СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Ансамбль ложкарей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочного курса "Ансамбль ложкарей" для организации и проведения занятий с учащимися начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Ансамбль ложкарей"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская гимназия города Благовещенска»









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

«Ансамбль ложкарей»


Направление: общекультурное

Ф.И.О. педагога, ведущего курс: Коханова Ольга Анатольевна

Ступень образования, класс - начальное общее образование, 2-4 классы

Срок реализации программы - 3 года























г. Благовещенск, 2022 год



Пояснительная записка.

Программа внеурочного курса «Ансамбль ложкарей» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие музыкальных способностей детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области музыкального искусства, сформированность навыков ансамблевого исполнения на уровне практического применения.

Актуальность данной программы заключается в приобщении детей к народной культуре, её традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, к возрождению культурных ценностей. Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся, на практическое применение навыков игры на инструментах. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Доступность ложек, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, помогает самораскрыться и саморазвиться через активную созидательную деятельность. Игра на ложках активно влияет на развитие координации движений, на тонкую моторику, а также быстроту реакций. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Адресат программы.

Данная программа разработана для детей от 7 до 12 лет, желающих обучаться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными.

Срок обучения по программе 3 года, общее количество часов – 108.

Количество часов на каждый год обучения — 36. Единый учебный график для каждого учебного года, при этом каждый год меняется разучиваемый репертуар.

Процесс обучения осуществляется на групповых ансамблевых занятиях. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу из расчета 36 часов в год. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14.

Цель программы: Способствовать творческому развитию учащихся, посредством игры на ложках. Помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с русскими народными инструментами, их историей, музыкальными традициями русского народа.

- Научить основам техники игры на ложках.

- Научить выразительно исполнять свою партию.

- Сформировать необходимые навыки и умения для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

Развивающие:

- Развить внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.

- Развивать ритмический слух.

- Развить творческий потенциал.

- Сформировать стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.

- Развивать эстетический вкус.

- Способствовать расширению общекультурного кругозора.

Воспитательные:

- Способствовать мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству.

- Воспитывать трудолюбие и целеустремлённость.

- Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.

- Воспитывать толерантность.

- Развивать исполнительскую волю.

Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется на основании результатов входной диагностики музыкальных способностей (прослушивание) и предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях. Наполняемость учебных групп: до 10 человек.

Особенности организации образовательного процесса

Основу ансамбля составляют ложки.

Этапы обучения:

Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивным особенностями;

Постановка исполнительского аппарата

Освоение основных приёмов звукоизвлечения

Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения.

Формы проведения занятий

Форма занятий: групповая

Групповые ансамблевые занятия предназначены для формирования у детей целостного восприятия разучиваемых произведений, а также развития умений и навыков выразительного совместного инструментального творческого музицирования.

Структура занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная - упражнения на координацию, мышечную свободу исполнительского аппарата, основная - работа над пьесами, ансамблем; заключительная - закрепление пройденного материала. Занятия в подгруппах предусматривают освоение технических приемов и навыков игры на музыкальных инструментах, разучивание оркестровых партий, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию учащихся, формированию у них практических умений и навыков, расширению слуховых представлений, развитию креативности. Участники ансамбля принимают участие в различных концертах, организуемых в гимназии или за её пределами с участием учащихся гимназии.

Кадровое и материально-техническое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение:

Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами: обладает специальным музыкально-педагогическим образованием; хорошо знает технические особенности и индивидуальные характеристики каждого инструмента, владеет исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента, методикой разучивания произведений, навыками аранжировки музыкальных произведений под соответствующий состав; владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий; знает физиологию и психологию детского и подросткового возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся; умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

Техническое и материальное обеспечение:

Наличие учебного кабинета; Наличие мебели соответствующей высоты; Пианино или синтезатор; ноутбук и звуковые колонки; ложки и другие шумовые музыкальные инструменты.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Через ансамблевое исполнительство дети учатся слышать и слушать других участников группы. Игра в ансамбле вырабатывает такие черты характера как целеустремлённость, аккуратность, доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению. Появляется стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы (выбор репертуара).

Предметные результаты

Учащиеся овладевают исполнительством игры на ложках. Дети знакомятся с интересным и разнообразным по жанру репертуаром, со стилевыми особенностями изучаемых произведений. Знают историю исполнительства на русских народных инструментах. У учащихся происходит рост мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству. Обеспечивается всестороннее музыкальное развитие. Учащиеся самостоятельно или с помощью педагога находят практические применения своих умений (в домашних семейных концертах, как подарок для друзей, как участник концертного мероприятия в классе, в гимназии).

Метапредметные результаты

Развитие внимания, музыкального слуха, мышления, воображения. Развитие творческого потенциала. Развитие эстетического вкуса. Расширение общекультурного кругозора.

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Водное занятие. Входная диагностика. Знакомство с инструментами, история бытовая ложек. Техника безопасности.

2

1

1

Освоение инструмента. Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений навыков двигательного самоконтроля

2

2

0

Изучение свойства звука. Тембровые характеристики, динамические возможности

8

0

8

Развитие технических навыков. Способы и приёмы звукоизвлечения. Координация движений

8

1

7

Работа над репертуаром. Подробный разбор произведения. Подготовка к выступлению

12

2

10

Генеральные репетиции перед выступлением

2

0

2

Выступления на концертах в гимназии

2

0

2

Итого:

36

6

30



Рабочая программа 1-й год обучения

Задачи:

Обучающие.

- способствовать накоплению музыкальных впечатлений;

- формировать навыки игры на ложках

- формировать навыки выразительного исполнения.

Развивающие

- выявить и развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма);

- развивать творческие способности: самостоятельную игру на инструменте, элементы импровизации;

- развивать чувство ансамбля, чуткость тембрового слуха в процессе инструментального музицирования в коллективе;

- развивать воображение, мышление, память, умение концентрировать внимание.

Воспитательные

- способствовать формированию представлений об общечеловеческих, нравственных ценностях;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе;

- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца, понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле, оркестре.


Планируемые результаты освоения программы

После первого года обучения учащиеся будут знать:

- Историю ложек, в прошлом и настоящем.

- Приёмы игры на 2,3 ложках.

- Загадки, пословицы, считалки про ложки.

Уметь:

- Играть соло и в ансамбле.

- Соблюдая ритм, динамику, темп.

- Владеть приѐмами игры на двух, трѐх ложках.

- Применять навыки игры на ложках в просветительных целях, а так же для участия в школьных тематических концертах, праздничных мероприятиях, семейных концертах.

В предметной области:

- Познакомятся с русскими народными инструментами, их историей, музыкальными традициями русского народа.

- Научатся основам техники игры на ложках.

- Научатся выразительно исполнять свою партию.

- Сформируют необходимые навыки и умения для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

- Сформируют необходимые навыки для участия в концертной деятельности.

В метапредметной области:

- Разовьют внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.

- Разовьют ритмический слух.

- Сформируется стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.

- Расширят общекультурный кругозор и творческий потенциал.

В области личностного развития:

- Сформируется интерес к народному творчеству. - Появится целеустремлённость, трудолюбие.

- Появится организованность.

Содержание обучения

  1. Беседа о музыке.

Знакомство с инструментами, история бытования ложек.

Теория: Знакомство с историей инструмента.

Педагог в игровой форме рассказывает об инструментах. Демонстрирует тембры, динамику.

Практика: Игра "Отгадай тембр".

Музыкально-исполнительские возможности ложек.

Теория: Знакомство с историей инструмента. Разновидности ложек в различных областях России, эстетика художественного оформления. Представление инструмента в игровой форме.

Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под музыкальное сопровождение дети импровизируют на ложках

  1. Освоение инструмента.

Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений, навыков.

Теория: Беседа о мышечной культуре. Об исполнительском аппарате. Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости при игре на инструменте.

Практика: Отработка правильного положения инструмента. Упражнения для развития навыков двигательного самоконтроля: «ДЕРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем упало деревце. Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном порядке» полили деревце, оно выпрямилось». «Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент. «Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из зажатого состояния в свободное.

3.Изучение свойства звука. Тембровые характеристики, динамические возможности. Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о тембре. Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка инструмента) и черпачок (своеобразный резонатор). Ложки производят звуки, обладающие разной высотой — он образуется за счёт открытия и закрытия резонатора (черпачка) инструмента, изменение его силы и определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет производиться удар, обусловлены музыкально - художественными задачами. Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации. Возможно показывать голоса животных, птиц или передавать с помощью звучания ложек их характеры. Звукоимитацию можно подкрепить загадками, поговорками. В этом случаложки будут выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.

4. Развитие технических навыков. Способы и приёмы звукоизвлечения.

Теория: Беседа о способах и приёмах звукоизвлечения, о штрихах.

Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко», «лягушка». Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках «ладошка», «колено», «дробь, тремоло, потолочек, солнце, большое коленце, перебор, ключ, Варианты ударов для придания разнообразия и красочности: по плечам; по предплечью; по локтю (сверху и снизу); по колену соседа; по плечу соседа; по щиколотке (справа, слева); с поворотами, сидя на стульях. Игра на трёх ложках — перебор, тремоло. Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки. Упражнение 2. «Кто лучше сыграет? (эксперты сами дети).

Координация движений Теория: Беседа о координации, подбор поговорок, потешек. Практика: Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие, делает звучание ложек более интересным.

5.Исполнение партии ложек в ансамбле

Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал, второстепенный. Ритмический аккомпанемент, сольная партия.

Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.

6. Работа над репертуаром Подробный разбор произведения.

Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о культуре звука, о технике работы над трудными местами.

Практика: Отработка технически сложных мест, работа над интонированием, динамикой. Подробный разбор произведения Разбор произведения включает в себя несколько взаимосвязанных этапов: Ознакомительный 1.Прослушивание музыкального произведения. Педагог может сыграть произведение на музыкальном инструменте, включая в нужных местах демонстрационный показ партии ложек. Дети вслушиваются, делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов (если это песня), делятся своими эмоциональными впечатлениями. 2.Анализ педагогом композиционной структуры произведения, выразительный и подробный показ основных приёмов игры на ложках, движений, действий детей, которые будут применяться при исполнении. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в соответствии с уровнем общей музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков игры на ложках конкретными детьми.

Подготовка к концертному выступлению.

Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном волнении и исполнительской воле.

Практика: Составление плана домашней работы, отбор концертного репертуара (критерии). Репетиция на сцене. Все разделы и темы учебного плана изучаются каждый год. Отличие заключается только в уровне овладения материалом, в степени сложности усвоения музыкального репертуара.


Методы обучения

Чтобы сформировать компетентного учащегося необходимо применять активные методы обучения, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность ребёнка. Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков);

-метод показа (показ педагогом игровых движений);

-метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом разные пути и варианты решения);

- частично — поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи).

-применение игровых технологий («Преподаватель — ученик»)

-посещение открытых мероприятий (концерт, конкурсы).


Материально — технические условия для реализации учебного процесса


-учебное помещение

-музыкальные инструменты (ложки)

Психолого — педагогическое сопровождение образовательной программы - дневник учащегося - журнал преподавателя - анкеты для учащихся и родителей.

Основные формы подведения итогов реализации программы:

-Выступления на тематических концертах в гимназии, участие в праздничных мероприятиях, концерты в социальных домах для пожилых людей, концерты для учащихся школ.




Репертуар

Слова и музыка Д. Рытова — «Маленький ложкарь»

«Весёлый перепляс»

«Школа ложкарей»

«Задорные ложкари»

«Танец с ложками»,

«Полянка» русская народная пляска.

«Светит месяц» русская народная песня.

 «Коробейники» русская народная песня.

«Тень, тень, потетень» русская народная песня.

«Барыня» русская народная мелодия

 «Валенки» русская народная песня.

 «Кадриль» русская народная мелодия.

«Я на гору шла» русская народная песня.

 «Во кузнице» русская народная песня.

«На зеленом лугу» русская народная песня.

«А я по лугу» русская народная песня,

«Утушка луговая» русская народная песня.

«Калинка» русская народная мелодия.

«Лапти» русская народная песня.

«Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.

«Матрешки» русская народная песня.

«Посею лебеду на берегу» русская народная песня.

«Как у наших у ворот» русская народная песня.

«Ах,вы сени» русская народная мелодия.

«Русские наигрыши» русская народная мелодия.

«Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.

«Из под дуба»; русская народная мелодия.

 


Литература:

Список литературы для педагога:

1. Д.А.Рытов - У нашего двора нет веселья конца- Спб.Изд -во Музыкальная палитра, 2006г. 2. Д. А. Рытов - Русская ложка — Умп — Спб. Композитор, 2011г.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа .М., 2000.

4. Петров В.П.., Гришина Н.Г. Осенние праздники, игры и забавы для детей.,М.ТЦ» Сфера», 1999.

5. И.Каплунова - Ансамбль ложкарей- Спб.Изд.-во «Невская нота», 2015.


Список литературы для детей:

1. Тимофеева О.Е. - Сказки о музыкальных инструментах. - Спб. Композитор,2010г.

2. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта — Спб. Композитор,1999

3. Алексеева Л. .Музыкальная азбука. – М.; 2005.

4.  Анисимова П.  Разбудим голосок. Владимир, 1994.

5. Бублей С. Детский оркестр. - Л.; 1983.

6.  Ветлугина Н. .Музыкальный букварь.  – М.; 2007.

7. Виноградов Г. Детский фольклор  (из истории фольклористики). - Л.1978.

8.КононоваН. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.-М.; 2000.

9.Мельников М. Русский детский фольклор.  - М.; Просвещение, 1987.

10. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Игры звуками. - С-Петербург, 2003.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!