«Утверждаю»
Директор ГККП «Ясли-сад №2»
_____________Ведьманова Н.Г.



Программа тренинга
с родителями воспитанников «Счастливое материнство»
Пояснительная записка
Семья и детский сад. От согласованности их действий, взаимопонимания между этими социальными институтами, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности. Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье. Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают в общении.
Цель программы «Счастливое материнство»
оптимизация взаимодействия детей и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.
Задачи программы:
Повышение психологической культуры родителей;
Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с детьми, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций;
Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье;
Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка;
Развитие интернальности – принятие отвественности за свои действия.
Механизм реализации программы:
Программа состоит из групповых тренинговых занятий, предназначенных для родителей воспитанников детского сада. Группа формируется на добровольной основе из числа родителей, имеющих те или иные затруднения в воспитании детей.
Реализация программы рассчитана на 4 встреч.
Продолжительность занятий 1 час и периодичностью один раз в два месяца. Оптимальный состав группы 8-12 человек (родителей).
Формы и методы работы:
- персональная диагностика;
- практические упражнения;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- упражнение-медитация;
- диалогизация;
- рефлексия.
Прогнозируемый результат
Критериями эффективности проведённых занятий станут следующие изменения:
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания дошкольников и построение взаимоотношений с ними.
Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с дошкольниками.
Формирование адекватной самооценки в родительской роли.
Оптимизация детско – родительских отношений.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель | Упражнения | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | «Назад в прошлое» | Создание условий для переосмысления поры взросления. | «Знакомство» «Правила работы в группе» «Никто не знает, что…» «Вселенная моего Я» «Точка отсчета» «Шеринг» | 1 | Октябрь |
2 | «Я и моя семья» | Создание условий для осмысления собственной жизни, своих взглядов, стереотипов; самоанализ. | «Знакомство» «Правила работы в группе» «Хлопки по кругу» «Сказка» «Перевоплощение» «Шеринг» | 1 | Декабрь |
3 | «Тепло семьи» | Популяризация семейного благополучия и родительской успешности; формирование эмоционального благополучия в семье; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. | «Знакомство» «Правила работы в группе» «Похлопайте те, кто…» «Символ семьи» «Дискуссия: Законы семьи» «Шеринг» | 1 | Февраль |
4 | «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и своим ребёнком» | Создание условий для тренировки коммуникативных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликта. | «Знакомство» «Правила работы в группе» «Вперед четыре шага» «Комиссионный магазин» «Зато…» «Я научился у тебя» «Шеринг» | 1 | Апрель |
Итого: | 4 часа | |
Занятие № 1
Тема: «Назад в прошлое»
Цель: создание условий для переосмысления поры взросления.
Упражнение 1. «Знакомство»
Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.
Инструкция. Сначала каждый участник называет свое имя. Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом.
Упражнение 2. «Правила работы в группе»
Цель: выработка правил работы в группе.Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).
Золотые правила общения:
«Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.
«Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.
«Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
«Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.
«Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.
«Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.
Упражнение 3. «Никто не знает, что…»
Цель: улучшить атмосферу в группе, сократить дистанцию в общении.
Инструкция. Сейчас мы сядем в круг, и будем бросать друг другу мяч, у кого он окажется тот и будет завершать фразу о своей семье, хорошем позитивном ее опыте, традицию, которая вас радует, сплачивает в месте, объединяет в трудных ситуациях.
Рефлексия. Что нового узнали о членах группы?
Упражнение 4. «Вселенная моего Я»
Цель: осознание эмоциональной близости, значимости близких людей, их роли в вашей жизни.
Инструкция. Представьте себя «Планетой» в галактике. Рядом с вами располагаются другие планеты, но на разной степени по удаленности от вас. Эти планеты ваша семья, близкие люди они взаимосвязаны с вами в разной мере. Это вы определите сами. Каждой планете определите форму, цвет по вашему усмотрению. В конце подпишите свои планеты. Определите степень схожести цветовой гаммы, формы и удалённости от центра «Планеты-Я».
Рефлексия Какие затруднения вызвало это задание? Какие мысли, чувства при этом вы испытывали?
На примере одного рисунка, каждый анализирует свою «Галактика».
«Вселенная моего Я»
Рисуют на листе различной формы и цвета и месторасположения относительно дркг друга. Анализируется как проективный метод.
Упражнение 5. «Точка отсчёта»
Цель: определить степень идивидивидуальных личностей переживаний связанных со своей семьей (степень социальной, личностной зрелости).
Инструкция. У каждого участника на столе лежат листы бумаги, на которых проведена горизонтальная черта «линия жизни». Нужно вначале этого пути (слева) поставить точку - ваше начало, рождение. Затем подумайте и поставьте еще одну точку дальше на линии - это место где вы сейчас находитесь на жизненном пути. Проанализируйте, какие наиболее важные события произошли у вас между временем появления на свет и сегодняшним днем? Обозначение каждого события как отрицательное или положительное для вас, в вашей семье. (Поставьте над вертикальными черточками «+» или «-» ). Затем подумайте и представьте, что еще может произойти с вами в дальнейшей жизни. Отметьте также события «вашего будущего». В дальнейшем подводится на примере нескольких участников анализ событий, все подсчитывают «в прошлом» и «в будущем» - положительные и отрицательные события (например, отрицательные события: развод, смерть близких и др.; и положительные события детства, подросткового возраста, период зрелости: свадьба, поездка с семьей на отдых и др.).
Рефлексия. Какого опыта в «прошлом» было больше? (Каких событий положительных или отрицательных). Какие события существенно поменяли вашу жизнь, и жизнь вашей семьи?
Упражнение 6. «Шеринг»
Цель: определить, с каким мыслями, чувствами участники уходит? Выяснить нуждается ли кто - нибудь в индивидуальной консультации (вербализация).
Инструкция. Вот мы и побывали в своем прошлом, ощутили себя снова подростками, вспомнили события, чувства, переживания прошлого и даже заглянули в будущее. Каждый по-своему его увидел, представил. «Не зря говорят, что без прошлого нет и будущего».
И теперь на прощание, я хочу, чтобы мы закончили по очереди фразу «Я благодарен своему прошлому за…».
Вручение памятки родителям от детей:
Эта памятка не только своеобразный монолог ребёнка, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха - поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же – никогда! Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь привел. Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ. И если всё мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенья рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и умным словесам Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я не правильно пойму прекрасный твой совет, Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет. |
Занятие № 2
Тема: «Я и моя семья»
Цель: создание условий для осмысления собственной жизни, своих взглядов, стереотипов; самоанализ.
Упражнение 1. «Знакомство»
Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.
Инструкция. Участникам предлагается пачка салфеток, каждый может взять то количество, которое ему хочется. Далее по кругу участники называют свое имя и говорят о своей жизни столько фактов или просто прилагательных о себе, сколько салфеток они взяли.
Упражнение 2. «Правила работы в группе»
Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).
Золотые правила общения:
«Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.
«Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.
«Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
«Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.
«Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.
«Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.
Упражнение 3. «Хлопки по кругу»
Цель: эмоциональная мобилизация группы, её сплочение для дальнейшей работы.
Инструкция. По сигналу ведущего, сидящие в кругу участники хлопают по очереди 2 раза подряд. Услышав один хлопок ведущего, хлопки начинаются в противоположную сторону (ведущий меняется).
Упражнение 4. «Сказка»
Цель: самодиагностика личностных взаимоотношений в семье. Изучение отношений в семье.
Инструкция. Давайте придумаем каждый свою сказку о своей семье. Мы мысленно перевоплотимся в сказочных персонажей различных сказок, создадим семью (индивидуально каждый). Перед вами листы бумаги, где обозначены основные моменты, сюжет этой сказки. В событиях сказки принимают участие все члены вашей семье, только в образе сказочных персонажей. Участникам дается 15 минут на ее придумывание.
Рефлексия. Проводится заслушивание сказок. Анализ событий в ней (семье), ее общего фона - мажорный или ироничный, плачущий, обиженный и т.д. К чему стремится герой, чего он хочет достичь? Каждый герой (субличность) в сказке (борьба мотивов). Какие преграды (конфликты) преодолевают герои? (внешние - с обстоятельствами, людьми или внутренними своими качествами: ленью, слабостью, тревожностью, агрессией). Каков исход конфликта? (уход, противостояние, компромисс и др.)
Упражнение 5. «Перевоплощение»
Цель: определить соотношение «Я – реального» и «Я - идеального» с идентифицируемыми образами.
Инструкция. Сейчас мы поиграем. Мы живём постоянно взаимодействуя с окружающими нас людьми. С каждым человеком у нас складываются определённые взаимоотношения. Давайте мы представим наших близких в различных образах: животного, дерева, цветка, сказочного героя, артиста цирка и в цвете. Для этого каждый должен заполнить таблицу, где отобразим желаемый (идеальный) образ человека и действительный (реальный). Например, отвечаем на вопросы: «Если бы я был цветком, то каким и т.д.?»
Семейные образы: | Дерево | Животное | Цветок | Сказочный герой | Артист цирка | Цвет |
«Я – реальный» | | | | | | |
муж / жена | | | | | | |
сын / дочь | | | | | | |
бабушка / дедушка | | | | | | |
сестра / брат | | | | | | |
свекор / свекровь | | | | | | |
тесть / теща | | | | | | |
«Я – идеальный» | | | | | | |
| | | | | | |
Рефлексия. Соответствует ли ваше «Я – реальный», вашему «Я – идеальному»? С кем вы себя объединяете в цвете, в образе? Какую социальную роль несет каждый участник этой «семейной сказки»?
Упражнение 7. «Шеринг»
Цель: обозначить эмоциональное состояние всех участников в цвете (по Люшеру). Участники отмечают на одном общем листе свое самочувствие в «цветах радуги» (рисунок радуги, каждый рисует свой цвет, свое ощущение).
Занятие № 3.
Тема: «Тепло семьи»
Цель: популяризация семейного благополучия и родительской успешности; формирование эмоционального благополучия в семье; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
Упражнение 1. «Знакомство»
Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.
- Для начала давайте познакомимся друг с другом. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя…
Упражнение 2. «Правила работы в группе»
Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).
Золотые правила общения:
«Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.
«Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.
«Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
«Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.
«Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.
«Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.
Упражнение 3. «Похлопайте те, кто…»
Похлопайте те, кто мамы;
Похлопайте те, кто папы;
Похлопайте те, кто гуляет по выходным всей семьей;
Похлопайте те, кто имеет опыт семейной жизни более 7 лет;
Похлопайте те, у кого есть сын;
Похлопайте те, у кого есть дочь;
Похлопайте те, кто любит своих детей.
Упражнение 4. «Символ семьи»
- Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности.
Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой семье необходимо придумать и изобразить символ вашей семьи, а также девиз. Время выполнения — 5-7 минут. По завершении каждая участник демонстрирует девиз и символ.
Упражнение 5. Дискуссия «Законы семьи»
Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы»воспитания детей. Предлагаю каждому участнику написать о традициях и законах своей семьи.
На втором этапе участники объединяются в пары и выбирают по 5 лучших законов и традиций.
На третьем этапе участники в общем круге должны выбрать из подгрупповых 3 лучших закона и традиции для любой семьи.
В конце следует обсуждение.
Упражнение 6. «Шеринг. Цветок добрых слов» .
Каждая участник получает лепестки цветка.
- Это лепестки цветка добрых слов и пожеланий. Напишите на этих лепестках хорошие добрые слова, которые бы вы пожелали каждой семье.
Лепестки соединяют вместе, получается цветок-пожеланий для всех семей.
Занятие № 4.
Тема: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и своим ребёнком»
Цель: создание условий для тренировки коммуникативных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликта.
Упражнение 1. «Знакомство»
Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.
Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что обозначает мое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Упражнение 2. «Правила работы в группе»
Цель: выработка правил работы в группе. Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).
Золотые правила общения:
«Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.
«Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.
«Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
«Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.
«Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.
«Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.
Упражнение 3. «Вперед четыре шага»
Цель: взбодрить участников тренинга. Может использоваться как «послеобеденная» разминка.
Инструкция: Для данного упражнения нам нужно встать в круг. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно взяться за руки и повторять некоторый текс, сопровождая его определенными движениями. Текст: «Вперед четыре шага, назад четыре шага, ножками потопали, ручками похлопали, глазками помигали, а теперь попрыгали». Попробуем: Вперед четыре шага, назад четыре шага, ножками потопали, ручками похлопали, глазками помигали, а теперь попрыгали (вокруг себя).
Данные действия можно повторить несколько раз, ускоряя темп.
По окончании упражнения можно обсудить следующие вопросы:
Подумайте и сравните свои чувства до выполнения упражнение и после. Каковы эти изменения?
Что вы чувствовали, когда держали за руку своего партнера?
Помогло ли вам данное упражнение настроиться на работу?
Упражнение 4. «Комиссионный магазин»
Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Упражнение 5. «Зато»
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства) которая касается ребенка.
2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:
«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»;
— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение 6. «Я научился у тебя»
Цель: повышение самооценки каждого участника группы, получение каждым обратной связи.
Инструкция. Подпишите лист бумаги. Отдайте его соседу слева. Пусть продолжит фразу «Я научился у тебя…». Лист по кругу должен вернуться к хозяину.
Упражнение 7. «Шеринг»
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников.
Список используемой литературы
1. Джилл Горслл Барнэ. Социальная работа с семьями в Англии. Москва, 1993.
2. Берсзнева В., Михайлова Л. Проблемы ребенка как компенсация дисбаланса в структуре семейных отношений. // Особый ребенок и его окружение. Москва, 1995.
3. Березовик Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Москва, : 1975.
4. Бурмснская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Воэрастао-психологичс-ское консультирование. Проблемы психического развития детей. МГУ. 1990.
5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1994.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? М., 1995.
7. Гуров В.И. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании учащихся. //Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Москва—Тула, 1993.
8. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995.
9. Доме М. Руководство родителями посредством родительских курсов. , CPVS Leuvcn, 1993.