ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. материаловедение
Мичуринск
2015 год
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения»
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Промышленно – технологический колледж»
Разработчик: преподаватель Бестолков Денис Александрович
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
материаловедение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: правильно выбирать материалы для профессиональной деятельности;
определять основные свойства материалов по маркам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; физические и химические свойства материалов;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
самостоятельная работа при их наличии реферата. | 32 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Материаловедение Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ | 40 | |
Тема 1. Строение и основные свойства металлов. | Содержание учебного материала | |
1 | Введение в материаловедение. Получение чугунов и их разновидностей. Получение стали, ее сорта и маркировка. Твердые сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Литейное производство. Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Смазывающие и охлаждающие вещества. Абразивные и вспомогательные материалы. | 16 | 1 |
Практическая работа №1 Тема: «Общие сведения о материалах». Практическая работа №2 Тема: «Кристаллические и аморфные вещества». Практическая работа №3 Тема: «Термическая обработка материалов». Практическая работа №4 Тема: «Конструкционные материалы». Практическая работа №5 Тема: «Легкие сплавы». Практическая работа №6 Тема: «Износостойкие материалы». Практическая работа №7 Тема: «Неметаллические конструкционные материалы». Практическая работа №8 Тема: «Древесина и древесные изделия». | 16 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Влияние окружающей среды на процесс кристаллизация. | 8 |
Раздел 2. | | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ СТАЛИ И ЧУГУНА | 36 |
Тема 2. Основы термической обработки стали. | | Содержание учебного материала | | 2 |
Цели термической обработки. Оборудование для термической обработки. Измерение температуры и твердости стали. Отжиг стали. Закалка стали. Термическая обработка быстрорежущей стали. Поверхностная закалка стали. Термическая обработка некоторых видов инструментов. Виды термической обработки. Операции после закалки. Отпуск стали. Термическая обработка чугуна | 12 |
Практическая работа №9 Тема: «Магнитные и электрические свойства материалов». Практическая работа №10 Тема: «Тепловые свойства». Практическая работа №11 Тема: «Инструментальные материалы». Практическая работа №12 Тема: «Материалы для штампов и пресс – форм». Практическая работа №13 Тема: «Порошковые и композиционные материалы». Практическая работа №14 Тема: «Керметы и композиционные материалы». Практическая работа №15 Тема: «Литейное производство». Практическая работа №16 Тема: «Литье и обработка керамики и пластмасс». | 16 |
Самостоятельная работа обучающихся. Улучшаемые стали. Термическая обработка улучшаемых сталей. | 8 | |
Раздел 3. | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ | 20 | 2 |
Тема 3. Основы металлургического производства. | Содержание учебного материала | 2 |
Ручная горячая кузнечная обработка. Механическая горячая обработка |
Самостоятельная работа обучающихся. Карбидообразующие легирующие элементы. | 16 |
Итоговая аттестация | Зачет. | 2 | |
| ВСЕГО: | 96 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ материаловедения»; мастерская электросварочных и каменных работ.
Оборудование учебного кабинета «Основ материаловедения»: посадочные места по количеству обучающихся, рабочие место преподавателя, учебная программа, календарно - тематический план, комплект учебно – наглядных пособий по материаловедению, тестовые задания, объемные модели металлической и кристаллической решетки, образцы металлов ( сталь, чугун, цветные металлы, сплавы), образцы неметаллических материалов. учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Технические средства обучения: компьютер с лизенционным программным обеспечением, мультимедиапроектор, теле-, видеоаппаратура
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Твердомер ТШ – 2М;
2. Твердомер ТК – 2М
3. Микроскоп металлографический МИМ – 6
4. Печь муфельная МР 64 – 02
5. Печь муфельная МП 2УМ
6. Станок заточной
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дальский А.М., Артюнова А.И. и др. Технология конструкционных материалов-М. Машиностроение, 2005.
2. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П.: Материаловедение, Машиностроение 2000.
3. Травин О.В., Травина Н.Т. Материаловедение, М.: Металлургия, 2008
4. Материаловедение под редакцией Б.Н. Арзамасова, Машиностроение 2006.
5. Технология металлов и материаловедение, под ред. Л.Ф. Усовой-М.: Металлургия, 2007.
6. Примеры контрольных заданий и тестов
В учебном процессе используются: Обучающийся стенд «Диаграмма Железо-Углерод», Компьютерные программы контроля знаний студентов по темам: «Диаграмма железо – углерод», « Термическая обработка сплавов».
Дополнительные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (материалообработка). М.,
Academia.
2. А.Н. Малов, В.П. Законников и др. Общетехнический справочник, Машиностроение.
3. Солнцев Ю.П. Материаловедение и технология металлов, Металлургия 2008.
4. А.В. Шлямнев, Т.В. Свистунова и др. – Коррозионностойкие, жаростойкие
и высокопрочные стали и сплавы, справочник. М. 2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. ФГОС СПО - 035 ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей | Текущий контроль в форме: практических занятий. |
5