СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа деятельности детского оздоровительного лагеря 2017

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Славянский календарь".

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности детского оздоровительного лагеря 2017»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 им. Г.Е.Николаевой


ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «МУРАВЕЙНИК»


АВТОРЫ:

Мурзина Марина Николаевна – заместитель директора по воспитательной

работе;

Бельская Наталия Владимировна – старшая вожатая, руководитель детской

организации «Пятнашки»

Контактная информация: 634021, г.Томск, ул.Челюскинцев, 20а, тел.44-02.17

Директор школы В.И.Васильев


ТОМСК – 2017


П рограмма

«Коло- Сварога»

(«Славянский календарь»)


Пояснительная записка.


2017 год объявлен годом экологии. Годом, где огромное внимание уделяется взаимодействию всех живых организмов на планете. Особое значение имеет взаимодействие человека с природой. Какие ребёнок приобретёт знания о природе, навыки общения с природой в детстве, так и будет вести себя в зрелом возрасте. На взгляд авторов программы, огромнейшие опыт и умение в общении с природой имели наши предки славяне, которые жили в согласии с природой, по законам природы и жили по природному, солнечному календарю. Наблюдения за природой подсказывали им, как вести хозяйство, как охотиться, как собирать дары леса. Народные приметы были для каждого дня. Для славян земля - матушка, кормилица. Они заботились о ней и отвечали ей за её дары сыновей любовью. Программа «Коло-Сварога» («Славянский календарь»), преследует своей целью показать отношение славян к природе, уважительное, бережное, проникновенное. Ребята проживают все главные события славянского календаря, погружаясь в бытность славян.

Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, каждому месяцу соответствовал особый знак. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают праздники. Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Январь — Просинец, Февраль — Лютень, Март — Березень, Апрель — Цветень, Май — Травень, Июнь — Червень, Июль — Липень, Август — Серпень, Сентябрь — Вересень, Октябрь — Листопад, Ноябрь — Грудень, Декабрь — Студень.

Обращение к традиционной культуре, возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря способствует экологическому воспитанию обучающихся ( воспитанников). Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для создания образа мира Природы. Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Обращение к народной культуре, народному наследию помогают привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию и способствует повышению экологической грамотности, освоению бесценного экологического опыта прошлых поколений.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

В МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой существуют все условия для реализации программы летнего отдыха и оздоровления детей. Школа находится в живописном районе г. Томска, рядом березовая роща, река Ушайка.

В лагере имеются игровая комната, две игровые площадки, спортивный зал, музыкальное оборудование, мультимедийный проектор и другие технические средства.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией РФ;

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Распоряжение департамента образования администрации города Томска

№ 209р от 31.03.2017г. « Об обеспеченности отдыха, оздоровления и занятости детей в 2017г.»

  • Приказ директора МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой г. Томска № 48 от 26.04.2017г. «Об организации летнего отдыха обучающихся»

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет, по продолжительности является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (21 день).

Цель программы:

      Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

- воспитывать у обучающихся понимание взаимосвязей между человеком и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде;

- воспитывать экологическую культуру обучающихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;

- укрепление здоровья;

- создание интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.





Программа  летнего оздоровительного лагеря «Коло-Сварога»

(«Славянский календарь»)

опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал

Механизм реализации программы:


1. Подготовительный этап:

  • проведение совещаний при заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением образования;

  • проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;

  • проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.).


2. Организационный этап:

  • встреча детей;

  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;

  • запуск программы;

  • формирование органов самоуправления;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

  • оформление уголков отрядов.




3. Основной этап:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел

  • работа кружков


4. Заключительный этап:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


Направления деятельности.

  • Экологическое

Участите в экологическом празднике «День окружающей среды», проведение экологического праздника «Счастливые дети на счастливой планете».

Посещение экскурсий: «Животный мир», «По лисьей тропе» - Краеведческий музей, озеро Игуменское (Станция юннатов - Игуменский парк), «Удивительный мир природы» (Ботанический сад) , «Животные Томской области» (Как построить дом) (Краеведческий музей), «Год защиты окружающей среды», «Человек и природа» (Атомный центр) , Музей минералогии. Виртуальная экскурсия «Предки славяне» - Музей славянской мифологии.

Эколого-познавательные мероприятия: игра «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», мультимедийная викторина « Мы друзья твои природа», «Войди в природу другом!» , «Сам себе спасатель» (лекарственные растения) ЦМП.

Банк добрых дел: Акция «Чистый берег», «Школьный дворик» Благоустройство территории школы

  • Спортивно-оздоровительное

Курс оздоровления методом оксигенотерапии (кислородные коктейли), беседы врача, проведение утренней зарядки, прогулки на свежем воздухе, витаминотерапия, полноценное двухразовое питание, медицинский контроль за физическим развитием детей (медицинские осмотры детей в начале и конце сезона). Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Санминиум - контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм, проветривание, освещение, влажная уборка комнат, воздушно-тепловой режим в классах, содержание в чистоте пришкольного участка.

Систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ – проводятся мероприятия, направленные на формирование у детей активной позиции в выборе здорового образа жизни: спортивное тестирование, ежедневные прыжки в длину и приседания. кругосветка «Здоровому все здорово», показ презентации Центра медицинской профилактики «Если хочешь быть здоров», конкурс рисунков на асфальте «Наше здоровье».

Проведение занятий по безопасности: «Азбука безопасности»:

«Не шути с огнём!», «Летний лагерь», «Осторожно, дорога!», « Опасности леса» проведение инструктажей по ТБ и правилам безопасного поведения.

Спортивные мероприятия: «Состязания племён», соревнования по пионерболу, мини-футболу, бадминтону, шахматно - шашечный турнир; работа хореографического кружка.



  • Гражданско-патриотическое

День города, «Мой любимый край», «Моя Родина Россия». Посещение Областной детско-юношеской библиотеки «Мир, в котором мы живём». Просмотр видеороликов: «Моя Россия».

  • Социально-педагогическое направление.

Развитие детского самоуправления, проведение выборов, работа органа

самоуправления - Совет старейшин.

  • Трудовое

Дежурство по лагерю, уборка школьной территории, посадка, полив и прополка цветочных клумб

  • Коллективно - творческие дела.

«Планета Детства» - игровая программа, коллективно-творческие дела: «Праздник Ярила», «Праздник Купала», «Праздник Авсеня», «Праздник Коляды»,

Концертная программа «Славянский сход».

  • Профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся.

  • Работа кружков (музыкальный, хореографический, отряд ЮИД, спортивные игры).

Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методам.

Методы реализации программы:

методы оздоровления:

  • витаминизация;

  • кислородные коктейли;

  • закаливание;

  • утренняя гимнастика;

  • спортивные занятия и соревнования;

  • беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

методы воспитания:

  • вовлечение каждого в деятельность;

  • самоуправление;

  • поощрение;

  • личный пример.

методами образования:

  • словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

  • экскурсии

  • игры (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, настольные игры).


Формы организации деятельности по реализации программы:

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Праздники, конкурсы,

экскурсии, посещения театров, спортивные соревнования

Беседы, КТД, спортивно-оздоровительные процедуры, работа кружков

Индивидуальные беседы.


Для проведения мероприятий планируется привлечение работников библиотек, инспектора ГИБДД, медицинского работника, инструктора по физической культуре.


Девиз смены.

Природу в обиду не дадим, общий наш дом мы сохраним!


Режим дня оздоровительного лагеря.


8.30 – 9.00 -СБОР ДЕТЕЙ

9.00 -ЗАРЯДКА

9.15 -ЛИНЕЙКА ЛАГЕРЯ

9.30 -ЗАВТРАК

9.45 - СБОР СТАРЕЙШИН

10.00 - 10.30 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

10.30 - 11.15 - РАБОТА КРУЖКОВ

11.15 – 11.50 - ЧАС СПОРТА

11.50. –12.00 - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС «КИСЛОРОДНЫЙ КОКТЕЛЬ»

12.00 – 13.00 -ОБЩЕЛАГЕРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

13.00 – 13.15 - МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ

13.15 - 13.30 -ОБЕД

13.30 – 14.30 - АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ,

ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ, ПРОГУЛКА

14.30 -УХОД ДЕТЕЙ ДОМОЙ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

СОВЕЩАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ДИРЕКТОРЕ ЛАГЕРЯ


Структура управления лагеря

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ №15 ИМ. Г.Е.НИКОЛАЕВОЙ



ДИРЕКТОР

ЛАГЕРЯ


ВОСПИТАТЕЛИ РУКОВОДИТЕЛИ ВРАЧ

КРУЖКОВ




ОТРЯДЫ БИБЛИОТЕКА СТОЛОВАЯ


Структура управления отрядов

«Коло- Сварога»



Главный старейшина


Магистры Магистры

(воспитатели) дополнительных занятий

(руководители кружков)

Сбор старейшин

(собираются каждый день)


Племена

В лагере организовано ежедневное дежурство:

- по столовой

- по зданию

- по цветнику

- по уборке территории и проведению зарядки


Социальные партнеры по реализации программы

Социальные партнёры

Совместно проведённое мероприятие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДАВООХРАНЕНИЯ ОСОБОГО ТИПА ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1. «Сам себе спасатель»

2. Показ презентации «Если хочешь быть здоров»

3. Конкурс рисунков на асфальте «Наше здоровье»

Игуменский парк, ОГБОУ ДО «ОЦДО»

«День окружающей среды»

МАОУ ДО ДЮЦ «ЗВЁЗДОЧКА»

Конкурс «Мы команда»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

«Год защиты окружающей среды», «Человек и природа»

ТОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

«Мир, в котором мы живём»

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

«Удивительный мир природы» Экскурсия

МУЗЕЙ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

«Предки славяне»

МУЗЕЙ ПОЛЕОНТОЛОГИИ

Экскурсия

МУЗЕЙ МИНЕРОЛОГИИ

Экскурсия

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

«Животный мир Томской области», «По лисьей тропе»

ТОМСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

«Удивительный мир»

БИБЛИОТЕКА СИБИРСКАЯ

«Друзья природы»

ТЕАТР «КАРУСЕЛЬ»

Посещение спектаклей.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Посещение спектаклей.



Описание основных мероприятий

Мы выбрали для себя форму организации летнего отдыха детей – познавательно – развлекательную игру «Коло- Сварога» (Славянский календарь»). Каждый отряд представляет общину славян. Ребята живут в славянских поселениях по славянскому природному календарю. Проигрывают четыре праздника, которые делят год на части (4 времени года):

- праздник Ярила – весеннего солнца, "Сороки" 9(22) - марта - весеннее равноденствие  - праздник Купала – летнего солнца, летний солнцеворот 9(22) - июля - летнее солнцестояние  - праздник Авсеня – осеннего солнца, Оспожинки, Спожинки - Овсень малый  9(22) сентября - осеннее равноденствие  - праздник Коляды- молодого солнца, зимний солнцеворот 9(22) - декабря - зимнее солнцестояние

На каждом празднике ребята узнают о значимых событиях жизни славян, о взаимоотношениях с природой именно в этот период времени года.

В течение смены дети будут открывать для себя что-то новое, неизвестное, удивительное, могут показать свои способности, проявить таланты. Ребята участвуют в коллективно-творческих делах, викторинах, конкурсах, посещают музеи и театры города Томска.

План мероприятий

ПОНЕДЕЛЬНИК

29 МАЯ


1.«Безопасность - это важно» Правила поведения в лагере. Организация работы отрядов, инструктажи. Оформление отряда и отрядных уголков


2. «Здравствуй, лето!» - Кругосветка по безопасности +игры


3.Филармония «Удивительный мир»

Подготовка к открытию лагеря

ВТОРНИК

30 МАЯ


1.Кругосветка «Славянский сход» Знакомство с программой


2.Кукольный театр «Карусель» «Давай дружить»


3.Открытие лагеря «Знакомьтесь - это мы!»


4.«Рост, вес, сила» - Медицинское тестирование

СРЕДА

31МАЯ


1.Праздник Купала (Разноцвет, Страдник, Жнивень)


2.Атомный центр «Год экологии»


3.Приключения Электроника –показ физических опытов

ЧЕТВЕРГ

1ИЮНЯ


1.День защиты детей

Краеведческий музей «Играем вместе!»


2.«Планета детства» -игровая программа


3.Музей славянской мифологии «Мир предков»


ПЯТНИЦА

2 ИЮНЯ


1.Библиотека Сибирская «Друзья природы»


2.Праздник Авсеня (Хмурень, Листопад, Грудень)


3.«Сам себе спасатель» Лекарственные растения.


4.Конкурс рисунков «Центр медицинской профилактики»



ПОНЕДЕЛЬНИК

5 ИЮНЯ


1.День экологии Игуменский парк


2.«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Эколого-познавательная игра


3.Музей минералогии



ВТОРНИК

6 ИЮНЯ


1.ТЮЗ Спектакль «Лететь»

2.Ботанический сад


3.Сказочный аукцион «Мой любимый Пушкин»





СРЕДА

7 ИЮНЯ


1.День города

Игровые площадки пл. Ново-Соборная

2.Театр «Гудвин» Космическое приключение-


3.«Состязания племён» весёлые старты

ЧЕТВЕРГ

8 ИЮНЯ


1.Праздник Коляды (Студень, Просинец, Сечень)


2.Мобильный планетарий

«Планета Земля»


ПЯТНИЦА

9 ИЮНЯ


1.Краеведческий музей. Интерактивная программа с элементами театрализации «По лисьей тропе»

2.«Народный календарь»- конкурсно-познавательная программа


3.«Моя Россия»

ВТОРНИК

13 ИЮНЯ

1.Полёт квадрокоптеров

2.Праздник Ярила (Протальник, Снегогон, Травник)

3.Песочная анимация «Прекрасный мир природы»


СРЕДА

14 ИЮНЯ


1.Библиотека Сибирская

«Славянские мифы»


2.Роспись «Живая глина»



ЧЕТВЕРГ

15 ИЮНЯ


1.Подготовка к закрытию лагеря


2.ОДЮБ Год экологии «Мир, в котором мы живём»

ПЯТНИЦА

16 ИЮНЯ


Закрытие лагеря «Славянский фестиваль»







Планируемые результаты
  • Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность позволят укрепить здоровье детей, а также сформировать у них навыки здорового образа жизни.

  • Повышение уровня экологической культуры.

  • Знакомство с миром природы, вызовет интерес детей к этой сфере, поможет иначе посмотреть на проблему охраны окружающей среды, бережное отношение к природе.

  • Различные формы организации деятельности детей в лагере создадут условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования их активной жизненной позиции, воспитания культуры общения; - Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

  • Развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей.

  • Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление будут способствовать росту коммуникативности детского коллектива и развитие лидерских качеств.


Необходимые условия реализации программы:


  1. Кадровые условия:

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения

Социальный паспорт лагеря:


Кол-во воспитан-

ников

Состоящие на различных видах учета

Кол-во неблагополучных

семей

Кол-во малообеспеченных семей

Кол-во многодет-ных семей

Кол-во, находящихся под опекой

80

1

2

28

13

3

  1. Информационные условия:

  • Учеба педагогов, работающих в лагере «Муравейник» по организации досуга детей в летний период, по технике безопасности в апреле 2017г

  • Информирование родителей о программе пришкольного лагеря и оздоровительных мероприятиях на общешкольном родительском собрании.


  1. Материально-технические условия:

  • ноутбук,

  • канцелярские принадлежности,

  • музыкальный центр - караоке,

  • актовый зал, игровые площадки, спортивный зал,

  • спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты),

  • настольные игры (шашки, шахматы, конструкторы, головоломки и др.),

  • мультимедийный проектор и т.д.


  1. Научно-методические условия:

  • Ежедневные планерки воспитателей с целью обмена опытом, знакомства с новыми формами воспитательной работы;

  • Методическая литература для подготовки мероприятий.


  1. Нормативно-правовые условия:

  • Устав МАОУ СОШ №15 им. Г.Е.Николаевой;

  • Правила внутреннего распорядка;

  • Положение о порядке проведения смен летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Муравейник»

  • .Инструкции по технике безопасности и охране труда.

  • Устав летнего оздоровительного лагеря

  • Приказ об открытии летнего пришкольного оздоровительного лагеря.

  • Акт приёмки детского оздоровительного лагеря.

  • Сведения государственного инспектора по охране труда об организации охраны труда в учреждении.

  • Заключение территориального отдела Государственного пожарного надзора  на соответствие требований пожарной безопасности.

  • Акт санитарно - эпидемиологической экспертизы состояния воды.

  • Акты проверки сопротивления и изоляции

  • Заключение Роспотребнадзора о соответствии требованиям санитарных правил и норм.

  • Журнал регистрации инструктажа по ТБ и охране труда.

  • Книга приказов по лагерю.


  1. Финансовые условия:

  • Добровольные взносы родителей на культурно-массовые мероприятия (кино, театр, музей);

  • Поощрение лучших воспитателей по итогам смены из фонда стимулирования.



Литература.

  1. Афанасьев С. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома 1993 год;

  2. Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. – 234 с.

  3. В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. - Мн.: Полымя, 1989. - 157

  4. Гагарин А.В. «Воспитание природой», М., 2000г.

  5. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие, 5-еиздание стереотипное.- М.- ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2003.-288 с.

  6. Григоренко Ю. Н. Кипарис-2. Москва 2000 год;

  7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.

  8. И. Хуснутдинова. Кипарис – 7. Москва 2004 год.

  9. Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество»,

Детский экологический журнал «Свирель», Детский журнал о природе

«Муравейник».