СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа саморазвития

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа саморазвития

Просмотр содержимого документа
«Программа саморазвития»



Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение

«БУКАНСКАЯ средняя общеобразовательная школа»







ПРИНЯТО

методическим советом школы

протокол от «____» ___ 201__г. № _____


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Н.Б. Мителёва



Приказ от «___»____201__г. № _____





Программа саморазвития






Составитель:

Машинская Елена Анатольевна,

учитель английского языка

1 квалификационной категории.







Буканское 2017 г.





Пояснительная записка.


Самооценка относится к центральным свойствам личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную и профессиональную компетентность.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. Самооценка педагога во многом определяет восприятие им учащихся, оценку достижений учащихся, планирование условий развития детей. Используя различные диагностические методики, я пытаюсь решить актуальнейшие проблемы оценки своего профессионализма и уровня своей профессиональной компетентности. Данные диагностические материалы по изучению, анализу, оценке компетентности саморазвития позволяют определить конкретные параметры педагогической деятельности. В целом же материалы помогут выработать правильный подход и систематизировать работу по саморазвитию. По вопросу саморазвития предполагается формирование эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и решительности.

Цели и задачи учителя:

   Цель моей педагогической концепции  – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого ученика через изучение иностранного языка.

 Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачи:

- помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность в себе;

- развивать и активизировать познавательные способности, творческую инициативу;

-раскрыть новые возможности общения в современном мире, развивать коммуникативную культуру.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса, посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов, интерактивных методов.

Педагогическая наука давно установила:

«Обучать надо не всех, а каждого». И новые образовательные стандарты требуют не только предметные результаты обучения, но также межпредметные и личностные.

Для меня личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы грамотно организовать современный урок, необходимо сделать его интересным, включить в работу всех и каждого в отдельности.

Для этого необходимо использовать современные технические средства обучения: компьютер, интерактивные доски, ресурсы интернета. Но только этого недостаточно, нужно создать психологически комфортную атмосферу для детей. Такую атмосферу сотрудничества я стараюсь создавать на каждом уроке, чтобы ученики не формально изучали предмет, а вовлекались в творческую работу по овладению иностранным языком. Считаю важным, то, чтобы каждый ученик осознал необходимость изучения иностранного языка лично для себя, для своего будущего.



Схема реализации программы.


1 этап

Определение основных задач. Выбор методики определения уровня самооценки.


2 этап

Применение выбранной методики на практике.


3 этап

Анализ полученных результатов


4 этап

Внесение корректировок в педагогическую деятельность, уточнение задач.


5 этап

Педагогическая деятельность со внесенными изменениями.


6 этап

Повторная диагностика. Изучение динамики.


Для наилучшей реализации данной программы с определением оптимальных сроков использую диаграмму Ганта.

Диаграмма Ганта


п/п

Мероприятия

2017 год

2018 год

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

1.

Определение задач

+






трудовой отпуск

трудовой отпуск










2.

Выбор методики


+

+













3.

Применение методики




+












4.

Анализ результатов





+











5.

Внесение корректировок






+










6.

Педагогическая деятельность со внесенными изменениями







+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Повторная диагностика















+









Ход реализации программы:


1 ЭТАП – определение задач, выбор методики.


Проанализировав свою педагогическую деятельность, были определены следующие задачи:

1. Актуализация проблем развития профессиональной деятельности.
2. Мотивация к освоению системных оснований профессионально-педагогической деятельности.

3. Осмысление и анализ системных оснований, обеспечивающих современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Освоение системных оснований профессионально-педагогической деятельности объектов образовательного процесса.

Мною будут использованы стратегии: индивидуальная, совместная с учащимися, совместная с коллегами. По выбору основных направлений самосовершенствования я делаю ставку на саморазвитие и изучение практического опыта своих коллег.


В течение 2х месяцев мною были изучены некоторые методики определения уровня самооценки педагога. Наиболее подходящей для себя я определила «Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ» (автор – Александр Бадак, педагог-психолог МОУ СОШ № 1 пос. Пограничный Приморского края) - адаптированный тест «МиФ», использующийся при судебно-психологической экспертизе (автор- Ткаченко А.А.).

Изучая самооценку педагога, способность к самоанализу, рефлексии, целесообразно изучить самооценку желания заниматься преподавательской деятельностью (хочу-не хочу работать) и самооценку способности выполнять данную работу (могу-не могу работать). В связи с этим самооценка педагога может находиться в 4 зонах, представленных на рисунке № 1.


Рис. 1.
Зоны размещения профессиональных
позиций педагога






Норма профессиональной самооценки (себя как реального учителя) находится в правой верхней зоне (ХМ — хочу и могу работать). В левой верхней зоне находится самооценка педагогов, которые хотят работать, но не могут (ХнМ) в силу разных причин. Например, выпускник вуза, не имеющий опыта практической работы, но имеющий желание работать, или пожилой учитель, который хочет продолжать преподавательскую деятельность, но не может этого делать в связи с ослабленным здоровьем. Правую нижнюю зону занимают учителя, оценивающие себя как способных, но не желающих работать (нХМ). Чаще всего — это немотивированные на преподавательскую деятельность люди. И левую нижнюю зону занимают педагоги, не желающие и не умеющие работать в школе (нХнМ).


Если подобная самооценка проводится на протяжении многих лет, то можно проследить динамику позиций самооценок в зависимости от возраста учителя и его профессионального стажа.

Рис. 2.
Динамика возможной самооценочной профессиональной
позиции педагога в зависимости от стажа работы








ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ХИМ

Методика представляет собой набор из 5 незаконченных предложений, которые нужно завершить словами, стоящими в левом ряду (Приложение 1). При этом оценивается степень приемлемости каждого слова (всегда, обычно, иногда, никогда) для каждого предложения. Слова под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 оценивают умение педагога («могу») работать. Слова под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 оценивают желание («хочу») работать. Остальные слова — нейтральные. Ответы суммируются отдельно по степени проявления каждого критерия «хочу» и «могу». При этом расчет стандартных баллов проводится отдельно, в зависимости от степени приемлемости слова — так, как представлено в таблице.

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Сумма сырых баллов по данной  колонке х 4 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 3 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 2 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 1 = стандартные баллы

Полученные стандартные баллы откладываются по оси «Хочу работать» и по оси «Могу работать». Таким образом, получаем позиции самооценок педагога. Позиции различных самооценок обозначаются сокращенно.

Значения сокращений:

1.Учитель должен быть — УДБ
(представление об учителе).
2. На самом деле как учитель я ... — ЯР
(я — реальный).
3. Коллеги считают, что как учитель я ... — КС

(коллеги считают).
4. Ученики считают, что как учитель я ... — УС

(ученики считают).
5. Хотелось бы, чтобы я была учителем, который ... — ЯИ

(я — идеальный).

6. На самом деле как учитель Машинская Е. А. … - ЭС

(эксперты считают).







2 ЭТАП – применение методики.

№ п/п


Учитель должен быть…

На самом деле как учитель я…

Коллеги считают, что как учитель я…

Ученики считают, что как учитель я…

Хотелось бы, чтобы я была учителем, который…

На самом деле

как учитель

Машинская Е.А. …

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

1.

Терпимый


+




+




+





+



+




+




2.

Знающий


+




+





+



+




+





+



3.

Увлеченный


+





+




+




+



+




+




4.

Ответственный


+




+




+




+




+




+




5.

Способный


+




+




+




+




+





+



6.

Трудолюбивый


+






+



+



+




+




+




7.

Здравомысля-щий

+




+




+




+




+




+




8.

Компетентный


+





+




+



+




+





+



9.

Самосовершен-ствующийся

+






+




+



+



+




+




10.

Справедливый


+





+




+




+



+




+




11.

Грамотный


+




+




+




+




+




+




12.

Активный


+






+


+




+




+




+




13.

Великодушный



+



+





+




+



+




+




14.

Вдумчивый


+






+



+




+



+





+



15.

Целеустремлен-ный

+





+




+




+



+




+




16.

Самостоятель-ный

+





+




+



+




+





+



17.

Эрудированный


+





+




+



+




+





+



18.

Ищущий


+





+




+




+



+





+



19.

Доброжела-тельный

+




+


+






+




+




+




20.

Успешный


+






+



+



+




+





+



21.

Заинтересо-ванный

+





+




+



+




+





+



22.

Волевой


+






+




+



+



+






+




3 ЭТАП – анализ полученных результатов.

После проведенного исследования мною были получены следующие результаты:


Рис. 3.
Позиции самооценки Машинской Е.А.


Общие выводы:

  1. Все позиции, в том числе реальное представление о себе, находятся в ХМ-зоне, что соответствует норме.

  2. Имеется большой разрыв между ЯР и ЯИ-позициями, что свидетельствует о том, что я не полностью реализовываю свои потенциальные возможности.

  3. У меня снижена скорее мотивация к труду, нежели уровень профессионализма.

  4. Сниженная оценка по УС-позиции (я глазами учеников) может свидетельствовать о том, что я понимаю, что уделяю учащимся недостаточно своего «эмоционального» внимания, хотя уровень передаваемых знаний достаточен (выше среднего значение по шкале «Могу»).

  5. Высокое положение УДБ-позиции свидетельствует о том, что я уважительно отношусь к профессии учителя. А близкое расположение УДБ и ЯИ-позиций говорит о том, что данная профессия мне нравится, я дорожу своей работой и ценю ее.

  6. Я полагаю, что коллеги уважают меня как профессионала (положение КС выше ЯР по обоим параметрам). Не слишком высокое положение КС-позиции рядом с ЯИ и УДБ-позициями свидетельствует о недостаточном уровне коммуникативного взаимодействия с коллегами.

4 ЭТАП – внесение корректировок.

Исходя из полученных данных, мною были внесены следующие коррективы в свою дальнейшую педагогическую деятельность:

  1. Повысить требования к себе как к учителю, искать новые формы реализации собственного потенциала, в том числе создание своей странички в интернете, организация интернет-общения с носителями языка, ведение научно-методической работы с учащимися и др.

  2. Активизировать деятельность по вовлечению учащихся в реализацию совместных проектов с целью повышения собственной мотивации.

  3. Для установления более тесного коммуникативного взаимодействия с коллегами чаще проводить открытые уроки, совместные мероприятия, изучать опыт их работы и применять в собственной практической деятельности.



. 5 этап программы – педагогическая деятельность со внесенными изменениями

Древнеримская поговорка гласит: « Кто стоит на месте, тот отстаёт». Эти слова могут быть девизом современного динамично развивающегося процесса образования. Недаром педагоги учат и учатся сами всю жизнь. В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие педагогов может осуществляться в следующих формах:

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации

  2. Дистанционные курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, олимпиады  и  конкурсы.

  3. Индивидуальная работа по самообразованию. ( включает в себя: изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм        уроков,  внеклассных      мероприятий и учебных материалов)

  4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

В своей педагогической деятельности я активно использую перечисленные формы саморазвития:

- посещаю курсы повышения квалификации при АКИПКРО

- участвую в он -лайн вебинарах и интернет – конкурсах;

- участвую в заседаниях педсоветов, школьных семинарах;

- принимаю участие в работе школьного и районного методических объединений учителей иностранного языка;

- посещаю уроки коллег; апробирую новые формы уроков;

- активно участвую в экспериментальной площадке по введению ФГОС в основной школе;

- изучаю методическую литературу: Журналы « Иностранные языки в школе», « Английский язык в школе», книги для учителя к УМК.

- Принимаю участие в сетевых педагогических сообществах: «Сообщество учителей английского языка. Интерактивный научно-методический журнал Tea4er», « Форум учителей английского языка. englishteachers.ru», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования» - nsportal, openclass.

Сетевые педагогические сообщества предлагают широкие возможности использования открытых, бесплатных электронных ресурсов; обмен опытом между педагогами – практиками, участие в различных конкурсах, олимпиадах, обсуждениях.

План программы саморазвития

  1. по теме: «Проект как одна из технологий компетентностного подхода в обучении иностранному языку».

1 Этап. Констатирующий ( диагностический)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Результаты

1Изучить методическую литературу по теме

2 Изучить опыт коллег по теме

3 Выявить возможность использования данного метода на уроках.

4Определить уровень собственной педагогической компетенции по данной теме.

1Изучение методической литературы.

2 Консультации с учителями школы по вопросам использования метода проектов на уроках.

3 Изучение опыта коллег на сайтах сетевых сообществ учителей .

4 самодиагностика.

Сентябрь – декабрь

2016 год

1 Список изученной литературы.

2 Обсуждение темы на сайтах сетевых сообществ учителей.

3. Консультационные беседы с учителями школы.

4 Осмысление полученной информации.



2 Этап. Формирующий ( экспериментальный)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Результаты

Освоить технологию работы над методом проектов, применять данную технологию на уроках для повышения мотивации учащихся.

Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Первичный анализ.

Январь 2016 –

Январь 2020

1Проведение уроков с использованием метода проектов.

2Участие в он-лайн проектах.

3 Выступления на заседаниях МО школы и района

4 Проекты и презентации учащихся.

3 Этап. Аналитический ( обобщающий)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Результаты

Проанализировать опыт работы по теме. Разработать методические материалы по применению метода проектов, как способа повышения мотивации к изучению английского языка.

Анализ работы, обобщение опыта в форме творческого отчёта, методических разработок.

Январь – май 2020 г.

Доклад по теме.

Методические разработки на сайтах сообществ, в печатном виде.






Список использованной литературы:

  1. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащиНовые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

  2. Биятенко-Колоскова С.Е., Дядиченко О.В. Русская версия международной программы e-mail тандем. Изучение иностранных языков через Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Обхся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

  3. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - №

  4. м 1.

  5. Мамукина Г.Е. Создание ультимедийного прое кта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.

  6. Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. http:// iol.spb.osi.ru

  7. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа технологии // Новые возможности общения: достижения лингвистики, и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.

  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

  9. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003.

  10. Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень, 2003.

  11. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!