Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»г.Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Выговская Н.Н./ Протокол № 1 от «28 »августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ______/Антонова И.А. «29 »августа 2017г. | «Утверждено»Директор МБОУ «СОШ №1» ________И.В.Сидоренкова Приказ № ______ от «30» августа 2017г. |
Программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов
«Уроки нравственности»
Грыбовской Инны Юрьевны,
учителя первой квалификационной категории,
3 класс «Б»
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания, полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель программы: воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению; обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, социально- активного компетентного толерантного человека.
Задачи:
сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в школе, семье; раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, в котором учащимся передаются нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет. Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
1 год обучения - 34 часа;
2 год обучения - 34 часа;
3 год обучения - 34 часа;
4 год обучения - 34 часа;
Итого - 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1й год обучения - 34 часа
В курсе выделены 6 разделов, в которых раскрываются основные понятия:
Правила поведения в школе (7 часов).
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
О добром отношении к окружающим людям (9 часов).
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах (кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.
Как стать трудолюбивым(4 часа).
Воспитание трудолюбия в семье, в школе. Бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.
Правила аккуратности (4 часа).
Воспитание нравственных качеств. Раскрыть понятие об аккуратности как об уважительном отношении человека к самому себе и к окружающим людям.
Правила поведения на улице и дома (5 часа).
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, на улице в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.
Школьный этикет (5часов)
Знакомства с элементарными правилами обращения и приветствия окружающих людей. Общение первоклассников со своими сверстниками.
2й год обучения - 34 часа
В курсе выделены 8 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала - освоением простыми нормами нравственности:
Поведение в школе (3 ч)
В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Ребёнок проводит в школе много времени, поэтому школа для него становится как бы вторым домом. Самую большую радость в школе приносит ребёнку ежедневное общение со сверстниками.
Как быть аккуратным (3 ч)
В разделе предлагается цикл занятий: Как беречь книги, вещи, школьное имущество? Что такое точность и обязательность? Каковы основные правила точности и обязательности? Что происходит, когда нарушают эти правила?
Правила вежливости (5 ч)
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
Как быть трудолюбивым (3 ч)
В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Базовые моральные представления (2 ч)
В школьной жизни много ситуаций, на анализе которых дети учатся оценивать тот или иной поступок. Формированию представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие
Культура поведения (3 ч)
В данном разделе анализируя рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с вежливыми словами в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.
Школьный этикет (3 ч)
Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.
Общение с окружающими (12 ч)
Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.
Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.
3й год обучения – 34 часа
Поведение в школе (6 ч)
В процессе общения у ребёнка формируется характер, вырабатываются навыки общения и общения поведения. Наблюдая за детьми, учитель корректирует нравственную направленность в их поведении. Коллективная деятельность детей позволяет учителю находить точки соприкосновения для деликатных способов оказания взаимопомощи. Значение взаимопомощи и её мотивация в младшем возрасте приобретает особую значимость, т.к. начинают осознаваться детьми. Вместе с учителем, дети учатся обсуждать, оценивать и планировать общие дела.
Ключевые слова: забота, внимательность, помощь, поддержка
Как быть аккуратным (4 ч)
Дети учатся добросовестному и осознанному отношению к труду всех и каждого. В процессе обучения у ребят формируется бережное, аккуратное отношение к предметам, созданным человеком. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах. Формирование таких понятий как: аккуратность, опрятность, точность, бережливость.
Правила вежливости (4 ч)
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
Как быть трудолюбивым (2 ч)
В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
Базовые моральные представления (1 ч)
В школьной жизни много ситуаций, на анализе которых дети учатся оценивать тот или иной поступок. Формированию представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие
Общение с окружающими (7 ч)
Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.
Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.
Школьный этикет. (4 ч)
Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.
Ключевые слова: слова приветствия, благодарности.
Культура поведения. (6 ч)
В данном разделе анализируя рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с вежливыми словами в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.
Ключевые слова: приветствия, благодарности, пожелания.
4й год обучения – 34 часа
Поведение в школе (6 ч)
Коллективная деятельность. Вместе с учителем, дети учатся обсуждать, оценивать и планировать общие дела.
Ключевые слова: забота, внимательность, помощь, поддержка
Как быть аккуратным (4 ч)
Дети учатся добросовестному и осознанному отношению к труду всех и каждого. В процессе обучения у ребят формируется бережное, аккуратное отношение к предметам, созданным человеком. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах. Формирование таких понятий как: аккуратность, опрятность, точность, бережливость.
Правила вежливости (4 ч)
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
Как быть трудолюбивым (2 ч)
В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Базовые моральные представления (1 ч)
Формирование представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие
Общение с окружающими (7 ч)
Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.
Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.
Школьный этикет. (4 ч)
Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.
Ключевые слова: слова приветствия, благодарности.
Культура поведения. (6 ч)
В данном разделе анализируя рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с вежливыми словами в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.
Ключевые слова: приветствия, благодарности, пожелания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные результаты:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
уметь формировать свою позицию и точку зрения;
приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Ожидаемый результат
• Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
• Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: -готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному), -готовности к дальнейшему образованию, сформированности: - естественно-научного и социально- философского мировоззрения, - общей культуры, - потребностей и умений творческой деятельности, - педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни, -сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год
№ | Содержание курса | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Поведение в школе | 6 | 3 | 3 |
2. | Как быть аккуратным | 4 | 2 | 2 |
3. | Правила вежливости | 4 | 2 | 2 |
4. | Как быть трудолюбивым | 2 | 1 | 1 |
5. | Моральные представления | 1 | 1 | |
6. | Общение с окружающими | 7 | 4 | 3 |
7. | Школьный этикет | 4 | 2 | 2 |
8. | Культура поведения | 6 | 3 | 3 |
| Всего: | 34 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 год
№ | Содержание курса | Кол-во часов | Описание примерного содержания/Характеристика видов деятельности | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Поведение в школе | 6 | Общее дело - забота каждого С Михалков «Важный день» Как понимать слово «взаимопомощь»? В Бианки «Сова» Что такое «взаимопомощь»? А. Свирин «Экспедиция к предкам» | | |
2. | Как быть аккуратным | 4 | Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество? Д. Гальперина «Школа» Правила точности и обязательности - в чём их суть? С.Маршак « Гвоздь и подкова» | | |
3. | Правила вежливости | 4 | Вежливые поступки - что это такое? С. Михалков «Просчитался» Против лжи и нечестности. В.Драгунский «Тайное становится явным» | | |
4. | Как быть трудолюбивым | 2 | Как надо помогать людям? Е. Перехвальсмкая «Откуда азбука пошла» Почему труд кормит, а лень портит? С Михалков «Ремесло» | | |
5. | Моральные представления | 1 | Что такое справедливость? (Корейская сказка) «Материнская любовь» | | |
6. | Общение с окружающими | 7 | Правила для всех. Б. Крекотин «Попраздновал» Надо быть бескорыстным. С. Алексеев «Рукавички» Уважение к людям - что это значит? «Правильный ответ» (китайская сказка) Будь внимательным и предупредительным. С. Прокофьева «Румяные щёки» | | |
7. | Школьный этикет | 4 | Правила поведения в гостях. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Разговор по телефону, его этикет Н. Носов «Телефон» Т.Александрова «Гостиница» | | |
8. | Культура поведения | 6 | Слово лечит, слово ранит В. Беспалов «Сила слова» Ю.Энтин «Слово про слово» Что такое правила «Нельзя» А. Митяев «Крошки со стола» Визит к малознакомым и чужим людям. Д. Михайлов «Давным - давно», Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» | | |