СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО по легоконструированию (1класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена программа дополнительного образования обучающихся 1 класса "ЛЕГО-конструирование"

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО по легоконструированию (1класс)»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №135

с углублённым изучением предметов образовательной области

«Технология»












Рабочая программа курса

«Лего-конструирование»

(художественно- эстетическое и технологическое направления

внеучебной деятельности )

1 класс

Автор программы:

Деменева Ирина Анатольевна






Пермь


Естественное детское любопытство всегда идет рука об руку с фантазией. Творчество – это самовыражение. Творить – это значит давать форму или выражение чувствам и идеям. Делая или создавая то, что мы однажды придумали, мы меняем окружающий мир и себя - и, конечно, мы учимся. В настоящее время в учреждениях начального образования сложилась не очень благоприятная ситуация, которая не позволяет в полной мере решать задачи связанные с развитием творческой направленности детей. Один из путей решения данной проблемы : развитие творческих способностей детей средствами Лего-конструирования, в условиях дополнительного образования.

Дети рождают новые идеи, воплощая в реальность то, что могло бы быть на самом деле. И помогают им в этом разнообразные наборы ЛЕГО, которые создают питательную почву для игры, учебы, творчества, фантазии.

Курс «Лего-конструирование» реализует художественно-эстетическое и технологическое направления внеучебной деятельности в 1 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством конструкторской и проектной деятельности.

Задачи:

  • развивать:

- образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

- способности детей к моделированию и конструированию объектов реального мира;

- умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

- умения творчески подходить к решению задач;

- умения работать в коллективе, в группах;

- умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • организовать проектную деятельность с использованием ЛЕГО-конструктора;

  • познакомить со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в группах;

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности за результат своего труда.

Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет младшим школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов, экспериментируют.

Использование Лего-конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных моделей.

Лего-конструирование способствует развитию коммуникативных способностей учащихся: совместно обучаться в рамках одной группы; распределять обязанности в своей группе; проявлять повышенное внимание культуре и этике общения; обсуждать и принимать чужие идеи, отстаивать свои убеждения и этим самоутверждаться.

Организация проектной деятельности с использованием ЛЕГО-конструктора способствует тому, что учащимся прививается проектное мышление. То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану; сверять полученный результат с целью коррекции деятельности, т.е. рефлексировать; корректировать деятельность при необходимости; ставить новую цель… .

При работе с конструктором ЛЕГО, используются разные виды конструирования:

конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.

конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца, рисунков и способов конструирования, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

конструирование по чертежам и наглядным схемам заключается в следующем: из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

конструирование по теме, когда детям предлагают только общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

Каждый вид конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Программа рассчитана на обучающихся 1 класса - 15 часов в год (0,5 часа в неделю).

Ожидаемые результаты: дети должны различать и называть детали конструктора; конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

Способы проверки: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей), проведение конкурсов, выставок, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия, защита проектных работ.



Учебно-тематическое планирование

п\п

Название тем

Кол-во часов

Форма занятий

Форма подведения итогов

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

Введение.

1

1




Знакомство с конструктором ЛЕГО

1


1



Древнерусская архитектура

4

1

3



Современная архитектура

4

1

3



Городской транспорт

4

1

3



Итоговое занятие

1


1




Итого:

15

4

11




Содержание программы

  1. Введение.

Правила техники безопасности.

История возникновения конструкторов ЛЕГО, их разнообразие и возможности.

  1. Знакомство с конструктором ЛЕГО.

Основные названия деталей, их классификация (по цвету, по форме, по типу элементов, по размеру, по функции), приемы сборки, основы лего-геометрии (соединение деталей в разных пространственных плоскостях; модели круглых тел; многогранники и купольные конструкции).

  1. Древнерусская архитектура.

Особенности моделирования из ЛЕГО деревянных крепостных стен и башен; виды срубов и крыш деревянных зданий и сооружений (учимся строить простой крестьянский сруб, терема, сторожевые башни, колокольни, дворянские усадьбы, церкви); механизмы и конструкции мельниц.

Проект «Древнерусский город».

  1. Современная архитектура

Для современного города создаются постройки театров, музеев, кафе, магазинов, жилых зданий, парков, вокзалов.

Мини проекты: «Аэропорт», «Заправочная станция», «Железнодорожный вокзал», «Порт».

  1. Городской транспорт.

История развития городского пассажирского транспорта города Перми.

Создание объектов конного транспорта (извозчики, экипажи), транспорта на механической тяге (паровики), транспорта на электротяге (трамвай, троллейбус), автомобильного транспорт (автобус, такси), речной транспорт.

Проект «Транспорт будущего»

  1. Итоговое занятие.

Выставка работ. Конкурс моделей из ЛЕГО.


Литература:

1. Аксенов М.В. Литвиненко В.М. Лего мастер.- Кристалл, 1999г.

2. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. М.: Линка-пресс, 2001 г.

3. Журналы LEGO - Самоделки

3. http://lego-le.ru/ - схемы ЛЕГО