Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Змеиногорского района Алтайского края
Программа детской организации
« Новое поколение»
на 2017-2019 учебный год
Составил: Полина А.Г.
п. Октябрьский 2017г.
1 | Полное название программы | Программа деятельности детской организации «Новое поколение» |
2 | Автор программы | Полина Анна Геннадьевна |
3 | Название проводящей организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Змеиногорского района Алтайского края |
4 | Задачи | - формирование единого общешкольного коллектива (учащихся, их родителей, педагогов); -организация деятельности духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка; -обеспечить возможность участия детей в социально-значимой деятельности, пробудить желание делать это добровольно; -привлечь внимание детей к проблеме здорового образа жизни; -предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике; -помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; -пробудить интерес к родному краю и его природе; -мотивировать необходимость интеллектуального развития и самосовершенствования; -организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность . |
5 | Основные направления программы | -гражданско-патриотическое; -профилактика правонарушений; -экологическо-трудовое -спортивно-оздоровительное; -художественно-эстетическое; -волонтерское |
6 | Краткое содержание программы | Программа ДО предполагает работу по 6 направлениям: Гражданско-патриотическое направление Главная цель: актуализация патриотического воспитания граждан, гражданского долга, бережного отношения к историческому наследию, подготовка подрастающего поколения к службе в армии. Профилактика правонарушений Главная цель: содействие администрации образовательного учреждения в организации деятельности по профилактике правонарушений среди учащихся Экологическо-трудовое направление Главная цель: формирование экологической грамотности и экологической культуры, в основе которых лежат ответственное отношение к окружающей среде, поддержание порядка в классах и школе, участие в хозяйственных вопросах. Спортивно-оздоровительное направление Главная цель: учить детей правильному ведению здорового образа жизни, привлекать детей разного возраста к беседам о вредных привычках, организация и проведение спортивных конкурсов и соревнований. Художественно-эстетическое направление Главная цель: развитие лидерского и творческого потенциала, физическое, эмоциональное, духовное развитие членов организации. Волонтерское нправление Главная цель: Развитие подросткового добровольческого движения в нашей школе, поддержка и развитие инициатив, начинаний детей в оказании своевременной и необходимой помощи нуждающимся людям на основе бескорыстия, благотворительности |
7 | Ожидаемый результат | В результате совместной работы ожидается: -развитие индивидуальных способностей каждого подростка, его инициатив и творчества - формирование социально-значимой личности - позитивное отношение учащихся к своему здоровью - сформированность культуры подростков |
8 | Адрес организации | Алтайский край, Змеиногорский район, п.Октябрьский, 40 лет Победы-1 |
9 | Телефон | 8 ( )25-3-16 |
10 | География участников | Учащиеся, родители, педагоги |
11 | Возраст участников программы | 10 -17 лет |
12 | Сроки проведения | 2017-2019 учебный год |
Пояснительная записка
Процесс организации воспитательной работы программы направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью по программе выстроена система воспитательной работы.
Система направленная на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми всех направлений реализации программы. Организация коллективно-творческих, социально-значимых дел, проектов, творчески-развивающих игр, конкурсов, праздников, акций призваны способствовать всестороннему развитию личности ребенка, воспитанию нравственных и лидерских качеств личности.
Организация деятельности построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Кто может изменить сегодняшнюю ситуацию в обществе к лучшему? Конечно же, сегодняшние дети, собравшись вместе, объединённые одной целью – сделать мир лучше. Став членами детского объединения, они открывают себя для мира и мир для себя. Изменяя мир, они изменяются сами, становятся умнее, добрее, благороднее.
Цель и задачи программы.
Цель программы – Создание и обеспечение высокоэффективной системы деятельности детской общественной организации школы, создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, для их всестороннего развития, раскрытия и реализации их творческого потенциала.
Задачи - формирование единого общешкольного коллектива (учащихся, их родителей, педагогов);
-организация деятельности духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка;
-обеспечить возможность участия детей в социально-значимой деятельности, пробудить желание делать это добровольно;
-привлечь внимание детей к проблеме здорового образа жизни;
-предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике;
-помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
-пробудить интерес к родному краю и его природе;
-мотивировать необходимость интеллектуального развития и самосовершенствования;
-организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность .
Основные принципы реализации программы.
Принцип демократизации:
-признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
-создание предпосылок для активности детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения;
-упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их социальному и профессиональному выбору, труду и его результатам;
-добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
-обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения,
- участие в других общественных и политических организациях и движениях
Принцип самореализации:
-осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;
-учет осознанности каждым ребенком своего я;
- последовательность решаемых задач;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.
Принцип деятельностного подхода:
-обучение и развитие личности ребенка происходит в разнообразной творческой деятельности;
Принцип развития:
-каждый этап развития по программе должен иметь конкретное логическое завершение;
- последовательный переход от этапа к этапу;
- реализация через деятельность каждого ребенка - участника программы
-Творчество
Принцип непрерывности, комплексности и последовательности:
-развитие деятельности по программе от простого к сложному;
-отказ от разовых невзаимосвязанных мероприятий; взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства
Принцип вариативности:
-заключается в возможности моделировать содержание программы, ее направления и временные рамки в соответствии с местными условиями работы.
Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений:
-при построении системы взаимодействия всех участников программы;
Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности:
-при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;
Содержание и форма реализации программы
Программа развития ДО является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по 6 направлениям:
-гражданско-патриотическое;
-профилактика правонарушений;
-экологическо-трудовое
-спортивно-оздоровительному;
-художественно-эстетическому;
-волонтерское.
гражданско-патриотическое направление
Главная цель: актуализация патриотического воспитания граждан, гражданского долга, бережного отношения к историческому наследию, подготовка подрастающего поколения к службе в армии.
Направление деятельностью осуществляет учитель ОБЖ и истории, педагог-организатор, завуч по воспитательной работе.
Традиционные дела: Вахта памяти, «День народного единства», « День конституции», смотр песни и строя.
Сектор профилактики правонарушений
Главная цель: содействие администрации образовательного учреждения в организации деятельности по профилактике правонарушений среди учащихся.
Направление деятельностью осуществляется завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором.
Традиционные дела: «Здоровый образ жизни», «Мы против курения».
Сектор экологическо-трудового направления
Главная цель: формирование экологической грамотности и экологической культуры, в основе которых лежат ответственное отношение к окружающей среде, поддержание порядка в классах и школе, участие в хозяйственных вопросах.
Направление деятельностью координируют –классные руководители
, экологические субботники,
Сектор спортивно-оздоровительного направления
Главная цель: учить детей правильному ведению здорового образа жизни, привлекать детей разного возраста к беседам о вредных привычках, организация и проведение спортивных конкурсов и соревнований.
Направление деятельностью координирует - учитель физической культуры.
Традиционные дела: «Веселые старты», День здоровья, «А, ну-ка мальчики», « Лыжня здоровья»
Сектор художественно-эстетического направления
Главная цель: развитие лидерского и творческого потенциала, физическое, эмоциональное, духовное развитие членов организации.
Направление деятельностью координирует работу завуч по .
Традиционные дела: День знаний, День учителя, , « День матери»,
« Фестиваль военной песни», « А, ну-ка девочки».
Волонтерский сектор
Главная цель: Развитие подросткового добровольческого движения в нашей школе, поддержка и развитие инициатив, начинаний детей в оказании своевременной и необходимой помощи нуждающимся людям на основе бескорыстия, благотворительности
Направление деятельностью оказание посильной помощи ветеранам, детям войны, детям инвалидам, детям , находящиеся в трудной жизненной ситуации, помощь по дому, подготовка и проведение праздников для ВОВ, престарелых. Курируют классные руководители.
Традиционные дела: «К вам идет волонтер», « Открытка к празднику для ветерана», « Неделя добрых дел».
Срок реализации программы «Новое поколение» 3 года.
Главным результатом реализации программы является личность воспитанника детского общественного объединения «Новое поколение»:
Дети должны уметь: принимать решения в ситуациях морального выбора и уметь нести ответственность за выбранные решения, прежде всего перед собой; уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения); ценить Человека, семью, Отечество, труд, знания, мир, землю
Этапы работы программы
1.Мотивационный этап
Мотивация педагогического коллектива к организации ДО в условиях общеобразовательной школы, консультации со специалистами отдела образования, куратора по детскому движению, установление контактов с социальными партнерами, информирование родителей о деятельности ДО.
2. Организационный этап
Разработка программы и плана мероприятий, формирование методической и материально-технической базы школы, подбор и расстановка кадров, комплектование Совета ДО, знакомство с детьми, проведение сборов, советов.
3. Конструктивный этап
Деятельность ДО, знакомство детей и родителей с планом работы, с проводимыми мероприятиями, акциями. Проведение в сентябре детского сбора по принятию детей в организацию, реализация коллективно-творческих, социально-значимых дел, проектов, творчески-развивающих игр, конкурсов, праздников, акций.
4. Рефлексивный этап
Подведение итогов воспитательского коллектива, детей и родителей, анализ реализации программы, издание информационного материала по итогам Деятельности ДО.
Условия реализации.
Организационно- кадровая работа.
Кадровое обеспечение.
1.Заместитель директора по воспитательной работе, педагог организатор – координирует систему воспитательной работы в школе, обеспечивает реализацию программы ДО «новое поколение»
3. Классные руководители – отвечают за соблюдение режима дня, организацию досуга, культурных мероприятий, индивидуальных работ.
4.Библиотеркарь – отвечает за своевременную выдачу необходимой методической литературы.
5. Учитель физической культуры - отвечает за организацию спортивно - массовых мероприятий.
Организационно – методическая работа
Основная функция деятельности ДО - расширение образовательных возможностей детей. Одним из эффективных методов работы является обучение сверстников, когда молодежь учит молодежь.
Деятельность ДО может компенсировать недостаточность активных форм познавательного развития детей и подростков, оказать влияние на укрепление физического и психологического состояния детей, способствовать успешной социализации проблемных подростков, развивать творческие способности детей через систему специальных педагогических методов, технологий, средств и форм.
Содержание деятельности ДО зависит от имеющейся инфраструктуры, условий, а также от знаний о ребенке, его возможностях, запросах и потребностей.
Деятельность ДО - это прежде всего общение, познание, предметно-практическая и духовная деятельность, спорт, игра. От того, насколько они сочетаются и дополняют друг друга, зависит эффективность решения воспитательных задач.
Главным в содержании деятельности ДО является практическая отработка знаний, умений, навыков в соответствующих видах деятельности, выполнение индивидуальных и коллективных работ.
Интенсивность деятельности ДО, эмоциональная насыщенность событий, одновременная реализация проектов или видов деятельности на практике способствуют реализации принципа свободы выбора форм и видов деятельности, формированию ответственности за результаты этой деятельности.
Расширение направлений программы за счет осознания организаторами быстрого изменения интересов и потребностей детей и молодежи позволит не отстать от времени и влиять на формирование ценностей подрастающего поколения. Важно, чтобы система работы ДО постоянно совмещала в себе вариативную и инвариантную части, где в качестве первой выступают направления программы ДО, а инвариантная составляющая определяется личностью ребенка, его интересами.
Методическое обеспечение программы
Осуществляется по следующим направлениям:
- адаптация федеральных,районных программ детского движения к условиям деятельности ДО;
- обучение органов самоуправления, подготовка лидеров;
- социальное проектирование.
-разработка авторских программ на основе федеральных, региональных, по различным направлениям деятельности;
-обучение актива детской организации;
-семинары-практикумы с классными руководителями, педагогами по проблеме организации деятельности членов детской организации;
- разработка инновационных форм деятельности детской организации.
Коллективно творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. Это воспитание через игру. В данной программе используются следующие формы работы:
- Коллективные творческие дела.
- поисково-исследовательская деятельность;
- интеллектуальные игры;
- творчество;
- акции;
- беседы, лектории, встречи с интересными людьми;
- праздники, утренники;
- конкурсы, викторины.
Содержание программы строится на основе документов:
Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.;
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273;
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ;
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ;
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.01.1998г № 124-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г № 761;
Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических и детских объединениях» 24.07.2000г №551;
Материально – техническое обеспечение.
Сеть кабинетов школы, актовый зал, спортзал, спортивная площадка, зоны рекреации.
Для спортивных мероприятий используются спортивное оборудование, для досуговых мероприятий используется аудио- и видеоаппаратура, компьютер, принтер.
Информационное обеспечение
1.Выпуск листовок, брошюр.
Предполагаемые результаты программы.
Программа имеет огромную социальную значимость, т.к. позволяет его участникам активно включаться в систему общественных отношений, расширять и углублять связи с людьми в разных сферах жизни общества, обогащать свой социальный опыт, демонстрировать на практике приверженность к общечеловеческим ценностям, таким как Добро, Милосердие, Человеколюбие, Патриотизм, Толерантность.
Ожидаемые результаты
В результате совместной работы ожидается:
-развитие индивидуальных способностей каждого подростка, его инициатив и творчества
- формирование социально-значимой личности
- позитивное отношение учащихся к своему здоровью
- сформированность культуры подростков
Социальный эффект реализации программы.
Обновляется воспитательная система МБОУ Октябрьская СОШ
Возрастает активность и инициативность у обучающихся гражданско-патриотической позиции, при проведении социально-значимых мероприятий.
Устанавливаются и расширяются партнерские взаимоотношения с другими организациями с целью повышения эффективности деятельности всех участников программы ДО.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся в рамках программы деятельности детской общественной организации «Новое поколение» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
1.воспитательных результатов которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
2.эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
3.Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.