СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Русский язык" для общеобразовательных учреждений 5-6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Русский язык" для общеобразовательных учреждений  5-6 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа "Русский язык" для общеобразовательных учреждений 5-6 класс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Лабазинская СОШ»



РАССМОТРЕНО

на ШМО гуманитарного цикла

Протокол № ___

от «____»__________2017г.

Руководитель: Сидельникова Ю.С.




СОГЛАСОВАНО

Завуч: Пахомова Н.Н.



от «____»__________2017г.






УТВЕРЖДАЮ

Директор : Сараев В.Ф.

_________________

от «___»____________2017г.










Рабочая программа

по учебному курсу

«Русский язык»

основного (общего) образования

5 - 6 классы (ФГОС)









Составила

учитель русского языка



Захарова Л.С.

с. Лабазы

2017г.

Пояснительная записка.



Данная учебная программа ориентирована на учащихся 5- 6 классов и реализуется на основе следующих документов:

- Закона 273 – ФЗ « Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ) Глава 2 , статья 12. Образовательные программы;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);

- Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский); 2013г.

- Рабочей программы, ориентированной на учебник: Русский язык. 5 класс, Русский язык

6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). М.,Просвещение,2013г. - ООП ООО 15-20 г.г. МАОУ « Лабазинская СОШ»

Программа реализуется в течение 2017-18 учебного года.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 6 часов в неделю, всего 204 часа.

ЦЕЛЬ: освоение учащимися знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; грамотное правописание.



ЗАДАЧИ :

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений познавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Речь и речевое общение. Учащийся научится:

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Учащийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность . Аудирование. Учащийся научится:

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение. Учащийся научится:

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение. Учащийся научится:

-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться:

-создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо. Учащийся научится:

-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Учащийся получит возможность научиться:

- писать рецензии, рефераты;

- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст. Учащийся научится:-

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Учащийся получит возможность научиться:

-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка. Учащийся научится:

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

-различать и анализировать тексты разных жанров,

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке. Учащийся научится:

- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

- оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться:

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика. Учащийся научится:

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование. Учащийся научится:

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

-различать изученные способы словообразования;

-  анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Учащийся получит возможность научиться:

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников.

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология. Учащийся научится:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников; использовать эту информацию в различных видах деятельности.



Морфология. Учащийся научится:

- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис. Учащийся научится:

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Учащийся получит возможность научиться:

-анализировать синонимические средства синтаксиса;

- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.





Правописание: орфография и пунктуация. Учащийся научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Учащийся получит возможность научиться:

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура. Учащийся научится:

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

-  анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

Аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения

- определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
















Планируемые результаты реализации программы  «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



Планируемые результаты реализации программы  «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»


Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.


Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.






















































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 5 класс



Раздел .Тема.

Количество часов.

Диктант

Контрольная работа

Сочинение

Изложение

Работа над ошибками

Введение

2

-

-

-

-

-

Повторение

19

1

1

2

-

1

Синтаксис

25

1

1

2

2

2

Фонетика

13

-

1

1

1

-

Лексика

8

-

-

1

1

-

Морфемика. Орфография.

17

-

1

2

1

1

Морфология.







Имя существительное

18

-

1

1

2

-

Имя прилагательное

7

-

1

1

2

-

Глагол

22

-

1

1

1

-

Итоговые уроки

3

-

1

-

-

1

Итого 170 часов

134

2

8

11

10

5

Содержание.

Коммуникативная компетенция

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: отзыв; письмо; расписка, доверенность, заявление.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Состав слова (Морфемика) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.

Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.



Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Календарно-тематическое планирование. 5 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

план

Дата

факт


Введение




1.

Язык и человек. Общение устное и письменное

1

1.09


2.

Читаем учебник. Слушаем на уроке

1

2.09



Повторение.




3.

Стили речи.

1

5.09


4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

6.09


5.

Орфограмма

1

7.09


6-7.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Способы проверки.

2

8,9.09


8-9.

Правописание согласных в корне слова.

Непроизносимые согласные.

2

12,

13.09


10.

Буквы И, У, А после шипящих

1

14.09


11.

Разделительные Ъ и Ь

1

15.09


12.

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

16.09


13.

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение

(По Г. А. Скребицкому)

1

19.09


14.

Входная диагностика. Контрольная работа.

1

20.09


15.

Части речи

1

21.09


16.

Глагол. -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

1

22.09


17.

Сочинение « Как я провёл летние каникулы»

1

23.09


18.

Тема текста

1

26.09


19.

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами

1

27.09


20.

Имя существительное

1

28. 09


21.

Имя прилагательное

1

29. 09


22.

Р/Р Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»

1

30. 09


23.

Местоимение

1

3. 10


24.

Основная мысль текста.

1

4.10


25.

Контрольный диктант

1

5.10


26.

Анализ диктанта, работа над ошибками

1

6.10



Синтаксис. Пунктуация.




27.

Синтаксис.

1

7.10


28.

Пунктуация.

1

10.10


29.

Словосочетание. Главное и зависимое слово.

1

11.10


30.

Словосочетание. Разбор словосочетания.

1

12.10


31.

Р/Р Сжатое изложение «Гордость-это хорошо или плохо?»

1

13.10


32.

Предложение.

1

14.10


33.

Виды предложений по цели высказывания.

1

17.10


34.

Восклицательные предложения.

1

18.10


35.

Р/Р Сочинение « Интересная встреча» Упр.157

1

19.10


36.

Члены предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

20.10


37.

Сказуемое.

1

21.10


38.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

24.10


39.

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

25.10


40-41.

Контрольная работа за 1 четверть.

Работа над ошибками.

2

26.10

27. 10


42.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

28.10


43.

Определение.

1

7.11


44.

Обстоятельство.

1

8.11


45.

Предложения с однородными членами

1

9.11


46.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

10.11


47.

Письмо

1

11.11


48.

Предложения с обращениями

1

14.11


49.

Синтаксический разбор простого предложения

1

15.11


50.

Р\ р Основная мысль в сочинении по картине

Ф. Решетникова «Мальчишки»

1

16.11


51.

Простые и сложные предложения

1

17.11


52-53.

Знаки препинания в сложном предложении.

Синтаксический разбор сложного предложения

2

18.11

19.11


54.

Прямая речь

1

21.11


55.

Диалог

1

22.11


56.

Повторение

1

23.11


57.

Р/р Сжатое изложение «Аркаша Пластов»

1

24.11


58.

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

25.11


59.

Анализ диктанта, работа над ошибками

1

28.11



Фонетика.




60.

Фонетика. Гласные звуки

1

29.11


61.

Согласные звуки

1

30.11


62.

Изменение звуков в потоке речи

1

1.12


63.

Согласные твёрдые и мягкие

1

2.12


64.

Согласные звонкие и глухие

1

5.12


65.

Р/р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»).

1

6.12


66.

Графика. Алфавит.

1

7.12


67.

Описание предмета в научном и художественном стилях

1

8.12


68.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

9.12


69.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

12.12


70.

Орфоэпия

1

13.12


71.

Фонетический разбор слова

1

14.12


72.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

15.12


73.

Повторение

1

16.12


74.

Р/Р Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине «Цветы., фрукты, птица»

1

19.12


75.

Тест по теме «Фонетика» за 1 четверть.

1

20.12



Лексика




76.

Слово и его лексическое значение

1

21.12


77.

Однозначные и многозначные слова

1

22.12


78-79.

Прямое и переносное значение слов

2

26.12

27.12


80-81.

Омонимы

2

28.12


82.

Синонимы

1

29.12


83.

Р\р Сочинение по картине

(И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»)

1

9.01


84.

Антонимы

1

10.01


85.

Р/Р Подробное изложение

(К. Г. Паустовский «Первый снег»)

1

12.01



Морфемика. Орфография.




86.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов

1

13.01


87.

Окончание.

1

14.01


88.

Основа слова

1

16.01


89.

Р/Р Сочинение по личным впечатлениям

1

17.01


90.

Корень слова

1

18.01


91.

Рассуждение. (Домашнее сочинение Упр. 402)

1

19.01


92.

Суффикс

1

20.01


93.

Приставка

1

23.01


94.

Р/Р Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника»

1

24.01


95.

Чередование звуков

1

25.01


96.

Беглые гласные

1

26.01


97.

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

1

27.01


98.

Правописание гласных и согласных в приставках

1

30.01


99.

Буквы З и С на конце приставок

2

31.01

1.02


100.

Буквы ОА в корне ЛАГ- ЛОЖ

1

2.02


101-102.

Буквы ОА в корне РАСТРОС

1

3.02


103.

Буквы ЁО после шипящих в корне

1

6.02


104.

Буквы ЫИ после Ц

1

7.02


105.

Повторение

1

8.02


106.

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

1

9.02


107.

Работа над ошибками

1

10.02


107.

Р/р Сочинение – описание изображённого на картине.

(П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

1

13.02



Морфология.





Существительное.




108.

Имя существительное как часть речи

1

13.02


109.

Доказательства в рассуждении.

(Домашнее сочинение – рассуждение Упр.484)

1

14.02


110.

Имена существительные одушевлённые

и неодушевлённые

1

15.02


111.

Имена существительные собственные и нарицательные.

2

16.02

17.02


112.

Большая буква в именах собственных

1

20.02


113.

Род имён существительных

1

21.02


114 .

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

22.02


115.

Р/р Элементы рассуждения в повествовании.

Сжатое изложение

(Е. А. Пермяк «Перо и чернильница)

1

24.02


116.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

27.02


117.

Три склонения имён существительных

1

28.02


118.

Падеж имён существительных

1

1.03


119.

Р/Р Изложение с изменением лица . Упр. 546

1

2.03


120.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1

3.03


121-122.

Множественное число имён существительных.

2

7.03

9.03


123.

Правописание ОЕ после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1

10.03


124.

Морфологический разбор имени существительного

1

13.03


125.

Р/Р Сочинение по картине

(Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»)

1

14.03


126.

Повторение.

1

15.03


127.

Контрольная работа по теме «Имя существительное» за 3 четверть

1

16.03


128.

Работа над ошибками

1

17.03


129.

Повторение.

1

20.03



Имя прилагательное.




130.

Имя прилагательное как часть речи

1

21.03


131.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

22.03


132.

Р/Р Изложение А. И. Куприн «Ю-ю»

1

23.03


133-134.

Прилагательные полные и краткие. (Домашнее сочинение «Моё любимое животное»

2

3.04

4.04


135.

Р/Р Изложение А. И. Куприн «Ю-ю»

1

5.04


136.

Р/р Описание животного на основе изображённого.

Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»

1

6.04


137.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

7.04


138-139.

Повторение.

2

8.04

10.04


140.

Тест по теме « Имя прилагательное»

1

11.04



Глагол.




141.

Глагол как часть речи

1

12.04


142.

НЕ с глаголами

1



143.

Р\Р Рассказ по сюжетным картинкам.

1

13.04


144.

Неопределённая форма глагола

1

12.04


145.

Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

1

13.04


146-147.

Виды глагола.

2

14.04

17.04


147-148

Буквы ЕИ в корнях с чередованием

2

18.04

19.04


149.

Невыдуманный рассказ о себе

1

20.04


150.

Время глагола

1

21.04


151.

Прошедшее время

1

24.04


152.

Настоящее время

1

25.04


153.

Будущее время

1

26.04


154.

Спряжение глаголов

1

27.04


155-156.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

28.04

3.05


157.

Морфологический разбор глагола

1

4.05


158-

Р/р Сжатое изложение с изменением формы лица

(А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

1

5.05


159-160

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

8.05

10.05


161.

Употребление времён

1

11.05


162.

Повторение

2

12.05

13 .05


163

Тест по теме «Глагол»

1

15.05



Итоговые уроки.




164- 165.

Разделы науки о языке

2

16.05

19.05


166-167

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов

2

22.05

23.05


168-169

Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.

2

24.05

25.05


170.

Итоговый урок

1

26.05



































Учебно-тематический план. 6 класс.



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных диктантов, тестирований

Кол-во изложений

Кол-во сочинений

Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира.

1

-

-

-

Повторение изученного в 5 классе.

15

1

-

1

Лексика и фразеология. Культура речи.

14

1

1

1

Словообразование. Орфография.

23

1

-

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.



20

29

17

26

36



1

1

2

1

1



-

-

-

-

1



1

2

-

1

2

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

23

1

-

1

ИТОГО

204

10

2

11



Содержание тем учебного курса. 6 класс.

Русский язык - один из развитых языков мира

Повторение пройденного в 5 классе

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация материала за курс 6 класса.



















Календарно-тематическое планирование. 6 класс.



урока

Тема раздела, урока

Количество

часов

Дата

План

Дата

факт


Повторение

16



1

Русский язык – один из развитых языков мира

1



2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1



3

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1



4

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1



5

Части речи. Морфологический разбор слова.

1



6

Орфограмма в окончаниях

1



7

Словосочетание

1



8

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1



9

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

1



10

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

1



11

Прямая речь. Диалог

1



12

Р\р Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

1



13

Текст

1



14

Р/р Стили речи. Официально-деловой стиль.

1



15

Входная контрольная работа по повторению

1



16.

Работа над ошибками диктанта.

1




Лексика

14



17

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1



18

Общеупотребительные слова.

1



19

Профессионализмы.

1



20

Диалектизмы.

1



21

Жаргонизмы

1



22

Устаревшие слова.

Неологизмы.

1



23

Р\р Сочинение по картине Яблонской «Утро»

1



24

Исконно русские и заимствованные слова

1



25

Фразеологизмы.

1



26-27

Р\р Сжатое изложение по тексту о В.Дале (обучающее)

2



28

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика»

1



29

Тест по теме «Лексика»

1



30

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1




«Морфемика».

23



31

32- 33

Повторение изученного «Морфемика».

Словообразование и орфография

3



34-35

Основные способы образования слов в русском языке.

2



36

Этимология слова

1



37

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1



38

Буквы О и А в корне – кос - кас-

1



39-40

Р\р Сочинение- описание интерьера

2



41

Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-.

1



42

Буквы И и Ы после приставок

1



43-44

Гласные в приставках пре- и при-

2



45-46

Р\р Сочинение по картине А.М. Герасимова

« После дождя»

2



47

Трудные случаи написания приставок пре- и при-

1



48

Соединительные О и Е в сложных словах.

1



49

Сложносокращенные слова

1



50-51

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2



52


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование»

1



53.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1




«Имя существительное»

20



54

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

1



55

Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.

1



56-58

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

3



59-60

Несклоняемые имена существительные.

2



61

Имена существительные общего рода.

1



62

Морфологический разбор имени существительного.

1



63

Подготовка к домашнему сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее»

1



64-65

Не с существительными

2



66

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик-, щик-

1



67

Гласные в суффиксах -ек и-ик-

1



68

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существи­тельных

1



69-71

Повторение темы «Имя существительное»

3



72

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

1



73

Анализ контрольной работы

1




«Имя прилагательное».

29



74

75

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в тексте.

2



76

Повторение морфологических признаков прилагательного

1



77

Описание природы

1



78-80

Степени сравнения имен прилагательных

3



81

Разряды имен прилагательных по значению.

1



82

Качествен­ные прилагательные.

1



83

Относительные прилагательные

1



84

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий –ин (-ын)

1



85

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ов(-ев)

1



86-87

Не с именами прилагательными

2



88

Морфологический разбор имени прилагательного

1



89

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилага­тельных

1



90

P.p. Сочинение по картине

1



91-92

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2



93-94

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-.

2



95-96

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

2



97-98

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

2



99-100

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2



101

Тестирование по теме «Прилагательное»

1



102

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное»

1




Имя числительное

17



103-104

Имя числительное как часть речи.

2



105

Простые и составные числительные

1



106

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1



107

Разряды числительных

1



108-109

Числительные, обозначающие целые числа. Склонение числительных.

2



110-111

Дробные числительные. Склонение дробных числительных.

2



112

113

Собирательные числительные. Употребление в речи.

2



114

Порядковые числительные

1



115

Изменение порядковых числительных

1



116

Морфологический разбор имени числительного

1



117

Повторение темы «Имя числительное» .

1



118

Контрольная работа по теме: «Имя числительное»

1



119

Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное». Работа над ошибками.

1




Местоимение

26



120

Местоимение как часть речи

1



121-

122

Разряды местоимений. Личные местоимения.

2



123

Возвратное местоимение СЕБЯ

1



124

Вопросительные местоимения

1



125

Относительные местоимения

1



126-

127

Неопределенные местоимения.

Правописание неопределённых местоимений

2



128

129

Отрицательные местоимения.

Правописание отрицательных местоимений

2



130

Повторение правописания отрицательных и определительных местоимений.

1



131

132

Притяжательные местоимения

2



133

134

Р.р Сочинение - рассуждение (упр. 480)

2



135

136

Указательные местоимения

2



137


Определительные местоимения

1



138

Морфологический разбор местоимения

1



139-140

Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

2



141

Редактирование сочинений.

1



142-143

Повторение по теме «Местоимение»

2



144

Контрольный диктант по теме «Местоимение» за 3 чет.

1



145

Анализ контрольного диктанта.

1




Глагол.

36



146

147

Повторение изученного в 5 классе о глаголе.

2



148-149

Инфинитив. Спряжение глаголов

2



150-151

Правописание е-и в корнях глаголов с чередованием

2



152

P.p. Сочинение – рассказ.

1



153-

154

Разноспрягаемые глаголы

2



155

156

Глаголы переходные и непереходные

2



157-158

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

2



159-160

Контрольное Изложение

2



161

162

Условное наклонение

2



163

164

Повелительное наклонение

2



165-166

Различение повелительного наклонения и формы буду­щего времени

2



167

168

Употребление наклонений

2



169-170

Безличные глаголы.

2



171

Морфологический разбор глагола


1



172-

173

P.p. Рассказ на основе услышанного.Сочинение-рассказ.

2



174-175

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-ева-

2



176

Правописание гласной перед суффиксом -л- прошедшего времени.

1



177-178

Повторение темы «Глагол»

2



179

Работа с текстом по теме «Глагол»

1



180

Контрольная работа по теме «Глагол»

1



181

Анализ контрольной работы

1




Повторение.

23



182-183

Разделы науки о языке. Стили и типы речи.

2



184-

186



Орфография. Орфографический разбор.



3



187-

188



Пунктуация. Пунктуационный разбор

2



180-

190

P.p. Контрольное Сочинение - рассказ

2



191-

192

Лексика и фразеология

2



193-

194



Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

2



195-

197

Морфологический разбор разных частей речи

3



198-199

Итоговый контрольный тест за курс 6 класса

2



200

Анализ контрольной работы.

1



201-204

Итоговые уроки

4