СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины оп.04. материаловедение

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения»

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины оп.04. материаловедение»








ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. материаловедение






























Мичуринск

2015 год

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения»

Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Промышленно – технологический колледж»

Разработчик: преподаватель Бестолков Денис Александрович


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

материаловедение



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: правильно выбирать материалы для профессиональной деятельности;

определять основные свойства материалов по маркам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; физические и химические свойства материалов;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.








2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

32

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

самостоятельная работа при их наличии реферата.

32

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ

40


Тема 1. Строение и основные свойства металлов.








Содержание учебного материала


1

Введение в материаловедение. Получение чугунов и их разновидностей. Получение стали, ее сорта и маркировка. Твердые сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Литейное производство. Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Смазывающие и охлаждающие вещества. Абразивные и вспомогательные материалы.

16

1

Практическая работа №1 Тема: «Общие сведения о материалах».

Практическая работа №2 Тема: «Кристаллические и аморфные вещества».

Практическая работа №3 Тема: «Термическая обработка материалов».

Практическая работа №4 Тема: «Конструкционные материалы». Практическая работа №5 Тема: «Легкие сплавы».

Практическая работа №6 Тема: «Износостойкие материалы». Практическая работа №7 Тема: «Неметаллические конструкционные материалы».

Практическая работа №8 Тема: «Древесина и древесные изделия».

16


Самостоятельная работа обучающихся. Влияние окружающей среды на процесс кристаллизация.

8

Раздел 2.



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ СТАЛИ И ЧУГУНА

36


Тема 2. Основы термической обработки стали.



Содержание учебного материала


2

Цели термической обработки. Оборудование для термической обработки. Измерение температуры и твердости стали. Отжиг стали.

Закалка стали. Термическая обработка быстрорежущей стали. Поверхностная закалка стали. Термическая обработка некоторых видов инструментов. Виды термической обработки. Операции после закалки. Отпуск стали. Термическая обработка чугуна


12







Практическая работа №9 Тема: «Магнитные и электрические свойства материалов».

Практическая работа №10 Тема: «Тепловые свойства».

Практическая работа №11 Тема: «Инструментальные материалы».

Практическая работа №12 Тема: «Материалы для штампов и пресс – форм».

Практическая работа №13 Тема: «Порошковые и композиционные материалы».

Практическая работа №14 Тема: «Керметы и композиционные материалы».

Практическая работа №15 Тема: «Литейное производство».

Практическая работа №16 Тема: «Литье и обработка керамики и пластмасс».


16

Самостоятельная работа обучающихся.

Улучшаемые стали. Термическая обработка улучшаемых сталей.

8


Раздел 3.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ

20

2

Тема 3. Основы металлургического производства.

Содержание учебного материала

2

Ручная горячая кузнечная обработка. Механическая горячая обработка

Самостоятельная работа обучающихся.

Карбидообразующие легирующие элементы.

16

Итоговая аттестация

Зачет.

2



ВСЕГО:

96





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ материаловедения»; мастерская электросварочных и каменных работ.

Оборудование учебного кабинета «Основ материаловедения»: посадочные места по количеству обучающихся, рабочие место преподавателя, учебная программа, календарно - тематический план, комплект учебно – наглядных пособий по материаловедению, тестовые задания, объемные модели металлической и кристаллической решетки, образцы металлов ( сталь, чугун, цветные металлы, сплавы), образцы неметаллических материалов. учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Технические средства обучения: компьютер с лизенционным программным обеспечением, мультимедиапроектор, теле-, видеоаппаратура

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

1. Твердомер ТШ – 2М;

2. Твердомер ТК – 2М

3. Микроскоп металлографический МИМ – 6

4. Печь муфельная МР 64 – 02

5. Печь муфельная МП 2УМ

6. Станок заточной

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- электроточила;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Дальский А.М., Артюнова А.И. и др. Технология конструкционных материалов-М. Машиностроение, 2005.

2. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П.: Материаловедение, Машиностроение 2000.

3. Травин О.В., Травина Н.Т. Материаловедение, М.: Металлургия, 2008

4. Материаловедение под редакцией Б.Н. Арзамасова, Машиностроение 2006.

5. Технология металлов и материаловедение, под ред. Л.Ф. Усовой-М.: Металлургия, 2007.

6. Примеры контрольных заданий и тестов

В учебном процессе используются: Обучающийся стенд «Диаграмма Железо-Углерод», Компьютерные программы контроля знаний студентов по темам: «Диаграмма железо – углерод», « Термическая обработка сплавов».

Дополнительные источники:

1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (материалообработка). М.,

Academia.

2. А.Н. Малов, В.П. Законников и др. Общетехнический справочник, Машиностроение.

3. Солнцев Ю.П. Материаловедение и технология металлов, Металлургия 2008.

4. А.В. Шлямнев, Т.В. Свистунова и др. – Коррозионностойкие, жаростойкие

и высокопрочные стали и сплавы, справочник. М. 2000.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную

деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и

нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование

информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-

коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде,

эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу

членов команды, за результат выполнения

заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены

технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том

числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Использовать конструкторскую

документацию при разработке технологических

процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и

схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления

деталей и проектировать технологические

операции. ФГОС СПО - 035

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие

программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы

автоматизированного проектирования

технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и

организации работы структурного

подразделения.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой

структурного подразделения.

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и

результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в реализации

технологического процесса по изготовлению

деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей

Текущий контроль в форме: практических занятий.



5