СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа дошкольника" предназначена для проведения занятий при подготовке детей к школе. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа дошкольника"»

Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развивать их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский


Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Программа «Школа дошкольника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и предназначена для использования в МБОУ Школа №66 г.о. Самара в группах подготовки детей к школьному обучению.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, оп­ределяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное время пре­провождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный-психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 – 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.

Цель программы: подготовить ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи:

  1. Развитие личностных качеств, эмоционально-волевой сферы.

  2. Развитие психических функций познавательной сферы, стимулирование желания учиться в школе.

  3. Формирование наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

  4. Развитие творческой активности.

  5. Сохранение и укрепление здоровья.

  6. Развитие коммуникативных умений (воспитание чувства коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь).

Результаты освоения программы.

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты:

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;

  • внимательно слушать литературные произведения;

  • называть персонажей, основные события;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;

  • участвовать в коллективных разговорах;

  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради в клетку;

  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

  • выполнять элементарный орнамент в полосе.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

  • использовать основные правила построения линейного орнамента.

Условия реализации Программы

Программа «Школа дошкольника» реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

Содержание программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Ведущая деятельность: игровая, продуктивная, творческая; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа «Школа дошкольника» рассчитана на возрастную категорию детей 5,5 – 6,5 лет.

Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Реализация срока программы 36 недель.

Программа «Школа дошкольника» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих блоков:

  1. Развитие речи и обучение грамоте.

  2. Развитие мелкой моторики и подготовка к письму.

  3. Начальный курс математики.

  4. Начальный курс логики.

  5. Английский для малышей.

Развитие речи и обучение грамоте (36 часов)

В ходе изучения данного блока у обучающихся формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.  Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Темы блока:

  1. Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков (4ч.)

  2. Гласные и согласные звуки. Буквы (14ч.)

  3. Слог и слово (8ч.)

  4. Предложение (4ч.)

  5. Работа с текстами (6ч.)

К завершению данного блока дети научатся:

  • правильно произносить все звуки;

  • выделять из слов звуки;

  • отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять слова и предложения из речи;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • раскрывать смысл несложных слов;

  • давать описания знакомого предмета;

  • пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;

  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Развитие мелкой моторики и подготовка к письму (36 часов)

Подготовка к письму – процесс довольно сложный, поскольку кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. Блок «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму» направлен на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.  Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Темы блока:

1. Развитие руки. Ориентирование на плоскости (3ч.)

2. Подготовка к технике письма. Письмо элементов букв (3ч.)

3. Формирование элементарных графических умений. Письмо букв (30ч.)

К завершению данного блока дети научатся:

  • аккуратно, ровно штриховать фигуры;

  • писать прямые больших и маленьких наклонных линии с закруглением внизу вправо и влево;

  • обводить ровно и аккуратно по контуру;

  • аккуратно разукрашивать фигуры;

  • следить за осанкой.

Начальный курс математики (72 часа)

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Темы блока:

  1. Пространственные представления (4 ч.)

  2. Натуральные числа в пределах 10 (68 ч.)


К завершению данного блока дети научатся:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;

  • соотносить цифру и число предметов;

  • сравнивать числа в пределах 10;

  • устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

  • сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше);

  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

Начальный курс логики (36 часов)

Цель данного блока: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной и визуальной памяти, формирование положительного отношения к школе.

Задачи:

-развивать познавательные процессы;

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

-развивать интерес к решению познавательных, творческих задач;

-развивать образное и логическое мышление.

В настоящее время развитию познавательных способностей отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

Предусматривается развитие мышления у дошкольников в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать, выделять главное, доказывать, опровергать.

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. В процессе работы у дошкольника возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения существенные признаки предмета. Овладев операцией абстракции, дошкольник легко овладевает операцией обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более последовательно выполнять действия, давать более развернутые и логически законченные ответы.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ним специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала, а также с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Темы блока

1. Развитие внимания (9 часов)

2. Развитие памяти (9 часов)

3. Развитие воображения (7 часов)

4. Развитие мышления (11 часов)

Английский для малышей (36 часов)


Современные учебники предъявляют высокие требования к памяти, сообразительности и наблюдательности ребенка. Ранее обучение иностранным языкам в школе пугает родителей. Обучение детей-дошкольников английскому языку по данной программе призвано развить ребенка и заложить основу для успешного овладения английским языком на последующих этапах обучения. Это достигается путем его вовлечения в различные виды деятельности, которые улучшают личностное, социальное и эмоциональное развитие и мелкие моторные навыки.

Языковое содержание данной программы определяется простотой и доступностью материала для детей дошкольного возраста и связано с повседневной жизнью. Особое внимание уделяется методике обучения, что включает соотношение возраста ребенка и изучаемого материала.

Особенность данной программы обучения английскому языку заключается в ее вариативности. Программа рассчитана на один год обучения. Материал данного года обучения направлен на развитие долговременной памяти будущих первоклассников и развитие мелкой моторики. Вновь прибывшие в 1-й класс дети, не изучавшие английский язык в «Школе дошкольника», могут без проблем включиться в обучение английскому языку согласно ФГОС НОО во втором классе. В программе используется принцип «от простого к сложному», что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и обеспечивается преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного общего образования).

Цель: Разностороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка путем

  • ознакомления детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;

  • введения элементарных языковых конструкций;

  • создания условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;

  • воспитания и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;

  • развития лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их совместной деятельности.

Задачи:

  • воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумное и обоснованное поведение в процессе диалога языков и культур,

  • поощрять общее развитие навыков социальной коммуникации;

  • прививать элементарные навыки устной речи на иностранном языке (понимание и говорение);

  • создавать условия для овладения первичной коммуникацией на иностранном языке, формировать элементарные навыки общения, умения достигать коммуникативные цели при ограниченном владении неродным языком, готовить к дальнейшему более осознанному изучению иных языков;

  • формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;

  • познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;

  • развивать элементарные языковые навыки и умения;

  • формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;

  • познакомить с основными звуками фонетического строя языка;

  • развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;

  • формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.

  • развивать мышление, память, воображение, волю;

  • расширять кругозор воспитанников;

  • формировать мотивацию к познанию и творчеству;

  • ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;

  • развивать фонематический слух;

  • воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;

  • воспитывать чувство толерантности;

  • развивать умения и навыки работы в большой группе (15-20 человек), в малых группах (5–6 человек) и в парах.

Программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов в год) и предназначена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в «Школе дошкольника» в групповой форме. Организация уроков позволяет включать индивидуальные занятия с детьми, обладающими разными уровнями развития (способные и одаренные, неловкие и неуверенные в своих силах, требующие дополнительного внимания со стороны педагога).

Формы и методы работы выбираются в зависимости от темы занятия и поставленной цели. Занятия строятся на основе игр, упражнений, физкультминуток и др.

Структура занятия

  1. Приветствие.

  2. Фонетическая зарядка.

  3. Повторение лексического материала.

  4. Дыхательная гимнастика.

  5. Активизация пройденного и введение нового материала.

  6. Разминка (подвижные игры, физкультминутка).

  7. Разучивание стихов и рифмовок.

  8. Закрепление материала.

  Виды и формы работы:

  1. Имитация.

  2. Создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения – картинок, образов, музыки, танцев.

  3. Использование дидактических игр.

  4. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости.

  5. Работа над произношением:

а) скороговорки;

б) рифмовки.

  1. Работа с игрушкой:

а) диалог с игрушкой;

б) описание игрушки

  1. Работа с картинкой:

а) описание картинки

б) дидактические игры.

  1. Разучивание и декламация стихов:

а) разучивание;

б) конкурс стихов.

  1. Творческая деятельность.

  2. Воспроизведение ситуативных диалогов.

  3. Рассказ по картинке.

  4. Изучение транскрипционных знаков английского языка.

Контроль и оценка деятельности обучающихся

Ввиду того, что в «Школе дошкольника» при обучении используется безотметочный метод, то в качестве оценки достижений учащихся используются положительные или нейтральные вербальные и невербальные формы поощрения, чтобы не привести к отрицательным эмоциям и снижению мотивации к изучению английского языка.

К концу освоения программы дети научаться (на разном уровне):


  • вычленять английскую речь  в общем речевом потоке;

  • преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке;

  • здороваться и прощаться на английском языке;

  • отвечать на вопросы, вести минидиалоги, строить минисообщения;

  • называть предметы и давать им краткую характеристику;

  • произносить специфические звуки английского языка.

А так же дети получат возможность:

  • различать условную и реальную ситуации,

  • научиться подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • приобрести определенное представление о культуре, традициях страны изучаемого языка, расширить свой кругозор;

  • сформировать интерес к дальнейшему изучению английского языка;

  • накопить определенный объем  знаний, который облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество часов

Содержание учебного раздела

Новые слова

Фразы и структуры

Дополнительно

1

What’s your name?

6

I / you

my name

fine, old

five, six, seven

and

how

hi / bye

‘m / are

Hi! I’m Max. And you?

How are you? I’m fine.

How old are you? – I’m five /six / seven .

Bye.

Where are you from? – I’m from Russia, from Samara.

[ i: ] - [ ı ]

[ a: ] - [ ʌ ]

[ ɔ: ] - [ ɔ ]

[ u: ] - [ u ]

[ ə: ] - [ e ]

- [ æ ]

- [ ə ]

[ k ] - [ g ]

[ p ] - [ b ]

[ t ] - [ d ]

2

My friend.

6

he / she

his / her

is / ‘s

who / what

Who is he / she?

How old is he / she?

What’s his / her name?

[ s ] - [ z ]

[ f ] - [ v]

[ ʃ ] - [ ʒ ]

[ ʧ ] - [ ʤ ]

[ w ], [ h ]

3

Animals.

6

cat, dog, sheep, mouse, duck, frog, elephant, crocodile, bear, tiger, lion, monkey, rabbit, giraffe, pig, fox, wolf

------------

red, green, black, blue, yellow, grey, white, pink, brown

What is it?

It is a cat / … .

It t is black / … .

It is a black cat.

[ eı ], [ aı ], [ ɔı ],
[ ıə ], [ ou ], [ au ],
[ uə ], [ ɛə ]

4

My family.

6

have got, this, its, family, mum, dad, grandma, grandpa, sister, brother, cousin

I have got a family. This is my mum. Her name is Helen. This is my dad. His name is Tom.

This is my dog. Its name is Lassy.

[ ɵ ] - [ ð ]

[ m ], [ n ], [ l ],

[ r ], [ ŋ ], [ j ]

5

Toys. Numbers.

6

one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, many

I have got many toys: two green frogs, five black cats … .

повторение

6

Повторение

6





Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  3. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  4. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  5. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты

  1. приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  3. сформированность навыков узнавания транскрипционных знаков и навыков чтения транскрипции одно-/двусложных англоязычных слов.

Рекомендации по оснащению учебного процесса.

Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления иллюстративного материала.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.

Учебно-практическое оборудование

Наборы счетных палочек.

Цветные карандаши.

Рабочие тетради.

Ножницы.

Простые карандаши.

Шариковые ручки.

Цветная бумага.

Клей карандаш.

Оборудование класса

Ученические столы одно - и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987

3. Варапников И.В. Русский язык в картинках М., 1987

4. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Автор - составитель И. Г. Сухин / Художник В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

5. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. М.,2000

6. Горецкий В.Г. Обучение в первом классе; М., 1973

7. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. М.,1989

8. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие /М.: Изд-во Эксмо, 2016.

9. Жукова С. Н Прописи для детей 6-7 лет. В 3 ч. Издательство: Литур, 2016

10. Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. М., 1975

11. Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995

12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М.,2013

13. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М,1994

14. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.

15. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985

16. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994

17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997

18. Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997

19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

20. Шевелев К.В. Готовимся к школе: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Издательство: Ювента, 2016


ПРИЛОЖЕНИЕ


Краткое описание дидактических игр,

используемых в процессе обучения дошкольников


Примечание: материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести начальные навыки письма и счета, но и способствуют развитию критического и творческого мышления, учат делать логические умозаключения.

Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.

В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Большое место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр.

Игра «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра «Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .

Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра «Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

Игра «Сочини сказку о предмете»

Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра «День – ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети – противоположное ему по значению: «День – ночь, сладкий – кислый» и др.

Игра «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме – записывают пары букв (слоги – слияния).

Игра «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра «Разложи по – порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по – порядку.

Игра «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра «Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, фонематического слуха.

Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

Игра «Найди опасное место»

Учитель произносит слова, дети хлопают, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места».

Игра «Светофор»

Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете «опасное место».

Игра «Что изменилось?»

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Найди отличия»

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

Игра «Найди одинаковые»

На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

Игра «Ухо – нос»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Игра «Карлики и великаны»

Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Учитель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Игра «Замри»

По сигналу учителя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Игра «Повторяй за мной»

Под любую считалку (например, «Сантики – фан – тики – лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Игра «Платочек»

Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и, если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Игра «Игра с флажками»

Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Игра «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

Игра «Нарисуй по описанию»

Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игра «Опиши по памяти»

На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была?

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

1. Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

2. СОРОК СОРОК (скороговорка)

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок —

Сразу поссорились

Сорок сорок.

3. Ш—ш—ш!

Там, за шторами,

Возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

4. Дрожу от страха до сих пор!

Воскликнуло полено,

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

5. По утрам мой брат Кирилл

Трех крольчат травой кормил.

6. Отвечай быстро!

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)

7. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:

Верь - дверь - зверь

Езда - звезда - поезда

Сети - дети, Лена – Лина

8. «Где цифры, где буквы?»

Выбрать только буквы.

Составь из них слово

И 1 8 Г 6

Р 10 У 5 Ш

4 К 2 А 7

9. Чистоговорки

Та-та-та - у нас дома чистота.

Те-те-те - отложи свое шитье.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идем гулять

Ат-ат-ат - берем с собою самокат

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Цо-цо-цо -на руке кольцо

Цы -цы - цы - поспели огурцы

Ец-ец-ец - очень вкусный огурец

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки:

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)


Рано утром я встаю,

Звонким голосом пою.

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

(Различные движения)


Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Жу - жу - жу,

(3 хлопка)

На лужок хожу

(Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу

(Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу - жу - жу

(3 хлопка)

Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть использованы следующие загадки и стихотворения:

Загадки об инструментах и посуде

Птичка-невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет. (Игла)


Два конца, два кольца

А в середине - гвоздик (Ножницы)


Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)


Скоро ест, мелко жует,

Сама не съест, другим не дает. (Пила)


Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)


Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)


В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

Стихотворения о труде

ПЛОТНИК ЕГОР

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Есть у него и топор с долотом –

Может Егорка построить дом.

Только игрушечный этот топор,

И сам невелик первоклассник Егор.

Вырастет, плотником станет, потом

Выстроит школу, ясли и дом.

Ну а пока что Егорка Шевцов

Выстроил дом, но дом для скворцов.


МЫ СТРОИМ

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хороню, что есть па свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!