СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Цифровое фото"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Цифровое фото"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Цифровое фото"»

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»



Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 3

от «29» апреля 2021 г.


«Утверждаю»

директор МБУДО «ДЮЦ»

__________Ковригина Т.В.

«29» апреля 2021 г.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


«Цифровое фото»

(стартовый уровень)





Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год:72часа



Разработчик: Шемелина

Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования







г. Краснокаменск, 2021

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель программы 5

1.3. Планируемые результаты 6

1.4. Содержание программы 9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 9

2.1. Формы аттестации 17

2.2. Условия реализации программы 20

2.3. Календарный учебный график 24

2.4. Рабочие программы курса 26

Список литературы 27


















Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
    1. Пояснительная записка
  1. Общая характеристика курса.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планшетное рисование», разработана в соответствии с требованиями:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»,

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,

  • Письмом Минобрнауки РоссийскойФедерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»,

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей),

  • Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Краснокаменка.

  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровая фотография» является программой технической направленности, созданной для освоения обучающихся методов конструирования фотографии, познание и развитие технического творчества в области компьютерного дизайна.

Цель стартового уровня программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся посредствомовладениясовременными технологиями работы с цифровым фото и компьютером.

Актуальность

Техническое творчество – в настоящее время одно из важнейших направлений работы в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

Программа дополняет представления обучающихся о графических объектах, изучаемых на уроках информатики, и расширяет возможности при работе с изображениями с помощью профессиональных графических редакторов. Таким образом, происходит взаимосвязь с общим образованием.


Отличительные особенности программы

Особенность программызаключается в том, что занятия в рамках программы способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию обучающихся. Работая с фотоаппаратом, графическим планшетом и компьютером, выполнение различных задания, сравнивая свои успехи с успехами других, обучающийся познает истинную радость творчества. Программа позволяет развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Полученные обучающимся знания и умения в рамкахизучения программы«Цифровое фото» может использоваться в дальнейшей жизни.


Адресат программы


Программа адресована детям 13 – 16 лет, проявляющих интерес к созданию изображений с помощью фотоаппарата, персонального компьютера и графического планшета. Группы формируются по возрастному принципу.

Максимальная наполняемость групп – 10 человек.

Срок освоения - 1 год. Объем программы – 72 часа.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность академического часа - 45 минут.

Форма обучения – очная.


Особенности организации образовательного процесса

Особенностью программы «Цифровое фото» является включение в еѐ содержание вариативного блока, включающего шесть модульных учебных курсов «Практическое фото», «Студийная фотосъемка», «Репортаж и жанровое фото», «Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж». Назначение вариативного блока - развитие познавательных стратегий самообучения и опыта проектной деятельности в области фотодела. Его выбирают учащиеся, мотивированные в области изучения фотоискусства, проявляющие высокий уровень самостоятельности и творчества. Такое модульное построение программы дает возможность педагогу моделировать индивидуальный образовательный маршрут учащегося с учетом его склонностей, способностей, интересов и предпочтений. Еще одной особенностью программы является включение в ее содержание знакомство с основами работы с графическим планшетом.


1.2. Цель программы

Создание условий для развития творческого потенциала и формирования компьютерной грамотности в области фотодела и компьютерного дизайна.


Задачи:

- Обеспечить освоение приемов работы с цифровой фотокамерой и особенностей фотосъемки.

- Обучить обработке цифровой фотографии в программе GIMP.

- Активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.

Программа предполагает использование различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в программе GIMP, изучение строения фотоаппарата, творческая работа.



1.3. Планируемые результаты

В результате освоения программы «Цифровое фото» должны быть достигнуты следующие видыуниверсальных учебных действий:

Предметные результаты:


Учащиеся научаться/овладеютследующих универсальных учебных действий.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;

  • самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы с оборудованием;

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы в коллективе;

  • учиться работать по предложенному педагогам плану;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.


Личностные:

  • развитиемотивации познавательной деятельности и личностного смысла учения;

  • заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формирование творческого подхода к выполнению заданий.

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности и деятельности команды;

  • становление основ профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.


Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в студии и следовать им.

  • Согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками;

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).








1.4. Содержание программы

Учебный план


Тема

Количество часов / из них практики

Формы аттестации (контроля)

Раздел 1.

Фотокамера

14/12

Входная диагностика.

Инструктаж ТБ

Раздел 2.

Композиция

16/14

Практические задания

Раздел 3.

Свет.

12/10

Практические задания

Раздел 4.

Фотографические виды и жанры

10/8

Практические задания

Раздел 5.

Практика фотографа

14/12

Практические задания

Раздел 6.

Фотовыставка.

6/6

Промежуточная аттестация

ИТОГО

72/62



Содержание учебного плана

Раздел 1. Фотокамера (14 часов)

Тема 1.1. Вводные занятия

Теория

Ознакомить с задачами программы на год обучения. Фотография (светопись) – что это такое. Фотография в нашей жизни. Кто такой фотограф. Зачем фотографу портфолио. Фризлайт. Портфолио учащегося. Практика. Знакомство с учебной группой. Беседа о планах на год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и соблюдении правил безопасности. Рассматривание фотоальбомов и портфолио профессиональных фотографов. Рассматривание фоторабот учащихся прошлых лет.

Практика

Консультация «Как оформить портфолио». Входная диагностика: Анкета-тест «Что я знаю о фотографии». Домашнее задание: на следующее занятие принести свою лучшую фотографию, для анализа и определения уже имеющихся знаний и навыков в области фотографии. В конце раздела, учащиеся сами должны проанализировать кадр и выявить ошибки.

Тема 1.2. Появление фотографии. Первые фотоаппараты

Теория

Информация по истории развития фотографии. Камера-обскура как прототип фотоаппарата. Основные материалы и процессы. Первые фотоаппараты и их применение. Цианотипия, как один из первых позитивных процессов.

Практика

Беседа об истории фотографии. Поиск, сбор, систематизация информации и создание фотокаталога, стенгазеты, компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) по теме «История фотографии». Презентация творческих продуктов.

Тема 1.3. «Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий

Теория

Информация о разновидностях пленки, ее проявления. Формат пленочных фотографий. Разрешение пленки и матрицы. Оперативность при съемке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов нужных документов. Достоинства цифровой фотографии.

Практика

Практическое занятие составить «свот-анализ» использования пленки и матрицы. Выявить различие.

Тема 1.4. Современная фотокамера

Теория

Классификация современных фотокамер (полнокадровые, кроп-камеры). Принцип работы матрицы. Различия между RGB и CMYK. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные. Устройство современной фотокамеры. Особенности устройства. Правила работы с различными типами фотоаппаратов. Эксплуатация, хранение и уход за камерой в различные времена года и погодные условия (виды кофры, защитных линз).

Практика.

Проверка матрицы фотоаппарата на битые пиксели.

Тема 1.5. Экспопара

Теория

Понятия: «экспозиция», «экспопара», «выдержка», «диафрагма», «ISO», «экспоступень». Принцип настройки фотоаппарата перед съемкой. Как правильно выставлять значения ISO, диафрагмы и выдержки. Как данные параметры влияют на полученное изображение. Приоритет диафрагмы или выдержки, измерение.

Практика

Проведение фотосъемки с использованием разных значений диафрагмы и выдержки. Просмотр и анализ отснятых материалов. Практическое задание «Проанализировать фотографию, принесенную в начале года, и выявить ошибки».


Раздел 2. Композиция (16 часов)

Тема 2.1. Физиология восприятия изображения

Теория

Отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре. Правило считывания изображения (слева направо, сверху вниз).

Практика

Проведение фотосъемки различных объектов. Сопоставление сходства и различий в их визуальном восприятии глазом и посредством фотографического изображения.


Тема 2.2. Правила и законы композиции в фотографии

Теория

Основные композиционные построения фотографического снимка. Основные технические приемы. Единство приемов образного решения сюжета. Акцентирование композиционных элементов. Целостность изображения. Неделимость композиции. Согласованность всех элементов композиции.

Практика

Проанализировать фотографии известных мастеров художественной фотографии: Доротея Ланж (США), Анри-Картье Брессон (Франция), Ансель Адамс (США), Грегори Колберт (1960, Канада), Анна-Лу «Энни» Лейбовиц (Коннектикут), Джерри Уэлсман (США), Брайан Даффи (Великобритания), выявить: зрительный центр фотографии, прием образного решения.

Тема 2.3. Правила заполненности кадра

Теория

Заполненность площади кадра. Основные правила заполненности кадра. Свободное пространство. Правило размещения элементов снимка. Правило одной трети.

Практика

Проведение съемки на территории МБОУ ДЮЦ. Анализ отснятого материала, разбор изображений по принципу "Правило одной трети" и определение роли "свободного пространства".

Тема 2.4. Правила равновесия и симметрии

Теория

Симметрия и асимметрия. Правило равновесия или симметрии. Вопросы симметрии в черно-белой фотографии и цветной. Изучение с помощью иллюстративного материала (книги, слайды, фотографии). Ритм как законченное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен.

Практика

Проведение съемки на территории МБОУДЮЦ. Анализ отснятого материала, разбор изображений по принципу "Весы" и "Ритм".

Тема 2.5. Ракурс

Теория

Ракурс. Виды точек съемки. Характеристика каждого вида съемки. Линейная, тональная и воздушная перспективы. Глубина пространства. Передача ощущения «трехмерного» изображения.

Практика

Проведение съемки с разной точкой съемки. Анализ отснятого материала.

Тема 2.6. Формат изображения и кадрирования

Теория

Формат изображения и кадрирование. Выбор границ кадра при съемке. Окончательный выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата.

Практика

Выбор границ кадра при съемке. Выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Выбор угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата.

Тема 2.7. Цветовое решение фотографии.

Теория

Психология восприятия света. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, темные и светлые тона. Черно-белая и цветная фотография. Чувствительность глаза и пленки к различным цветам. Цветовая чувствительность пленки. Светофильтры и их применение.

Практика

Упражнения на цветоощущение: 1) игра с заранее заготовленными цветными карточками, которые различным образом комбинируются между собой; 2) анализ цветовой гаммы одежды и окружающих предметов; 3) сравнение черно-белых и цветных фотографий; 4) поиск цветовых ощущений в фотографиях известных художников с последующей фиксацией этих ощущений; 5) опытно-экспериментальная работа по применению светофильтров.


Раздел 3. Свет (12 часов)

Тема 3.1. Строение лампы, влияние ее излучения на человека

Теория

Виды ламп: галогенные, лампы накаливания, люминесцентные лампы, энергосберегающие и т. д. В чем их отличия (цвет, строение, потоки света) и как они влияют на человека.

Практика

Упражнение на различение видов ламп. Подбор основных световых схем.

Тема 3.2. Освещение при съемке

Теория

Импульсный и постоянный свет (искусственное и естественное). Световые приборы, используемые при съемке в студии. Правила работы с приборами. Виды освещений, характер освещенности. Характер светового рисунка. Влияние освещения на настроение снимка.

Практика

Определение характера освещения при съемке и настроения снимка с помощью анализа предложенных для этого фотографий. Определение характера светового рисунка.

Тема 3.3. Настройка баланса белого

Теория

Изучение настройки фотоаппарата "гистограмма". Для чего она нужна и как правильно настраивать.

Практика

Настройка баланса белого.


Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов)

Тема 4.1. Научная фотография.

Теория

Научная фотография в современной жизни. Как были получены снимки обратной стороны Луны. Как зафиксировать сложный физический или химический процесс.

Практика

Коллоквиум «Фотография на службе науки». Групповой мини-проект «Фотография для юных исследователей природы».

Тема 4.2. Художественная фотография

Теория

Художественная фотография как вид современного искусства. Знаменитые художники-фотографы Дмитрий Николаевич Бальтерманц, Евгений Павлович Кассеин. Жанры художественной фотографии: портрет, пейзаж, архитектура, натюрморт, макро, репортаж, предметка, фризлайт, ночная съемка, подводная съемка, ню, фешн-съемка и др.

Практика

Рассматривание и анализ художественных фотографий Д.Н.Бальтерманца («Чайковский». Германия, 1945.), Е.П.Кассеина («Славянка», 1960-ые годы) . Викторина «Определи жанр по фотографии».

Тема 4.3. Фризлайт как жанр фотоискусства.

Теория

Фризлайт как жанр художественной фотографии.

Практика

Практическое занятие по рисованию светом.

Раздел 5. Практика фотографа (14 часов)

Тема 5.1. Репортажная фотосъемка.

Теория

Работа фотографа в газете, журнале. Принципы репортажной съемки. Особенности фотосъемки торжественных, спортивных мероприятий.

Практика

Подбор иллюстраций в стиле «репортаж».

Тема 5.2. Мастерская юного фотографа.

Практика.

Работа по заданию: посещение мероприятия, организация фотосъемки, обработка материалов на компьютере, отбор фоторабот, размещение готовых работ на официальном сайте ДЮЦ. Подготовка фоторабот для участия в конкурсах.


Раздел 6. Фотовыставка (6 часов)

Тема 6.1. Итоговая фотовыставка «Наши горизонты».

Теория

Способы оформления выставочных образцов.

Практика

Организация итоговой выставки достижений обучающихся «Наши горизонты». Разработка тематики и концепции экспозиции. Отбор работ для участия в выставке по известным детям критериям. Дооформление выставочных образцов. Установка и монтаж экспозиции. Приглашение гостей. Презентация фотовыставки.


Тема 6.2. Итоговые занятия.

Теория

Возможности дальнейшего изучения программы.

Практика

Размещение лучших работ на сайте МБОУДЮЦ. Дооформление портфолио. Индивидуальный самоанализ портфолио по предложенным педагогом критериям. Презентация портфолио. Участие в итоговом мероприятии Коллективное обсуждение результатов учебного года. Индивидуальные задания на лето: творческая работа. Итоговая диагностика. Тестирование «Какой я фотограф». Анализ портфолио учащихся.


    1. Формы аттестации

В соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБУДО «ДЮЦ» программой предусмотрен текущий контроль (включая входную диагностику) и промежуточная аттестация.


Входная диагностика проводится с целью определения начального уровня сформированности планируемых результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), предусмотренных программой, а так же с целью оценки уровня достижений (в предметной области программы), целеустремленности (уровень мотивации), уровня воспитанности.

Входная диагностика включает:

  • выполнение обучающимся заданий теста (изучение степени овладения предметными результатами)(Приложение 1);

  • практического творческого задания;

  • заполнение анкеты совместно с родителями (изучение достижений в предметной области программы)(Приложение 3);

  • изучение уровня воспитанности (Приложение 2).


Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов ДООП и индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала.

Итогом каждого практического занятия является конкретный продукт деятельности учащегося. Показателем результативности обучения является качество выполнения практического задания.


Система отслеживания результатов усвоения материала

в ходе текущего контроля

Низкий уровень(1 балл)

Средний уровень(2 балла)

Высокий уровень(3 балла)

1.Умение пользоваться инструментами:

  • Не знает и путает инструменты, не умеет правильно ими пользоваться;

  • Знает предназначение, но неуверенно чувствует себя при работе с графическим планшетом;

  • Хорошо знает все инструменты графического редактора, правильно применяет их в работе.

2.Знание видов иллюстрации:

  • Не чётко знает разновидности иллюстрации;

  • Знает виды иллюстрации, но путает графику с живописью;

  • Точно знает виды иллюстрации, грамотно подбирает материалы для графики и для живописи.

3.Графический редактор:

  • Не умеет работать с инструментами графического редактора GIMP;

  • Знает рабочее поле графического редактора, но не знает, как создавать рисунок.

  • Уверенно работает в графическом редакторе, умеет сохранять файл для дальнейшего работы с ним.

4.Основы изобразительной грамоты

  • Не знает основ композиции (неверно располагает на листе изображения), рисунка (неверная штриховка, светотень или тон), живописи (работа ведется не послойно, не умеет создавать плавный переход цвета);

  • Знает правила работы с рисунком, но испытывает затруднения;

  • Хорошо владеет рисунком, живописными навыками, чётко выполняет работу.


Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества (высокий, средний, низкий уровень) освоения Программы учащимися.


Контрольно-диагностические материалы оценки предметного результата программы


Программа: «Цифровое фото»

Форма аттестации: самостоятельное создание фотографий.

Задание: обучающиеся должны создать и организовать фотовыставку.


Оценочный лист

Критерий

Балл (0- нет, 1 - есть)

1. Читаемость и композиционное решение


2. Умелое использование фотооборудования


3. Применение приемов фотосъемки


4. Применение различных эффектов фотосъемки


5. Самостоятельность при выполнении работы


Итого:


Максимальное количество баллов за итоговую работу – 5.

Уровни освоения предметного результата программы:

  • высокий – 5 баллов

  • средний уровень - 4-3 баллов

  • низкий уровень 2-1 балл

Промежуточная аттестация предусматривает оценку достижений, творческой активности, целеустремленности, уровня воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.).



Качество освоения программы в целом обучающимся определяется, исходя из следующих показателей:

Низкий уровень - обучающийся демонстрирует низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на низком уровне.

Средний уровень - обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на среднем уровне.

Высокий уровень - обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на высоком уровне.

Результаты аттестации фиксируются в Мониторинговой карте объединения.







Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Учебный кабинет № 207, расположенный в здании МБУДО «ДЮЦ» по адресу: 3 микрорайон, д. 315.

9 персональных компьютеров с выходом в интернет.

9 графических планшетов.

Фотооборудование.

Компьютеры оснащены устройствами записи и воспроизведения звука.

Рабочее место учителя оснащено компьютером, фотооборудованием, графическим планшетом, устройствами записи и воспроизведения звука, интерактивной доской, проектором, цветным принтером, сканером.


Кадровые условия

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий дополнительную специальность "учитель информатики с правом преподавания изобразительного искусства".


Учебно-методическое и информационное обеспечение

Луэнн Сеймур-Коэн. Секреты дизайнера. Профессиональные приемы в Adobe Photoshop 7 и Adobe Illustrator 10. Пер. с англ. - М. КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 192 с.

Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике / Л.А. Залогова. - М: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. - 320 с.

Тим Дейли. Основы фотографии. М., 2004. -208 с.

Тимофеев С. М. Работа в графическом редакторе Gimp. М., 2010. – 418с.




Методические материалы

В качестве форм занятий по данной программе предполагаются объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы с фотооборудованием, самостоятельная тренировочная работа с фотоаппаратом, графическим планшетом, практические учебные занятия.


Краткое описание методики работы по программе

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)


Формы организации учебного занятия: объяснение, беседа, практическая работ.



Этапы занятия:

1. Организационный. Подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2. Проверочный. Установление правильности и осознанности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция.

3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Осмысление возможного начала работы.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Освоение новых знаний

5. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Осознанное усвоение нового учебного материала.

6. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. Осознанное усвоение нового материала.

7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме. Использование бесед и практических заданий.

Осмысление выполненной работы.

8. Контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Использование тестовых заданий, устного опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.

9. Итоговый. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Самоутверждение детей в успешности.

10. Рефлексивный. Мобилизация детей на самооценку. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работыПроектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.

11. Информационный. Дидактические материалы (инструкционные, задания, упражнения и т.д.)



    1. Календарный учебный график



Содержание

Возрастные группы

1группа

2группа

3группа

Уровень программы

стартовый

стартовый

стартовый

Возраст обучающихся

14 – 17

14 – 17

14 – 17

Дата начала учебного года

02.09.2021

02.09.2021

02.09.2021

Дата окончания учебного года

30.05.2022

02.09.2022

02.09.2022

Кол-во учебных недель, в том числе

36

36

36

1 полугодие

17

17

17

2 полугодие

19

19

19

Количество учебных дней

36

36

36

Количество занятий в неделю

2

2

2

Объем программы

72

72

72

Продолжительность академического часа

45

45

45

Праздничные дни

4 ноября, 1 -9 января Рождественские каникулы, 23 февраля, 8 марта, 1 мая,9мая





Последовательность реализации содержания учебного плана


Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Фотокамера (14 часов)

Тема 1.1. Вводное занятие.

2

Тема 1.2. Появление фотографии. Первые фотоаппараты.

4

Тема 1.3. «Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий.

2

Тема 1.4. Современная фотокамера.

2

Тема 1.5. Экспопара.

4

Раздел 2. Композиция (16 часов)

Тема 2.1. Физиология восприятия изображения.

2

Тема 2.2. Правила и законы композиции в фотографии.

2

Тема 2.3. Правила заполненности кадра.

2

Тема 2.4. Правила равновесия и симметрии.

2

Тема 2.5. Ракурс.

2

Тема 2.6. Формат изображения и кадрирования.

2

Тема 2.7. Цветовое решение фотографии.

4

Раздел 3. Свет (12 часов)

Тема 3.1. Строение лампы, влияние ее излучения на человека.

4

Тема 3.2. Освещение при съемке.

4

Тема 3.3. Настройка баланса белого.

4

Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов)

Тема 4.1. Научная фотография.

4

Тема 4.2. Художественная фотография.

4

Тема 4.3. Фризлайт как жанр фотоискусства.

2

Раздел 5. Практика фотографа (14 часов)

Тема 5.1. Репортажная фотосъемка.

6

Тема 5.2. Мастерская юного фотографа.

8

Раздел 6. Фотовыставка (6 часов)

Тема 6.1. Итоговая фотовыставка «Наши горизонты».

4

Тема 6.2. Итоговые занятия.

2

Итого

72


    1. Рабочие программы курса

Рабочая программа учебного курса «Цифровое фото»14-17 лет (Приложение 4)

Список литературы

Белов Г.И., Щепанский Г.В. Фотография: что и как. – М.: Искусство, 1993

Волгин А. Фотография. 1000 рецептов. - М.: Химия, 1993 4

Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. – М.: Искусство, 1987

Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Компьютерная графика. Учебный курс. - М.: АСТ, 2001 7. Д. Уэйд. Техника пейзажной фотографии. - М.: Планета, 1989

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988 10. Дьяков Ю. Радость созидания. - М.: Просвещение, 1989

Дэвис Б. Photoshop 4-5. Учебный курс. – С.-Пб.: Питер, 2001 12. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М., 2003

Кисилев А.Я., Виленский Ю.Б. Физические и химические основы цветной фотографии. – Ленинград: Химия, 1990 14. Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop. Спецэффекты и дизайн. – М.; СПб., Киев: ДИАЛЕКТИКА, 1999

Мангуст М., Лунски X. Портрет. – М.: Интервид, 1992

Михалкевич В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989

Мураховский В.И., Симонович С.В. Секреты цифрового фото. – СПб.: Питер, 2005

Пальчевский Б. Фотография. – Минск: Полымя, 1986

Панкратова Т. Photoshop 7 – учебный курс. – СПб.: Питер, 2004

Редько А. Основы черно-белых и цветных фотопроцессов. – М.: Искусство, 1990

Соколов И.В. Фотодело. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

Стразницкас М. Эффективная работа с Photoshop 8. Графика для Web. – М., 2003

Стрелкова Л.М. PhotoShop. Практикум. – М.: Интеллект – Центр, 2004

Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002

Фрост Ли. Творческая фотография. – М.: Арт-Родник, 2003

Харь Рассел. Фотография для «чайников». – М.: Вильямс, 2004

Шушан Р., Райт Д. Дизайн и компьютер. – М.: Русская редакция, 2003

Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. – М.: АСТ, 2005


Интернет источники:

1. http://www.websib.ru/vospitanie/

2. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=18

3. http://www.soft.shnyga.com/

4. www.school38.ru

5. http://www.psd.ru/

6. http://elektivphotoshop.narod.ru/teoria.html

7. http://elektiv-abakan.by.ru/control/lesson_2.html

8. www.byweb.narod.ru

9. www.i2r.ru

10. www.infoschool.narod.ru

11. www.zona5.al.ru







Приложение 1

Тест «Цифровое фото»

  1. Какие устройство позволяют получать цифровое изображения непосредственно в цифровом формате:

а) фотоаппарат;

б) цифровая фотокамера;

в) телефон.

2. Где сохраняется полученное цифровое  изображение в цифровой…:

а) камере;

б) на сменной карте памяти;

в) внутри фотокамеры;

г) на флешке.

3.Какой принтер дает более качественную цифровую печать фотографий:

а) струйный;

б) цветной;

в) черно-белый;

г) копировальный;

д) лазерный.

4. Цифровые видеокамеры позволяют снимать видеофильмы:

а) в цифровом формате;

б) в аналоговом формате;

в) в звуковом формате.

5. Что такое разрешение матрицы цифрового фотоаппарата:

а) число светочувствительных элементов; 

б) размер получаемого изображения;

в) количество света, воздействующее на сенсор.

6. От чего зависит качество цифрового изображения?

 а) от степени сжатия; 

 б) от размера LCD-экрана;

 вот способа форматирования карты памяти.

7. Устройство, с помощью которого фотограф задает желаемый режим работы экспозиционной автоматики? (Р1)

а) программатор;

б) экспонометр;

в) затвор.

8.Специальное приспособление для студийной съемки, представляет собой короб, покрытый внутри светоотражающим материалом. Задней стороной он присоединяется к вспышке. Передняя стенка сделана из белой ткани. (Р2)

а) увеличитель;

б) фокусировка;

в) софтбокс.

Приложение 2

Критерии показателей образовательных уровней обучающихся

Начальный уровень


Средний уровень


Высокий уровень


Показатель «Творческая активность»

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен решить проблемы с помощью педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но не может оценить их и выполнить.


Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Достижения

Активное участие в делах объединения, детско-юношеского центра

Значительные результаты на уровне района, города.

Значительные результаты на уровне района, области.

Целеустремленность

Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, полагается на рекомендации взрослых и товарищей. Четко не представляет, кем и каким хочет стать.

Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления. Осознает, кем и каким хочет стать, но упорства не проявляет.

Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать. Стремиться глубоко изучить предмет или будущую профессию

Гуманность, нравственность (методика Овчаровой Р.В.)

Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне. Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

В основном действует в соответствии с общественными нормами.

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых деля, но не пресекает грубость других.


Руководствуется общественными нормами морали. Пресекает грубость, недобрые отношения к людям., заботиться об окружающих проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен



Педагог в своей деятельности использует следующие диагностические методики: педагогические наблюдения, опросник, срезы знаний, тестирование, анкетирование, беседы, графические и рисуночные темы. Педагогическая диагностика помогает педагогу выявить проблемы по усвоению учащимися образовательную программу и поставить задачи.













Приложение 2

Уровень воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.)

Ф.И.

участника

Качества, их оценка

Общий уровень

восп-ти.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15














Средний бал













Перечень качеств:

1.Гуманность в отношениях к окружающим.

2.Вежливость.

3.Духовность (стремление к прекрасному и возвышенному)

4.Трудолюбие.

5.Физическое развитие.

6.Бережливость.

7.Честность.

8.Активность.

9.Любознательность.

10. Дисциплинированность.


Система оценивания качеств:

5 – качество проявляется;

4 – качество больше проявляется, чем не проявляется;

3 – качество меньше проявляется, чем не проявляется;

2 – качество не проявляется.














Приложение 3


Определение уровня мотивации обучающихся:


Анкета


Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:


Фамилия имя ___________________

Возраст ________________________

Дата заполнения _________________


1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?

Да, знаю

Немного

Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

Да, умею

Немного

Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?

Многому научиться

Что-то свое

Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?

Самому захотелось

Родители посоветовали

За компанию с другом

Приложение 4

Рабочая программа учебного курса «Планшетное рисование»

Дата

Раздел, тема занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма занятия

Формы контроля и аттестации

Раздел 1. Фотокамера (14 часов)

1 -2 урок


Вводное занятие

Знать задачи программы на год обучения. Фотография (светопись) – что это такое. Фотография в нашей жизни. Кто такой фотограф. Зачем фотографу портфолио. Фризлайт. Портфолио учащегося. Практика. Знакомство с учебной группой. Беседа о планах на год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и соблюдении правил безопасности. Рассматривание фотоальбомов и портфолио профессиональных фотографов. Рассматривание фоторабот учащихся прошлых лет.

Беседа, практика

Текущий

3 – 6 урок


Появление фотографии. Первые фотоаппараты.

Изучить информацию по истории развития фотографии. Камера-обскура как прототип фотоаппарата. Основные материалы и процессы. Первые фотоаппараты и их применение. Цианотипия, как один из первых позитивных процессов.

Беседа, практика

Текущий

7– 8 урок


«Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий.

Изучить информацию о разновидностях пленки, ее проявления. Формат пленочных фотографий. Разрешение пленки и матрицы. Оперативность при съемке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов нужных документов. Достоинства цифровой фотографии.

Беседа, практика

Текущий

9 – 10 урок


Современная фотокамера.

Знать классификацию современных фотокамер (полнокадровые, кроп-камеры). Принцип работы матрицы. Различия между RGB и CMYK. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные. Изучить устройство современной фотокамеры. Особенности устройства. Правила работы с различными типами фотоаппаратов. Эксплуатация, хранение и уход за камерой в различные времена года и погодные условия (виды кофры, защитных линз).

Беседа, практика

Текущий

11 – 14 урок


Экспопара.

Понимать понятия: «экспозиция», «экспопара», «выдержка», «диафрагма», «ISO», «экспоступень». Принцип настройки фотоаппарата перед съемкой. Как правильно выставлять значения ISO, диафрагмы и выдержки. Как данные параметры влияют на полученное изображение. Приоритет диафрагмы или выдержки, измерение.

Беседа, практика

Текущий

Раздел 2. Композиция (16 часов)

15 – 16 урок


Физиология восприятия изображения.

Знать отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре. Правило считывания изображения (слева направо, сверху вниз).

Беседа, практика

Текущий

17 – 18 урок


Правила и законы композиции в фотографии

Изучить основные композиционные построения фотографического снимка. Основные технические приемы. Единство приемов образного решения сюжета. Акцентирование композиционных элементов. Целостность изображения. Неделимость композиции. Согласованность всех элементов композиции.

Беседа, практика

Текущий

19 – 20 урок


Правила заполненности кадра.

Знать заполненность площади кадра. Основные правила заполненности кадра. Свободное пространство. Правило размещения элементов снимка. Правило одной трети.

Беседа, практика

Текущий

21 – 22 урок


Правила равновесия и симметрии.

Изучить симметрию и асимметрию. Правило равновесия или симметрии. Вопросы симметрии в черно-белой фотографии и цветной. Изучение с помощью иллюстративного материала (книги, слайды, фотографии). Ритм как законченное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен.

Беседа, практика

Текущий

23 – 24 урок


Ракурс.

Изучить ракурс. Виды точек съемки. Характеристика каждого вида съемки. Линейная, тональная и воздушная перспективы. Глубина пространства. Передача ощущения «трехмерного» изображения.

Беседа, практика

Текущий

25 – 26 урок


Формат изображения и кадрирования.

Изучить формат изображения и кадрирование. Выбор границ кадра при съемке. Окончательный выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата.

Беседа, практика

Тематический

27 – 30 урок


Цветовое решение фотографии.

Знать психологию восприятия света. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, темные и светлые тона. Черно-белая и цветная фотография. Чувствительность глаза и пленки к различным цветам. Цветовая чувствительность пленки. Светофильтры и их применение.

Беседа, практика

Текущий

Раздел 3. Свет (12 часов)

31 – 34 урок


Строение лампы, влияние ее излучения на человека.

Знать виды ламп: галогенные, лампы накаливания, люминесцентные лампы, энергосберегающие и т. д. В чем их отличия (цвет, строение, потоки света) и как они влияют на человека.

Беседа, практика

Текущий

35 – 38 урок


Освещение при съемке.

Импульсный и постоянный свет (искусственное и естественное). Световые приборы, используемые при съемке в студии. Правила работы с приборами. Виды освещений, характер освещенности. Характер светового рисунка. Влияние освещения на настроение снимка.

Беседа, практика

Текущий

39 – 42 урок


Настройка баланса белого.

Изучение настройки фотоаппарата "гистограмма". Для чего она нужна и как правильно настраивать.

Беседа, практика

Текущий


Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов)

43 – 46 урок


Научная фотография.

Изучить научную фотография в современной жизни. Как были получены снимки обратной стороны Луны. Как зафиксировать сложный физический или химический процесс.

Беседа, практика

Текущий

47 – 50 урок


Художественная фотография.

Знать художественную фотографию как вид современного искусства.

Беседа, практика

Текущий

51– 52 урок


Фризлайт как жанр фотоискусства.

Знать что такое Фризлайт как жанр художественной фотографии.

Беседа, практика

Тематический

Раздел 5. Практика фотографа (14 часов)

53 – 58 урок


Репортажная фотосъемка.

Работа фотографа в газете, журнале. Принципы репортажной съемки. Особенности фотосъемки торжественных, спортивных мероприятий.

Беседа, практика

Текущий

59 –66 урок


Мастерская юного фотографа.

Самостоятельная работа по созданию фото

Беседа, практика

Текущий

Раздел 6. Фотовыставка (6 часов)

67– 70 урок


Итоговая фотовыставка «Наши горизонты».

Подготовка выставки. Уметь представить свою работу.

Беседа, практика

Текущий

71 – 72 урок


Итоговое занятие.


Беседа, практика

Текущий



Итоговая работа.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!