Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ от «___» __________ 2016 года Руководитель ШМО _____________ ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ___________Плещенко М.Н. от «___» _________2016 г | «Утверждаю» Директор МКОУ «ГМГ им.Б.Б. Городовикова» ___________ Макаренко Г.М. «____»___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направление: спортивное
Возраст детей : 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Михайлусь О.Н. высшая кв.катег
Городовиковск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5 классов общеобразовательной школы базового уровня, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897),
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
• Уставом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следу Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий
НОВИЗНА :Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, два раза в неделю, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся .
Цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Задачи :
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.
Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Обучение технике и тактике игры в волейбол.
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).
Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.
Программа рассчитана на 34 занятий, занятия проводятся 1 раз в недели.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия.
Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому.
Комбинированные занятия.
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия.
Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия.
Приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
и смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу
Тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. | 2 |
2 | Правила игры в волейбол. Учебная игра. | 3 |
3 | Действие без мяча: имитация передачи мяча. Учебная игра. | 2 |
4 | Действия без мяча: имитация нападающего удара. Игра. | 3 |
5 | Правила игры в волейбол. Учебная игра. | 2 |
6 | Подача мяча: верхняя и нижняя, прямая. Учебная игра. | 3 |
7 | Подача мяча: верхняя боковая. Учебная игра. | 2 |
8 | Правила игры в волейбол. Учебная игра. | 3 |
9 | Передача мяча: сверху двумя руками с места. Учебная игра. | 2 |
10 | Передача мяча: в прыжке, после перемещения. Игра. | 3 |
11 | Передача мяча: из зоны в зону. Учебная игра. | 2 |
12 | Передача мяча: из глубины площадки к сетке. Игра. | 3 |
13 | Передача мяча: стоя у сетки сверху двумя руками. Игра. | 2 |
14 | Передача мяча: стоя спиной в направлении передачи. Игра. | 3 |
15 | Передача мяча: сверху из глубины площадки. Учебная игра. | 2 |
16 | Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. Учебная игра. | 3 |
17 | Прием мяча: нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения. | 2 |
18 | Прием мяча: сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. | 3 |
19 | Прием мяча: с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Учебная игра. | 2 |
20 | Нападающий удар через сетку: по ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. | 3 |
21 | Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки. Учебная игра. | 2 |
22 | Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. Учебная игра. | 3 |
23 | Нападающий удар через сетку: с удаленных от сетки передач. Игра. | 2 |
24 | Блокирование нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3. Учебная игра. | 3 |
25 | Блокирование нападающих ударов: по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Учебная игра. | 2 |
26 | Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. | 3 |
27 | Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. | 2 |
28 | Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара. | 3 |
29 | Выбор места для выполнения нападающего удара. Игра. | 2 |
30 | Взаимодействие игроков передней линии в нападении. Игра. | 3 |
31 | Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при приеме подачи. Учебная игра. | 2 |
32 | Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. | 3 |
33 | Нападающие действия игроков передней линии при второй передачи. Учебная игра. | 2 |
34 | Система игры в защите. Учебная игра. | 3 |
35 | Соревнования между групп. | 2 |
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | кол-во |
1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д |
2 | Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам) | Д |
3 | Дидактические материалы по основным разделам | Г |
4 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д |
5 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д |
6 | Аудиозаписи | Д |
7 | Мультимедийный компьютер | Д |
8 | Стенка гимнастическая | Г |
9 | Скамейка гимнастическая жёсткая | Г |
10 | Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное | Г |
11 | Палка гимнастическая | К |
12 | Мячи: баскетбольные, волейбольные | К |
13 | Скакалка детская | К |
14 | Табло перекидное | Д |
15 | Стойки волейбольные универсальные | Д |
16 | Обруч детский | Г |
17 | Жилетки игровые | Г |
18 | Сетка волейбольная | Д |
19 | Аптечка | Д |
20 | Конус сигнальный | Г |
21 | Насос ручной | Д |
22 | Секундомер | Д |
23 | Площадка игровая волейбольная | Д |
Литература для учителя
1.Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1984 г.
2.Железняк Ю. Д. «120 уроков по волейболу» М.:, 1970
3.Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н., Волейбол в школе, М.: – «Просвещение» 1989 г.
4.Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М.: – «Физкультура и спорт» 1979 г.
5. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001 г.
6.Лях В.И.. Координационные способности школьников. – Минск, «Полымя», 1989 г.
7.Колоднйцкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/ Колоднйцкий Г.А. Кузнецов В.С., Маслов М.В.- М.: Просвещение, 2012
8.Хомутский В. С. «Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры» ред. В. С. Хомутский М.: Просвещение, 1971
Литература для обучающихся
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е издание.- Кемерово.
Кемеровское книжное издательство, 1980 г.
2. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: «Физкультура и спорт», 1978г.
3. Железняк Ю.Д, Слупский Л.Н., Волейбол в школе, М.: «Просвещение», 1989 г.
4.Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 8-9кл. М.: Просвещение. 2003г.
5. Железняк Ю. Д. «120 уроков по волейболу» М.: – «Просвещение», 2000
6.Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. – Кемерово, 1999г
7. Клещев Ю.Д, Фурманов Ю.Н. Юный волейболист, М.: – «Физкультура и спорт» 1979 г.
9