Приложение к АООП, 2 вариант
МБОУ «Сергачская СОШ №5»,
утвержденной приказом директора
№ 308-0 от 23.05.16 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Духовно — нравственное направление
Возраст детей: 7 -10 лет
Срок реализации: 2 года
Светличная Н.Ф., учитель.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми умственными нарушениями развития (вариант 2).
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Организация образовательного процесса
Программа состоит из разделов:
Правила поведения в школе.
О добром отношении к людям.
Как стать трудолюбивым.
Правила опрятности и аккуратности.
Правила поведения на улице и дома.
Школьный этикет.
Культура общения.
Общечеловеческие нормы нравственности.
Дружеские отношения.
Понять другого.
За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.
Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
Практические (упражнения)
Формы занятий:
Беседа
Практические занятия
Работа творческой группы
Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
Для реализации программы созданы условия:
В кабинете имеется интерактивная доска.
Рабочее место учителя оснащено компьютером.
Есть выход в интернет, имеется медиотека.
Разработана рабочая программа.
Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».
Объем программы:
На реализацию курса внеурочной деятельности «Уроки нравственноста» в 1 классе отводится 66 часов в год (2 часа в неделю), во 2 классе 35 часов (1 час в неделю).
Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Правила вежливости и красивых манер.
Заповеди и соответствующие притчи.
Правила этикета.
О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
Быть доброжелательными.
Соблюдать заповеди.
Сострадать животным, не обижать их.
Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Исполнять заповеди.
Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
Выполнять общение.
Исполнять зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно.
Планируемые базовые учебные действия.
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Обучающимся, для которых содержание предмета базового уровня недоступно, в специальную индивидуальную образовательную программу (СИПР) включается программа по предмету пропедевтического уровня.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
| Раздел № 1 Правила поведения в школе | 6 | 1 | 5 | |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | | 1 | |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | | 1 | |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 | 1 | | |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 | | 1 | |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | 1 | |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | | 1 | Рисунок «Школа» |
| Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 | 2 | 8 | |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 | |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 | |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 | |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 | |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | | |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 | | 1 | |
13. | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | | |
14. | Ты и твои друзья. | 1 | | 1 | |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 | |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 | Создание буклета «О вежливых словах» |
| Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | 1 | 6 | |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | | 1 | |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 | |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 | |
20. | Наш труд в классе. | 1 | 1 | | |
21. | Наш труд в классе. | 1 | | 1 | |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | 1 | |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | 1 | Конкурс рисунков «Мой труд каждый мир» |
| Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 5 | 1 | 4 | |
24. | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | | |
25. | Культура внешнего вида. | 1 | | 1 | |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 | | 1 | |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 | | 1 | |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | | 1 | Конкурс внешнего вида |
| Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | 2 | 1 | 1 | |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | 1 | | |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | | 1 | Викторина «Правила поведения» |
| Раздел №6 Школьный этикет. | 3 | 1 | 2 | |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 1 | | |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | | 1 | |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | | 1 | Дискуссия «Этикет» |
| Раздел № 7 Культура общения | 9 | 2 | 7 | |
34. | Этикет (повторение). | 1 | | 1 | |
35. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 | |
36. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 | |
37. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 | |
38. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 | |
39. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | | |
40. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | | |
41. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 | |
42. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 | Конкурс поделок «Я дарю букет» |
| Раздел №8 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | 1 | 3 | |
43. | Заповеди. | 1 | 1 | | |
44. | Заповеди. | 1 | | 1 | |
45. | Дал слово держи. | 1 | | 1 | |
46. | Дал слово держи. | 1 | | 1 | Буклет «Дал слово держи» |
| Раздел №9 Дружеские отношения | 11 | 2 | 9 | |
47. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 | |
48. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 | |
49. | Преданный друг. | 1 | | 1 | |
50. | О доброте и бессердечие. | 1 | 1 | | |
51. | О доброте и бессердечие. | 1 | | 1 | |
52. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | | 1 | |
53. | О зависти и скромности. | 1 | 1 | | |
54. | О зависти и скромности. | 1 | | 1 | |
55. | О доброте и жестокосердии. | 1 | | 1 | |
56. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 | |
57. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 | Конкурс рисунков «Мой друг» |
| Раздел №10 Понять другого | 9 | 2 | 7 | |
58. | Золотые правила. | 1 | 1 | | |
59. | Золотые правила. | 1 | | 1 | |
60. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 | |
61. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 | |
62. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 | |
63. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 | |
64. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 1 | | |
65. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | | 1 | |
66. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 | Буклет «Золотые правила» |
| Всего | 66 | 14 | 52 | |
Описание содержание разделов
Раздел 1: Правила поведения в школе (всего 6 часов: практических - 5, теоретических - 1).
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (всего 10 часов: практических - 8, теоретических - 2).
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (всего 7 часов: практических - 6, теоретических - 1).
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (всего 5 часов: практических - 4, теоретических - 1).
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (всего 3 часа: практических - 2, теоретических - 1).
Раздел 7: Культура общения (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 4 часа: практических - 3, теоретических - 1).
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 9: Дружеские отношения (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2).
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел10 : Понять другого (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Количество часов | |
Общ. | Теор. | Рез-тат |
| | Правила поведения в школе | 6 | 1 | |
1. 2. | | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | | |
3. 4. | | Правила поведения в гардеробе. | 1 | 1 | |
5. 6. | | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | Рисунок «Школа» |
| | О добром отношении к людям | 10 | 2 | |
7. 8. | | Что такое «добро и зло». | 1 | | |
9. 10. | | «Еже ли вы вежливы». | 1 | | |
11. 12. | | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | |
13. 14. | | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | |
15. 16. | | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | Создание буклета «О вежливых словах» |
| | Как стать трудолюбивым | 7 | 1 | |
17. | | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | | |
18. 19. | | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | |
20. 21. | | Наш труд в классе. | 1 | 1 | |
22. 23. | | Мой труд каждый день дома. | 1 | | Конкурс рисунков «Мой труд каждый мир» |
| | Правила опрятности и аккуратности. | 5 | 1 | |
24. 25. | | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | |
26. 27. | | Каждой вещи своё место. | 1 | | |
28. | | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | | Конкурс внешнего вида |
| | Правила поведения на улице и дома. | 2 | 1 | |
29. 30. | | Как вести себя на улице и дома. | 1 | 1 | Викторина «Правила поведения» |
| | Школьный этикет. | 3 | 1 | |
31. 32. | | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 1 | |
33. | | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | | Дискуссия «Этикет» |
| | Культура общения | 9 | 2 | |
34. | | Этикет (повторение). | 1 | | |
35. 36. | | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | |
37. 38. | | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | |
39. 40. | | Поведение в гостях. | 1 | 2 | |
41. 42. | | Как дарить подарки. | 1 | | Конкурс поделок «Я дарю букет» |
| | Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | 1 | |
43. 44. | | Заповеди. | 1 | 1 | |
45. 46. | | Дал слово держи. | 1 | | Буклет «Дал слово держи» |
| | Дружеские отношения | 11 | 2 | |
47. 48. | | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | |
49. | | Преданный друг. | 1 | | |
50. 51. | | О доброте и бессердечие. | 1 | 1 | |
52. | | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | | |
53. 54. | | О зависти и скромности. | 1 | 1 | |
55. | | О доброте и жестокосердии. | 1 | | |
56. 57. | | В мире мудрых мыслей. | 1 | | Конкурс рисунков «Мой друг» |
| | Понять другого | 9 | 2 | |
58. 59. | | Золотые правила. | 1 | 1 | |
60. 61. | | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | |
62. 63. | | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | |
64. 65. | | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 1 | |
66. | | В мире мудрых мыслей. | 1 | | Буклет «Золотые правила» |
| | Всего | 66 | 14 | |
Описание содержание разделов 2-й класс (35 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (11 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
2-й класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Теоретических | Практических | Рез-тат |
| Раздел №1 Культура общения | 9 | | | |
1. | Этикет (повторение) | 1 | | + | |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | | + | |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | | + | |
4. | Встреча и развлечение гостей | 1 | | + | |
5. | Встреча и развлечение гостей | 1 | | + | |
6. | Поведение в гостях | 1 | + | | |
7. | Поведение в гостях | 1 | + | | |
8. | Как дарить подарки | 1 | | + | |
9. | Как дарить подарки | 1 | | + | Буклет «Как дарить подарки» |
| Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | | | |
10. | Заповеди | 1 | + | | |
11. | Заповеди | 1 | + | | |
12. | Дал слово держи | 1 | | | |
13. | Дал слово держи | 1 | + | | Выучить стихотворение «О слове» |
| Раздел №3 Дружеские отношения | 11 | | | |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | + | |
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | + | |
16. | Преданный друг | 1 | + | | |
17. | О доброте и бессердечии | 1 | + | | |
18. | О доброте и бессердечии | 1 | + | | |
19. | Об уважительном отношении к старшим | 1 | | + | |
20. | О зависти и скромности | 1 | + | | |
21. | О зависти и скромности | 1 | + | | |
22. | О доброте и жестокосердии | 1 | + | | |
23. | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | |
24. | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | Придумвть пословицу «В мире мудрых мыслей» |
| Раздел №4 Понять другого | 11 | | | |
25. | Золотые правила | | + | | |
26. | Золотые правила | | + | | |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | | | + | |
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | | | + | |
29. | О тактичном и бестактном поведении | | | + | |
30. | О тактичном и бестактном поведении | | | + | |
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | | + | | |
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | + | | |
33. | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | |
34 -35 | Обзор курса этики за год | 2 | | + | Коллективная работа «Создание коллажа» |
| Итого: | 35 | 15 | 20 | |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | Рез-тат |
| | Раздел №1 Культура общения | 9 | | | |
1. | | Этикет (повторение) | 1 | | + | |
2. | | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | | + | |
3. | | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | | + | |
4. | | Встреча и развлечение гостей | 1 | | + | |
5. | | Встреча и развлечение гостей | 1 | | + | |
6. | | Поведение в гостях | 1 | + | | |
7. | | Поведение в гостях | 1 | + | | |
8. | | Как дарить подарки | 1 | | + | |
9. | | Как дарить подарки | 1 | | + | Буклет «Как дарить подарки» |
| | Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | | | |
10. | | Заповеди | 1 | + | | |
11. | | Заповеди | 1 | + | | |
12. | | Дал слово держи | 1 | | | |
13. | | Дал слово держи | 1 | + | | Выучить стихотворение «О слове» |
| | Раздел №3 Дружеские отношения | 11 | | | |
14. | | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | + | |
15. | | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | + | |
16. | | Преданный друг | 1 | + | | |
17. | | О доброте и бессердечии | 1 | + | | |
18. | | О доброте и бессердечии | 1 | + | | |
19. | | Об уважительном отношении к старшим | 1 | | + | |
20. | | О зависти и скромности | 1 | + | | |
21. | | О зависти и скромности | 1 | + | | |
22. | | О доброте и жестокосердии | 1 | + | | |
23. | | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | |
24. | | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | Придумвть пословицу «В мире мудрых мыслей» |
| | Раздел №4 Понять другого | 10 | | | |
25. | | Золотые правила | | + | | |
26. | | Золотые правила | | + | | |
27. | | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | | | + | |
28. | | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | | | + | |
29. | | О тактичном и бестактном поведении | | | + | |
30. | | О тактичном и бестактном поведении | | | + | |
31. | | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | | + | | |
32. | | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | + | | |
33. | | В мире мудрых мыслей | 1 | | + | |
34-35 | | Обзор курса этики за год | 2 | | + | Коллективная работа «Создание коллажа» |
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.