СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначается для внеурочной деятельности по музыки в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МОУО Управление образованием ГО Красноуфимск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени И.И.Марьина


Утверждаю:

Директор МБОУ средняя общеобразовательная школа №1

________________ С.В.Захарова

«____» ________2014 г.




Программа внеурочной деятельности

творческое объединение

«Веселые нотки»



Составитель: учитель музыки –

Турышева Ирина Михайловна,

1 квалификационная категория.

















г. Красноуфимск 2014г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании требований, отражённых в Приказе Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.14г.), на основании «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)».

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия внеурочной деятельностью. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Данная программа направлена на достижение следующей цели:

- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

-Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

-Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских и национальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

-Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

-Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Занятия в кружке «Весёлые нотки» групповые. Группа включает в себя 10-12 человек. Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю (1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы - 34 часа в год).

Формы организации вокально-хоровой деятельности:

- музыкальные занятия; - занятия – концерт; - репетиции; - творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- сольное и хоровое пение;

- слушание различных интерпретаций исполнения;

- пластическое интонирование;

- элементов импровизации;

- движения под музыку;

- элементы театрализации.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:

- духовность;

-личностное ориентирование;

-образность;

-интерес и увлечённость;

-связь с жизнью;

-креативность;

-эмоциональное насыщение;

-вариативность и свобода выбора.

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии.

Результаты освоения программы вокально-хорового кружка

К концу 1 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- знать основы вокально – хоровых навыков;

- знать правила пения;

- знать средства музыкальной выразительности.

Второй уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

Третий уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- уметь сценически оформлять концертный номер.

К концу 2 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- знать основы вокально – хоровых навыков;

- - знать виды дыхания;

- знать музыкальные штрихи;

- знать средства музыкальной выразительности.

Второй уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- уметь сценически оформлять концертный номер.

Третий уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- уметь сценически оформлять концертный номер;

- уметь практически применять полученные знания в концертной деятельности.


К концу 3 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- принцип успешности;

принцип творческого развития;

-принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:

- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;

-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;

-знать приемы работы над песней;

- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;

-уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень:

- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;

-уметь петь сольно и в ансамбле;

-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;

-самостоятельно создавать образ исполняемой песни


К концу 4 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- принцип успешности;

принцип творческого развития;

-принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:

- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;

-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;

-знать приемы работы над песней;

- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;

-уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень:

- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;

-уметь петь сольно и в ансамбле;

-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;

-самостоятельно создавать образ исполняемой песни

У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.


Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.


Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Способы отслеживания результатов освоения программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.


Содержание программы

1 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкально-ритмические игры.

Тема 2. В мире загадочных звуков .

Беседа о музыке как виде искусства. Понятие о музыкальном произведении. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Музыкальные и шумовые звуки. Звуки высокие и низкие.

Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Проведение опытов извлечения звуков из различных предметов. Игра на шумовых инструментах. Игры «Угадай, чей голосок», «Фабрика звуков». «Высокие и низкие», «Эхо».

Тема 3. Музыка голоса, или пение.

Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности.

Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков "'Веселые ребята", «Пой за мной».

Тема 4. Музыкальная палитра

Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.

Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.

Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов. Игра на детских шумовых инструментах. Игры: «Угадай инструмент», «Дирижер», «Дирижер и хор», «Я – исполнитель».

Тема 5. Музыка вокруг нас

Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах.

Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.

6. Первые выступления

Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.

Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали.

Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Веселые нотки» 1 год обучения.


Название темы

Общее количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

В мире загадочных звуков

6

3

3

3


Музыка голоса, или пение

9

3

6

4

Музыкальная палитра

10

4

6

5

Мир вокруг нас

3


3

6

Первые выступления

4

-

4


Итого:

33

11

22

Содержание программы

2 год обучения.


Тема 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкально-ритмические игры.

Тема 2. Музыкально-теоретическая подготовка.

Музыка как вид искусства. Понятие о музыкальном произведении. Композиторская деятельность. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Звуки высокие и низкие.

Практическая работа. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Знакомство с творчеством композиторов.

Тема 3. Вокально-хоровая работа.

Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Фонопедическая работа. Пение учебно-тренировочного материала. Приемы исполнения а,cappella. Индивидуальная вокальная работа. Плясовые народные песни. Дикция. Работа по звуковедению. Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности.

Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков.

Тема 4. Музыкальная палитра

Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.

Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.

Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов.

Тема 5. Музыка вокруг нас

Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах.

Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.

Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность

Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.

Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали.


Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Веселые нотки» 2 год обучения.


Название темы

Общее количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Музыкально-теоретическая подготовка.

6

3

3

3


Музыка голоса, или пение

10

4

6

4

Музыкальная палитра

10

4

6

5

Мир вокруг нас

3


3

6

Концертно-исполнительская деятельность

4

-

4


Итого:

34

12

22




Содержание программы

3-4 год обучения.


Вводное занятие

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

  • пауза (долгая, короткая);

  • акцент (лёгкий, сильный);

  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

  • лад (мажорный, минорный, переменный);

  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

  • регистр (высокий, средний, низкий);

  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).


Работа над репертуаром

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.


Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.


Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Веселые нотки» 3 год обучения.


№ п/п


Разделы.

Общее количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса.

1

1


2


Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент)

9

3

6

3


Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы).

10

4

6

4

Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ).

10

4

6

5

Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, концерты).

4

1

3



34

13

21

Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Веселые нотки» 4 год обучения.

№ п/п


Разделы.

Общее количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса.

1

1


2


Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент)

9

3

6

3


Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы).

10

2

8

4

Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ).

10

3

7

5

Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, концерты).

4

1

3



34

10

24


Учебно-методическое и

материально-технического обеспечения курса


Список литературы для педагога

  1. Д.Сорокотягин. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: «Феникс». 2009

  2. Л. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва: «Глобус» 2009

  3. О.П.Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2013

  4. Алексеева Л. Н. Музыка родной природы: Музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

  5. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.

  6. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

  7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.





Список литературы для учащихся.


  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

  3. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998



Интернет-ресурсы.


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE+%CC%F3%E7%FB%EA%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Музыкальная коллекция. Режим доступа: www.music-edu.ru

Учительский портал. http://www.uchportal.ru/

Уроки музыки. http://www.uchportal.ru/load/133

Комплекс уроков музыки. http://xn--b1afobadgpebfpm2a.xn--p1ai/kompleks-urokov-po-muzyke-dlya-1-7-klassa/



Оснащение образовательного процесса.

  • кабинет; актовый зал;

  • компьютер;

  • фортепиано;

  • записи фонограмм в режиме + и -;

  • мультимедийный проектор.




11