|
168-169 | Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 | 24.05 25.05 |
|
170. | Итоговый урок | 1 | 26.05
|
|
Учебно-тематический план. 6 класс.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов, тестирований | Кол-во изложений | Кол-во сочинений |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | - | - | - |
Повторение изученного в 5 классе. | 15 | 1 | - | 1 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 14 | 1 | 1 | 1 |
Словообразование. Орфография. | 23 | 1 | - | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 20 29 17 26 36 | 1 1 2 1 1 | - - - - 1 | 1 2 - 1 2 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 23 | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 204 | 10 | 2 | 11 |
Содержание тем учебного курса. 6 класс.
Русский язык - один из развитых языков мира
Повторение пройденного в 5 классе
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация материала за курс 6 класса.
Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата План | Дата факт |
| Повторение | 16 |
|
|
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
|
|
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | 1 |
|
|
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | 1 |
|
|
4 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 |
|
|
5 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 |
|
|
6 | Орфограмма в окончаниях | 1 |
|
|
7 | Словосочетание | 1 |
|
|
8 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 |
|
|
9 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
|
|
10 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 1 |
|
|
11 | Прямая речь. Диалог | 1 |
|
|
12 | Р\р Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» | 1 |
|
|
13 | Текст | 1 |
|
|
14 | Р/р Стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 |
|
|
15 | Входная контрольная работа по повторению | 1 |
|
|
16. | Работа над ошибками диктанта. | 1 |
|
|
| Лексика | 14 |
|
|
17 | Повторение изученного по лексике в 5 классе. | 1 |
|
|
18 | Общеупотребительные слова. | 1 |
|
|
19 | Профессионализмы. | 1 |
|
|
20 | Диалектизмы. | 1 |
|
|
21 | Жаргонизмы | 1 |
|
|
22 | Устаревшие слова. Неологизмы. | 1 |
|
|
23 | Р\р Сочинение по картине Яблонской «Утро» | 1 |
|
|
24 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
|
|
25 | Фразеологизмы. | 1 |
|
|
26-27 | Р\р Сжатое изложение по тексту о В.Дале (обучающее) | 2 |
|
|
28 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | 1 |
|
|
29 | Тест по теме «Лексика» | 1 |
|
|
30 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| «Морфемика». | 23 |
|
|
31 32- 33 | Повторение изученного «Морфемика». Словообразование и орфография | 3 |
|
|
34-35 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 |
|
|
36 | Этимология слова | 1 |
|
|
37 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
|
|
38 | Буквы О и А в корне – кос - кас- | 1 |
|
|
39-40 | Р\р Сочинение- описание интерьера | 2 |
|
|
41 | Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-. | 1 |
|
|
42 | Буквы И и Ы после приставок | 1 |
|
|
43-44 | Гласные в приставках пре- и при- | 2 |
|
|
45-46 | Р\р Сочинение по картине А.М. Герасимова « После дождя» | 2 |
|
|
47 | Трудные случаи написания приставок пре- и при- | 1 |
|
|
48 | Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 |
|
|
49 | Сложносокращенные слова | 1 |
|
|
50-51 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 |
|
|
52
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | 1 |
|
|
53. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| «Имя существительное» | 20 |
|
|
54 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | 1 |
|
|
55 | Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | 1 |
|
|
56-58 | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | 3 |
|
|
59-60 | Несклоняемые имена существительные. | 2 |
|
|
61 | Имена существительные общего рода. | 1 |
|
|
62 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
|
|
63 | Подготовка к домашнему сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» | 1 |
|
|
64-65 | Не с существительными | 2 |
|
|
66 | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик-, щик- | 1 |
|
|
67 | Гласные в суффиксах -ек и-ик- | 1 |
|
|
68 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
|
|
69-71 | Повторение темы «Имя существительное» | 3 |
|
|
72 | Контрольная работа по теме: «Имя существительное» | 1 |
|
|
73 | Анализ контрольной работы | 1 |
|
|
| «Имя прилагательное». | 29 |
|
|
74 75 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в тексте. | 2 |
|
|
76 | Повторение морфологических признаков прилагательного | 1 |
|
|
77 | Описание природы | 1 |
|
|
78-80 | Степени сравнения имен прилагательных | 3 |
|
|
81 | Разряды имен прилагательных по значению. | 1 |
|
|
82 | Качественные прилагательные. | 1 |
|
|
83 | Относительные прилагательные | 1 |
|
|
84 | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий –ин (-ын) | 1 |
|
|
85 | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ов(-ев) | 1 |
|
|
86-87 | Не с именами прилагательными | 2 |
|
|
88 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
|
|
89 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
|
|
90 | P.p. Сочинение по картине | 1 |
|
|
91-92 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 2 |
|
|
93-94 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. | 2 |
|
|
95-96 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 2 |
|
|
97-98 | Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 2 |
|
|
99-100 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 |
|
|
101 | Тестирование по теме «Прилагательное» | 1 |
|
|
102 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
| Имя числительное | 17 |
|
|
103-104 | Имя числительное как часть речи. | 2 |
|
|
105 | Простые и составные числительные | 1 |
|
|
106 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
|
|
107 | Разряды числительных | 1 |
|
|
108-109 | Числительные, обозначающие целые числа. Склонение числительных. | 2 |
|
|
110-111 | Дробные числительные. Склонение дробных числительных. | 2 |
|
|
112 113 | Собирательные числительные. Употребление в речи. | 2 |
|
|
114 | Порядковые числительные | 1 |
|
|
115 | Изменение порядковых числительных | 1 |
|
|
116 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
|
|
117 | Повторение темы «Имя числительное» . | 1 |
|
|
118 | Контрольная работа по теме: «Имя числительное» | 1 |
|
|
119 | Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное». Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| Местоимение | 26 |
|
|
120 | Местоимение как часть речи | 1 |
|
|
121- 122 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 2 |
|
|
123 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 |
|
|
124 | Вопросительные местоимения | 1 |
|
|
125 | Относительные местоимения | 1 |
|
|
126- 127 | Неопределенные местоимения. Правописание неопределённых местоимений | 2 |
|
|
128 129 | Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений | 2 |
|
|
130 | Повторение правописания отрицательных и определительных местоимений. | 1 |
|
|
131 132 | Притяжательные местоимения | 2 |
|
|
133 134 | Р.р Сочинение - рассуждение (упр. 480) | 2 |
|
|
135 136 | Указательные местоимения | 2 |
|
|
137
| Определительные местоимения | 1 |
|
|
138 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
|
|
139-140 | Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» | 2 |
|
|
141 | Редактирование сочинений. | 1 |
|
|
142-143 | Повторение по теме «Местоимение» | 2 |
|
|
144 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» за 3 чет. | 1 |
|
|
145 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| Глагол. | 36 |
|
|
146 147 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | 2 |
|
|
148-149 | Инфинитив. Спряжение глаголов | 2 |
|
|
150-151 | Правописание е-и в корнях глаголов с чередованием | 2 |
|
|
152 | P.p. Сочинение – рассказ. | 1 |
|
|
153- 154 | Разноспрягаемые глаголы | 2 |
|
|
155 156 | Глаголы переходные и непереходные | 2 |
|
|
157-158 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 |
|
|
159-160 | Контрольное Изложение | 2 |
|
|
161 162 | Условное наклонение | 2 |
|
|
163 164 | Повелительное наклонение | 2 |
|
|
165-166 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | 2 |
|
|
167 168 | Употребление наклонений | 2 |
|
|
169-170 | Безличные глаголы. | 2 |
|
|
171 | Морфологический разбор глагола | 1 |
|
|
172- 173 | P.p. Рассказ на основе услышанного.Сочинение-рассказ. | 2 |
|
|
174-175 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-ева- | 2 |
|
|
176 | Правописание гласной перед суффиксом -л- прошедшего времени. | 1 |
|
|
177-178 | Повторение темы «Глагол» | 2 |
|
|
179 | Работа с текстом по теме «Глагол» | 1 |
|
|
180 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 |
|
|
181 | Анализ контрольной работы | 1 |
|
|
| Повторение. | 23 |
|
|
182-183 | Разделы науки о языке. Стили и типы речи. | 2 |
|
|
184- 186 | Орфография. Орфографический разбор. | 3 |
|
|
187- 188 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 2 |
|
|
180- 190 | P.p. Контрольное Сочинение - рассказ | 2 |
|
|
191- 192 |
Лексика и фразеология | 2 |
|
|
193- 194 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 2 |
|
|
195- 197 | Морфологический разбор разных частей речи | 3 |
|
|
198-199 | Итоговый контрольный тест за курс 6 класса | 2 |
|
|
200 | Анализ контрольной работы. | 1 |
|
|
201-204 | Итоговые уроки | 4 |
|
|
|