СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа тренинга с родителями воспитанников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа может выступать средством объединения родителей воспитанников в дошкольном учреждении, проводиться должна психологом. 

Просмотр содержимого документа
«Программа тренинга с родителями воспитанников»

«Утверждаю»

Директор ГККП «Ясли-сад №2»

_____________Ведьманова Н.Г.






Программа тренинга

с родителями воспитанников «Счастливое материнство»


























Пояснительная записка


Семья и детский сад. От согласованности их действий, взаимопонимания между этими социальными институтами, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности. Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье. Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают в общении.

Цель программы «Счастливое материнство»

оптимизация взаимодействия детей и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.


Задачи программы:

  1. Повышение психологической культуры родителей;

  2. Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с детьми, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций;

  3. Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье;

  4. Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка;

  5. Развитие интернальности – принятие отвественности за свои действия.


Механизм реализации программы:

Программа состоит из групповых тренинговых занятий, предназначенных для родителей воспитанников детского сада. Группа формируется на добровольной основе из числа родителей, имеющих те или иные затруднения в воспитании детей.


Реализация программы рассчитана на 4 встреч.
Продолжительность занятий 1 час и периодичностью один раз в два месяца. Оптимальный состав группы 8-12 человек (родителей).

Формы и методы работы:

- персональная диагностика;
- практические упражнения;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- упражнение-медитация;
- диалогизация;
- рефлексия.


Прогнозируемый результат

Критериями эффективности проведённых занятий станут следующие изменения:

  1. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания дошкольников и построение взаимоотношений с ними.

  2. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с дошкольниками.

  3. Формирование адекватной самооценки в родительской роли.

  4. Оптимизация детско – родительских отношений.

Тематическое планирование


Тема занятия

Цель

Упражнения

Кол-во часов

Дата проведения

1


«Назад в прошлое»

Создание условий для переосмысления поры взросления.

«Знакомство»

«Правила работы в группе»

«Никто не знает, что…»

«Вселенная моего Я»

«Точка отсчета»

«Шеринг»

1

Октябрь

2

«Я и моя семья»

Создание условий для осмысления собственной жизни, своих взглядов, стереотипов; самоанализ.

«Знакомство»

«Правила работы в группе»

«Хлопки по кругу»

«Сказка»

«Перевоплощение»

«Шеринг»

1

Декабрь

3

«Тепло семьи»

Популяризация семейного благополучия и родительской успешности; формирование эмоционального благополучия в семье; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.


«Знакомство»

«Правила работы в группе»

«Похлопайте те, кто…»

«Символ семьи»

«Дискуссия: Законы семьи»

«Шеринг»

1

Февраль

4

«Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и своим ребёнком»

Создание условий для тренировки коммуникативных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликта.

«Знакомство»

«Правила работы в группе»

«Вперед четыре шага»

«Комиссионный магазин»

«Зато…»

«Я научился у тебя»

«Шеринг»

1

Апрель

Итого:

4

часа








Занятие № 1

Тема: «Назад в прошлое»



Цель: создание условий для переосмысления поры взросления.


Упражнение 1. «Знакомство»

Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.

Инструкция. Сначала каждый участник называет свое имя. Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом.

Упражнение 2. «Правила работы в группе»

Цель: выработка правил работы в группе.Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).

Золотые правила общения:

  1. «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.

  2. «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.

  3. «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  4. «Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.

  5. «Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.

  6. «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.



Упражнение 3. «Никто не знает, что…»


Цель: улучшить атмосферу в группе, сократить дистанцию в общении.

Инструкция. Сейчас мы сядем в круг, и будем бросать друг другу мяч, у кого он окажется тот и будет завершать фразу о своей семье, хорошем позитивном ее опыте, традицию, которая вас радует, сплачивает в месте, объединяет в трудных ситуациях.

Рефлексия. Что нового узнали о членах группы?



Упражнение 4. «Вселенная моего Я»


Цель: осознание эмоциональной близости, значимости близких людей, их роли в вашей жизни.

Инструкция. Представьте себя «Планетой» в галактике. Рядом с вами располагаются другие планеты, но на разной степени по удаленности от вас. Эти планеты ваша семья, близкие люди они взаимосвязаны с вами в разной мере. Это вы определите сами. Каждой планете определите форму, цвет по вашему усмотрению. В конце подпишите свои планеты. Определите степень схожести цветовой гаммы, формы и удалённости от центра «Планеты-Я».

Рефлексия Какие затруднения вызвало это задание? Какие мысли, чувства при этом вы испытывали?

На примере одного рисунка, каждый анализирует свою «Галактика».

«Вселенная моего Я»

Рисуют на листе различной формы и цвета и месторасположения относительно дркг друга. Анализируется как проективный метод.



Упражнение 5. «Точка отсчёта»


Цель: определить степень идивидивидуальных личностей переживаний связанных со своей семьей (степень социальной, личностной зрелости).

Инструкция. У каждого участника на столе лежат листы бумаги, на которых проведена горизонтальная черта «линия жизни». Нужно вначале этого пути (слева) поставить точку - ваше начало, рождение. Затем подумайте и поставьте еще одну точку дальше на линии - это место где вы сейчас находитесь на жизненном пути. Проанализируйте, какие наиболее важные события произошли у вас между временем появления на свет и сегодняшним днем? Обозначение каждого события как отрицательное или положительное для вас, в вашей семье. (Поставьте над вертикальными черточками «+» или «-» ). Затем подумайте и представьте, что еще может произойти с вами в дальнейшей жизни. Отметьте также события «вашего будущего». В дальнейшем подводится на примере нескольких участников анализ событий, все подсчитывают «в прошлом» и «в будущем» - положительные и отрицательные события (например, отрицательные события: развод, смерть близких и др.; и положительные события детства, подросткового возраста, период зрелости: свадьба, поездка с семьей на отдых и др.).

Рефлексия. Какого опыта в «прошлом» было больше? (Каких событий положительных или отрицательных). Какие события существенно поменяли вашу жизнь, и жизнь вашей семьи?



Упражнение 6. «Шеринг»


Цель: определить, с каким мыслями, чувствами участники уходит? Выяснить нуждается ли кто - нибудь в индивидуальной консультации (вербализация).

Инструкция. Вот мы и побывали в своем прошлом, ощутили себя снова подростками, вспомнили события, чувства, переживания прошлого и даже заглянули в будущее. Каждый по-своему его увидел, представил. «Не зря говорят, что без прошлого нет и будущего».

И теперь на прощание, я хочу, чтобы мы закончили по очереди фразу «Я благодарен своему прошлому за…».



Вручение памятки родителям от детей:

Эта памятка не только своеобразный монолог ребёнка, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.




Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же – никогда!

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если всё мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенья рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет.



Занятие № 2

Тема: «Я и моя семья»



Цель: создание условий для осмысления собственной жизни, своих взглядов, стереотипов; самоанализ.

Упражнение 1. «Знакомство»

Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.

Инструкция. Участникам предлагается пачка салфеток, каждый может взять то количество, которое ему хочется. Далее по кругу участники называют свое имя и говорят о своей жизни столько фактов или просто прилагательных о себе, сколько салфеток они взяли.

Упражнение 2. «Правила работы в группе»

Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).

Золотые правила общения:

  1. «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.

  2. «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.

  3. «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  4. «Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.

  5. «Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.

  6. «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.




Упражнение 3. «Хлопки по кругу»

Цель: эмоциональная мобилизация группы, её сплочение для дальнейшей работы.

Инструкция. По сигналу ведущего, сидящие в кругу участники хлопают по очереди 2 раза подряд. Услышав один хлопок ведущего, хлопки начинаются в противоположную сторону (ведущий меняется).

Упражнение 4. «Сказка»

Цель: самодиагностика личностных взаимоотношений в семье. Изучение отношений в семье.

Инструкция. Давайте придумаем каждый свою сказку о своей семье. Мы мысленно перевоплотимся в сказочных персонажей различных сказок, создадим семью (индивидуально каждый). Перед вами листы бумаги, где обозначены основные моменты, сюжет этой сказки. В событиях сказки принимают участие все члены вашей семье, только в образе сказочных персонажей. Участникам дается 15 минут на ее придумывание.

Рефлексия. Проводится заслушивание сказок. Анализ событий в ней (семье), ее общего фона - мажорный или ироничный, плачущий, обиженный и т.д. К чему стремится герой, чего он хочет достичь? Каждый герой (субличность) в сказке (борьба мотивов). Какие преграды (конфликты) преодолевают герои? (внешние - с обстоятельствами, людьми или внутренними своими качествами: ленью, слабостью, тревожностью, агрессией). Каков исход конфликта? (уход, противостояние, компромисс и др.)


Упражнение 5. «Перевоплощение»


Цель: определить соотношение «Я – реального» и «Я - идеального» с идентифицируемыми образами.

Инструкция. Сейчас мы поиграем. Мы живём постоянно взаимодействуя с окружающими нас людьми. С каждым человеком у нас складываются определённые взаимоотношения. Давайте мы представим наших близких в различных образах: животного, дерева, цветка, сказочного героя, артиста цирка и в цвете. Для этого каждый должен заполнить таблицу, где отобразим желаемый (идеальный) образ человека и действительный (реальный). Например, отвечаем на вопросы: «Если бы я был цветком, то каким и т.д.?»


Семейные образы:

Дерево

Животное

Цветок

Сказочный герой

Артист цирка

Цвет

«Я – реальный»

 

 

 

 

 

 

муж / жена

 

 

 

 

 

 

сын / дочь

 

 

 

 

 

 

бабушка / дедушка

 

 

 

 

 

 

сестра / брат

 

 

 

 

 

 

свекор / свекровь

 

 

 

 

 

 

тесть / теща

 

 

 

 

 

 

«Я – идеальный»

 

 

 

 

 

 









Рефлексия. Соответствует ли ваше «Я – реальный», вашему «Я – идеальному»? С кем вы себя объединяете в цвете, в образе? Какую социальную роль несет каждый участник этой «семейной сказки»?


Упражнение 7. «Шеринг»

Цель: обозначить эмоциональное состояние всех участников в цвете (по Люшеру). Участники отмечают на одном общем листе свое самочувствие в «цветах радуги» (рисунок радуги, каждый рисует свой цвет, свое ощущение).
























Занятие № 3.

Тема: «Тепло семьи»


Цель: популяризация семейного благополучия и родительской успешности; формирование эмоционального благополучия в семье; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.


Упражнение 1. «Знакомство»

Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.

- Для начала давайте познакомимся друг с другом. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя…


Упражнение 2. «Правила работы в группе»

Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).

Золотые правила общения:

  1. «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.

  2. «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.

  3. «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  4. «Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.

  5. «Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.

  6. «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.


Упражнение 3. «Похлопайте те, кто…»

Похлопайте те, кто мамы;

Похлопайте те, кто папы;

Похлопайте те, кто гуляет по выходным всей семьей;

Похлопайте те, кто имеет опыт семейной жизни более 7 лет;

Похлопайте те, у кого есть сын;

Похлопайте те, у кого есть дочь;

Похлопайте те, кто любит своих детей.


Упражнение 4. «Символ семьи»

- Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности.

Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой семье необходимо придумать и изобразить символ вашей семьи, а также девиз. Время выполнения — 5-7 минут. По завершении каждая участник демонстрирует девиз и символ.


Упражнение 5. Дискуссия «Законы семьи»

Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы»воспитания детей. Предлагаю каждому участнику написать о традициях и законах своей семьи.

На втором этапе участники объединяются в пары и выбирают по 5 лучших законов и традиций.

На третьем этапе участники в общем круге должны выбрать из подгрупповых 3 лучших закона и традиции для любой семьи.

В конце следует обсуждение.


Упражнение 6. «Шеринг. Цветок добрых слов» .

Каждая участник получает лепестки цветка.

- Это лепестки цветка добрых слов и пожеланий. Напишите на этих лепестках хорошие добрые слова, которые бы вы пожелали каждой семье.

Лепестки соединяют вместе, получается цветок-пожеланий для всех семей.



Занятие № 4.

Тема: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и своим ребёнком»


Цель: создание условий для тренировки коммуникативных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликта.

Упражнение 1. «Знакомство»


Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.

Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:

  • Нравится ли мне мое имя?

  • Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

  • Знаю ли я, что обозначает мое имя?

  • Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

  • Есть ли мои тезки среди известных людей?

  • Как имя влияет на мое поведение в жизни?


Упражнение 2. «Правила работы в группе»


Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).


Золотые правила общения:

  1. «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.

  2. «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.

  3. «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  4. «Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.

  5. «Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.

  6. «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.


Упражнение 3. «Вперед четыре шага»

Цель: взбодрить участников тренинга. Может использоваться как «послеобеденная» разминка. Инструкция: Для данного упражнения нам нужно встать в круг. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно взяться за руки и повторять некоторый текс, сопровождая его определенными движениями. Текст: «Вперед четыре шага, назад четыре шага, ножками потопали, ручками похлопали, глазками помигали, а теперь попрыгали». Попробуем: Вперед четыре шага, назад четыре шага, ножками потопали, ручками похлопали, глазками помигали, а теперь попрыгали (вокруг себя).

Данные действия можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

По окончании упражнения можно обсудить следующие вопросы:

  1. Подумайте и сравните свои чувства до выполнения упражнение и после. Каковы эти изменения?

  2. Что вы чувствовали, когда держали за руку своего партнера?

  3. Помогло ли вам данное упражнение настроиться на работу?



Упражнение 4. «Комиссионный магазин»


Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. 
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. 


Упражнение 5. «Зато»


Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства) которая касается ребенка.

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.


Упражнение 6. «Я научился у тебя»


Цель: повышение самооценки каждого участника группы, получение каждым обратной связи.

Инструкция. Подпишите лист бумаги. Отдайте его соседу слева. Пусть продолжит фразу «Я научился у тебя…». Лист по кругу должен вернуться к хозяину.


Упражнение 7. «Шеринг»


Цель: рефлексия занятия.

Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников.












Список используемой литературы


1. Джилл Горслл Барнэ. Социальная работа с семьями в Англии. Москва, 1993.

2. Берсзнева В., Михайлова Л. Проблемы ребенка как компенсация дисбалан­са в структуре семейных отношений. // Особый ребенок и его окружение. Москва, 1995.

3. Березовик Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Москва, : 1975.

4. Бурмснская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Воэрастао-психологичс-ское консультирование. Проблемы психического развития детей. МГУ. 1990.

5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1994.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? М., 1995.

7. Гуров В.И. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании учащихся. //Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубеж­ный опыт. Москва—Тула, 1993.

8. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995.

9. Доме М. Руководство родителями посредством родительских курсов. , CPVS Leuvcn, 1993.