СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективный курс «подготовка к егэ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учителей русского языка, работающих в выпускном классе социально-гуманитарного профиля. ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 - 11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данная программа позволит педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективный курс «подготовка к егэ по русскому языку»»

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»














ПРОГРАММА



элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»



10 - 11 классы
















Махачкала – 2017



Печатается по решению учебно-методического совета

Дагестанского государственного педагогического университета

(Протокол №1 от 11 ноября 2017 г.. рег. Номер 91-12-17)


Шайхов М.А. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Программа для учащихся 10 - 11 классов. - Махачкала, 2017. - 8 с.



Научный редактор: доктор педагогических наук,

профессор Гаджиев Г.М.





Рецензент: Халидова Р.Ш., доктор филологических наук, зав. каф. теории и методики обучения русскому языку и литературе.


Автор программы: Шайхов М. А., к.п.н., учитель русского языка и литературы МКОУ «Гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г. с. Гуни Казбековского района РД.





Программа предназначена для учителей русского языка, работающих в выпускном классе социально-гуманитарного профиля. ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 - 11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данная программа позволит педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.








© Шайхов М.А., 2017

© Дагестанский государственный

педагогический университет»



ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»

в 10 - 11 классах

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 –11 классов средней школы, имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ, также способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

Программа учитывает специфику КИМов и даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Предназначена для учителей русского языка, работающих в выпускном классе. Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Данный курс позволит выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе).

Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку.

Особое внимание в программе уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

Основные цели и задачи изучаемого курса:

* обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

* подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

* формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С);

* решение тестов, обобщение и типизация знаний, представленных в тестах ЕГЭ прошлых лет;

*ознакомить учащихся с последней демоверсией и спецификацией ЕГЭ.;

*обучать учащихся правильному заполнению бланков ЕГЭ.


Учащиеся должны:

знать:

* сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

* содержание заданий ЕГЭ;

уметь:

* применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц

и явлений, при создании собственного текста;

* оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

* применять приёмы сжатия текста;

* понимать и интерпретировать текст;

* создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

* аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Основные организационные формы и методы обучения:

* работа под руководством учителя

* самостоятельная работа;

* работа в группах, парах;

* индивидуальная работа.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.

Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании». (Задание В3), «Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии», «Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением». (Задания А4, А5). и т. д.

Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.

Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.



Содержание курса

Подготовка к заданиям уровней А и В (34 ч)

10 класс

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)

11 класс

Подготовка к сочинению уровня С. (29 ч)

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.



Комплексная подготовка к ЕГЭ (5 ч)

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.


Структура курса « Подготовка к ЕГЭ ».

10 класс

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.

На подготовку к заданиям уровней А и В отводится 34 часа, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, языковым средствам, видам тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.

11 класс

На подготовку к сочинению уровня С. программой выделяется 29 часов, где главное внимание сосредоточено на способы формулировки проблемы текста, анализ авторской позиции и способы аргументации собственного мнения, то есть, вопросы, которые вызывают затруднения у учащихся.

На комплексную подготовку к ЕГЭ программа отводит 5 часов, выделяя работу учащихся по индивидуальной коррекции ошибок и тренинг в формате ЕГЭ.


Основные направления работы на занятиях курса « Подготовка к ЕГЭ ».

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся –закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


Результаты изучения курса.


Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 - 11-х классов и рассчитана на 68 часов.

Примерное календарно-тематическое планирование

Раздел

программы

Тема


68 ч

Дата

1. Введение

1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

2


2.Подготовка

к заданиям уровней А и В.

1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

2


2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30)

2


3. Средства лексической выразительности. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)

2


4. Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8)

3


5. Фразеология. (Задания А30, В8)

1


6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

2


7. Морфология. Самост. и служебные части речи. (Задания А10, В2)

1


8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3).

2


9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3)

1


10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6)

3


11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5).

1


12. Синтаксич.выразит. средства. Стилистич. фигуры. (Задание В8)

3


13. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

2


14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

2


15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Зад. А27 –28)

2


16. Текст.Способы и средства связи предл-ий в тексте. (Зад. А6,7,30)

2


17. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29)

1


3.ПРОЕКТ «Подготовка к сочинению уровня С.»

1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы.

3


2. Защита подпроекта

1


3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

4


4. Защита подпроекта

1


5. Выявление и формулировка авторской позиции.

4


6. Защита подпроекта

1


7. Способы аргументации собственного мнения.

5


8. Защита подпроекта



9. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

3


10. Защита подпроекта

1


11. Практикум по написанию сочинения.

2


12. Защита подпроекта

1


13. Защита проекта

3


4.Комплексная

подготовка к ЕГЭ.

1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

5






Список рекомендуемой литературы

1. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экза-менационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подго-товки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интел-лект-Центр, 2010.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2011. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2010.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;

5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!