Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУО Управление образованием ГО Красноуфимск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
имени И.И.Марьина
Утверждаю:
Директор МБОУ средняя общеобразовательная школа №1
________________ С.В.Захарова
«____» ________2014 г.
Программа внеурочной деятельности
творческое объединение
«Веселые нотки»
Составитель: учитель музыки –
Турышева Ирина Михайловна,
1 квалификационная категория.
г. Красноуфимск 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании требований, отражённых в Приказе Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.14г.), на основании «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)».
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия внеурочной деятельностью. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Данная программа направлена на достижение следующей цели:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
-Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
-Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских и национальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
-Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
-Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Занятия в кружке «Весёлые нотки» групповые. Группа включает в себя 10-12 человек. Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю (1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы - 34 часа в год).
Формы организации вокально-хоровой деятельности:
- музыкальные занятия; - занятия – концерт; - репетиции; - творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и хоровое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии.
Результаты освоения программы вокально-хорового кружка
К концу 1 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
- знать основы вокально – хоровых навыков;
- знать правила пения;
- знать средства музыкальной выразительности.
Второй уровень:
- уметь применять правила пения на практике;
- уметь петь чисто ансамблем в унисон;
Третий уровень:
- уметь применять правила пения на практике;
- уметь петь чисто ансамблем в унисон;
- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- уметь сценически оформлять концертный номер.
К концу 2 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
- знать основы вокально – хоровых навыков;
- - знать виды дыхания;
- знать музыкальные штрихи;
- знать средства музыкальной выразительности.
Второй уровень:
- уметь применять правила пения на практике;
- уметь петь чисто ансамблем в унисон;
- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- уметь сценически оформлять концертный номер.
Третий уровень:
- уметь применять правила пения на практике;
- уметь петь чисто ансамблем в унисон;
- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- уметь сценически оформлять концертный номер;
- уметь практически применять полученные знания в концертной деятельности.
К концу 3 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
- принцип успешности;
принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень:
- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень:
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни
К концу 4 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
- принцип успешности;
принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень:
- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень:
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
1 год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкально-ритмические игры.
Тема 2. В мире загадочных звуков .
Беседа о музыке как виде искусства. Понятие о музыкальном произведении. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Музыкальные и шумовые звуки. Звуки высокие и низкие.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Проведение опытов извлечения звуков из различных предметов. Игра на шумовых инструментах. Игры «Угадай, чей голосок», «Фабрика звуков». «Высокие и низкие», «Эхо».
Тема 3. Музыка голоса, или пение.
Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков "'Веселые ребята", «Пой за мной».
Тема 4. Музыкальная палитра
Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.
Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.
Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов. Игра на детских шумовых инструментах. Игры: «Угадай инструмент», «Дирижер», «Дирижер и хор», «Я – исполнитель».
Тема 5. Музыка вокруг нас
Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах.
Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.
6. Первые выступления
Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.
Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали.
Тематическое планирование работы детского творческого объединения
«Веселые нотки» 1 год обучения.
№ | Название темы | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | В мире загадочных звуков | 6 | 3 | 3 |
3 | Музыка голоса, или пение | 9 | 3 | 6 |
4 | Музыкальная палитра | 10 | 4 | 6 |
5 | Мир вокруг нас | 3 | | 3 |
6 | Первые выступления | 4 | - | 4 |
| Итого: | 33 | 11 | 22 |
Содержание программы
2 год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкально-ритмические игры.
Тема 2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Музыка как вид искусства. Понятие о музыкальном произведении. Композиторская деятельность. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Звуки высокие и низкие.
Практическая работа. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Знакомство с творчеством композиторов.
Тема 3. Вокально-хоровая работа.
Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Фонопедическая работа. Пение учебно-тренировочного материала. Приемы исполнения а,cappella. Индивидуальная вокальная работа. Плясовые народные песни. Дикция. Работа по звуковедению. Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков.
Тема 4. Музыкальная палитра
Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.
Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.
Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов.
Тема 5. Музыка вокруг нас
Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах.
Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность
Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.
Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали.
Тематическое планирование работы детского творческого объединения
«Веселые нотки» 2 год обучения.
№ | Название темы | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Музыкально-теоретическая подготовка. | 6 | 3 | 3 |
3 | Музыка голоса, или пение | 10 | 4 | 6 |
4 | Музыкальная палитра | 10 | 4 | 6 |
5 | Мир вокруг нас | 3 | | 3 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность | 4 | - | 4 |
| Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
3-4 год обучения.
Вводное занятие
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Вокально-хоровая работа
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
пауза (долгая, короткая);
акцент (лёгкий, сильный);
гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
лад (мажорный, минорный, переменный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Тематическое планирование работы детского творческого объединения
«Веселые нотки» 3 год обучения.
№ п/п | Разделы. | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) | 9 | 3 | 6 |
3 | Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы). | 10 | 4 | 6 |
4 | Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ). | 10 | 4 | 6 |
5 | Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, концерты). | 4 | 1 | 3 |
| | 34 | 13 | 21 |
Тематическое планирование работы детского творческого объединения
«Веселые нотки» 4 год обучения.
№ п/п | Разделы. | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) | 9 | 3 | 6 |
3 | Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы). | 10 | 2 | 8 |
4 | Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ). | 10 | 3 | 7 |
5 | Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, концерты). | 4 | 1 | 3 |
| | 34 | 10 | 24 |
Учебно-методическое и
материально-технического обеспечения курса
Список литературы для педагога
Д.Сорокотягин. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: «Феникс». 2009
Л. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва: «Глобус» 2009
О.П.Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2013
Алексеева Л. Н. Музыка родной природы: Музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
Список литературы для учащихся.
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE+%CC%F3%E7%FB%EA%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
Музыкальная коллекция. Режим доступа:
www.music-edu.ru Учительский портал. http://www.uchportal.ru/
Уроки музыки. http://www.uchportal.ru/load/133
Комплекс уроков музыки. http://xn--b1afobadgpebfpm2a.xn--p1ai/kompleks-urokov-po-muzyke-dlya-1-7-klassa/
Оснащение образовательного процесса.
11