12
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Принципы организации работы классного руководителя……………5
Обеспечение реализации программы……………………………………6
Планируемые результаты………………………………………………….9
Содержание программы
5.1 Сведения об учащихся……………………………………...……………15
5.2 Психолого-педагогическая характеристика класса……...…………….18
5.3 Социальный паспорт 1В класса…………………….……..…………….20
5.4 Сведения о посещении детьми различных кружков,
спортивных секций……………………………………………….…………..23
5.5 Индивидуальная работа с отдельными группами учащихся..………..26
5.6 Проведение инструктажей безопасности жизнедеятельности..………29
5.7 План основных дел классного сообщества..……………………………31
5.8 Мониторинг развития личности ребенка. ………..……………………36
5.9 Права и обязанности учащихся..………………………………………...37
Работа с родителями………………………………………………………..38
Нормативные документы………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………….43
В помощь классному руководителю
1. Пояснительная записка
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Формирование личности всегда являлось главной целью любого прогрессивного общества. Жизнедеятельность, развитие современного цивилизованного общества, становление правового государства возможно только на основе формировании свободной, глубоко мыслящей и духовно-богатой личности, приобщения её к общечеловеческим ценностям, на основе развития интеллекта и широкого кругозора.
Безусловно, основная шкала ценностей закладывается и устанавливается в семье, но, приходя в школу, учащиеся учатся взаимоотношениям в коллективе, взвешивают уже приобретенный нравственный багаж с точки зрения нравственных норм, которые приняты в коллективе, переоценивают ценностные воззрения. Нравственные нормы коллектива, формирующиеся в младших классах начальной школы, закладывается учителем. Ему принадлежит в этом формировании определяющая воспитательная роль – роль классного руководителя, так как классный руководитель является координатором воспитательной деятельности учащихся своего класса.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Для этого необходимы продуманность и четкость планирования работы, рациональное распределение и использование времени, целенаправленность и системность, то есть целесообразно моделирование и построение воспитательной системы класса.
Цель данной программы – создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей младших школьников, формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города, страны, среды личности, умеющей жить в коллективе.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
выработать у учащихся младших классов понимания происходящего, стремления к высказыванию точки зрения;
развивать потребность в абстрактном мышлении, построение личностной картины мира;
способствовать осознанию себя как единого целого через понятие «я – концепция» - системы представлений человека о самом себе, которая включает самооценку, поведенческую реакцию, то есть конкретные действия, вызванные самооценкой;
развивать желание и умение работать в коллективе и для коллектива через систему социализации личности, обогащение личности необходимым социальным опытом;
сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.
Принципы организации работы классного руководителя
Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствует основным принципам концепции воспитательной работы школы, которые ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственной и физически здоровой личности.
Основные принципы реализации воспитательного процесса.
Педагог относится к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития.
Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа – его корни. Воспитание – крона.
Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникально личности.
Общечеловеческие ценности, ценности и нормы национальной культуры, региональные традиции помогут учащемуся освоить социокультурный опыт и свободно определиться в социальном окружении.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося.
Обеспечение реализации программы
В урочное и внеурочное время реализации программы достигается через развитие детского коллектива, проведение социально направленных дел, различного рода массовых мероприятий, конкурсов, экскурсий, оздоровительных акций.
Программа воспитательной работы рассчитана на 4 года, создана с учетом этапов развития воспитательной системы класса.
Участники, задействованные в реализации программы, постоянно совершенствуются сами и совершенствуют свою деятельность, находят новые формы и методы работы, побуждающие инициативу. Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, постоянное возрастающих запросов общества в образованных людях, модернизации российского образования и воспитания.
Основные вопросы воспитания будут реализованы через коллективные творческие дела, разнообразные по форме и содержанию, по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие учащихся, воспитание любознательности, культуры чтения, мотивация успешного учения.
Формирование культурной среды школы, привитие учащимся интереса к занятиям искусством; воспитание способности видеть, беречь окружающую красоту, стремление делать все красиво, эстетично. Создание условий для творческого развития и самореализации детей.
Воспитание стремления быть физически сильным, желания и умения выполнять правила личной гигиены; формирование интереса к занятиям спортом, к ЗОЖ; поощрение активного участия в спортивных соревнованиях.
Воспитание добросовестности в учебном, домашнем и общественнополезном труде; формирование навыков самообслуживания.
Формирование интереса к прошлому родного края; воспитание любви и бережного отношения к природе; воспитание любви и гордости за свою страну, свою школу, свой дом, свою семью.
Воспитание исполнительности, соблюдения правил поведения дома, в школе, в классе, в общественных местах.
Воспитание культуры построения взаимоотношений со старшими, младшими, с одноклассниками, близкими друзьями. Воспитание дружелюбия, заботливости, вежливости, готовности прийти на помощь.
Привлечение учащихся к активному участию в делах школы и класса, включение в посильную деятельность.
Этапы становления и развития воспитательной системы в классе.
В 1 классе основной задачей является адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе необходимо сделать первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплоченности коллектива, изучение индивидуальности каждого ребенка, его способностей, возможностей, желаний. Этот этап проходит под девизом «Будем знакомы»
Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учителем, учащимися и родителями. В детях проявляется активность, высокая мотивация к учению, но вместе с тем наблюдается нетерпимость и грубость в межличностных отношениях, душевная черствость. Воспользовавшись врожденным чувством красоты человека, необходимо развивать его, так как именно это чувство дает стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного, побуждающее к человечности. На этом этапе необходимо формировать общечеловеческие ценности. «Гармония – основа красоты» - под таким девизом необходимо строить воспитательную работу в классе на этом этапе.
На следующем этапе жизни – 3 класс – младший школьник не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественный отношений. Пробуждается интерес к самому себе - «Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого могу сделать?» на этом этапе воспитательной работы в классе необходимо ребенка научит любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал. Этот этап в 3 классе проходит под девизом «Я среди людей».
К 4-ому классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому будут способствовать творческие мастерские, выставки прикладного творчества, презентации, конкурсные состязания, проектная деятельность, часы духовного общения. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. Учащийся в этом возрасте становится самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире. Происходит рождение творца. Воспитательная работа в классе проходит под девизом «Успех – это извлеченные уроки из ошибок».
Планируемые результаты
Конечным результатом работы по программе воспитательной работы должны стать: сформированность на достаточном уровне классного коллектива, в котором царит обстановка взаимоуважения и взаимовыручки, способствующая максимальномураскрытию творческой индивидуальной личности ребенка, знающего историю, традиции, природу своего края и уважающих рядом людей. Результативность программы будет отслеживаться с помощью тестов, опросов мнений учащихся, карт педагогического наблюдения.
Знание | Качество личности | Функциональная деятельность |
Я - гражданин |
*национальная традиция *государственные символы *история государства, малой родины *патриотические чувства | *осознание себя, как гражданина России *знакомство с национальными традициями и государственной символикой *уважение к историческим событиям | *подготовка к праздникам и тематическим мероприятиям *посещение музеев, выставок |
Культура поведения человека |
*правила поведения в школе и общественных местах *общение со знакомыми и незнакомыми людьми *взаимоотношения мальчиков и девочек *отношения со старшими и младшими | *воспитанность *вежливость *уважительность *забота о ближнем, о младшем *уважительное отношение к старшим | *соблюдение норм этикета в общественных местах *выполнение более тяжелой работы мальчиками *умение составить поздравление, обратиться с просьбой и вопросом, извиниться |
Культура устной и письменной речи |
*ведение диалога *культура восприятия информации *культура устной и письменной речи *культура постановки и решения проблем | *бережливость *аккуратность *бережное отношение к книге *сдержанность *вежливость *уважительное отношение друг к другу *предупредительность | *умение работать с книгой *ведение диалога *использование игровой формы обогащения словарного запаса *совместная работа в группах |
Приобщение к эстетической культуре |
*красота и безобразие – две противоположности *гармония – основа красоты *природа - сложный и хрупкий организм *человек и домашние животные *человек – часть живой природы | *принятие красоты *отторжение безобразного *любовь к родному краю *бережное отношение к природе *доброта *сострадание *любовь к животным | *осознание необходимости использования правил поведения в природе для своего будущего *выполнение правил по уходу за животными *понимание экологических проблем современности и пути их решения |
Гигиеническая культура |
*что такое гигиена *для чего нужно мыть руки и принимать душ (содержать тело в чистоте) *кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах) *культура питания | *аккуратность *чистоплотность *забота о своем здоровье | *ежедневная уборка своих рабочих мест *соблюдение гигиенических норм *умение использовать салфетки *правила культурного поведения за столом |
Культура физического труда |
*труд – как средство создания материальных ценностей, их сохранения и приумножения *труд – забота *труд - работа | *трудолюбие *уважение чужого труда *взаимовыручка *взаимопомощь | *умение предложить свою помощь *участие в облагораживании школьной территории *уход за комнатными растениями |
Спортивно-оздоровительная культура |
*тренировка своего тела *совершенствование своего тела *культура телодвижений | *сила *выносливость *забота о своем здоровье | *соблюдение правильной посадки во время урока *ежедневная утренняя гимнастика * составление и проведение комплекса утренней гимнастики |
Культура взаимоотношений |
*положительно эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого *социальная наблюдательность *понятие «конфликт» *конструктивное взаимодействие *сплоченность класса | *честность *милосердие *бережливость *уважительность *доброта *ответственность | *умение поддерживать и сопереживать *умение присоединения и чувствования *способы выхода из конфликтной ситуации *осознание важности и необходимости дружеских взаимоотношений |
Модель выпускника начальной школы
«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
При составлении портрета выпускника необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашей страной. Мы понимаем, что насущной задачей нашего времени является утверждение причастности к общечеловеческому делу. России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие.
Когда речь идет о задачах духовно – нравственного развития мы имеем в виду три направления:
- личностная культура;
- семейная культура;
- социальная культура.
Весь образовательный процесс – воспитание и обучение - должны проводиться через системно – деятельностный процесс.
Личность должна быть ориентирована на творческий подход к делу.
Руководствуясь внешними и внутренними вызовами в ФГОС НОО определен портрет выпускника.
Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новом Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В Стандарте 2009 года определен «портрет» выпускника начальной школы:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В ФГОС ОО в портрете выпускника заложена преемственность в развитии личностных качеств, при этом идет расширение наполненности данных качеств.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?
В портрете выпускника начальной школы представлены результаты :
Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.
Личностные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Самоопределение (внутренняя позиция , «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка) | Любящий свой край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания») | Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих |
Нравственно – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков) | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.
Метапредметные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Владеющий основами умения учиться. |
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Владеющий основами умения учиться. Умеющий высказывать свое мнение. |
Коммуникативный компонент (навыки сотрудничества, речевая деятельность). | Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера. Умеющий высказывать свое мнение. |
Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:
Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).
Модель выпускника начальной школы МОУ СОШ № 92 в 1В классе отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОУ и состоит из следующих направлений:
нравственный потенциал;
познавательный потенциал;
коммуникативный потенциал;
эстетический потенциал;
физиологический потенциал.
Нравственный потенциал
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Познавательный потенциал
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Умеющий высказывать свое мнение.
Коммуникативный потенциал
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
Умеющий высказывать свое мнение.
Эстетический потенциал
Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:
Базовыми технологиями образовательного процесса должны стать:
Информационные технологии
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология , основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
На развитие личностных качеств направлена внеурочная деятельность школы. Высшей оценкой достижений воспитательной работы в классе является то, что выпускники научатся понимать и применять в жизни такие понятиями:
«Живу в Забайкалье, России, и мне это нравится»;
«расту нормальным хорошим человеком»;
«хочу учиться»;
«учусь успеху»;
«контролирую ситуацию»;
«учусь оценивать»;
«думаю, говорю, делаю сам»;
«всегда на связи»;
«в здоровом теле здоровый дух».
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система оценивания достижений учащихся. Но не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.